Методическая разработка раздела программы по биологии «Экосистемы»
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) по теме

Кокина Светлана Ильинична

Данная программа составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_razdela_kokina_s.i.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Нижегородской области

Нижегородский институт развития образования

Кафедра естественнонаучных дисциплин

Аттестационная работа

на высшую квалификационную категорию

учителя биологии МАОУ Лицей № 36

Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Кокиной Светланы Ильиничны

Методическая разработка раздела программы по биологии «Экосистемы»

г. Нижний Новгород

2013

  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена в полном соответствии  с федеральным  компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.  Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей  среде, помочь в реальной жизни.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе,  и направлено на  формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового  образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование; влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в природной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов – эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

 Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных  и практических работ,  которые проводятся после соответствующего инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности.

Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10-11 классы) при наличии 105 учебных часов. В ряде регионов для изучения биологии на базовом уровне к федеральному компоненту (70 часов)  дополнительно выделяют 35 часов из регионального компонента, общее число часов становится 105. В этом случае предмет изучают в течение двух лет, и число часов, отводимое на  каждую тему, увеличивается. Наличие дополнительных часов дает возможность уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно-обобщающие уроки, организовать экскурсии, провести больше лабораторных и практических работ.

Заявленное  в программе разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.  По сравнению с 70 часовой программой, в которой обязательными являются  пять работ, в данной 105-часовой программе их число увеличено до восьми.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу структурированного курса положена уровневая организация живой природы. К каждой теме  приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.

Программой предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов), которой может быть использован по усмотрению учителя.

При составлении учебных планов образовательных учреждений возможны два варианта распределения часов между 10 и 11 классами.

Ι вариант:

В 10 классе- 2 часа в неделю (70 часов)

В 11 классе- 1 час в неделю (35 часов)

Ι Ι вариант:

В 10 классе- 1 час в неделю (35 часов)

В 11 классе- 2 часа в неделю (70 часов)

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи  курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

2. Цели и задачи раздела

«Экосистемы»

Цель: формировать научные знания о  формах биологической организации материи - среде обитания, экосистеме, биогеоценозе и биосфере,   как основу для развития  экологических  и мировоззренческих компетентностей; развивать разнообразные виды учебной деятельности, в том числе, и навык исследования,  как универсальный способ освоения действительности и приобретения субъективно новых знаний, т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Образовательные задачи:

формировать понятия о – биоценозе, биогеоценозе, биосфере, экосистеме, искусственной экосистеме, среде обитания, трофических уровнях, цепях и сетях питания, биомассе, продуктивности, продукции,  равновесной системе, биологической сукцессии,  мониторинге экосистем;

учить использовать принцип системности для познания организации биосистем надорганизменного уровня, что приводит к  формированию системных представлений о биосистемах надорганизменного уровня и позволяет понять смысл процессов, протекающих в этих системах - круговорот веществ и энергии в природе, регуляторную роли прямых и обратных связей, поддерживающих гомеостаз и устойчивость экосистем.

изучить поведение качественно новых материальных объектов - биологических системы надорганизменного уровня организации, новую, присущую именно этом объектам структуру, характерные отличительные свойства и функции, правила, отражающие закономерности в экосистемах;

Развивающие задачи:

развивать абстрактное мышление учащихся на основе  анализа, синтеза, сравнения, организуя разнообразные виды учебной деятельности, в том числе, интеллектуальную деятельность, приводящую к освоению обобщения

 исследовательскую деятельность на теоретическом (изучение и обобщение фактов, «открытие» структуры объекта) и практическом уровнях (наблюдение за природными и искусственными экосистемами), использовать технологию разработки ученических проектов, являющуюся сложной формой деятельности, включающей в себя исследовательскую, поисковую, коммуникативную и творческую деятельность.

Воспитательные задачи: 

формировать мировоззрение учащихся через подход к природе, как уникальной биологической системе, формирует адекватное отношение к особенностям природы, дает возможность предвидеть последствия деятельности человека и способствует осознанию необходимости защиты окружающей среды и соблюдению норм экологически грамотного поведения.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии

с возрастными особенностями

Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В юношеском возрасте происходят значительные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением, появляется устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Особую сложность приобрела задача профессионального ориентирования в современных условиях, когда старшие (учителя и родители) сами не уверены в правильности своих советов.

Некоторые психологи считают, что эта особенность – самостоятельность встречи с изменяющимся миром  вообще является специфической для юности. В юности происходит переход от самоопределения к самореализа-ции.

Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз.

Для юношеского возраста характерно абстрактное теоретическое мышление, к концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.

Обучение в старших классах связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач.

Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим.

Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность связана с жизненными планами.

В эти годы происходит и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что увеличивается объем памяти, но и изменяются и совершенствуются способы запоминания. Наряду с произвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становится характерным установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью.

В учении сформированы общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.  Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умений пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение, вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Этот возраст являются достаточно сенситивным для развития всего этого комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на формирование индивидуальных различий, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.

Характерной особенностью данного возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в юношеском возрасте, является склонность к исследованию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру.

Данный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи школьники стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Учащиеся в этом возрасте могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов ученика выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности — стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

и способы их проверки

 Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Образовательные задачи:

Знать ⁄ понимать включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися, ученики должны понимать смысл изучаемых биологических понятий, законов, явлений:

- использовать терминологию и биологические понятия для описания  

  биосистем надорганизменного уровня;

- характеризовать признаки и свойства биологических систем;

- характеризовать внутренние связи – структуру экосистем;

- знать  многообразие форм и связей живой природы; круговорот веществ и  превращение энергии в экосистемах

- объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в  формирование современной естественнонаучной картины мира

Развивающие задачи:

уметь  включает в себя требования к умениям  учебно-познавательной, исследовательской, информационно-коммуникативной, рефлексивной, практической и творческой деятельности и позволяет реализовать компетентностный подход в обучении:

 учебно - познавательная деятельность

-овладевать приемами мыслительной деятельности анализа, синтеза, обобщения, сравнивать и делать выводы, определять принадлежность к группе - классифицировать;

- формировать умение различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы и теории;

- овладевать адекватными способами решения практических и творческих задач;

- приобретать опыт выдвижения гипотез и проверки выдвигаемых гипотез

исследовательская деятельность

- обнаруживать и обобщать факты;

- исследование при помощи определительных карточек;

- наблюдать и описывать по плану для исследования структуры;

- наблюдать за живыми объектами;

- выявлять приспособленность к жизни в сообществе;

- исследовать изменения структуры

информационно-коммуникативная деятельность

- владеть монологической и диалогической речью;

- овладевать навыками письменной речи для ясного и доступного выражения своих мыслей при написании инструкций к своим моделям, при составлении текстов исследовательских работ

рефлексивная деятельность

- владеть навыками организации учебной деятельности: постановкой цели, планированием, подбором средств;

- владеть навыками контроля и оценки своих действий

практическая деятельность

- осуществлять самостоятельный поиск учебной информации;

- выявлять зависимости и представлять результаты исследований с помощью схем, таблиц;

-выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности

- обнаруживать различные функциональные группы, (цепи питания)

 -составлять элементарные  схемы  переноса веществ и энергии в экосистемах

  передачи вещества и энергии;

-уметь объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

- обосновывать необходимость охраны окружающей среды;

- обосновывать поведение в окружающей среде

творческая деятельность

- использовать метод моделирования и преобразовывать модели

 проектная деятельность

- учащиеся развивают умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую для работы над проектом (исследовательской работой, презентацией и т.п.)  информацию  при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;

- получают навыки  задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания оппонентов и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе.

Воспитательные задачи:

воспитание убежденности в возможности познания природы и использование этих знаний для решения разнообразных жизненных задач:

- оценивать влияние среды, человека на экосистемы

- выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

- проводить анализ и оценку собственной деятельности в окружающей среде

 


Диагностика достижений

Подготовленность учащихся определяет качество выполненной ими работы, главными критериями при этом являются степень овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками, тщательность и научность исследования, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления. Но при этом в работе не исключается  взаимопроверка и взаимоконтроль  товарищей, это становится особенно актуальным в процессе подготовки к защите авторских работ и проектов.

В соответствии с требованиями к подготовке учащихся можно предложить следующую систему оценивания их учебной деятельности:

Критерии

Виды деятельности, которые оцениваются

Оценка деятельности осуществляется в соответствии с уровнями усвоения знаний:

первый уровень (узнавание) - умение отличить данный объект от аналогов по внешним характеристикам;

второй уровень (репродуктивный) – пересказать учебный материал в устной или письменной форме; выбрать объект или явление на основе ряда признаков, дать определение понятия,

третий уровень (продуктивная деятельность) – умение связать изученный материал с практикой,  понимать функциональные зависимости между явлениями и умение описывать объект, решать задачи, вскрывать причинно-следственные связи, с жизнью;

четвертый уровень (трансформация, творческая деятельность) – теоретическое моделирование - замена объекта моделью, исследование модели, перенос информации на подлинный объект

Решать тесты и задания со свободным развернутым ответом, решать творческие задачи

Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать исследование, собрать факты,  оценить полученные результаты, сделать выводы, оформить результаты работы

Выполнять эмпирические исследования методом наблюдения

Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме сообщения или доклада

Осуществлять поиск и отбор информации

Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме

Конспектировать и реферировать информацию

Умение подбирать и представлять иллюстративный материал, структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности,

Готовить сообщения и доклады в письменном  виде

Умение четко и кратко излагать мысли, структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию

Выступать с сообщениями и докладами

Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения,

Участвовать в дискуссии

Осуществлять анализ своей учебной деятельности, фиксировать достижения

Вести портфолио


5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей (личностно-ориентированные технологии).

В современной педагогике и психологии  в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки – создание личностно-ориентированных технологий обучения. Поэтому предполагается, что разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей.

Образовательная технология включает в себя в качестве дидактической основы – методы обучения, а педагогическая техника предполагает рассматривать средства обучения и педагогические приемы.

В качестве основных образовательных технологий используются  технологии,  оказывающие активное влияние на формирование личностных характеристик учащихся - проблемно-развивающие, основанные на постановке проблемных вопросов, создании проблемных ситуаций, позволяющие формировать критическое мышление и навыки активного речевого общения, личностно-ориентированные, помогающие построить субъект – субъектное обучение, создать ситуацию личностного роста, включить учебные задачи в контекст жизненных проблем, учащие формулировать собственную позицию и осуществлять выбор.

Некоторые исследователи в области педагогики под педагогическим методом понимают систему целенаправленных действий по решению определенной педагогической задачи.    

Преобладающий метод обучения - познавательный через самостоятельную деятельность учащихся - проблемно-поисковую, поисково-исследовательскую,  творчески-моделирующую.  

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством учителя. Использование  этой образовательной технологии в сочетание с проектной деятельностью позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, что позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Формы организации учебной работы учащихся – индивидуальные, фронтальные, парные, групповые. Одной из форм организации  исследовательской деятельности учащихся при изучении тем данного курса является групповая форма работы. В процессе коллективного учебного труда создаются наиболее благоприятные возможности для интерпретации знаний и для наиболее полного психического развития каждого школьника.  Каждой группе школьников ставится единая исследовательская задача,  для решения которой необходимо объединение усилий всех членов группы и тесное взаимодействие с другими группами учащихся. Особенность такой формы организации деятельности учеников в том, что слабоуспевающие ученики получают необходимую им помощь от своих товарищей, т.е. «обучающую» работу ведет не только учитель, но и учащиеся.  Обычно групповая деятельность сочетается с другими формами организации преподавания.

Система знаний и система деятельности

Система знаний

Данный раздел включает систему экологических понятий, формирование которых закладывает представления о биологической картине мира, необходимое для изучения  теорий: «Эволюционного учения» и «Учения о биосфере» и расширение понятия биологической картины мира до понятия научная картина мира.

Биологические понятия

Законы, правила

Биологические

величины

Теории,

учения

Экология

Экологические факторы

Абиотические, биотические, антропогенные факторы

Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Экологическая ниша

Экосистема

Биогеоценоз

Биоценоз

Агроценоз

Продуценты

Консументы

Редуценты

Цепи и сети питания

Закон  минимума

Либиха,

закон экологической

корреляции

Закон

однонаправленности

потока энергии

правило 1%;

правило 10%;

правило экологической

пирамиды;

Биомасса

Продукция

Продуктивность

Учение

Сукачева о биогеоценозе

Система деятельности

Виды учебной деятельности учащегося

Часто под формами учебной деятельности подразумевают виды учебной деятельности учащихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности учащихся - это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.

Познавательная деятельность

Преобразующая деятельность

Общеучебная деятельность

Самоорганизующая деятельность

Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Естественнонаучные методы познания (теория,); гуманитарные (литература, мифы, религия, научная фантастика); методы чувственного познания.

Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания

Способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование,); навыки общения (монолог, диалог, способы слушать, задавать вопросы); методы взаимообучения, взаимооценки

Способы самостоятельной постановки целей. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения


Поурочное планирование по разделу

«Экосистемы»

Тема

Цель, задачи

Тип урока

Методы

Биологические понятия

Контроль

Содержание

Контроль

Метод

Тема Экологические факторы

1

Организм и среда. Предмет и задачи экологии

Сформировать представление об экологии как науке, о взаимоотношении организмов и среды

Изучить понятие экосистемы как функциональной единицы биосферы

Изучить предмет и задачи экологии

Изучить понятие среды обитания и экологических факторов

Изучения нового материала

Информационный

Репродуктивный Сравнение

Классификация

Анализ

Синтез

Экология

Экосистема

Среда обитания

Экологические факторы

Абиотические факторы

Биотические  факторы

Антропоген-ные факторы.

Знание определений

Умение отличать объект от аналогов

Индивидуаль-ный письменный опрос

2

Закономерности влияния экологических факторов на организмы

Изучить закономерности влияния экологических факторов на организмы

Раскрыть взаимодействие факторов среды, сформировать знания об ограничивающем факторе, экологической нише

Комбинирован-ный

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ

Оптимальный фактор

Зона оптимума

Диапазон выносливости

Пределы выносливости

Зоны угнетения

Точка оптимума

Лимитирую-щие факторы

Экологическая ниша

Знание определений

Умение отличать объект от аналогов

Индивидуаль-ный письменный опрос

3

Абиотические факторы

Изучить абиотические факторы

Систематизировать знания о влиянии абиотических факторов на живые организмы

Продолжить формирование умения объяснять биологические процессы и явления на основе полученных знаний

Комбинирован-ный

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ

Температура

Холоднокров-ные

Теплокровные

Влажность

Свет

Ультрафиоле-товая часть спектра

Видимая часть спектра

Инфракрасные лучи

Фотоперио-дизм

Биологические ритмы

Знание определений

Умение отличать объект от аналогов

Индивидуаль-ный письменный опрос

4

Биотические  факторы

Изучить биотические  факторы

Систематизировать знания о типах взаимоотношении живых организмов между собой

Сформировать умение определять типы отношений у организмов  разных систематических групп

Комбинирован-ный

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ

Хищничество

Хищник-жертва

Каннибализм

Паразитизм

Обязатель-

ный и необязатель-ный паразитизм

Наружные и внутренние паразиты

Временные и постоянные паразиты

Конкуренция

Внутривидовая конкуренция

Межвидовая конкуренция

Конкурентное исключение

Симбиоз

Знание определений

Умение отличать объект от аналогов

Индивидуаль-ный письменный опрос

5

Антропогенные факторы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Изучить антропогенные факторы среды

Продолжить формирование знания об экологических факторах на примере антропогенного Сформировать представление о взаимодействии факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решение по их охране

Комбинирован-ный

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

 (выступления с сообщениями, презентациями)

Устный опрос

Тема Структура экосистем

6

Видовая и пространствен-ная структура экосистем

Изучить видовую и пространственную структуру экосистем

Сформировать представление о видовой и пространственной структуре экосистем

формировать умение выделять основные компоненты экосис-темы, описывать видовой состав и пространственную структуру экосистемы дубравы

Изучение нового материала

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ

Биоценоз

Экосистема

Биогеоценоз

Биосфера

Биотоп

Зооценоз

Фитоценоз

Микробоценоз

Видовое разнообразие

Плотность популяции

Способность к самоподдержа-нию

Продуценты

Первичная продукция

Консументы

Вторичная продукция

Пищевые связи

Редуценты

Структурное сходство

Знание функциональных групп

Характеристика сообщества по плану

Выполнение теста

Устный опрос

7

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах

Изучить пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах

Выяснить  взаимосвязи между организмами в экосистемах

Сформировать представление о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды

Комбинирован-ный

Информационно-репродуктивный

Пищевое поведение

Пищевые взаимоотношения

Трофическое (пищевое) звено

Пищевая цепь

Пищевая сеть

Трофический уровень

Пастбищная пищевая цепь

Детритная цепь

Экологическая пирамида

Знание экологических правил

Умение решать  биологические задачи

Умение  вскрывать причинно-следственные связи, связывать изученный материал с жизненной практикой

Тест

Решение задачи

Устный опрос

8

Причины устойчивости и смены экосистем

Изучить причины устойчивости и смены экосистем

Сформировать представление о причинах устойчивости и смены экосистем

Комбинирован-ный

Проблемный

Динамическое равновесие

Равновесное состояние

Смена экосистем

Знание причин нарушения экосистем

(выступления с сообщениями, презентациями)

Устный опрос

9

Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества- агроценозы

Изучить агроценозы,  влияние человека на экосистемы

 Сформировать представление об агроценозах, продолжить формировать умение выделять основные компоненты, составлять схемы пищевых цепей на примере агроценоза

Сформировать умение оценивать влияние человека на экосистемы

Комбинирован-ный

Анализ

Сравнение

Классификация

Информационный

Репродуктивный

Экологические нарушения

агроценозы

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) (выступления с сообщениями, презентациями)

Устный опрос

10

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Обобщение и повторение вопросов темы «Основы экологии». Проверочная работа.

Проверить знания учащихся по теме «Экологические факторы. Струк-тура экосистем»

проверить знания учащихся на разных уровнях сформиро-ванности: узнава-ние, репродукти-рование, продук-тивная деятельность и использовать полученные результаты для последующей коррекции знаний;

Контрольный

Репродуктивная и продуктивная деятельность

Изученные в теме термины, законы, закономерности

Воспроизведение материала, умение описывать объект, связывать знания с практикой и жизнью

Письменный опрос


Список литературы

  1. Биология. Общая биология. Базовый уровень : учеб. Для 10 -11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И Сивоглазов,  И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова. – 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008
  2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008  
  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. /авт. –сост. И.Б. Морзунова.- 2-е изд., стереотип., М., Дрофа, 2009
  4. Использование ИКТ на уроках биологии http://odt.orb.ru/orenik/index.php?option=com_content&view=article&id=115:2011-11-03-10-10-01&catid=42:2011-02-16-13-14-43&Itemid=62
  5. использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета  http://dibutschool5.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_biologii/1-1-0-2
  6. Современные образовательные технологии http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
  7. Образовательные технологии в современной системе образования http://ido.tsu.ru/other_res/ep/filosof_umk/text/t4_1.htm
  8. Учебно-методические комплекты по биологии http://knmc.kubannet.ru/node/486
  9. Учебно-методический комплекс учебного предмета «Биология»  http://rmobio-nn.3dn.ru/publ/4-1-0-13
  10. Сайт http://school-collection.edu.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми

Методической  разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...

Методическая разработка раздела программы

Русский язык -5 класс .Тема " Лексика"...