Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"
учебно-методическое пособие по биологии (7 класс) по теме

Миляева Мария Панаётовна

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya._klass_ryb.ppt2.68 МБ
Файл tekst_uroka_klass_ryb.docx50.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Контрольно-обобщающий урок по теме «Классы рыб» МОУ ГАНУСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РАМЕНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 7 класс

Слайд 2

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой – Они им чуют, слышат воды… Ф.И.Тютчев обобщить и закрепить знания о представителях классов рыб

Слайд 3

Разнообразие внешнего вида рыб Змеевидные Плоские Дисковидные Торпедо- образные Шаро- образные Бугристый солнечник Рыба-луна Угорь Мурена Скат Камбала Кузовок Рыба-шар Акула Тунец

Слайд 4

План ответа 1. Где обитают? 2. Когда появились? 3. Сколько известно видов рыб? 4. Отличительные признаки. 5. Классификация. Общая характеристика класса рыб

Слайд 5

Закончите предложения и ответьте на вопросы Раздаётся по вариантам

Слайд 6

Классификация рыб ХРЯЩЕВЫЕ КОСТНЫЕ Осетрообразные ОТРЯДЫ ОТРЯДЫ Сельдеобразные Лососеобразные Карпообразные Окунеобразные Акулы Скаты Химерообразные КЛАССЫ

Слайд 7

Характеристика классов рыб (костных и хрящевых) План ответа 1. Количество видов 2. Среда обитания 3. Представители 4. Характерные черты (дыхание, движение, питание, кровеносная система, оплодотворение, размножение)

Слайд 8

Таблица. Класс рыбы Признаки Хрящевые рыбы Костные рыбы Количество видов 700 Около 20 тыс. Среда обитания Морские воды Морские и пресные воды Представители Акулы, скаты, химеры Осетр, скумбрия, карп, угорь, мурена, щука, тунец, окунь и др. Скелет Хрящевой Костный Дыхание Через жаберные щели Жаберное, с помощью жаберной крышки Движение С помощью хвостового плавника, отчасти парных и спинного плавников С помощью хвостового плавника, отчасти парных и спинного плавников, воздушного пузыря Питание В основном хищные Хищные, всеядные, растительноядные Кровеносная система Замкнутая, сердце двухкамерное Замкнутая, сердце двухкамерное Оплодотворение Внутреннее Наружное Размножение Яйцеживорождение Откладка яйц (икры)

Слайд 9

Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по отрядам I вариант Рфьлео – … Отлпав – … Аеуглб – … II вариант Азнса – … Юврсеаг – … Мёсаг – …

Слайд 10

Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по отрядам I вариант Рфьлео – форель Отлпав – плотва Аеуглб – белуга II вариант Мёсаг – сёмга Азнса – сазан Юврсеаг – севрюга лососеобразные карпообразные осетрообразные ОТРЯДЫ

Слайд 11

ОКУНЬ-БРЫЗГУН

Слайд 12

МОРСКАЯ ИГЛА МОРСКОЙ КОНЁК

Слайд 13

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ УГОРЬ СКАТ СОМ

Слайд 14

КОЛЮЧАЯ АКУЛА (КАТРАН)

Слайд 15

Выберите из предложенных суждений правильные Раздаётся по вариантам

Слайд 16

Найдите ошибку на рисунке, на котором щука преследует окуня

Слайд 17

Назовите рыбу и укажите систематическое положение вида Ь ,,,, , , Вид – карась, отряд - карпообразные

Слайд 18

Закончите пословицы 1. Была бы рыба, а… 2. Будешь спать на берегу, не … 3. Рыба в реке – ещё … 4. Закидываешь удочку вперёд, … 5. Чем больше зависти, тем…

Слайд 19

Закончите пословицы 1. Была бы рыба, а… рыбак найдется . 2. Будешь спать на берегу, не … наловишь на уху . 3. Рыба в реке – ещё … не в руке . 4. Закидываешь удочку вперёд, … оглянись назад . 5. Чем больше зависти, тем… меньше рыбы .

Слайд 20

1. Один из важных источников продуктов питания людей и животных. 2. Источник производства клея (плавники, плавательный пузырь осетровых). 3. Промежуточные хозяева паразитических червей (гельминтов), опасных для здоровья человека. 4. Эстетическое наслаждение (аквариум).

Слайд 21

Составьте кроссворд по теме «Классы рыб»



Предварительный просмотр:

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Миляева Мария Панаётовна, учитель биологии 

Слайд 1

Цель урока (слайд 2):  обобщить и закрепить знания о представителях классов рыб.

Иным достался от природы 
Инстинкт пророчески слепой –
Они им чуют, слышат воды…

Ф.И.Тютчев

Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многоперы и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоемов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие местообитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработки ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение (слайд 3) – змеевидные (угри, мурены), плоские (скаты, камбала), дисковидные (рыбы семейства солнечниковых, рыба луна), торпедообразные (акулы, тунцы), шарообразные (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Общая характеристика классов рыб (слайд 4)

План ответа:

1. Где обитают?
2. Когда появились?
3. Сколько известно видов рыб?
4. Отличительные признаки
5. Классификация

Задание 1. Закончить предложение и ответить на вопросы (слайд 5).

1 вариант:

  • Цедильный аппарат жабр – … (жаберные тычинки).
  • Органы выделения у рыб – … (почки).
  • Все ли рыбы откладывают икру? (Нет, есть живородящие)
  • Какие рыбы носят названия небесных тел? (Рыба-луна, рыба-солнце)

2 вариант:

  • Где накапливается желчь у рыбы? (В желчном пузыре).
  • Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (Жаберными крылышками).
  • Где выметывает икру речной угорь? (В Саргассовом море).
  • Какие рыбы имеют «оружие» на голове? (Рыба-пила, рыба-меч, рыба-молот).

Классификация рыб (слайд 6)

Особенности внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии позволяют выделить среди многообразия рыб некоторые систематические группы:

1) Хрящевые рыбы. К ним относятся: отряд акулы, отряд скаты, отряд химерообразных. Скелет у этих рыб не костный, а хрящевой. Жаберных крылышек нет, а с каждой стороны 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

2) Костные рыбы. У этих рыб костный скелет, есть плавательный пузырь. Дыхание осуществляется посредством жабр. Костные рыбы представлены несколькими отрядами: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные.

Характеристика классов рыб (хрящевых и костных), слайд 7.

План ответа:

1. Количество видов
2. Среда обитания
3. Представители
4. Характерные черты (дыхание, движение, питание, кровеносная система, оплодотворение, размножение).

После ответов учеников – заполнение обобщающей таблицы

Таблица (слайд 8)

Класс рыбы

Признаки

Хрящевые рыбы

Костные рыбы

Количество видов

700

Около 20 тыс

Среда обитания

Морские воды

Морские и пресные воды

Представители

Акулы, скаты, химеры

Осетр, скумбрия, карп, угорь, мурена, щука, тунец, окунь и др.

Скелет

Хрящевой

Костный

Дыхание

Через жаберные щели

Жаберное, с помощью жаберной крышки

Движение

С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников

С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников, воздушного пузыря

Питание

В основном хищные

Хищные, всеядные, растительноядные

Кровеносная система

Замкнутая, сердце двухкамерное

Замкнутая, сердце двухкамерное

Оплодотворение

Внутреннее

Наружное

Размножение

Яйцеживорождение

Откладка яиц (икры)

Задание 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам (слайды 9,10).

1 вариант

Рфьлео – (форель), отряд лососеобразных
Отлпав – (плотва), отряд карпообразных
Аеуглб – (белуга), отряд осетрообразных

2 вариант

Мёсаг – (семга), отряд лососеобразных
Азнса – (сазан), отряд карпообразных
Юврсеаг – (севрюга), отряд осетрообразных

БОЛЬШОЙ АКВАРИУМ 

(рассказы учащихся о рыбах) – слайды 11-14.

Представьте себе, ребята, гигантский аквариум величиной с классную доску. Давайте заселим его рыбами, морскими или речными.

1-й ученик. Мы предлагаем поселить в аквариум замечательную рыбку. Зовут её окунь-брызгун. Слайд 11. Живет она в морях и на мелководье у берегов Индии, Индонезии и Австралии. Много места ей не понадобится – длина её всего 20см. Питается окунь-брызгун насекомыми, которые летают над водой или ползают по листьям прибрежных растений. Насекомых брызгун сбивает струёй воды, он меткий стрелок – настоящий снайпер! У этой рыбки громадные ярко-желтые глаза с черными зрачками, она отличается большой зоркостью и издалека замечает даже мелких насекомых. В центре аквариума, где живет брызгун, вертикально укрепляют палку с крестовиной на конце, на неё сажают различных насекомых. Заметив добычу, брызгун настораживается, распускает веером спинной плавник, осторожно подплывает к палке, потом замирает, приподнимает над водой кончик головы и стреляет струйкой воды изо рта. Если выстрел удачен, он бросается к  упавшей мухе и проглатывает её. Промазывает брызгун редко, его меткости помогает особое устройство рта в виде крошечного ружейного ствола. Выброшенная брызгуном струйка воды летит 4-5м, отлично попадая в цель на расстоянии до 2м.

2-й ученик. В Чёрном море живут замечательные рыбёшки – морская игла и морской конёк (слайд 12). Это необычные рыбы. Тело их покрыто костными пластинками. Очень интересно они заботятся о своём потомстве. Во время размножения самки откладывают икринки в кожистую складку на брюшке у самца, там икринки и развиваются до появления мальков. Когда края складки расходятся, мальки выплывают наружу. Рыбы делают это бессознательно, инстинктивно; это очень важный инстинкт, так как хищники не могут уничтожить икринки и поэтому большое количество рыбок доживает до взрослого состояния. Эти рыбы съедобны, но не имеют промыслового значения из-за малых размеров.

3-й ученик. Ребята, а вы знаете  электрических рыбок? Ведь это интереснейшие рыбы – электрический угорь, скат и сом (слайд 13). Уже много лет учёные изучают загадочные свойства этих рыб. Давно известна их способность вырабатывать электричество. Энергии, которую вырабатывают 10тыс угрей, достаточно для движения электропоезда в течении нескольких минут. Сильными разрядами (до 300 вольт и более) угорь может насмерть поразить человека и парализовать быка. У других электрических рыб (скатов, сомов) разряды меньшей силы, но и они помогают им защищаться от врагов и добывать себе пищу.

4-й ученик. А давайте поселим в аквариум акулу. Конечно, большая не поместится, но маленькой – колючей акуле, которая часто встречается в Чёрном море, – места хватит (слайд 14). Она хоть и не очень велика по сравнению с другими (всего около 2х метров), но тоже хищница, как и её крупные родичи. В теле акул нет костей (только хрящи), кожа шершавая, как наждачная бумага. Акула – живородящая: выметывает до 30 детенышей. Тело акул, похожее на веретено, легко рассекает воду. Поэтому люди и придали форму тела акулы подводным лодкам и торпедам. Как стрела мчится акула под водой, и встреча с ней не предвещает ничего хорошего: акулы прожорливы и ненасытны.

Задание 3. Выберите их предложенных суждений правильные (слайд 15).

1 вариант: 

  • Тело большинства рыб имеют чешую, которая содержит зубцы, покрытые эмалью.
  • Рыбы не имеют органов слуха.
  • Рыбы – раздельнополые животные.
  • Все рыбы нерестятся весной.
  • Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

2 вариант: 

  • Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
  • Глаза у рыб не имеют век, и рыбы спят с открытыми глазами.
  • Кровеносная система рыб замкнутая.
  • Температура тела рыб низкая, но постоянная.
  • Сформировавшийся в икринке зародыш превращается в личинку рыбы.

Релаксация (слайд 16).

Найди ошибку на рисунке, на котором щука преследует окуня.

Ответ. Щука никогда не будет преследовать окуня с хвоста, т.к. у этой рыбы часть плавниковых лучей имеет вид острых шипов.

Ребус (слайд 17).

Назовите рыбу и укажите систематическое положение вида.

Ответ: кара-с-ь, отряд – карпообразные.

Пословицы о рыбах (слайд 18. Ответы – слайд 19).

Закончите пословицы:

  • Была бы рыба, а … (рыбак найдется).
  • Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху).
  • Рыба в реке – ещё …(не в руке).
  • Закидываешь удочку вперёд, …(оглянись назад).
  • Чем больше зависти, тем… (меньше рыбы).

Роль и значение рыб в природе (слайд 20).

1. Один из важных источников продуктов питания людей и животных
2. Источник производства клея (плавники, плавательный пузырь осетровых)
3. Промежуточные хозяева паразитических червей (гельминтов), опасных для здоровья человека
4. Эстетическое наслаждение (аквариум)

Домашнее задание (слайд 21)

Составьте кроссворд по теме «Классы рыб»

– Спасибо за внимание!

Задания для учащихся по вариантам представлены в Приложении 1 и Приложении 2.

Литература, использованная при подготовке к уроку 

  1. Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват.учеб.заведений / В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие / авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Биология. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина. Сост. И.Ф.Ишкина. – Волгоград: «Учитель – АСТ», 2002.
  5. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В.Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  6. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс: Кн.для учителя / И.А.Степанов. – М.: «Новый учебник», 2001.
  7. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "

План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....

Урок истории в 5 классе "Древний Восток" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока:  обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего ...

Урок истории в 5 классе "Достижения древних египтян" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умени...