Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему:
    конспект урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы и их влияние на живые организмы."

    Веселовская Светлана Анатольевна

    Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

     

    Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.

    Цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.

    Тип урока: комбинированный

    Задачи

    Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.

    Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ

    Воспитательнаявоспитание бережного отношения к природе.

    Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУДпланирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

    РегулятивныеУУДсамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

    Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

    Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.

    Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.

    Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.

    Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

    Оборудование: презентация, таблицы, видеофрагменты.

    Ход урока.

    1. Орг момент
    2. Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

    Задание для ряда №1 Вставьте пропущенные слова

    • Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
    • Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

    Задание для ряда №2 Вставьте пропущенные слова

    • Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).
    • Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

    Задание для ряда №3 Вставьте пропущенные слова

    • Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
    • Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием

    Какая среда не нашла места в ваших заданиях? Какой вывод можно сделать? Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? Условия среды называются экологическими факторами).

    Проблемная ситуация. Слайд 2

    Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,

    Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.

    Цветы, деревья и трава,Горы, воздух и листва,

    Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса,

    Человек и время года – Это факторы природы.

    Как вы думаете: что мы будем изучать?

    Изучение нового материала. несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие? 

    Слайд 3 (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу - антропогенный.

    Слайд.4 Растения по отношению света выделяют Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые.

    Слайд 5. Значение воды для организмов. Поддерживает процессы жизнедеятельности. Влаголюбивые, засухоустойчивые.

    Температура как фактор также оказывает влияние. Растения:теплолюбивые, холодоустойчивые.

    Слайд6,7. Теплокровные, хладнокровные животные

    Работа с учебником: прочитать §5

    1ряд: абзац «абиотические факторы».

    2. ряд: абзац «биотические факторы».

    3.ряд: рассмотрите рисунки. Что отражают они.

    Закрепление изученного материала Демонстрирует слайды. Слайд 9-11. Влияние растений на окружающую среду.

    Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными, конкурирующие

    Вариант 1

    Учитель: Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?

    1. Стой, плотва и караси!И пощады не проси:

    Я – хозяйка здесь в пруду,На охоту я иду.

    (Щука – плотва и караси, хищничество)

    2. Домовитая хозяйкаПолетает над лужайкой,

    Похлопочет над цветком –Он поделится медком.(Цветок – пчела, симбиоз)

    3. Кровь попить у детворыЛюбят летом комары,

    Потому, что кровососы -Надоеды – пискуны.

    (Комар – человек, паразитизм)

    4. Однажды на ужин испробовать волк,вдруг захотел червяка.

    - Тьфу… Гадость какая!Он завопил.

    - Посижу на диете пока.

    (Волк – дождевой червь, нейтрализм)

    Вариант 2 слайд 12

    определите тип взаимоотношений между организмами:

    а) сосна – берёза; олень европейский – лось; полевая мышь – хомяк обыкновенный;

    :б) волк – заяц; сова – мышь; росянка - комар;

    в): тля - щавель, вирус гриппа – человек, гриб-трутовик – берёза;

    г): клевер – азотофиксирующие бактерии; осина – подосиновик, тля – рыжий муравей;

    д): белка – лось, стрекоза – муравей, волк - воробей.

     

    А как может человек влиять на окружающую природу

    Просмотр фрагментов о воздействии человека на природу.

    Вывод: в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом.

    Текст на столах учеников.

    Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь

    .Самостоятельная работа по проверке знаний

    Почему растение № 1 более развито, чем растение №2 (рис. 14 на стр. 25)

    Домашнее задание слайд 13. § 5, РТ №18. повторить§1-4 (основное содержание главы стр.28). Выбрать для себя дополнительное задание.

     1.примеры биотических взаимоотношений.

    2. Примеры негативного влияния человека в нашем микрорайоне.

    3.Составьте план сообщения «Роль зелёных растений для жизни на на­шей планете».

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Экологические факторы и их влияние на живые организмы МАОУ лицей Учитель биологии Веселовская С.А. 2018-2019 уч.г .

    Слайд 2

    Небо светло- голубое , Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы . Как вы думаете: что мы будем изучать?

    Слайд 6

    Животные по отношению к температуре Теплокровные Холоднокровные

    Слайд 12

    Определите тип взаимоотношений: а) Сосна – береза; олень европейский – лось; полевая мышь – хомяк обыкновенный б) волк – заяц; сова – мышь; росянка – комар в) тля – щавель; вирус гриппа- человек; г) осина – подосиновик; тля – рыжий муравей; волк - воробей

    Слайд 13

    Домашнее задание §5 читать, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа. Дополнительное задание: (выбери для себя) А) примеры негативного влияния человека в нашем поселке Б) примеры биотических отношений

    Слайд 14

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

    Структура урока биологии для учащихся  5 класса в рамках ФГОС....

    Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".

    В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения  в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...

    «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

    Технологическая карта урока по теме " Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы" 5 класс ФГОС...

    методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"

    Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения  э...

    Конспект урока по биологии в 5 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий"

    Урок открытия новых знаний в 5 классе по стандартам второго поколения...