План-конспект урока по теме "Думай глобально - решай локально..."
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Конспект урока "Думай глобально - решай локально" можно использовать в 11 классе при изучении темы "Глобальные экологические проблемы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dumay_globalno.doc49 КБ
Файл dumay_globalno_-_reshay_lokalno.rar2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Думай глобально – решай локально…»

Цели урока:

Образовательные – в ходе творческой, самостоятельной и групповой работы актуализировать знания учащихся о современном состоянии природной среды, о роли природы в жизни человека.

Развивающие – формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

Воспитательные – воспитывать активную позицию, ответственное отношение к природе.

                                      Эпиграф к уроку: «Потомки никогда не    простят нам

                                      опустошения земли, надругательства над тем, что

                                      принадлежит не только нам, но и им по праву».

Оборудование: мультимедиа, компьютер.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Сообщение темы, цели, основных вопросов урока.

II. Вступительное слово учителя.

(На экране цветная заставка с изображением красивого уголка природы)

 

       Жизнь развивалась своим путем. И вдруг перед лицом природы встал Homo sapiens – Человек разумный, который не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все ее богатства. Он вырубал вековые леса, засорял прозрачные источники, осушал полноводные реки…

Ученица читает стихотворение «Боль Земли»

(На экране появляются заставки с иллюстрациями глобального загрязнения природы человеком).

Человек…Ты велик, ты – венец мироздания,

Повелитель стихий, полубог – гений знанья!

Ты возник из любви, из морской чистой пены,

Ты был, слаб на заре перед оком Вселенной.

Ты к Земле припадал, ты черпал ее силу.

Ты окреп, ты прозрел, ты осилил науки,

Но опора ли ей твои сильные руки?

Ты горишь, ты смеешься, ты радостно дышишь.

Так торопишься жить ты, который не вечен

И в сыновней любви так жесток и беспечен.

У природы взаймы ты берешь без отдачи.

Та – прощает долги, беззащитная плачет.

Плачет грязным дождем над истерзанным полем,

Плачет мутным ручьем, что искрился дотоле.

…Ты в лесу жжешь костры и резвишься на пляже –

На земную красу пепел саваном ляжет.

Вновь консервная рвань искалечит поляну,

А осколки стека дно морское изранят.

Праздник жизни твоей лик природы калечит

Груз безумной любви лег на хрупкие плечи.

Не нужны пышность слов, ни воззванья, ни флаги.

Жаждут губы глотка не отравленной влаги.

Твой ребенок пожнет непосильную жатву.

Жизнь своих сыновей ты поставил на карту.

Ты смеешься, поешь, вдохновенно играя.

Ты не слышишь Земли, а она умирает…

       Сегодня мы вплотную подошли к изучению темы «Глобальные проблемы человечества». Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

        В конце ХХ века над человечеством нависла угроза «экологического кризиса»

Проблемные вопросы:

- что такое «экологический кризис»?

- в чем его причины?

- можно ли его предотвратить?

- какие пути выхода из экологического кризиса вы бы могли предложить?

III. Для решения всех этих проблем мы сегодня проведем пресс – конференцию (ролевую игру). На прошлом уроке мы определили группы специалистов, каждая из которых получила свое задание.

Группы специалистов:

- метеорологи

- гидробиологи

- агрономы

- биологи

- врачи

- юристы

На экране появляются слайды с вопросами, на которые специалисты отвечают.

       В ходе работы учащиеся заполняют таблицу, которая есть на доске и в тетрадях:

Оболочки Земли

Проблемы

Атмосфера

Избыток СО2 – парниковый эффект;

Хлорфторуглероды – разрушение озонового слоя;

Оксиды S N C – кислотные осадки;

Гидросфера

Нехватка чистой пресной воды;

Загрязнение грунтовых вод;

Литосфера

Разрушение почвы в результате эрозии;

Опустынивание обширных территорий ( в результате неправильного землепользования)

Биосфера

Истребление лесного покрова земли;

Уменьшение биологического разнообразия флоры и фауны и устойчивости экосистем;

IV. Подведение итогов:

Беседа по проблемным вопросам:

- экологический кризис – это напряженное состояние между человечеством и   природой.

- причина – противоречие между потребностями человека и возможностями природы.

- предотвратить экологический кризис можно и нужно.

- проводить природоохранные мероприятия, создавать законы об охране окружающей среды, должно измениться сознание людей.

       Мы познакомились с глобальными экологическими проблемами.

? А какова экологическая обстановка в нашем районе?

V.  Учебный экологический проект «Экологические проблемы нашего района».

Цель исследования: выяснить экологическую обстановку Миякинского района.

Задачи исследования:

  1. Выяснить какие государственные и общественные организации в нашем районе занимаются охраной природы и решением экологических проблем.
  2. Выяснить каковы основные направления их деятельности.
  3. Выяснить у специалистов-экологов, какие проблемы нашего района они считают наиболее важными.
  4. Разработать небольшую анкету «Экологические проблемы» и провести опрос местных жителей.
  5. Предложить возможные варианты решения выявленных экологических проблем.

Заслушиваются выступления учащихся по вопросам.

Выявлены следующие экологические проблемы:

  1. Загрязнение среды бытовыми отходами.
  2. Необходимость установки канализации  в микрорайоне двухэтажек.

В ходе беседы разрабатываются возможные варианты решения этих проблем.

Выводы:

  1. Экологическое состояние нашего района можно считать удовлетворительным.
  2. Серьезных проблем загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы в районе нет.
  3. Имеются проблемы с твердыми и жидкими бытовыми отходами.
  4. Для решения имеющихся проблем необходимо повысить экологическое сознание населения.
  5. Со стороны местных властей требуется выделение финансов для установки канализации.

VI. Заключение

         Не природе нужна защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа,  чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него – все. А потому: не вреди!

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание

Попробуйте написать свой Закон об охране окружающей среды в нашем селе.



Подписи к слайдам:

Тема урока: «Думай глобально - решай локально…» Группы «специалистов»: метеорологигидробиологиагрономыбиологиврачиюристы Вопросы для метеорологов: Что такое атмосфера?Какие источники загрязнения атмосферы вы знаете?Назовите мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха. Вопросы для гидробиологов: Что такое гидросфера?Назовите причины загрязнения водной среды.Пути решения проблемы загрязнения пресных вод. Вопросы для агрономов: Что такое литосфера?Какой вред человек наносит почве в процессе производственной деятельности?Пути решения проблемы загрязнения почвы. Вопросы для биологов: Как влияет окружающая среда на живые организмы?Что такое Красная книга? Для чего она создана? Вопросы для врачей: Как влияет на организм человека окружающая среда?Статистические данные о заболеваниях детей нашей школы.Ваши советы по укреплению и охране здоровья. Вопросы для юристов: Почему возникла необходимость в создании законодательства об охране окружающей среды?Основные законодательные акты по охране атмосферы, литосферы, гидросферы, растений и животных.Как защитить свое право на жизнь? Учебный экологический проект «Экологические проблемы Миякинского района» Цель исследования: Выяснить экологическую обстановку в Миякинском районе. Задачи исследования: Выяснить какие государственные и общественные организации в районе занимаются охраной природы и решением экологических проблем.Выяснить каковы основные направления их деятельности.Выяснить у специалистов-экологов какие экологические проблемы нашего района они считают наиболее важными.Разработать небольшую анкету «Экологические проблемы» и провести опрос местных жителей.Предложить возможные варианты решения выявленных экологических проблем. Правила составления синквейна В синквейне 5 строк:- понятие(слово);- прилагательные(2 слова);- глаголы(3 слова);- предложение(из 4 слов);- существительное(1 слово). Пример синквейна:Экология.Частная, прикладная.Изучает, моделирует, направляет.Помогает понять живую природу.Наука.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Конспект экологического классного часа на тему "Думай глобально - решай локально"

Материалы данного конспекта могут быть использованы для проведения нетрадиционных уроков по биологии при изучениии экологичисеких тем, для внеклассных мероприятий: занятий кружка, факультатива, электи...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект интегрированного урока по английскому языку и географии, раздел «Глобальные проблемы»

Специфика иностранного языка как учебного предмета закладывается в его метапредметности, интегративности. Интеграция в целом обозначает объединение каких-либо частей в одно целое, при этом все интегри...