Методическая разработка к уроку химии в 10 классе на тему "Альдегиды и их свойства"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Харанова Ольга Ивановна

Методическая разработка к уроку химии в 10 классе на тему "Альдегиды и и х свойства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_klass_aldegidy.docx52.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  химии  в  10 классе                                      на тему: «Альдегиды и их свойства».

(Линия УМК по химии 10 – 11 класс  О.С.Габриелян)

Урок № 34.

Предмет: химия.

Класс: 10

Тема урока: Альдегиды и их свойства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и закрепления изучаемого материала.

Методы: словесные (беседа, чтение), наглядные, проблемно-поисковые.

Формы работы:  фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

               1. Технология проблемного обучения

2. Технология уровневой дифференциации

3. Здоровьесберегающие технологии

Цель урока: изучить состав, строение, номенклатуру, изомерию, свойства, получение и применение класса органических веществ альдегидов.

Задачи урока:

Обучающие: 

– организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию знаний о гомологическом ряде альдегидов, их строении, особенности функциональной группы, природе двойной связи в карбонильной группе, взаимному влиянию атомов, физических и химических свойствах.

– обеспечить закрепление знаний о sp2 - гибридизации, взаимном влиянии атомов.

Развивающие:

– развивать познавательный интерес к предмету, умение прогнозировать свойства вещества на основе его строения;

– развивать умение проводить химический эксперимент, находить самостоятельно дополнительную информацию по теме из разных источников;

– развивать речь с использованием химических терминов, коммуникативные способности обучающихся и наблюдательность, внимание.

Воспитывающие:

– воспитание аккуратности и бережливости, чувства поддержки друг друга при совместной работе на уроке;

– формирование устойчивой потребности в знаниях, труде, здоровом образе жизни.

 Оборудование и реактивы: спиртовка, держатель, штатив для пробирок, пробирки; этанол, медная проволока (группа 1); этаналь, растворы сульфата меди (ІІ), гидроксида калия (группа 2); этаналь, аммиачный раствор нитрата серебра (группа 3).

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Основные понятия, изучаемые на уроке: определение альдегидов и кетонов, карбонильная группа, формальдегид, ацеталдегид, качественные реакции (реакция «серебряного зеркала» и взаимодействие с гидроксидом меди (II) при нагревании), реакции гидрирования.

Межпредметные связи:  биология, экология.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение темы урока.

     1. Знакомим учащихся с темой урока и трехуровневыми целями, записанными на доске. Обращаем их внимание на вопросы диктанта, которые находятся на партах, предлагаем оценить, на сколько вопросов они могут ответить сейчас. Выполнять задание учащиеся будут в конце урока.

Цели для учащихся:

     1. Знать тривиальные названия простейших альдегидов, строение альдегидной группы; уметь составлять структурные формулы альдегидов и называть их по систематической номенклатуре.

     2. Знать способы получения и химические свойства альдегидов, качественные реакции на альдегиды, правила безопасной работы с альдегидами; уметь составлять уравнения реакций, практически определять альдегиды по характерным реакциям.

     3. Знать причину проявляемых альдегидами свойств; уметь сравнивать состав и свойства метаналя и этаналя, устанавливать зависимость между составом, строением, свойствами и применением, связь между классами органических соединений.

     2. Предлагаем просмотреть первый пакет информации – перед вами четыре формулы:

http://festival.1september.ru/articles/537579/01.gif

Учащиеся, работая парами, определяют, что общего во всех четырех формулах. Один из школьников записывает функциональную группу на доске.

     3. Учащиеся расходятся по группам, таблички на столах указывают расположение групп в кабинете.  Формируются три группы.

      Учащиеся выполняют в группах лабораторные опыты.

Обращаем их внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения и техники безопасности при выполнении опытов.

Группа 1. Окисление этанола в этаналь.

Группа 2. Окисление этаналя гидроксидом меди (ІІ).

Группа 3. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра.

     4. Выполнив лабораторный опыт, учащиеся обсуждают его результаты в группе, делают выводы, записывают уравнения реакции и выполняют задания. В карточках указаны страницы учебника, где учащиеся могут найти интересующую их информацию.

Группа 1. Предложите два способа получения этаналя в промышленности:

а) из этилена;

б) из этина (реакцией Кучерова).

Группа 2. Напишите уравнение реакции окисления этаналя в общем виде для любого окислителя или кислородом воздуха. Назовите продукты реакции.

Группа 3. Напишите уравнение реакции горения этаналя.

     5. Через 10 мин группы проводят презентацию работы: прикрепляют к доске листы с уравнениями химических реакций, рассказывают о проведенном опыте, демонстрируют его результаты (например, медную проволоку, осадок), делают выводы на основании проведенного опыта и выполненного задания.

После презентации все учащиеся расходятся по своим местам и оформляют результаты всех опытов в тетрадях.

Общий вывод по рассмотренным превращениям записываем в виде схемы:

http://festival.1september.ru/articles/537579/04.gif

Установлена взаимосвязь между альдегидами и другими классами органических веществ.

Составляем на доске уравнение реакции восстановления ацетальдегида до этилового спирта - это реакция присоединения водорода по двойной связи. Учащиеся записывают уравнение в тетрадях.

Физминутка – упражнение для глаз.

     Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа (повторить столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха). Повторить то же, но в обратную сторону.

     6. Работа в парах. Ответить на вопрос: о каком веществе идет речь?

Вариант 1

Представляет собой едкую бесцветную жидкость, кипящую при комнатной температуре. Первичный продукт метаболизма этанола на пути его превращения в уксусную кислоту в организме человека. Один из химических агентов, ответственных за состояние опьянения. Вносит свой вклад в запах спелых фруктов. Используется для получения уксусной кислоты, этилового спирта, лекарственных препаратов (Этаналь).

Вариант 2

Токсичен, раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, глаз. Газообразное вещество с острым удушливым запахом, хорошо растворимое в воде, 40% - ный водный раствор называется формалином. Используется для сохранения анатомических препаратов, дезинфекции помещений, при дублении кож. Содержится в древесном дыме и является одним из консервантов при копчении пищевых продуктов (Метаналь).

III. Закрепление темы урока.

     Учащиеся пишут химический диктант. На заранее заготовленных листах для ответов они записывают вариант и фамилию, а также фамилию соседа по парте, который будет проверять работу:

Вариант

Выполнил

Проверил

Отвечают на вопросы, проставляя знаки ”+” (да ) или “-“ (нет ), обмениваются листами и проверяют друг друга, ставя свои “+” и “-“. Таким образом все учащиеся выполняют оба варианта.

Химический диктант

Вариант 1: этаналь.

Вариант 2: метаналь.

  1. Муравьиный альдегид.
  2. Его 40%-й водный раствор называют формалином.
  3. Формальдегид.
  4. В его молекуле карбонильная группа соединена с двумя атомами водорода.
  5. Ацетальдегид.
  6. Уксусный альдегид.
  7. Газообразное вещество с резким запахом.
  8. Ядовит.
  9. Жидкость с температурой кипения 2000C.
  10. Имеет запах прелых яблок.
  11. Хорошо растворим в воде.
  12. Восстанавливается на катализаторе до этанола.
  13. Окисляется до муравьиной кислоты.
  14. Качественной реакцией на это вещество является реакция “ серебряного зеркала”.
  15. Получают в промышленности окислением этена кислородом воздуха.
  16. Расходуется на получение уксусной кислоты.
  17. Используется для производства фенолформальдегидных пластмасс.
  18. Характерна качественная реакция с гидроксидом меди (ІІ ).
  19. Получают присоединением воды к ацетилену.
  20. Является слабой кислотой.

Ответы (знаки”+”). Вариант 1: 5,6,9,10,11,12,14,15,16,18,19. Вариант 2: 1, 2,3,4,7,8,11,13,14,17,18.

Демонстрируем правильные ответы, учащиеся осуществляют взаимопроверку, выставляют  отметку: за каждые два правильных ответа 1 балл.

IV. Итог урока.

1. Выставление оценок.

2. Предлагаем учащимся вспомнить правила долгожителей, которые вывел еще Гиппократ: питание, движение, гигиена. Обсуждаем эти правила:

  1. Питание. Есть понемногу, не переедать, бороться с вредными привычками.
  2. Движение. Известно, что работающий человек живет дольше, чем тот, кто не работает и малоподвижен; интеллектуалы живут дольше тех, кто не использует свой мозг активно.
  3. Гигиена. Необходимо соблюдать санитарные нормы и правила.

     Домашнее задание: § 11 страница 84 упражнение 4-6 (6 упражнение по желанию).

1.Изучить строение молекул альдегидов; познакомиться с общей формулой гомологического ряда  альдегидов, понятием 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка темы Введение. Химия. 8 класс (+урок)

Методическая разработка содержит: планирование темы  "Введение" в 8 классе;  планируемые результаты обучения (предметные,  метапредметные и личностные); методическое обеспечение учителя...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.

Презентация  к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".

Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий"

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий"...

Методическая разработка дистанционного урока в 10 классе на тему "Функция y = cosx, свойства, график, периодичность, основной период. Применение свойств функции y = cosx."

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Ознакомиться со свойствами функции y = cosx; ее графиком, периодичностью и основным периодом;Уметь применять свойства функции y = cosx при решении зада...

Методическая разработка к уроку алгебры 7 класс по теме :" Свойства степени"

Данная работа направлена на проверку знаний учащихся. Работа может быть  использована для обобщения и систематизации  знаний , и выявления пробелов у учащихся....