Конспект урока по теме "Движение живых организмов" в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Челышева Евгения Геннадьевна

Урок "Движение живых организмов" проводится в 7 классе при изучении главы "Жизнедеятельность организмов".

Изучение темы урока опирается на знания учащихся:

- об особенностя строения одноклеточных и многоклеточных организмов;

- об органоидах движения одноклеточных животных;

- об органах передвижения многоклеточных позвоночных и беспозвоночных животных;

- об особенностях роста растений.

Все выше перечисленные знания позволят учащимся сформулировать черты сходства и отличия в движении растений и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_biologii.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ближнепесоченская основная школа №1

Открытый урок в 6 классе

на тему

«Движение живых организмов»

Подготовила:

учитель биологии

Челышева Евгения Геннадьевна

2017 год

Цель урока: Закрепить у учеников знания по теме «Движение», познакомить со способами движения растений в природе, с разными способами движения живых организмов в почвенной, в водной и в воздушной средах.
Задачи урока:
Обучающие: разобраться в разных способах движений живых организмов в природе, постараться понять причину именно такого способа передвижения, попробовать найти взаимосвязь между образом жизни данного животного и условиями окружающей его среды, объяснить особенности приспособлений данного организма;
Развивающие: развивать умение работать с текстом и рисунками учебника, с информацией демонстрированных видеороликов, умение сравнивать выявленные самостоятельно факты и находить взаимосвязь между ними, умение работать в малых группах; 
Воспитательные: повышать интерес к предмету, воспитывать умение принимать правильные решения, аккуратно и правильно заполнять таблицы и предложенный учителем раздаточный материал. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе и ко всему живому.
Тип урока: изучение и систематизация нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Движение в живой природе», картины животных, видеоролики: «Движение животных», «Движение дождевого червя», «Ростовые движения растений», приложения.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: учащиеся расширяют знания о возможных способах движения животных; о зависимости способа их передвижения от условий среды, где они обитают. Они знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения, учатся наблюдать, увидеть информацию, анализировать ее и делать свои выводы.
Метапредметные: ученики осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). 
Личностные: учащиеся определяют свое отношение к изучаемому материалу, ценность и смысл своего обучения.
Ход урока.
I. Организационный момент 
II. Постановка цели и задач урока
III. Изучение нового материала
1) Виды движений простейших
2) Движение многоклеточных животных. Движение дождевого червя
3) Движение в водной среде 
4) Движение в воздушной среде
5) Движение в наземной среде
6) Движение у растений
IV. Обобщение
V. Закрепление
VI. Рефлексия
VII. Домашнее задание
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.
II. Оглашение темы, целей и задач урока. Сообщение учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, давайте мы с вами посмотрим этот видеоролик (демонстрация видеоролика «Движение животных»).
Видеоролик № 1 Движение животных 

А теперь отвечаем на мои вопросы:
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? (О том, что в природе двигаются все живые существа).
- А что означает словосочетание «живые существа»? Кого же вы увидели на экране, представителей каких царств? (Царств растений, животных и грибов).
- А все животные одинаково двигаются? (Нет, некоторые летают, другие ползают или бегают, третьи прыгают, четвертые плавают и т.д.)
- Как может называться наш сегодняшний урок? («Движение в живой природе»).
III. Изучение нового материала 
1. Постановка познавательной задачи: Определить различные способы передвижения позвоночных и беспозвоночных животных в разных средах, причину возникновения и непостоянный характер приспособлений к жизни в конкретной среде у конкретного живого существа.
2. Решение познавательной задачи:
На экране презентация «Движение в живой природе» (Слайды 1-3)
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами попробуем находить ответы на очень интересные вопросы:
- Как передвигаются представители разных царств живой природы: растения, грибы и животные?
- Различаются ли способы передвижения в разных средах обитания живых существ?
- Для чего животным нужно двигаться?
- У одноклеточных организмов, наверное, нет нервов и мышц. С помощью чего тогда они двигаются? А теперь по порядку.
1) Виды движений простейших 
Учитель: Как вы уже увидели в начале урока при просмотре видеоролика, простейшие двигаются с помощью разных приспособлений. Какие особенности передвижения вы заметили? (Движение с помощью ложноножек у амебы обыкновенной, движение с помощью жгутика у эвглены зеленой и с помощью ресничек - у инфузории – туфельки). Ученики заполняют таблицу «Движение одноклеточных животных» и записывают вывод об особенностях движения простейших в тетрадь).
Вывод: простейшие организмы имеют специальные органоиды движения: ложноножки, жгутики и реснички.
2) Движение многоклеточных животных 

Учитель: Вы сейчас посмотрите маленький видеоролик о движении в почвенной среде. 
Видеоролик № 2 Движение дождевого червя 
А сейчас вам предстоит работа с рисунками и текстом в учебнике, на странице 104-105. Затем, зная об особенностях движения дождевого червя, вы вставите пропущенные слова в предложенный мною текст. Сделанный вами вывод следует записывать в тетрадь.
Вывод: движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.
Учитель: Продолжаем наше знакомство с разными способами движения многоклеточных животных. Теперь у каждой группы будет свое задание. (Учащиеся знакомятся с разными способами движения живых организмов в разных средах обитания c помощью учебника). Далее они продолжают работу в малых группах из 4-5 человек, и каждая из групп готовит к представлению материал: заполненная группой таблица и сообщение о рекордах движений в разных средах обитания: в водной, в воздушной среде, в наземной средах и о движении растений, соответственно
3) Движение в водной среде 
Учитель: Сейчас наша задача, дорогие ребята, разобраться в различных способах передвижения животных в водной среде. Используя рисунки учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных и отвечают на следующие вопросы:
- Каких животных вы знаете, которые обитают в водной среде?
- Какие особенные признаки вы у них заметили?
- Одинаково ли двигаются киты, дельфины и рыбы? Какие у них органы передвижения?
- А что особенного вы заметили в движениях медуз и осьминогов?
Сообщение о «рекордах» движения у водных животных. 

 Выводы: Вода является опорой для тела плавающих животных; плавание осуществляется с помощью плавников, плавательных перепонок, ласт. Передвижение в водной среде может осуществляться также реактивным способом, выталкиванием воды из тела или волнообразными его изгибаниями.
4) Движение в воздушной среде 
На экране появляются рисунки с изображением птиц, насекомых, летучей мыши. 
Учитель: Вы видите на экране изображения разных животных. Пользуясь этими изображениями и рисунками учебника, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- Какими способами могут передвигаться эти животные? 
- Какие приспособления у них для этого есть?
Ученики называют приспособления к полету. Далее один из учащихся делает сообщение о «рекордах» движения в воздухе.

Физкультминутка.
5) Движение в наземной среде 
Учитель: А как осуществляется движение животных по твердой поверхности? Работаем с рисунками учебника. 
Сообщение одного из учеников о «рекордах» движения на суше.  
Выводы: Большинство позвоночных и членистоногих животных при ходьбе опирается на конечности – ноги; а у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих имеет место разнообразное строение конечностей. 
6) Движение у растений  
Учитель: Как вы думаете, ребята, двигаются ли растения? Как это происходит, когда? Может кто-то из вас знает или видел растения, у которых цветы ночью или перед дождем закрываются? (Работа с рисунками учебника).
IV. Обобщение. Ученики называют способы движения живых организмов в природе
V. Закрепление. Итак, движение - это одно из проявлений жизни. Животные активно перемещаются. По способу движения они отличаются большим разнообразием. Среди них есть летающие, бегающие, ходящие, прыгающие, плавающие и ползающие. Учащиеся выполняют тест из 5 вопросов, меняются друг с другом и самостоятельно проверяют, сверяя с ответами на слайде.
VI. Рефлексия. «Букет настроения»: ребятам раздаются красные и голубые цветы, на доске – ваза.

- Ребята, если вам урок понравился, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой.

VII. Домашнее задание 
п.16 пересказать, ответить на вопросы на стр.113, понаблюдать за движением домашних животных и птиц на воле. Подготовить сообщение об особенностях движения животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»

Конспект урока-экскурсии биологиив 11 классепо теме  «Влияние загрязнений на живые организмы»...

Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСАМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛА...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Цели и задачи урока: сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»; научиться определять значение биологических знаний для человека...

План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...

конспект урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы и их влияние на живые организмы."

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.Цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.Тип ...