Методическая разработка раздела программы
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Борисова Анна Александровна

история России 8 класс по учебнику Данилова А. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №3

г. Богородск Нижегородская область

Методическая разработка раздела

«Россия во второй четверти 19 века»

Выполнила:

Борисова А. А.

учитель истории МБОУ СОШ №3

607600 Нижегородская область

г. Богородск ул. Ленина д. 227

тел. 8(83170)20079

г. Богородск

2012 год

Содержание:

1.  Пояснительная записка

2.  Цели и задачи раздела

3.  Психолого-педагогическая характеристика 8 - а  класса

4.  Ожидаемые результаты освоения раздела программы

5.  Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

6.  Система знаний и система деятельности

7.  Календарно-тематическое планирование по разделу

8.  Разработка урока

  1. Пояснительная записка

Моя работа посвящена методической разработке раздела «Россия во второй четверти 19 века», периоду  правления Николая Первого, который рассчитан на 9 часов. 

Уже в течение нескольких лет  я работаю по программе: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Россия в XX – начале XXI века».- М.: Просвещение, 2007.

Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 8 класса, изданного в издательстве  «Просвещение»: А. А. Данилова История России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России История России ХIX век». – М.: Просвещение, 2009; Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России ХIX век». – М.: Просвещение, 2007.

Основной целью данного раздела является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

     Данная программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

     В результате изучения курса истории России в 8-ом классе ученик должен знать/ понимать:

1) Основные даты и ключевые события истории России в XIX в.

2) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ.

3) Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; места военных действий и походов.

4) Составлять описание памятников; предметов быта; произведений художественной культуры.

5) Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события и явления по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

 6) Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России XIX века; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии общественных движений, .изучают основные положения крестьянской реформы П.Д.Киселева, определяют ее значение и последствия.

7) Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, династический кризис, Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм, кризис крепостнической системы, «капиталисты» крестьяне, «Международный жандарм», западники, славянофилы, общинный социализм, сословность образования, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль

8) Объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, причины создания новых кружков, их основные идеи и вопросы, обсуждаемые в 30-е гг. представителей  науки и культуры.

9) Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн.

     Заработка составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

Главной целью моей методической разработки является раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий обучения применительно к разделу «Россия во второй четверти 19 века», учебной программы по истории России для 8 -го класса.

Задачи методической разработки раздела учебной программы по истории России:

1)        определить формы и методы изучения содержания раздела «Россия во второй четверти 19 века» данной программы;

2)        раскрыть опыт проведения уроков по изучению этого раздела;

3)        описать виды деятельности педагога и учащихся;

4)        описать методику использования элементов современных педагогических технологий;

5) показать приемы использования информационных средств обучения.

1 час отводиться на повторение основных аспектов раздела: основные даты и понятия, крупнейшие события и выдающихся деятелей данного периода.

Ключевую роль в данном разделе играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики  общественных процессов, специфики возникновения и развития общественного движения в России  XIX в..

  1. Цели и задачи раздела

1. Обучающая цель:

формирование знаний об основных этапах и ключевых событиях исторического процесса в России; создание представлений о закономерностях развития общества и государства в данный период на основе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

2. Развивающая цель:

обучающиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.

3. Воспитывающая цель:

обучающиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться  в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.

Задачи раздела

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества,      формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
  4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  6. способствование социализации, осознанию своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира;

3. Психолого-педагогическая характеристика 8 - а  класса

Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

 После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности.

 Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

В 8 - а  классе обучаются 28 детей, из которых мальчиков – 11, девочек - 17. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть 1 обучающийся: замкнутый, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, часто болеющий, который  стесняется давать ответы в устной форме. В работе с этим учащимся применяется индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям ребенка, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и социальной мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету  не только на базовом уровне, но и на  продвинутом уровне.  Они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению домашних заданий.

На уроке, используются различные формы организации деятельности, частые смены видов работы, что повышает эффективность учебного занятия.

В содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на разных этапах урока. В организации работы с обучающимися учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности, поэтому им предлагается выполнять задания творческого характера.

У каждого свои  индивидные особенности: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

В ходе изучения учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.

Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.

Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно-оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.

          Научатся искать собственные  решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, уметь видеть и решать проблемы,  выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Овладеют способами и навыками организации совместной деятельности.

     В результате изучения курса истории России в 8-ом классе ученик должен знать/ понимать:

1) Основные даты и ключевые события истории России в XIX в.

2) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ.

3) Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; места военных действий и походов.

4) Составлять описание памятников; предметов быта; произведений художественной культуры.

5) Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события и явления по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

 6) Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России XIX века; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии общественных движений, .изучают основные положения крестьянской реформы П.Д.Киселева, определяют ее значение и последствия.

7) Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, династический кризис, Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм, кризис крепостнической системы, «капиталисты» крестьяне, «Международный жандарм», западники, славянофилы, общинный социализм, сословность образования, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль

8) Объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, причины создания новых кружков, их основные идеи и вопросы, обсуждаемые в 30-е гг. представителей  науки и культуры.

9) Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

І. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

   Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности обучающихся.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:

 Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

 Например, решить проблемный вопрос: «Почему внешнеполитические успехи России в первой половине 19 века сменились поражением в Крымской войне?»

Составление кластера: «Какие шаги необходимо сделать для решения поставленного вопроса?»

     Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Например, работа с документами: «ИЗ ДОНЕСЕНИЯ М. Д. ГОРЧАКОВА АЛЕКСАНДРУ II О СДАЧЕ СЕВАСТОПОЛЯ. 27 АВГУСТА 1855 г.», «ИЗ ДОКЛАДА СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ДЕЛУ ПЕТРАШЕВЦЕВ, ПРЕДСТАВЛЕННОГО ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ I», «ИЗ ОТЧЕТОВ III ОТДЕЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ

1827 г.» и т. д.

     Для формирования навыков работы с источниками  использую приём  ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика.   Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Например, работа с документом «Из отчетов III отделения императорской канцелярии»

Позиция:     В николаевское время крепостнические порядки вступили в стадию кризиса.    

Обоснование: Потому что, крепостные невольно учатся ценить те преимущества, коими пользуются свободные сословия.

Подтверждение:    Я могу подтвердить это словами «всякий крепостной, которому удалось своим трудом скопить несколько тысяч рублей, употребляет их прежде всего на то, чтобы купить себе свободу... Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний: они ждут своего освободителя».

Следствие:    Следовательно, нарастали крестьянские волнения.

Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:  

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,

-помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.  

Например, Был ли решен проблемный вопрос, поставленный в начале урока? Все шаги намеченные были выполнены? Если нет, то какие дальнейшие будут шаги предприняты?

ІІ. Метод проектов

На уроках истории в настоящее время проблема активизации познавательной деятельности стоит достаточно остро. На мой взгляд, проект – это именно та  форма обучения, которая, решая образовательные задачи учебного предмета, даст возможность  детям проявить свое творчество, возможность реализовать свои разнообразные способности, повысить самооценку.

При осуществлении проекта необходимо учитывать возраст школьников. Исходя из этого, определяются  цели и задачи проекта, его сроки и форма.

Я  считаю, что  проектный метод обучения на уроках истории эффективнее всего использовать для проведения повторительно-обобщающих уроков.  

В 8 классе проект я предлагаю ученикам проект по теме «Жандарм Европы» или « Дон- Кихот самодержавия»?

Основной проблемный вопрос: Николай 1 душитель свободы или спаситель России?

Данный проект имеет прежде всего образовательные задачи. Закрепление изученного материала, подбор дополнительного материала по основным проблемам истории России, конкретизация знаний об отдельных личностях отечественной истории, формирование навыков и умений работы с историческими источниками, историческими картами, совершенствование навыков исследовательской деятельности, закрепление умений публичного выступления и ведения дискуссий.

Воспитательными задачами будут являться: воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своего государства, восприятие опыта предшествующих поколений, извлечение уроков из деятельности предшествующих поколений.

Первым этапом проекта будет  представление его ученикам, обсуждение предложенных проблем,  разделение на группы и определение старшего в группе. Кроме того, определяются критерии оценки каждого этапа работы, сообщения и презентации. Затем проводятся консультации, поэтапно ведется оценивание деятельности каждого из участников группы.

 Для совершенствования навыков исследовательской работы,  ученикам предлагается, помимо создания презентации,  написать сообщение о проделанной работы. В этом случае учащиеся начинают знакомиться с правилами оформления научной работы. Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, обучающимся уже недостаточно познакомиться только с материалом справочников и энциклопедий, им приходиться использовать научные статьи и монографии, что позволяет им совершенствовать навыки исследовательской деятельности. Они знакомятся с разными точками зрения на ту или иную проблему и задумываются над тем, кто же прав.

Например, «Время Николая I – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних правлениях его фактического царствования и принципиальной идеологии» - писал историк А.Е. Пресняков. А.И. Герцен называл Николая I «жандармом Европы», Н.А. Добролюбов – «удавом, 30 лет душившим Россию». А фрейлина А.Ф. Тютчева, современница  императора, именовала его «Дон  Кихотом самодержавия». Философ А.И. Ильин писал о Николае I как о «рыцаре монархической идеи, сумевшем удержать Российскую империю на путях ее самобытного развития». Столь же высокую оценку давал царю К.Н. Леонтьев: Николай I «был призван задержать на время всеобщее разложение, имя которому революция».   Сам же император Николай I говорил о задачах своего правления так: «Революция стоит на пороге России, но клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока я буду императором».

Этим самым  активизируется не только познавательная деятельность, но также и мыслительная, приобретаются и совершенствуются навыки анализа и сравнения полученной информации. Работа заставляет учеников обсуждать проблему не только с учителем, но также между собой и с родителями. На данном этапе важен контроль преподавателя, так как участникам проекта достаточно часто требуется консультация не только по оформлению результата, но и по анализу отобранной информации, которую необходимо систематизировать.

На этапе защиты проекта заслушиваются выступления рабочих групп, оценивается их выступление, оформление презентации, выбирается лучшее выступление.

Рефлексия может быть проведена в форме тестирования учащихся по материалу истории России изученного периода.

Результатом работы над данным проектом, который будет достигнут учителем и учениками, становится активизация исследовательской деятельности, закрепление навыков самостоятельного отбора материалов, совершенствование умений анализировать информацию и  формулировать выводы, формирование дополнительных знаний по истории России.

ІІІ.  Проблемное обучение  

 Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.

Этапы проблемного обучения

I. Разработка проблемных вопросов

Вопрос должен быть:

сложным, сопряженным с противоречиями;

увлекательным, но соответствующим логике науки;

емким, способным охватить широкий круг вопросов;

предполагающим научный спор;

создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Примеры проблемных вопросов по истории России

Восстание декабристов – военный переворот дворцовый переворот или революция?

Как бы могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу?

II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию

Проблемный вопрос к уроку – дискуссии «Николай 1 душитель свободы или спаситель России?»

Групповая работа:

1 группа - поиск информации, аргументация вопроса НИКОЛАЙ I-«Душитель свободы».

2 группа – поиск информации, аргументация вопроса НИКОЛАЙ I – «Спаситель России».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ.

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай I не должен был царствовать, поэтому и воспитание его ограничивалось обычной для великих князей подготовкой к военной деятельности. До своего восшествия на престол он не получил опыта в государственных делах и в реальной военной практике.

Не получив систематического образования, под влиянием военщины Николай стал грубым, заносчивым и самонадеянным. «Мне нужны не умники, а верноподданные», – неоднократно повторял он. Император считал, что лучшее решение любого вопроса может и должен предложить именно он – самодержавный монарх.

НИКОЛАЙ I-«Душитель свободы»:

- Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии

НИКОЛАЙ – «Спаситель России»

Николай 1 – спаситель России от революции

II. Формы решения проблемных ситуаций.

Дискуссия;

Проблемный семинар;

Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.

Тема проблемного семинара

Движение или восстание декабристов?

Проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

 ІΥ.  Дифференцированное обучение

Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых учеников можно объединить в группы.

  - обучение каждого на уровне его возможностей;

  - приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Класс можно разделить на три группы: с низким уровнем обученности (14%), средним (60%) и высоким (26%).          Исходя из этого каждой группе предлагаются свои задания.

Группы учащихся

Цели обучения

Вид заданий

Низкий уровень

Пробудить интерес Ликвидировать пробелы Сформировать умение работать  по образцу

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

Например, составьте план по теме «Николаевская эпоха»

Средний уровень

Развить устойчивый интерес к предмету

 Закрепить и повторить имеющиеся знания

 Сформировать умение работать самостоятельно        

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

Например, составьте схему по теме «Государственное управления при Николае І»

Высокий уровень

Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания

 Развить умение самостоятельной организации обучения

Творческие

Например, как вы считаете можно ли использовать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого в качестве исторического источника? Свой ответ обоснуйте.

        

Формы организации деятельности:

  1. Фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе).
  2. Групповые (при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала).
  3. Индивидуальные (на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления полученных знаний).

ПРИЛОЖЕНИЕ

6. Система знаний и система деятельности:

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики мотивации и  качества знаний учащихся  на основе использования личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности учащихся на уроке истории.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- создать  на уроках такую образовательную среды, которая дает возможность при работе с группой учащихся  гибко и динамично включать каждого ученика в тематику урока, поощрять самостоятельность, творчество, независимо от их успеваемости, признать за каждым учеником право на ошибку, но с обязательным анализом ее причин, определением путей ее устранения;

- организовать  процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;

- использовать  разнообразные формы общения;

- создавать  для учащихся ситуации успеха,  проявляя доверие и толерантность в учебных взаимодействиях;

- стимулировать  учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

-  избирать приемы и методы педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

- вовлекать учащихся во внеурочную деятельность по предмету.

Обучение можно считать личностно-ориентированным если оно  ориентируется на:

- уровень обученности в определенной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. приобретенный опыт;

- особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу);

- особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть по  дифференцированным, учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Личностно-ориентированный урок - это урок, где  создаются условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров будут избраны следующие:

— формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

— оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

— содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:

— проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

—применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

— использование разнообразных форм общения;

— создание для учащихся ситуации успеха;

— проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

— стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

— избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке.

Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного урока должен, прежде всего, согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как-то:

а) обогащенность опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта;

б) сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;  

в) проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.

Эти компоненты помогают  более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, способствуют повышению мотивации и в конечном итоге качества знаний.

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

Основные даты и ключевые события истории России во второй четверти 19 век: годы царствования; реформ; политической и социальной истории,  важнейших военных кампаний.

Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного  материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ и рефератов.

Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в. центры  промышленности и торговли; места военных действий и походов.

Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX в.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, реформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, православие, национализм, династический кризис, Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм, кризис крепостнической системы, «капиталисты» крестьяне, «Международный жандарм», западники, славянофилы, общинный социализм, сословность образования, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль.

Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX; войн.; присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.

Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий и войн.

 Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

         

Основная литература:

- История России конец 19 века, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2010.

Дополнительная  литература для учителя и учащихся

        Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914 гг. — М., 1995.

        Москва. Быт XIV—XIX вв. — М., 2005.

        Москва в очерках 40-х годов XIX века. — М., 2004.

        Российские консерваторы. — М., 1997.

        Семенкова Т. Г., Сетенков А. В. Денежные реформы России в XIX в. — СПб., 1992.

        Троцкий И. Ш-е Отделение при Николае I. — Л., 1990.

        Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.

        Цымбаев Н. И. Славянофильство. — М., 1986.

- КИМы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.

7. Календарно-тематическое планирование по курсу «История России» 8 кл.

                                                           


Наименование раздела, тема урока

Кол

час.

Тип урока

Способы, приёмы организации учебной деятельности

Домашнее

задание

Выступление декабристов

1

Проблемный урок

Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа.

§9 ст. 62 в. 1, 2

Внутренняя политика Николая I

1

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника, групповая работа.

§10 ст. 70 в. 3

Социально- экономическое развитие

1

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника, фронтальная беседа при обобщении

§11 ст. 76 в. 3, 6

Внешняя политика Николая I

1

Урок самостоятельной работы при изучении нового материала

Работа с картами и  в парах

§12  ст. 84 в. 1 составьте план

Общественное движение

1

Урок-исследование

Отбор, классификация и интерпретация данных, постановка проблемы, выдвижение гипотез. Дифференциация, групповая и фронтальная работа.

§13 ст. 92 в. 4

Крымская война

1

Проблемный урок

Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа.

§14 ст. 100 в. 5 , 6

Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели

1

Урок изучении нового материала

Анализ иллюстративного материала

подготовить сообщение о деятелях культуры

Художественная культура  

1

Комбинированный урок

Анализ иллюстративного материала

Ответить на вопросы в тетради

Обобщающий урок « Россия в первой половине XIX в»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

        Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914 гг. — М., 1995.

        Москва. Быт XIV—XIX вв. — М., 2005.

        Москва в очерках 40-х годов XIX века. — М., 2004.

        Российские консерваторы. — М., 1997.

        Семенкова Т. Г., Сетенков А. В. Денежные реформы России в XIX в. — СПб., 1992.

        Троцкий И. Ш-е Отделение при Николае I. — Л., 1990.

        Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.

        Цымбаев Н. И. Славянофильство. — М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми

Методической  разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...

Методическая разработка раздела программы

Русский язык -5 класс .Тема " Лексика"...

методическая разработка раздела программы "Народная игрушка"

Раздел, который я представляю, называется «Народная игрушка».Этот раздел программы учащиеся изучают на первом году обучения, где знакомятся с традиционным народным промыслом на примере дымковско...