Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Аганян Татьяна Александровна

Структура урока биологии для учащихся  5 класса в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_faktory.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Тип урока: комбинированный.

Общая дидактическая цель урока: создать условия для проверки уровня усвоения системы ЗУН по теме «Среды обитания»; уметь применять данные знания и оперировать ими в ходе изучения новой темы «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

Предметные результаты:

  1. Учащиеся должны знать экологические факторы, основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
  2. Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы.

Метапредметные результаты:

  1. Учащиеся должны уметь
  1. Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  2. Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  3. Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  4. Оценивать работу одноклассников.

Познавательные результаты:

  1. Выделять главные экологические факторы;
  2. Высказывать суждения;
  3. Анализировать связи, гипотезы;
  4. Поиск и отбор информации;

Образовательный аспект:

  1. Проверить степень усвоения материала по теме «Среды обитания живых организмов», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект:

  1. Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
  1. Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
  2. Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации, схемы и др.);
  3. Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
  4. Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
  5. Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Основные понятия урока:экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Ход урока:

Технология проведения урока

Обучение и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный  момент.

Цель – активизация учащихся.

  1. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

  1. Организационный момент.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

(Коммуникативные УУД, Личностные УУД)

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

  1. Актуализация знаний.

Цель: закрепить полученные знания по прошедшей теме.

  1. Актуализация знаний.

  1. Что такое биосфера?
  2. Какие среды организмов вам известны?
  3. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
  4. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
  5. Что такое почва?
  6. Какова роль почвы в жизни растений?
  7. В чем состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
  8. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

  1. Актуализация знаний.

-Какую роль играет биология в нашей жизни? Для чего она нужна?

Организовать фронтальную работу по данной теме, показать учащимся значение экологических факторов.

Работа с информацией, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

  1. Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с основными экологическими факторами

  1. Закрепление изученного.

Цель – научиться правильнохарактеризовать экологические факторы, приводить примеры и аргументировать их.

  1. Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Открытие нового:

  1. Что такое экология?
  2. Приведите примеры влияния условий среды на организмы.
  3. Экологические факторы:
  1. Абиотические;
  2. Биотические;
  3. Антропогенные.

(работа в группах: охарактеризовать эти факторы: привести примеры).

  1. Какое значение для жизни на нашей пла-

нете имеют зеленые растения?

  1. Правила работы с учебником. (страница в учебнике 27).

  1. Закрепление изученного.

Работа по вопросам в конце параграфа.

Работа в рабочих тетрадях

-Чему вы научились на уроке?

Понравилось ли вам на уроке?

Что больше всего понравилось?

  1. Изучение нового материала.

Почему не справились с заданием?

(Личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, Коммуникативные УУД)

  1. Закрепление изученного.

Организовать работу в классе.

Включать учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока.

Организовать работу в парах,  фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Участвовать в работе.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работа с информацией, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве помощь. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.