Урок по теме "Альдегиды"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Бланк Раиса Николаевна

Изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aldegidy.doc57.5 КБ
Office presentation icon aldegidy.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Альдегиды»

(изучение новой темы)

10 класс

Учитель химии

МБОУ «СОШ №1 им. М. А. Бухтуева»

 г. Кызыл Республика Тыва

Бланк Раиса Николаевна

Цель:

а) образовательная: изучить гомологический ряд, виды изомерии, свойства, применения альдегидов, обратив особое внимание на качественные реакции на альдегиды, актуализировать и углубить знания учащихся о способах получения альдегидов, изомерии и гомологии (гомологической разности).

б) развивающая: обогатить словарный запас через ведения новых понятий (карбонильная группа), уметь доказывать, анализировать, предвидеть свойства вещества по его строению; развивать умения учащихся составлять структурные формулы веществ по названию и называть вещества по структурной формуле, составлять для вещества формулы гомологов и изомеров.

в) воспитательная: продолжить формировать культуру общения через умение слушать, вести дискуссию. Актуализировать мотивацию к процессу познания.

Этапы урока:  

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала (с закреплением по мере его изучения)
  3. Лабораторная
  4. Обобщение
  5. Подведение итога урока
  6. Заключительный этап

Средства и приемы, применяемые на различных этапах урока.

  1. Эвристическая беседа, сравнение, анализ, синтез, обобщение.
  2. Наблюдение (аудиовизуальные)
  3. Работа с учащимися
  4. Тест

Ход урока.

  1. Организационный момент. Начать урок я хочу с отрывка стихотворения Е. Ефимовского:

«… Открытий путь – не легкий путь.

Но человеку не свернуть.

Что? Почему? За ним следят,

Чтоб шел вперед, а не назад.

Вот почему из года в год

Наука движется вперед…»

Продолжим движение вперед и мы. На предыдущих уроках вы познакомились с первой группой кислородсодержащих веществ – спиртами. Сегодня мы познакомимся с другой многочисленной группой кислородсодержащих веществ – альдегидами.

А  с чего же нам начать изучение альдегидов, предложите. (Строение, номенклатура, изомерия, свойства, получение, применение)

Альдегиды - органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу  

 С =О, соединенную с атомом водорода и углеродным радикалом. (слайд 2)

                                       O                             О

                                             //                                     //      

Общая формула R – C – H;                    - С – Н – альдегидная группа

Ввиду большой электроотрицательности атома кислорода по сравнению с атомом углерода, связь СО сильно поляризована за счет смещения электронной плотности π–связи к атому кислорода, в результате чего на атоме кислорода возникает частичный отрицательный (σ-), а на атоме углерода – частичный положительный (σ+) заряды:

Благодаря поляризации атом углерода карбонильной группы обладает электрофильными свойствами и способен реагировать с нуклеофильными реагентами.

Радикалы существуют: предельные, непредельные, ароматические. По характеру радикала,

                                   О

                                  //

связанного с        - С - Н, альдегиды разделяют на: предельные СnH2n+2, непредельные  

CnH2n CnH2n - 2, ароматические   CnH2n-6.                                                     .

Но мы с вами будем знакомиться только с предельными альдегидами.

  1. Номенклатура.

В соответствии с номенклатурой ИЮПАК название предельных альдегидов образуются из названия алкана с тем числом атомов углерода в молекуле с помощью суффикса – АЛЬ. (слайд 5)

Нумерацию атомов углерода главной  цепи начинают с атома углерода альдегидной группы.

Работа по карточкам: дать названия веществ по формулам.

  1. Изомерия. Какой вид изомерии характерен для альдегидов? (углеродного скелета). Составьте формулы изомеров  бутаналя и назовите их.
  2. Все вещества обладают свойствами: как физическими, так и химическими.

У вас нас столах лежат карточки – инструкции. Выпишите физические свойства (цвет, запах, растворимость в воде) альдегидов, поработав с учебником, откройте страницу «Физические свойства альдегидов»,   сделайте обобщение по физическим свойствам альдегидов.

Первый член гомологического ряда предельных альдегидов НСОН– бесцветный газ, несколько последующих альдегидов – жидкости. Высшие альдегиды – твердые вещества. Карбонильная группа обуславливает высокую реакционную способность альдегидов. Температура кипения альдегидов возрастает с увеличением молекулярной массы. Кипят они при более низкой температуре, чем соответствующие спирты, например пропионовый альдегид при 48,8 оС, а пропиловый спирт – при 97,8 оС. Плотность альдегидов меньше единицы. Муравьиный и уксусный альдегиды хорошо растворяются в воде, последующие – хуже. Низшие альдегиды имеют резкий, неприятный запах, некоторые высшие – приятный запах.

  1. Получение:

Когда изучали тему «Спирты»,  там познакомились с альдегидами. Как из спиртов можно получить альдегиды?    

  1. Реакция окисления спиртов:                              O

                                                   t                         //

СН3-СН2 – СН2 – ОН + СuО   → CH3 – CH2 – C - H

  1. Реакция Кучерова (гидратация алкинов): HC≡ CH + H2O → CH3 - COH  

                                                               PdCl2, CuCl2

  1.  Окисление алкенов: 2СН2═ СН2 + О2 → 2СН3 – СОН
  2. Окисление метана в присутствии катализатора и температуры 5000С

СН4 + О2 → НСОН + Н2О

  1. Химические свойства:                                                          Ni; t
  1. Реакция присоединения: гидрирование СН3СОН + Н2 → СН3СН2ОН

                                                                                                                   t

  1. Реакция окисления:

а) «серебряного зеркала» СН3СОН + Аg2О → СН3СООН + 2Аg (Слайд 6)

      б) окисление с помощью свежеосажденного Сu(OH)2 

НСОН + Сu(OH)2 → НСООН + Сu+  Н2О

  1. Замещение по α- углеродному скелету (галогенирование) на свету

                                 hυ

СН3СН2СОН + Сl2 →СН3- СН-СОН

                                               ׀

                                               Сl

  1. Применение. (Слайд 8)
  2. Тест:  (ответы слайд 9)

Вариант №1.

  1. Найдите формулу альдегида:

а) С4Н10;   б) С2Н4О;   в) С5Н12О;   г) С8Н18О.

  1. Исключите лишнее в ряду:

а) пропанон;   б) метаналь;   в) пропаналь;   г) этаналь.

  1. Какая функциональная группа называется карбонильной?

О                   О                  О

     ∕∕                    ∕∕                    ∕∕

а)   – С -         б)  - С – Н    в) – С – ОН     г) – СН2- ОН

  1. Укажите формулу 2,3 – диметилпентаналя:

а) СН3 – СН2 – СОН                                                в) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СОН

б) СН3 – СН(СН3) – СН(СН3) –СОН                    г) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СООН

5. С каким реактивом вступает альдегид в реакцию «Серебряного зеркала»

а) Cu(OH)2     б) H2   в) Ag2O (аммиачный раствор)     г) AgNO3

 

Вариант №2.

  1. Общая формула альдегидов:

а) R - COH;   б) R - COOH;   в) R-CO-R1;   г) R-OH.

  1. Исключите лишнее в ряду:

а) пропанон;   б) метаналь;   в) пропаналь;   г) этаналь.

  1. Какая функциональная группа называется карбонильной?

О                   О                  О

     ∕∕                    ∕∕                    ∕∕

а)   – С -         б)  - С – Н    в) – С – ОН     г) – СН2- ОН

  1. Укажите формулу 2,3 – диметилпентаналя:

а) СН3 – СН2 – СH2ОН                                       в) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СОН

б) СН3 – СН(СН3) – СН(СН3) – CH2–СОН       г) СН3 – СН2 – СН2 – С(СН3)2 – СООН

5. С каким из веществ может вступать альдегид в реакцию окисления

а) Cu(OH)2     б) H2   в) Сl2     г) AgNO3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Альдегиды Бланк Раиса Николаевна учитель химии, I категория МБОУ «СОШ №1 им. М. А. Бухтуева» г. Кызыл

Слайд 2

Альдегиды – органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу соединенную с атомом водорода и углеводородным радикалом. С О,

Слайд 3

Содержание Строение молекулы альдегида Номенклатура и изомерия Физические свойства Получение Химические свойства Применение

Слайд 4

Общая формула альдегидов имеет вид Карбонильную группу, связанную с атомом водорода, часто называют альдегидной : R С Н О С Н О

Слайд 5

Формула Название по ИЮПАК Тривиальное название Муравьиный альдегид, формальдегид, формалин Уксусный альдегид Пропионовый альдегид Масляный альдегид Валериановый альдегид Метаналь Этаналь Пропаналь Бутаналь Пентаналь

Слайд 6

Реакция «серебряного зеркала» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777989a-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_19_05.wmv

Слайд 7

Реакция с гидроксидом меди ( II )

Слайд 8

Применение формальдегида

Слайд 9

Ответы Вариант 1 Вариант 2 1. а 1. а 2. б 2. а 3. а 3. б 4. в 4. г 5. в 5. а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...