Методическая разработка раздела программы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Колесник Елена Ивановна

5 класс . Тема "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_razdela_programmy-kolesnik.docx58.17 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Первомайская  общеобразовательная  школа №2

Аттестационный материал

Методическая разработка раздела программы

по русскому   языку в 5 классе «Лексика».

                                                                                                   

                                                                         Выполнила учитель

                                                                     русского языка

МОУ  ПСОШ №2

                                         Колесник Елена Ивановна

 2010-2011 уч. год

Методическая разработка раздела программы .
Русский язык ,5 класс.  
«ЛЕКСИКА» .

                   Составила КОЛЕСНИК ЕЛЕНА ИВАНОВНА , учитель  русского языка и  

                литературы Первомайской средней школы №2 .

                           К.Г.Паустовский так писал о богатстве и выразительности

русского языка:

             «  С русским языком можно творить чудеса .Нет ничего такого в жизни и нашем сознании,

ч то  нельзя было бы передать русским словом .Звучание музыки ,спектральный блеск

красок ,игру света ,шум и тень садов ,неясность сна ,тяжкое громыхание грозы ,детский

шёпот и шорох морского гравия .Нет таких звуков ,образов и мыслей –сложных и

простых  ,-для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
 

                                             Программа по русскому языку.5 класс.

   Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно –практическую направленность ,т .е .он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения . Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря , словообразовательных и грамматических средств ,располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно –выразительных средств, стилистическим разнообразием . Свободное владение родным русским языком –надёжная основа каждого русского человека в его жизни , труде ,творческой деятельности .Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень , соответствующий условиям и потребностям современного общества , усилить практическую направленность обучения русскому языку , повысить эффективность каждого урока .

    Описание программы курса .

     В школе изучается современный русский литературный  язык , поэтому программу школьного курса составляют основные сведения о нём .Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке ,истории языка , его современных разновидностей .

   Программа содержит :отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики ,лексики и фразеологии ,морфемики и словообразования ,морфологии , синтаксиса и стилистики  русского литеретурного языка  ,а также сведения о роли языка в жизни общества о языке как развивающемся явлении ;речеведческие понятия ,на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся , -формирование коммуникативных умений и навыков ;сведения об основных нормах русского литературного языка ;сведения о графике , орфографии ,пунктуации ;перечень орфограмм и знаний пунктуационных правил .Кроме  перечисленных знаний о языке и речи ,программа включает перечень орфографических ,пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся .

    Программа построена с учётом принципов системности ,научности  , доступности преемственности и перспективности между различными раздела ми курса .Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом : в  5 -7  классах изучаются фонетика  , графика ,лексика и фразеология ,морфемика и словообразование , морфология и орфография . Систематический курс синтаксиса  является предметом изучения 8 -9  классов . Однако первоначальные сведения   об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводится уже  в 5 классе . Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся .В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа .Например ,темы «Лексика»  , «Словообразование» , «Имя существительное» , «Имя прилагательное» , «Глагол» даются в 5 - 6  классах ,сведения по стилистике и речеведению –в 5 ,6 ,9 классах . Программа предусматривает прочное усвоение материала , для чего значительное место в ней отводится повторению .Для повторения в начале и в конце года   в каждом классе выделяются специальные часы .

    Программа  по русскому  языку в 5 классе рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).

                         Цели курса :

организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями ;

 формирование орфографических ,пунктуационных и речевых уме ний  и навыков ;

формирование навыков грамотного письма овладение нормами русского литературного языка ;

обогащение словарного запасаи грамматического строя речи учащихся;

формирование умений и навыков связного изложения мыслей  .

                    Задача курса :

сфомировать у учащихся языковую компетенцию    (    осведомленность    школьников в системе родного языка). 

В  ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:    

Требования к знаниям  ,умениям и навыкам учащихся по русскому языку за      курс   5 класса .

1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений : речеведческих  понятий ,орфографических и пунтуационных правил , обосновать свои ответы и приводить нужные примеры .

2.К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками :

-разбирать слова фонетически ,по составу и морфологически  ,а предложения (с двумя главными членами )-синтаксически .Составлять простые и сложные предложения изученных видов .

-разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их .

-пользоваться орфографическими и толковыми словарями .

-соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала .

По орфографии .-Находить в  словах изученные орфограммы ;находить орфографические ошибки   и исправлять их .

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5   классе .

 По пунктуации .-Находить в предложениях смысловые отрезки ,которые необходимо выделять знаками препинания ,обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их  в предложениях в соответствии с изученными правилами .

По связной речи .-Определять тему и основную мысль текста ,его стиль . Подробно и сжато излагать повествовательные тексты  (в том числе с элементами описания предметов ,животных).Составлять простой план исходного и собственного текста . Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему , рассказы о случаях из жизни ,а также описывать отдельные предметы ,животных по наблюдениям ,опыту , по картине .

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом) .

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания .

Грамотно пользоваться лексическими и грамматическими средствами в устной     и письменной речи .

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста
(в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими ,орфоэпическими ,морфемными и толковыми словарями .

                         Структура курса .

Структурно курс разделён на  11 частей .

Введение .  (    3 часа.)

Повторение изученного в начальных классах .(20 часов) . 

Синтаксис .Пунктуация .(  36часов  ) .

 Фонетика .Графика .(18 часов).

Лексика   (10 часов) .              

Морфемика  (26 часов) .

Самостоятельные и служебные части речи (1час) .

Имя существительное (24 часа) .

Имя прилагательное (16 часов) .

Глагол (42 часа) .

Повторение изученного в 5  классе .(8 часов) .

                   Пояснительная записка .


       На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности , формирование у детей способности самостоятельно мыслить , добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах , быть открытыми для новых контактов и культурных связей .Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности .Этим обусловлено введением в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся .Жизнь общества ,вся история человечества , история науки , техники и культуры  отражаются в словах ,которые фиксируются в словарях .
    Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике .Трудно сосчитать все слова  русского языка и включить их в словари .Из них самым большим является 17-томный , в котором более 120 тысяч  слов .Это «Словарь современного русского литературного языка» , созданный Институтом русского языка Академии наук СССР .В 1970 году этот словарь был удостоен Ленинской премии .

                                     Актуальность темы

Курс русского языка в 5 классе (тема «Лексика»)  ставит своей задачей знакомство со словом  как единицей языка .

Развиваются навыки грамотного культурного общения .

Идёт работа над изобразительно-выразительными  средствами языка ; тесная связь с литературой .

Чтение толковых словарей поможет расширить словарный запас , сделает речь богаче и выразительнее.

Умение употреблять слова в свойственном им значении - залог успешности в обществе.

Начинается постепенная подготовка детей к заданиям  ГИА (А4 , А5,В1) ,ЕГЭ (А3,А12,В8).

 

                       Цели и задачи :                                                                                                                                     

       
1. Познавательная : научить учащихся  пользоваться толковым  словарём , словарями  антонимов , синонимов ,различать лексическое и грамматическое значение слова ,однозначные и многозначные слова , прямое и переносное значение слова ; выработать умение употреблять слова в свойственном им значении ;учить создавать тексты на основе увиденного на картине с использованием языковых средств.
       2.
Развивающая : учить правильно выражать
свои мысли и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией , тем самым способствуя развитию связной речи учащихся.
       3.
Воспитательная : привить вкус к настоящему , чистому , меткому     красивому русскому литературному языку , способному передать тончайшие движения человеческой души ,воспитывать любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятия «Родина» .

                 Специфика восприятия и усвоения  учебного    материала.

     Психологическая цель урока:

              Способствование развитию учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного          урока; 

          Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов , достигнутых в предшествующей работе;  

         Использование  игровых форм , методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

          Возраст 10-11 лет (5 класс)является одним из достаточно изученных в психологии возрастных периодов. В психологическом плане этот возраст исключительно сложен , начинается стабильный период развития в жизни ребёнка .Одни пятиклассники гордятся тем , что повзрослели , и быстро втягиваются в учебный процесс ,а другие переживают изменения в школьной жизни , и адаптация у них затягивается .В такой период дети нередко меняются  -тревожатся без явных причин , становятся робкими или , наоборот , развязными . Как результат –у них снижается работоспособность , они становятся забывчивыми, неорганизованными  , иногда у детей ухудшается сон и аппетит . Наибольшее количество проблем у детей этого возраста связано со школьным обучением . Нередко у пятиклассников возникают проблемы в учёбе ,несмотря на то , что ребята хотят хорошо учиться ,радовать своих близких .Причины могут быть разные : слабая подготовка в младших классах ,неумение анализировать , плохая речь , слабые память и внимание  ,нежелание заставить себя заниматься , неразвитая воля .

Внимание подростков постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Значительно увеличивается объем памяти.

Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета.

Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”.    Все эти проблемы решаемы ,необходимы только внимание и терпение     взрослых :

1.Нужно помогать ребёнку в учёбе ,чтобы он понял все детали  трудного задания и сам мог выполнить аналогичное , подробно объясняя свои  действия

2.Чаще играть с ребёнком в развивающие игры ,чтобы развивать его память , внимание и мышление .

3.Развивать волю и собранность .

4.Помогать ребёнку совершенствовать свои способности не только в учёбе , но        и в других делах .

           К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика :овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным .

                   Технологии и формы организации   
                   
деятельности .

      Особенность и специфика обучения  русскому языку являются одной из наиболее сложных  проблем образования. Обучение представляет собой типичную модель организации современного образования - классно-урочную систему, отношения учитель-ученик, домашние задания, фронтальные формы классной работы и многое другое. С другой стороны, обучение в пятых классах приобретает новые черты и формы, которые вообще не применялись , либо использовались  крайне редко  в начальных классах.

     Образовательные технологии и формы организации учебной деятельности : личностно –ориентированный подход ,подача материала в игровой форме ,новые педагогические технологии :методы проектов и разноуровневое обучение , информационные и коммуникативные , введение государственных стандартов и обязательного минимума  содержания  ,технологии  развивающего обучения , здоровьесберегающее обучение .

        Личностно-ориентированное обучение пятиклассников предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обучающиеся чувствовали бы себя источником своей учебной деятельности. Обучение должно затрагивать не  только познавательные процессы, но и эмоции, чувства и переживания учеников. В возрастном периоде развития молодые люди впервые приобретают  способность сознательного управления собственной волей. Управление собственными волевыми процессами непосредственно связано со способностью субъекта видеть и понимать свой внутренний мир. Соответственно, основная стратегия личностно-ориентированного обучения в этом возрасте должна быть направлена на создание условий для обеспечения адекватной направленности учащихся на свой внутренний мир, становления и развития у них субъекта волевого действия.

          Дифференциальная работа на уроке ,основанная на глубоком знании психологических особенностей и познавательных возможностей школьников  даёт возможность учителю и ученикам ощутить радость от результатов совместного труда , приучает каждого школьника работать на уроке в полную меру своих возможностей .

     Серьёзных положительных результатов от дифференцированного обучения можно ожидать только после систематической работы в течение нескольких лет . Она требует от учителя большого такта ,терпения , внимания к внутреннему миру ребёнка . Дифференциация может осуществляться по объёму и содержанию работы ,приёмам и степени самостоятельности , при повторении ,закреплении и (в определённых условиях) при объяснении нового материала .В любом случае перед обучающимися ставится единая познавательная задача ,к решению которой они идут путями ,соответствующими их познавательным возможностям на данном этапе .Но все контрольные , срезовыем  (в том числе итоговые по развитию речи) проводятся единые для всех вариантов .

     Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различной  .Схематически один из видов таких уроков можно представить так   :

   1.Совместная постановка задачи .

   2.      1в.,2в.,3 в .                                         -   Дифференцированное повторение

                                                                              необходимого материала .

  3.Совместное объяснение нового

     материала с опорой на повторение .

  4.      1 в .,2 в., 3 в.                                        –Дифференцированное закрепление

                                                                          (повторное объяснение для 3 в . в

                                                                          случае необходимости).

  5.  1 в .,2 в., 3 в.                                        –Проверка работы каждого варианта

                                                                        с   участием   остальных .

  6. Общая проверка результатов

     усвоения материала .

  7. 1 в .,2 в., 3 в.                                     –Дифференцированное домашнее  задание.

                        

          Учебный проект –это интерактивное дидактическое средство развития , обучения и воспитания ,это одна из личностно ориентированных технологий , способ организации самостоятельной деятельности школьников ,направленный на решение различных задач  .

           Учебный проект –это возможность делать что –то интересное самостоятельно ,в группе или самому ,максимально используя свои возможности ;это деятельность ,позволяющая проявить себя ,попробовать свои силы ,приложить свои знания ,принести пользу и показать публично достигнутый результат .

      Учебные проекты  ,существующие в образовательной практике ,делятся на несколько групп :

Исследовательский

Информационный

Творческий

Ролевой (игровой)

Практико-ориентированный

Монопроект

Межпредметный

Непосредственный

Телекоммуникационный (скрытый

Проектная деятельность в 5 классе.

             Одним из приемов работы на уроках русского языка в 5 классе является работа   по созданию проектов. Учащиеся овладевают такими приемами работы, как:

         1.сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

        2. проведение исследования;

        3.подготовка иллюстративного материала;

         4.оформление   материала   для   презентации   (сильные   ученики)   или доклада.

 Использование ИКТ на уроках русского языка  в 5  классе.

 Цели использования ИКТ на уроке русского языка:

  1. сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  2. приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;
  3. установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  4. учить правильно выражать свои мысли и строить высказывания в соответствии

 с речевой ситуацией , тем самым способствуя развитию связной речи учащихся.

  1. помочь учителю в:

 ♦ возможности эмоционально и образно подать материал;

 ♦ организации закрепления полученных на уроке знаний;

    ♦ проверке знаний, умений и навыков;

   ♦ придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;

♦ экономии времени.  

    Возможности учителя:

-подбор иллюстративного материала;

-создание    электронных     наглядных     пособий     (таблицы,     схемы, диаграммы);

-создание сборников упражнений;

-создание индивидуальных карточек;

-создание презентаций;

-размещение информации на сайте школы;

-создание электронного учебника.    

             Деятельность учеников

-создание таблиц, схем , диаграмм;

-создание иллюстраций;

-выполнение упражнений  в электронных таблицах;

-выполнение творческих работ (сказки, кроссворды, ребусы, газеты...);

-создание и оформление работы в текстовом редакторе;

-создание презентаций;

-поиск информации в сети интернет;

-публикации в сети Интернет.

              Результативность работы над методом проектов

  1. Написание докладов.
  2. Создание презентаций.

        Игровая форма обучения .

               Увлекательные формы проведения мероприятий  : устный журнал путешествие , экспедиция , КВН ,турнир эрудитов –помогают формировать интерес к изучению русского языка , углублять знания повышать общую языковую культуру , воспитывать языковое чутьё , развивать лингвистические способности .

«Турнир эрудитов»
                   Устный журнал «Слово о словах»
                   Лингвистическая экспедиция
                    в русскую сказку
                   «Путешествие в Тридевятое царство»
                     Час русского языка
                    « Свидетели истории народа»

           Результативность работы на уроках игрового типа :

Повышается интерес к предмету  .

Активизация  детей на уроке .

Повышение знаний .

                       Ожидаемые результаты .

  1. Овладение учащимися научными знаниями и представлениями о словарном составе языка ,лексическом и грамматическом значении слов , однозначных и многозначных словах ,прямом и переносном значении слов .
  2. Умение пользоваться толковым словарём , словарём антонимов ,

 синонимов ,умение употреблять слова в свойственном им

значении ,воспроизводить информацию , содержащуюся в устном

изложении учителя, умение описывать изображённое  на картине

 с использованием необходимых языковых средств.

  1. Умение аргументировано доказывать  свою точку зрения.
  2. Сформировать у учащихся представления о слове как единице языка..
  3.  Овладеть приемами работы с разными видами словарей.
  4. Способность к творческому решению учебных и практических задач.
  5. Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими

       средствами в устной и письменной речи .

   
                         Система знаний , система деятельности :

Система знаний включает в себя

 - знания из научной области (лексика , прямое и переносное  значение слова ,многозначные и однозначные слова , синонимы ,антонимы, омонимы)

- фундаментальные знания из  области русского языка (лексическое и грамматическое значение слова);

- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.

Система деятельности включает:

1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, обобщение, аналогия). Причинно-следственные связи .Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

 2. Преобразующая деятельность . Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов.  

3. Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.).

 Роль контроля знаний ,умений ,и навыков учащихся в учебном процессе .

         Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока .С его помощью устанавливается обратная связь ,позволяющая вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала . Систематический учёт знаний школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании , осмыслении и запоминании ,обобщении и систематизации знаний и действий , применении их на практике ,а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью .

        Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний ,умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке ; помогает успешной организации дифференцированного обучения , является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников .

   Формы контроля и оценки результатов.

        Контроль результатов обучения –важная часть процесса обучения .Его задача заключается в том ,чтобы определить ,в какой мере достигнуты цели обучения .Обучающее значение контроля выражено в том ,что он позволяет ученику корректировать свои знания и умения .Воспитательное значение контроля велико .Проверка приучает учащихся систематически работать ,отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений .У учащихся вырабатывается чувство ответственности , стремление добиться лучших результатов .Он воспитывает целеустремлённость ,настойчивость трудолюбие ,умение преодолевать трудности .

         Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю :индивидуальная ,групповая , фронтальная ,устная ,письменная ,дифференцированная , экспериментальная ,компьютерная  формы контроля .

     В последнее время всё большее значение приобретает компьютерная форма контроля знаний учащихся .Но не теряет своей актуальности и важности письменная форма контроля ,которая может включать в себя методы :контрольный диктант ,сочинение ,изложение ,контрольная работа, поверочная работа ,самостоятельная  работа ,работы на ГИА ,ЕГЭ .

  При организации индивидуального опроса особое внимание следует уделять монологическому высказыванию на лингвистическую тему ,в основе которой лежит усвоенная учащимися научная информация . Необходимо постоянно иметь в виду ,что от овладения лингвистической терминологией во многом зависит сознательность усвоения школьниками изучаемого материала .Обучая умению строить связное устное монологическое высказывание на лингвистическую тему ,а затем и проверяя ,насколько оно сформировано ,целесообразно не только познакомить учащихся с «Нормами оценки знаний ,умений и навыков учащихся по русскому языку» ,чтобы школьники чётко представляли себе критерии оценки их знаний ,за что им ставят ту или иную оценку ,но и время от времени  напоминать эти требования .

      Навыки восприятия речи ,устной и письменной ,особенно научного и публицистического стиля ,крайне важны ,так как они готовят школьников к активной речевой деятельности .От их усвоения в значительной степени зависит овладение содержанием школьных дисциплин ,активность жизненной позиции .Воспитание культуры восприятия ответа товарища на уроке ,умение  его анализировать и оценивать –один из этапов работы над формированием умения воспринимать речь .

        Памятка для анализа ответа товарища .

1.Соответствует ли ответ заданному вопросу ?

2.Последовательно ли отвечал товарищ ?

3.Можно ли считать его ответ полным ,убедительным ?

4.Достаточно ли было приведено примеров ,фактов для подтверждения изложенных положений ?

5.Были ли ошибки ,недочёты по существу и по форме изложения ?

Организация опроса на уроках обобщения и систематизации изученного .

В системе контроля значительное место занимают уроки обобщения и систематизации вместо традиционных уроков повторения ,после проведения которых знания ,умения и навыки школьников часто оставались разобщёнными ,фрагментарными ,не связанными в строгую и чёткую систему .Систематизация и обобщение изученного предполагает решение задач более высокой степени трудности .На подобных уроках проверка знаний учащихся не должна быть механическим повторением ранее изученного ,а при опросе задания ,вопросы не должны повторять те , которые ставились при изучении нового материала ,его закреплении .На этих уроках проверяется умение учащихся подводить частные явления под общее правило ,рассматривать изученные ранее факты в сопоставлении . Поэтому при опросе необходимо давать задания ,проверяющие умение анализировать смешанные явления ,упражнения классификационного характера ,задачи ,вызывающие ,как говорят психологи ,ситуацию интеллектуального   затруднения .Решая эти задачи ,школьники должны показать ,научились ли они самостоятельно переносить усвоенные ими ранее знания и умения в непривычную ситуацию ,видеть новую , неожиданную функцию объекта  ,осознавать взаимосвязь явлений языка , его строй  ,структуру ,закономерности ,раскрывать внутреннюю логику предмета .Практика показывает ,что это положительно влияет на развитие активности  ,самостоятельности мышления ,языкового чутья учащихся ,на повышение их грамотности ,общее развитие ,пробуждает интерес  к предмету .

  На уроках завершающих изучение темы ,а также обобщения и систематизации изученного рекомендуется использовать такую форму индивидуального опроса ,как самостоятельное составление таблиц ,схем классификационного характера .Проверка знаний школьников путём составления таблиц и схем обобщающего характера имеет большое значение ,так как способствует развитию логического ,абстрактного мышления ,умения обобщать и приводить в систему изученное , анализировать и сопоставлять ,находить в сравниваемых явлениях общее и различие .

                         Тематическое планирование по теме .

          На изучение темы «Лексика» в 5 классе по программе отводится 10 уроков:
1УРОК-  §  64 Слово и его лексическое значение .
          Цель урока : познакомить учащихся с понятиями «лексика» , «лексикон»,  «лексическое и грамматическое значение» ,толковыми словарями и способами   толкования слов ; формировать умение различать лексическое  и  грамматическое значение слов .
2УРОК-  §  65 Однозначные и многозначные слова .
           Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «однозначные» и
«многозначные» слова ;формировать умение различать лексическое                значение многозначных слов и находить необходимые сведения в толковом словаре .
 
3УРОК-  §  66 Прямое и переносное значение слов .
            Цель урока :познакомить учащихся с понятием «переносное значение слов» ,  причиной переноса значения ;формировать умение употреблять в речи   слова в переносном значении».
 4УРОК-  §   67 Омонимы.
             Цель урока :познакомить учащихся с понятием «омонимы» ,показать, чем отличаются омонимы от многозначных слов .
5УРОК-   § 68 Синонимы .
          Цель урока :познакомить учащихся с понятием «синонимы»,
их ролью в речи, стилистическими особенностями ;формировать
умение употреблять синонимы в соответствии с их лексическим
оттенком и стилем высказывания .

6УРОК -  § 69 Антонимы .
         Цель урока :познакомить учащихся с понятием    
«антонимы»,формировать умение подбирать антонимы и
использовать их в речи .
7-8 УРОКИ-    Упр358 Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская
           лазурь» .
          Цель урока : продолжить работу над развитием речи обучающихся
при создании  текста – поэтического описания  природы на основе
картины работа над стилем и основной мыслью сочинения ;
формирование умения точно подбирать слова в своей работе .
9УРОК-  СТР 149Повторение по теме «Лексика» .   
          Цель урока : обобщить изученное о лексических единицах ,
совершенствовать навык их употребления в устной и письменной  речи
10УРОК-  Проверочная работа по теме «Лексика» . 
           Цель урока : проверить знания и умения ,полученные при изучении
темы «Лексика.»

                           Литература :

  1. Ресурсы Интернета.
  2. Программы общеобразовательных учреждений .Русский язык .5-9 классы . М.Т.Баранов ,Т.А .Ладыженская ,Н .М. Шанский –М : «Просвещение» ,2006.
  3.  Русский язык ,Проектная деятельность учащихся .(Г.В.Цветкова) –Волгоград , 2009.
  4. «Открытые уроки по курсу «Русский язык» :5 -11 классы .Сост .Е.В.Васильева , Т.И.Канина ,О .Е .Жирепко .-М.: «5   за  знания» ,2008.
  5. Лозинская Т .П . «Русский язык –это интересно .М .: «Московский лицей» ,2000.
  6. «Поэзия норм и правил».Сост .В.Н.Ивлева –М .: «Просвещение»,2004.
  7. Богданова Г.А. «Опрос на уроках русского языка» -М .: «Просвещение» ,2000.
  8. Русский язык :ЕГЭ-2010 .А.Ю.Бисеров  ,Н.В.Соколова .-М.:АСТ Астрель,2010.
  9. ГИА -2009:Экзамен в новой форме :Русский язык :9 класс.Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации  в новой форме .Сост .И.П.Цыбулько ,Л.С.Степанова .-М.:АСТ  Астрель ,2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми

Методической  разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...

Методическая разработка раздела программы

Русский язык -5 класс .Тема " Лексика"...

методическая разработка раздела программы "Народная игрушка"

Раздел, который я представляю, называется «Народная игрушка».Этот раздел программы учащиеся изучают на первом году обучения, где знакомятся с традиционным народным промыслом на примере дымковско...

Методическая разработка раздела программы

история России 8 класс по учебнику Данилова А. А....