конспект урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы и их влияние на живые организмы."
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Веселовская Светлана Анатольевна

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

 

Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.

Цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.

Тип урока: комбинированный

Задачи

Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ

Воспитательнаявоспитание бережного отношения к природе.

Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУДпланирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУДсамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.

Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование: презентация, таблицы, видеофрагменты.

Ход урока.

  1. Орг момент
  2. Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Задание для ряда №1 Вставьте пропущенные слова

  • Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
  • Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

Задание для ряда №2 Вставьте пропущенные слова

  • Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).
  • Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

Задание для ряда №3 Вставьте пропущенные слова

  • Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
  • Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием

Какая среда не нашла места в ваших заданиях? Какой вывод можно сделать? Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? Условия среды называются экологическими факторами).

Проблемная ситуация. Слайд 2

Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса,

Человек и время года – Это факторы природы.

Как вы думаете: что мы будем изучать?

Изучение нового материала. несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие? 

Слайд 3 (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу - антропогенный.

Слайд.4 Растения по отношению света выделяют Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые.

Слайд 5. Значение воды для организмов. Поддерживает процессы жизнедеятельности. Влаголюбивые, засухоустойчивые.

Температура как фактор также оказывает влияние. Растения:теплолюбивые, холодоустойчивые.

Слайд6,7. Теплокровные, хладнокровные животные

Работа с учебником: прочитать §5

1ряд: абзац «абиотические факторы».

2. ряд: абзац «биотические факторы».

3.ряд: рассмотрите рисунки. Что отражают они.

Закрепление изученного материала Демонстрирует слайды. Слайд 9-11. Влияние растений на окружающую среду.

Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными, конкурирующие

Вариант 1

Учитель: Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?

1. Стой, плотва и караси!И пощады не проси:

Я – хозяйка здесь в пруду,На охоту я иду.

(Щука – плотва и караси, хищничество)

2. Домовитая хозяйкаПолетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –Он поделится медком.(Цветок – пчела, симбиоз)

3. Кровь попить у детворыЛюбят летом комары,

Потому, что кровососы -Надоеды – пискуны.

(Комар – человек, паразитизм)

4. Однажды на ужин испробовать волк,вдруг захотел червяка.

- Тьфу… Гадость какая!Он завопил.

- Посижу на диете пока.

(Волк – дождевой червь, нейтрализм)

Вариант 2 слайд 12

определите тип взаимоотношений между организмами:

а) сосна – берёза; олень европейский – лось; полевая мышь – хомяк обыкновенный;

:б) волк – заяц; сова – мышь; росянка - комар;

в): тля - щавель, вирус гриппа – человек, гриб-трутовик – берёза;

г): клевер – азотофиксирующие бактерии; осина – подосиновик, тля – рыжий муравей;

д): белка – лось, стрекоза – муравей, волк - воробей.

 

А как может человек влиять на окружающую природу

Просмотр фрагментов о воздействии человека на природу.

Вывод: в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом.

Текст на столах учеников.

Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь

.Самостоятельная работа по проверке знаний

Почему растение № 1 более развито, чем растение №2 (рис. 14 на стр. 25)

Домашнее задание слайд 13. § 5, РТ №18. повторить§1-4 (основное содержание главы стр.28). Выбрать для себя дополнительное задание.

 1.примеры биотических взаимоотношений.

2. Примеры негативного влияния человека в нашем микрорайоне.

3.Составьте план сообщения «Роль зелёных растений для жизни на на­шей планете».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологические факторы и их влияние на живые организмы МАОУ лицей Учитель биологии Веселовская С.А. 2018-2019 уч.г .

Слайд 2

Небо светло- голубое , Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы . Как вы думаете: что мы будем изучать?

Слайд 6

Животные по отношению к температуре Теплокровные Холоднокровные

Слайд 12

Определите тип взаимоотношений: а) Сосна – береза; олень европейский – лось; полевая мышь – хомяк обыкновенный б) волк – заяц; сова – мышь; росянка – комар в) тля – щавель; вирус гриппа- человек; г) осина – подосиновик; тля – рыжий муравей; волк - воробей

Слайд 13

Домашнее задание §5 читать, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа. Дополнительное задание: (выбери для себя) А) примеры негативного влияния человека в нашем поселке Б) примеры биотических отношений

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Структура урока биологии для учащихся  5 класса в рамках ФГОС....

Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»

Конспект урока-экскурсии биологиив 11 классепо теме  «Влияние загрязнений на живые организмы»...

Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСАМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛА...

«Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

Технологическая карта урока по теме " Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы" 5 класс ФГОС...

методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"

Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения  э...

"Экологические факторы и их влияние на живые организмы"

Данная работа представляет собой технологическую карту урока биологии в 5 классе в разделе "Введение"....