Элективный курс "Нить жизни"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Буканова Ольга Владимировна

Изучение элективного курса «Нить жизни» направлено на углубление знаний учащихся 9 классов об основах генетики – науки о сущности жизни. Генетика – одна из самых замечательных наук стремительного XXI века. Генетика, составляя сердцевину современной биологии, испытывает необыкновенный взлет; опираясь на многие биологические науки, на физику, химию и математику, она раскрывает самые сокровенные стороны жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyi_kurs_po_biologii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по биологии «Нить жизни»

Автор: Буканова Ольга Владимировна

Пояснительная записка

Изучение элективного курса «Нить жизни» направлено на углубление знаний учащихся об основах генетики – науки о сущности жизни. Генетика – одна из самых замечательных наук стремительного XXI века. Генетика, составляя сердцевину современной биологии, испытывает необыкновенный взлет; опираясь на многие биологические науки, на физику, химию и математику, она раскрывает самые сокровенные стороны жизни.

Знакомство с генетикой позволит ответить на многие вопросы. Почему обезьяна не превратится в белого медведя, даже если она станет жить около Северного полюса? Как скажутся в XXI веке последствия атомных взрывов на потомках современных жителей Хиросимы и Нагасаки? Может ли человек изменять наследственную природу микроорганизмов так, чтобы они в изобилии давали нужные ему вещества – антибиотики, витамины, аминокислоты и другие? В чем генетическая сущность учения Дарвина о естественном и искусственном отборе? Почему рождаются девочки и мальчики и почему они рождаются примерно в одинаковом количестве? Есть еще тысячи глубоко интересных «почему?» , на которые должна ответить генетика.

Данная программа составлена на основе учебника по биологии, но с учетом формирования  интереса, любознательности и увлеченности у учащихся к предмету биологии.

Программа курса предусматривает развитие представлений о главных закономерностях наследственности и изменчивости, что способствует формированию материалистического мировоззрения  учащихся; способствует развитию практических навыков при самостоятельном решении поставленных в ходе обучения задач.

Цель в обучении – расширение кругозора и любознательности учащихся, при которых используются линейные и смешанные структуры изложения материала.

В программу включены самые злободневные, в развитии генетики человека, вопросы и темы (краткая история генетики, вклад ученых в развитие науки, наследственные болезни человека, влияние окружающей среды).

Предъявляемые требования к умениям и навыкам будут разработаны учащимися и учителем в оде познавательно – исследовательской деятельности (конспекты, тезисы, рефераты, видеофильмы, схемы, инсценированные представления).

Содержание курса.

Раздел 1.

Столица наследственности (9 часов)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма. Взгляды ученых на процессы наследственности (Г. Менделя, Уотсона, Г. де Фриза, С.С. Четверикова).

Лабораторная работа.

Решение генетических задач.

Раздел 2.

Катастрофы внутри клетки(5 часов)

Основные формы изменчивости. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации.  Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Наследственные болезни и болезни риска. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом при мейозе, оплодотворение).

Лабораторная работа.

Составление родословной человека.

Раздел 3.

Осторожно:  радиация(6 часов)

Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания связанные с радиацией. Генетическое консультирование. Знакомство с трудами Н.П. Дубинина, В.В. Хвостова, В.В. Мансурова и Г. Мёллера.

Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические признаки.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

знать/ понимать

- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

- сущность процессов наследственности и изменчивости;

- основные теории биологии – хромосомную теорию наследственности;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- решать генетические задачи, составлять родословные;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект,      реферат;

- владеть языком предмета.

Тематический план

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Раздел 1. Столица наследственности

1

«Кирпичик» жизни

1

2

История развития генетики

1

3

Г. Мендель и его вклад в науку

2

4

Вклад Уотсона и Г. де Фриза

1

5

Работы С.С. Четверикова о создании эволюционной генетики

1

6

Мутации. Виды мутаций

1

7

Лабораторная работа № 1. Решение генетических задач.

2

Раздел 2. Катастрофы внутри клетки

8

Медицина и человек

1

9

Наследственные заболевания

1

10

Рак – болезни ужаса

1

11

Рожденные уроды

1

12

Лабораторная работа № 2. Составление родословной человека

1

Раздел 3. Осторожно: радиация

13

Тучи над Хиросимой и Нагасаки

1

14

История радиации, ее влияние на здоровье

1

15

Всё или ничего

1

16

Труды Н.П. Дубинина, В.В. Хвостова, В.В. Мансурова, Г. Мёллера

1

17

«Чертово место»

1

18

Космическая радиация – родная сестра земной радиации

1

 

При осуществлении данной программы может быть использована следующая литература:

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987
  2. Биология/ Под ред. проф. Ярыгина. М.: Медицина, 2001
  3. Вили К., Детье В. Биология. М.: Мир, 1974
  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 2001
  5. Дубинин Н., Губарев В. Нить жизни. М.: Атомиздат, 1969
  6. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988
  7. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: курс для самообразования. М.: Просвещение, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Жизнь и смерть пророка"

Данная программа посвящена жизненному пути и творчеству Ф.М.Достоевского и предназначена для учащихся 9 класса в качестве подготовительного курса перед изучением творчества писателя в 10 классе....

Элективный курс "Жизнь замечательных людей".

В курсе географии очень мало материала о жизни и деятельности путешественников и исследователей, особенно это касается отечественных первооткрывателей. А этот материал вызывает интерес у учащихся, спо...

Элективный курс "Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире".

Элективный курс расчитан на обучающихся 9 классов....

Элективный курс "Жизнь растений"

Предлагаемая программа предназначена для преподавания элективного курса «Жизнь растений», учащимся 9 - 10 классов средней общеобразовательной школы, интересующимся жизнью растений, и желающим расширит...

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...

Программа элективного курса "Жизнь БЕЗОПАСНОСТИ"

Приводится аннотация к программе элективного курса "Жизнь БЕЗОПАСНОСТИ"...