Тема «Движение одноклеточных организмов»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Атаманова Надежда Викторовна

 

Знакомство учащихся с понятием «движение» как одним из главных свойств живых организмов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl._dvizhenie_odnokletochnyh.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Движение одноклеточных организмов»

Дата проведения: 10.02.2012г.   

Место проведения: ГБОУ СОШ с. Подбельск.

Класс: 6 А.                   

Учитель: Атаманова Надежда Викторовна

Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «движение» как одним из главных свойств живых организмов; показать разнообразие способов движения животных; продолжить формирование умений узнавать животных на таблицах.

Оборудование: таблицы «Органы растений», «Простейшие», диск CD ROM for Windows. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.

Ход урока.

I. Организационный момент.

        1. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Опрос домашнего задания.

- назовите характерные признаки живого организма (рост, развитие, размножение, раздражимость, обмен веществ);

- какие органы растений принимают участие в обмене веществ? (корень и побег).

- какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ? (дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная системы).

III. Работа по теме «Движение одноклеточных организмов».

1.Сегодня мы познакомимся  еще с одним свойством живых организмов – движением. Живые организмы  многоклеточные или одноклеточные находятся в постоянном движении. Какие одноклеточные животные вам известны? (слайд «Классификация одноклеточных животных» - определитель).

а) в морских и пресных водоемах живут инфузории-туфельки. Они имеют постоянную, похожую на туфельку форму тела; обязательно 2 ядра: большое регулирует все жизненные процессы; маленькое – половой. Размножение бесполое путем поперечного деления надвое; половое путем обмена ядрами (слайд «Строение инфузории- туфельки» - поиск).

б) а вот обитатели морей, пресных водоемов, почвы амебы не имеют постоянной формы тела. Захват пищи – ложноножками, пищеварительные вакуоли обеспечивают внутриклеточное переваривание пищи. Одно ядро. Размножение бесполое, путем митоза – деление надвое (слайд «Строение амебы обыкновенной» - поиск ).

в) обитатель луж, прудов эвглена зеленая имеет постоянную форму тела, одно крупное ядро, хлоропласты. Питание эвглены зеленой автотрофное и гетеротрофное. Размножение бесполое – путем деления надвое.

Итак, все одноклеточные организмы (простейшие: инфузория- туфелька, амеба обыкновенная, эвглена зеленая) имеют главные органоиды: ядро, оболочку, цитоплазму.  Одни из них имеют постоянную форму тела, другие – не имеют.

2. Движение – одно из главных свойств всех живых организмов (слайд «Органоиды движения простейших» - практикум).

- как двигаются одноклеточные животные?  (амеба образует выпячивания, как бы «перетекает» с места на место, инфузория – туфелька быстро плавает, ловко действуя ресничками, покрывающими ее тело, жгутик эвглены зеленой работает как гребной винт, совершая вращательные движения, он, как бы ввинчивает тело животного в воду и тянет его за собой).

-какие органы передвижения имеют одноклеточные? (амеба - ложноножки или псевдоподии, инфузория-туфелька – реснички, эвглена зеленая - жгутик).

3 .Оформление лабораторной работы «Органоиды движения простейших».

4. Типы движения многоклеточных животных (слайд «Типы движения животных» - контроль).

- раздели животных на группы:

 хорошо бегают (лошадь, страус, рысь, заяц, носорог, собака);

хорошо летают (летучая мышь, аист, лебедь);

хорошо плавают (дельфин, кит);

5. Выполнение теста (слайд «Типы движения животных» - контроль).

6. Подведение итогов.

Что такое «движение»?

Как двигаются одноклеточные организмы (а многоклеточные?)?

Чем отличается движение растений от движения животных?

7. Движение – это проявление жизни. Животные способны к активным перемещениям. У растений могут перемещаться только органы или их части.

IV. Домашнее задание: подобрать животных разных групп по способу передвижения и записать их в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одноклеточные организмы

Одноклеточные организмы (растения, животные, грибы)...

Одноклеточные организмы

Одноклеточные организмы...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

СТЕНДОВЫЙ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ по теме «Одноклеточные организмы»

Стендовый урок-исследование по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...

Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме «Одноклеточные организмы»

Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...

Конспект урока по теме "Движение живых организмов" в 6 классе

Урок "Движение живых организмов" проводится в 7 классе при изучении главы "Жизнедеятельность организмов".Изучение темы урока опирается на знания учащихся:- об особенностя строения ...