Методические рекомендации "Экологизация школьных программ по биологии"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме

Гашкова Елена Николаевна

В методических рекомендациях «Экологизация школьных программ по биологии»  предложено  содержание экологической составляющей в предмете «Биология» на основе  авторских программ к учебникам линии Сонина Н.И. и линии Пасечника В.В для основного общего образования. В основу  структурирования содержания  экологии положен концентрический принцип.  Содержание экологической составляющей в программе Пасечника В.В. для 9 класса  вполне достаточно для обеспечения экологического образования школьников. Содержание программы Сонина Н.И. для 6 класса дополнено биологическим краеведением, составленным группой учителей Нижегородской области в сборнике автора-составителя И.Б. Морзуновой. – М.: Дрофа, 2008г.  
Предназначено для учителей биологии общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Научно-методический информационный центр» г. Белгорода

Областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат  «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»

Методические рекомендации

«Экологизация школьных программ по биологии»

г. Белгород

2013 год

В методических рекомендациях «Экологизация школьных программ по биологии»  предложено  содержание экологической составляющей в предмете «Биология» на основе  авторских программ к учебникам линии Сонина Н.И. и линии Пасечника В.В для основного общего образования. В основу  структурирования содержания  экологии положен концентрический принцип.  Содержание экологической составляющей в программе Пасечника В.В. для 9 класса  вполне достаточно для обеспечения экологического образования школьников. Содержание программы Сонина Н.И. для 6 класса дополнено биологическим краеведением, составленным группой учителей Нижегородской области в сборнике автора-составителя И.Б. Морзуновой. – М.: Дрофа, 2008г.  

Предназначено для учителей биологии общеобразовательной школы.

   

Составитель:

Гашкова Е.Н., старший методист МКУ НМИЦ г. Белгорода,

учитель биологии ОГАУ «БИЮЛИ»

32-37-40

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная обстановка такова, что усиление антропогенного давления на природу и деградация окружающей среды во всем мире вызывают озабоченность многих стран и народов и вынуждают предпринимать совместные усилия, чтобы сбалансировать социально–экономическое развитие общества с возможностями природной среды. Существует много способов решения этой задачи. Среди них важная роль отводится системе всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и профессионального образования в целях повышения экологической культуры общества.

Школьный курс биологии содержит большие возможности для экологического образования и воспитания учащихся, овладения ими системой экологических знаний и умений, нормами и правилами поведения в природе, осознанием ценностных экологических ориентиров.

В РФ в учебном плане нет специального предмета - «Экология», а экологический материал должен быть  рассредоточен по ряду тем предмета «Биология», что позволит обеспечить достаточный уровень экологических знаний, как по проблеме закономерностей динамики популяций и  строению биосферы, так по ряду других вопросов. Экологические знания при таком варианте экологического образования органично встраиваются в систему знаний, приобретаемых школьником при изучении биологии.

Интегрированный вариант экологического образования будет эффективным только при отлаженной системе горизонтальных (межпредметных) и вертикальных (по классам внутри предмета) связей. Способствовать ее формированию - главная задача  данных рекомендаций «Экологизация школьных программ по биологии». Методические рекомендации рассчитаны на введение  экологической составляющей лишь в части учебников, рекомендованных Министерством образования РФ и наиболее используемых в школе – двух  комплексов: «Линия Сонина» и «Линия Пасечника» и рассмотрены вертикальные (по классам внутри предмета) связи. Экологическое содержание из авторских программ отпечатано обычным шрифтом, необходимые дополнения содержания экологической  составляющей отмечены курсивом. Учитель может на основании данных методических рекомендаций и в соответствии с программой, выбранной ОУ обеспечить реализацию экологического образования.

Содержание программы может быть скорректировано учителем  до 20%.

Экологическое содержание из авторских программ отпечатано обычным шрифтом, дополнительное содержание отмечено курсивом.

СОДЕРЖАНИЕ

        

        

I. Экологический компонент к программе по биологии линии учебников Сонина Н.И. (6-9 классы)

II. Экологический компонент к программе по биологии линии учебников Пасечника В.В. (5-8 классы)

БИОЛОГИЯ

I.  Экологический компонент к программе по биологии линии учебников Сонина Н.И. (7-9 классы)

7 класс

        

Тема программы        Подцарство Высшие растения. Моховидные.   Плауновидные. Хвощевидные. Голосеменные. Папоротниковидные

Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе. Особенности организации, жизнедеятельности роль в природе. Практическое значение.

Заболачивание и осушение болот сэкологической точки зрения. Рациональная добыча и использование торфа и каменного угля. Мхи в фауне города.

Тема программы        Подцарство Высшие растения.

Отдел Покрытосеменные - цветковые растения.

Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Связь экологических особенностей сельскохозяйственных растений с местом их происхождения. Неблагоприятные экологические последствия нарушения агротехники с/х растений. Правовая охрана природы от вредного воздействия минеральных удобрений и пестицидов. Способы выращивания экологически чистой продукции.

Тема программы        Отдел Покрытосеменные растения        

Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных.        '

Творческая работа. Составление и защита визитной карточки (герба) изученных семейств цветковых.

Тема программы        Царство Прокариоты

Особенности строения, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни, питания, размножения.

Экологические группы бактерий: почвенные, паразиты.

Тема программы        Подцарство Низших растений        

Многообразие видов. Особенности распространения. Среда питания. Роль в природе. Практическое значение.

Сине-зеленые водоросли, их роль в жизни водоемов.        

Тема программы        Царство грибы                

Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение. Среда обитания. Практическое значение. Шляпочные грибы Белгородской области. Грибы, обитающие в домах, квартирах.


Тема программы        Отдел Лишайники

Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.

Лишайники — индикаторы чистоты воздуха.

Тема программы        Царство животных. Тип кишечнополостные.         '        

Особенности индивидуального развития. Роль в природных сообществах.        

Медуза и техника.                

Тема программы        Тип Моллюски        

Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Моллюски — очистители.

Тема программы        Тип Членистоногие

Многообразие видов. Роль в природе и практические значения.        

Ракообразные Белгородской области.        

Тема программы        Тип Членистоногие. Класс Паукообразные

Многообразие видов. Роль в природе, жизни человека его хозяйственная деятельность.

Пауки Белгородской области.

Тема программы        Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

многообразие видов. Особенности организации клещей связанные со средой обитания. Клещи Белгородской области.

Тема программы        Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Общая характеристика класса среды обитания. Многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным ,. полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Жуки Белгородской области. Бабочки Белгородской области. Двукрылые Белгородской области. Муравьи как общественные насекомые и санитары леса. Другие перепончатые, их значение Отряд прямокрылых. Условность понятий: полезные и вредные насекомые. Насекомые вредители леса, сада, поля, огорода. Насекомые — санитары (нахлебники и паразиты), борьба с ними. Редкие насекомые Белгородской области, их охрана. Насекомые и патенты природы. Представление о бионике.

Тема программы        Царство Животные

Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающих их от организмов других царств живой природы. Систематике животных.

Многообразие беспозвоночных, их приспособленность к среде обитания

Тема программы        Класс Насекомые

Общая характеристика класса. Среда обитания. Многообразие видов. Творческая работа. Составление сборника «Мир насекомых».

                                    8 класс

Тема программы        Место человека в системе органического мира.

Черты сходства человека и животных

Качественное отличия человека от животного. Человек как биосоциальное существо.

Тема программы        Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза

Тема программы        Краткая история развития знаний о строении и

функции организма человека

Анатомия, физиология, гигиена.

Понятие здоровья. Здоровье как достояние личное и общественное. Факторы здоровья. Валеология - наука о здоровье.

Тема программы        Опора и движение

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Роль правильной осанки в сохранении здоровья. Физическое здоровье подростка. Влияние окружающей среды на развитие скелета.

Тема программы        Внутренняя среда организма

Инфекционные заболевания.

Болезни крови и нарушение кровообращения вызванные с загрязнением окружающей среды.

Тема программы        Транспорт

Заболевания органов кровообращения и их предупреждение.

Влияние неблагоприятных условий среды на развитие сердечно-ссосудистых заболеваний

Тема программы        Дыхание

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Заболевание органов дыхания и их предупреждение. Дыхание в разных условиях. Дыхательная гимнастика. Влияние загрязнения на здоровье и пути охраны воздуха.

Тема программы        Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты.

Экологически опасные продукты питания и организм человека.

Тема программы        Пищеварение

Пищеварительные железы.

Печень — барьерный организм человека

9 класс

Тема программы        '         Общие закономерности развития живой природы

Основные признаки живой системы.

Признаки живого. Влияние на живой организм экологических факторов.

Тема программы        Общие принципы клеточной организации

Клетка - структурная функция единица живого организма.

Реакция клетки на действия внешней среды. Изменение состава количества, структуры и функции веществ в клетке.

Тема программы        Обмен веществ и превращение энергии

Биосинтез белков. Фотосинтез.

Изменение интенсивности и хода обмена веществ и реакции матричного синтеза. Влияние внешних и внутренних органов на интенсивность фотосинтеза. Современное состояние (фотосинтез) атмосферы и фотосинтез. Пути повы шения фотосинтеза

Тема программы        Общие принципы клеточной организации

Внеклеточные формы жизни вируса.

Изменчивость вирусов под действием влажной среды.

Тема программы        Формы размножения организмов

Половое размножение животных и растений. Образование половых клеток.

Влияние внешних и внутренних факторов на развитие половых клеток и оплодотворение.

Тема программы        Основы биологии и развития        .

Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.

Влияние внешних и внутренних факторов на развитие.        -

Тема программы        Закономерность изменчивости

Генетическое определение пола у животных и растений.

Современные проблемы генетики пола. Губительное влияние вредных привычек на молодой организм. Нация в опасности.

Тема программы        Закономерность изменчивости

Селекция. Гибридизация и отбор.

Основы закономерности изменения продуктивности с/х растений и животных под влиянием внешней среды ( примере Белгородской области).

Тема программы        Возникновение и развитие жизни на Земле

Происхождение человека. Биологические свойства человеческого общества. Прогнозирование дальнейшего эволюционного развития человека в окружающей его природе.

Тема программы        Выделение

Болезни органов выделения и их предупреждение.

Заболевания печени и почек как результат антропогенного изменения окружающей среды.

Тема программы        Покровы тела

Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Современные системы закаливания. Баня. Косметика и здоровье.

Тема программы        Координация и регуляция

Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль. Заболевание желез внутренней секреции вызванные факторами  внешней среды.

Тема программы        Нервные регуляции

Значение нервной системы.

Факторы положительного и отрицательного влияния на нервную систему. Стрессы.

Тема программы        Высшая нервная деятельность

Особенности высшей нервной системы. Гигиена и проф.заболевания нервной системы

Тема прочимы        Размножение        . .        . „,

Рост и развитие ребенка.

Рождаемость и смертность - регуляторы численности организмов на планете. Демографические проблемы планеты России.

II. Экологический компонент к программе по биологии линии учебников Пасечника В.В. (5-9 классы)

5 класс

Тема программы        Вселенная

Значение солнечной энергии. Освоение космоса

Значение солнечного тепла для жизни на Земле. Мировое освоение космоса, его значение для жизни на Земле.

Тема программы        Строение и свойства веществ

Явления природы.

Влияние природы на человека и человека на природу .

Тема программы        Воздух        .

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Загрязнение атмосферы воздуха в г.Белгороде и области. Его охрана.

Тема программы        Вода

Значение воды в природе. Охрана воды.

Значение воды в жизни и деятельности человека. Необходимость ее экономного расходования. Загрязнение воды, ее очистка и охрана. Охрана воды в Белгородской области.

Тема программы        Горные породы

Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Полезные ископаемые Белгородской области.

Тема программы        Почва

Эрозия почв. Охрана почв. Почвы Белгородской области. Загрязнение (разрушение и охрана).

Тема программы        Организмы

Экология - наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды обитания. Условия жизни организмов. Среда обитания. Факторы среды обитания.

Охрана природы ее сущность и значение. Связь с экологией. Изменение природной среды в результате деятельности человека с момента его появления до наших дней. Примеры положительного и отрицательного антропогенного влияния на природу.

Тема программы        Растения

Значение растений. Охрана растений. Красная книга.

Охраняемые территории: заповедники, заказники, памятники природы.

Тема программы        Грибы

Значение грибов в природе.

Тема программы        Животные

Многообразие животных. Животные «Красной книги».

 Необходимость разумного и бережного использования природы. Охрана растений и животных.    

Тема программы        Растительные и животные уголки живой природы      .,          .

Создание благоприятных условий для жизни его обитателей. Уход за ними. Уход за комнатными растениями. Подкармливание птиц. Посадка деревьев. Очистка участка природы (в теч.года)

Тема программы        Природа едина

Цепи питания. Охрана природы. Правила поведения в природе.        

Представление об экологической пирамиде. Круговорот веществ и энергии. Природа сегодня. Земной шар в опасности.

6 класс

Тема программы        Введение

Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Влияние деятель человека на природу, ее охрана. Связь организмов со средой обитания.

Связь биологии и экологии. Современное состояние растительного мира, необходимость его охраны. Дегра почв Белгородской области Приспособленность растений к ж:изни в неблагоприятных условиях (тундре, горах, пустынях).

Тема программы        Царство растений

Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Мхи в фауне города и села.

Тема программы        Природные сообщества

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Связь биологии с экологией. Растения и среда обитания. Экологические группы растений по отношению к
влажности. Правила размещения растений при озеленении.        
Взаимосвязь между растениями и животными. Необходимость охраны растений и среды их обитания. Красная книга. Растительное сообщество - водоем. Сообщества расте ний созданные человеком (поле, сад, огород). Смена сообществ.

Тема программы        Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Листья растений разных мест обитания.

Тема программы        Жизнь растений

Испарения воды растениями. Листопад. Фотосинтез. Минеральное и воздушное питание растений. Растение -целостный организм. Вегетативное размножение комнатных растений. Практическая работа: «Определение всхожести семян  рас тений и их посев».

Экологическое значение листопада. Растения и очистка атмосферного воздуха. Охрана растений во время сокодвижения. Накопление нитратов в растениях. Комнатные растения как объект изучения Роль агрохимических приемов предпосевной обработки семян в повышении урожайности.

7 класс        

Тема программы        Многообразие животных. Простейшие

 Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тема программы        Многоклеточные

 Исчезающие, редкие и охраняемые виды.  Медуза и техника.

Тема программы        Черви

Биологические и экологические особенности.

Тема программы        Моллюски

Среда обитания. Биологические, экологические особенности. Значение в природе.

Моллюски — очистители воды. Приспособления головоногих моллюсков к среде обитания. Многообразие и практическая значимость.

Тема программы        Иглокожие

Биологические и экологические особенности.

Тема программы        Членистоногие

Биологические и экологические особенности. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Ракообразные Белгородской области.

Тема программы        Паукообразные

Биологические и экологические особенности.

Пауки и клещи Белгородской области.

Тема программы        Насекомые

Биологические и экологические особенности.

Жуки, бабочки, муравьи, двукрылые. Другие перепончатокрылые и их значение. Полезные и вредные насекомые. Насекомые санитары.

Тема программы        Рыбы

Биологические и экологические особенности. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Влияние деятельности человека на состояние рыбных промыслов. Промысловые рыбы Белгородской области. Правила рыболовства. Правовая ответственность. Аквариумоводство.

Тема программы        Земноводные

Биологические и экологические особенности. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Земноводные Белгородской области.

Тема программы        Пресмыкающиеся

Биологические и экологические особенности. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Разведение змей человеком. Пресмыкающиеся Белгородской области.

Тема программы        Птицы

Биологические и экологические особенности. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Птицы - обитатели г.Белгород а. Охраняемые виды птиц Белгородской области. Правовая ответственность за уничтожение птиц. Белгородские птицефабрики.

Тема программы        Млекопитающие

Биологические и экологические особенности. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

■Млекопитающие Белгородской области. Экологические группы млекопитающих. Редкие исчезающие животные области.

Тема программы        Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Одомашнивание. Разведение. Основы содержания и селекции с/х животных.

Местные породы с/х животных. Млекопитающие домашние животные (кошки, собаки).

Тема программы        Биоценоз

Факторы среды. Среда и их влияние на биоценоз. Взаимодействие компонентов. Их приспособления.

Экологическая пирамида. Ярусность. Лес. Человек. Антропогенные изменения. Правовая ответственность. Лесные ремесла. Природные зоны Белгородской области. Правовая ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

8 класс

Тема программы        Введение

Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Здоровый образ жизни. Личная и социальная гигиена.

Понятие здоровья. Здоровье как достояние личное и общественное, факторы здоровья. 

Тема программы        Систематическое положение человека,

его происхождение и эволюция

Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Место человека в систематике. Человек как биосоциальное существо. Качественные отличия человека от животных

Тема программы        Биологические и социальные аспекты личности человека.

Человек как личность. Самосознание. Цели, ценность и смысл жизни человека.

Тема программы        Органы. Система органов

Нарушение в деятельности организма и их компенсация.

Болезнь как отклонение от нормы. Заболевания человека, обусловленные изменения природной среды. Валеология -
наука о здоровье.                

Тема программы        Опорно-двигательная система

Заболевания. Гигиена опорно-двигательной системы. Доврачебная помощь при повреждении опорно-двигательной

системы.

Роль правильной осанки в сохранении здоровья. Физическое развитие подростка. Методы самоконтроля за разви
тием скелета.        

Тема программы        Кровь, кровообращение

Заболевания и их профилактика. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Болезни крови и нарушение кроветворения вызванные загрязнением окруэюающеи среды. Влияние неблагоприятных условий среды на развитие сердечно-сосудистых заболеваний.

Тема программы        Дыхательная система

Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функций.

Дыхание в разных условиях (при повышенном и пониженном атмосферном давлении, по Бутейко, по системе йогов и др.).

Тема программы        Человек и природа.

Влияние окружающей среды

Литература

1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством в.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., -М.: Дрофа,2010.- 92 с.

2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством в.Н. Сонина/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. –М.: Дрофа,2008.- 254 с.

3. Миркин Б.М., Наумов Л.Г. и др. «Экология в общеобразовательной школе»/ Учебно-методическое пособие  для учителей.-М.: Тайдекс Ко, 2004.- 108 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы по биологии в 7 классе в условиях гимназического образования.

В работе показана примерная рабочая программа, поурочное планирование по биологии в условиях гимназического образования....

Методические разработки рабочих программ по биологии 6-9 классов

В 6-9 классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отнош...

Методическая разработка раздела программы по биологии «Экосистемы»

Данная программа составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в о...

Методическая разработка рабочей программы по биологии "Человек. 8 класс"

В данной разработке представлена рабочая программа по курсу "Человек. 8 класс" (ФГОС) ....

Методическая разработка.Рабочая программа по "Биологии", для 7 класса, VIII вида

Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с....

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...