Движение крови по сосудам
методическая разработка по биологии по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Движение крови по сосудам23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии.

8  класс

«Биология. Человек»

Тема урока:

«Движение

крови по сосудам»

                                               

                                               Учитель биологии: Чикичёва И.В.

Санкт-Петербург

2008 г.

Тема урока:  «Движение крови по сосудам».

Цели урока:  

  1. Раскрыть причины движения крови.
  2. Сформировать понятие кровяное давление и пульс.
  3. Продолжить формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.
  4. Дать понятие о гипер- и гипотонии.
  5. Научить учащихся определять пульс.

Оборудование:  таблица «Строение сердца», метроном, часы с секундной стрелкой, тонометры, видеофильм  «Кровеносная система».

Ход урока:  

  1. Проверка домашнего задания. Работа в парах.

Составьте логически связные предложения со следующими терминами: предсердия, желудочки, вены, створчатые клапаны, капилляры, полулунные клапаны, артерии, сердце.

  1. Изучение новой темы.

А.)  Человек и его организм – это часть природы, поэтому всё что в нём происходит подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки биология, химия, физика. Тема нашего урока сегодня переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. Мы рассмотрим закономерности движения крови по телу человека.

Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создаётся давление. При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке достигает наибольшей величины. Под таким давлением кровь поступает в аорту, здесь давление понижается. Чем дальше движется кровь, тем ниже становится давление. В венах, которые впадают в сердце, оно становится наименьшим. Разность давления в артериях и венах является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. В момент сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорты и артерии, полулунные клапаны закрылись. Давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним или систолическим.  Затем оно начинает понижаться и в момент расслабления желудочков достигает наименьшей величины. Такое давление называют нижним или диастолическим.

Б.)  Работа в тетрадях.  Заполнить пропуски в тексте. Задание 69 страница 45.

В.)  У здорового взрослого человека верхнее давление колеблется в пределах от 110 до 126 мм. рт. ст., нижнее от 60 до 85 мм. рт. ст.  Если давление выходит за пределы нормы, превышая её, то сосуды могут не выдержать и разорваться. Если повреждены сосуды головного мозга наступает инсульт, если сосуды сердца, то инфаркт. Если давление опускается ниже нормы, это тоже плохо, так как затрудняется кровоснабжение органов. Повышенное давление приводит к гипертонии, пониженное – гипотонии. Иногда стенка аорты тоже не выдерживает и начинает расширятся, образуя аневризму. Причиной этого может быть возросшее артериальное давление и изменение механических свойств стенок артерий.

Давление - это величина относительно постоянная  и является показателем здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца.

Г.)  Работа в тетрадях. Рассчитайте давление, характерное для вашего возраста по формуле, представленной на странице 45.

Д.)  Измерение давления крови в сосудах.

Рассказать о первых приборах для измерения давления; принцип действия современных тонометров; о тонах Короткова. Продемонстрировать измерение давления.

Е,)  О работе сердца можно судить  по  ритмичному колебанию стенок сосудов – пульсу. Пульс  даёт представление о частоте и ритме сердечных ударов, а также о состоянии артерий. Слабый или аритмичный пульс говорит о болезнях сердца. Пульс человека в покое составляет в среднем 60-70 ударов в минуту.

Задание учащимся: посчитать свой пульс за минуту.

Ж,)  Скорость движения крови зависит от сопротивления, которое создают стенки кровеносных сосудов. Эластичность стенок кровеносных сосудов создаёт непрерывный ток крови по всей кровеносной системе. Скорость движения крови в артериях максимальная, в капиллярах минимальная.

3. Практическая работа: 

«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки». Заполнить протокол опыта на странице 46 в тетради.

4.  Закрепление изученного материала.

Продемонстрировать фрагмент фильма «Движение крови по сосудам».

Выполнить задание «Выберите верные утверждения»

  1. Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные вещества, кислород и вода.
  2. У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются непосредственно кровью.
  3. Лимфа – бесцветная жидкость, образующаяся из плазмы крови путём её фильтрации в межклеточное пространство и оттуда – в лимфатическую систему.
  4. Предсердия – это нижние камеры сердца, получающие кровь, возвращающуюся из малого круга кровообращения.
  5. Самый крупный кровеносный сосуд – аорта.
  6. Систолическое давление – это артериальное давление в момент расслабления желудочков.
  7. Аневризма – расширение просвета артерий вследствие выпячивания её стенки.
  8. Гипертония – пониженное давление крови.
  9. Пульс – это ритмичные колебания стенок вен, возникающих благодаря изменениям  давления в сосудах в ритме сокращения сердца.
  10. Пульс человека в покое составляет в среднем 60-70 ударов в минуту.

Взаимопроверка  задания  

Выводы урока:  

  1. Движение крови зависит от давления, которое создаёт сердце и от сопротивления, которое создают стенки сосудов.
  2. Давление – это важный показатель здоровья человека.
  3. По пульсу можно судить о работе сердца и состоянии артерий.

Домашнее задание:

Пар. 19,  подготовить сообщение на тему  «Гипертония и гипотония» (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Движение крови по сосудам

Презентация к уроку биологии 8 класса, тема "Движение крови по сосудам". Учебник Н.И. Сонина "Биология.Человек"...

Движение крови по сосудам

В презентации рассматриваются вопросы о пути, проходимом кровью в организме человека, о причинах движения крови, об особенностях кровеносных сосудов, позволяющих системе выполнять свои функции....

Урок биологии в 9 классе по теме "Движение крови по сосудам"

Задачи урока: сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса; развивать умение устанавливать причинн...

Открытый урок по теме"Движение крови по сосудам.Регуляция кровоснабжения"

Открытый урок в 8 классе по кровеносной системе, с проведением лабораторной работы и наглядным материалом.Данная разработка урока была опубликована на сайте: http://www.prodlenka.org/metodichka.html....

урок биологии в 9 классе "Движение крови по сосудам. Пульс"

Материал представлен разработкой урока, презентацией к уроку...

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Тема урок: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.  Цели урока: выяснить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения.Задачи урока: обучающие: выясн...

План-конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Состав крови"

План-конспект рассказывает о составе крови, движение крови по сосудам , о большом и малом кругах кровообращения...