Главные вкладки

    Урок истории в 5 классе "Древний Восток" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)
    план-конспект урока по истории (5 класс)

    Анашкина Оксана Михайловна

    Цели урока:  обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитии хозяйства и культуры всего мира; развивать память, мышление, монологическую речь обучающихся; развивать интерес и уважение к истории и культуре народов  Древнего Востока.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Повторительно-обобщающий урок по истории в 5 классе

    по теме: «Древний Восток»

    Цели урока:        обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитии хозяйства и культуры всего мира; развивать память, мышление, монологическую речь обучающихся; развивать интерес и уважение к истории и культуре народов  Древнего Востока.

    Оборудование:         

    1.карта «Древний Восток»;

    2.«Чёрный ящик».

    Форма проведения:        урок – деловая игра.

    При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на 3 команды, придумать название команды, её девиз, эмблему, выбрать капитана.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проведение игры.

    Вступительное слово учителя

    Дорогие ребята, сегодня мы проводим повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Восток». Перед нами поставлена задача не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания, проверить насколько они прочны, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий истории Древнего мира.

    Итак, сегодня у нас соревнуются 3 команды:…

     Представление капитанов: эмблема, девиз команды. Для успешной работы необходимо соблюдать  правила работы в группе. Каковы они?

    Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.

    Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

    Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.

    Для оценки нашей работы, у капитанов есть списки команд, в которых отмечаются ответы каждого участника, в конце игры капитаны должны будут подвести итоги работы своей команды, а команда должна будет оценить капитана.

    Учитель: Но прежде чем мы с вами начнем игру, давайте вспомним, какие страны называют Древним Востоком?

    - Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к классам и государству.

            - Назовите эти страны.

    (Древний Египет, Финикия, Сирия, Ассирия, Междуречье, Вавилонское царство, Персидское царство, Китай, Индия).

    1. Конкурс «Разминка»

    Командам по очереди задаются вопросы, на которые они дают ответы.

    1.        В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)

    2.        В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена)

    3.        Где изобрели цифры? (Индия)

    4.        В какой стране протекают реки Тигр и Евфрат (Междуречье)

    5.        В какой древней стране существовали города: Библ, Сидон, Тир? (Финикия)

    6.        В какой стране писали на бумаге (Китай)

    7.        В какой библиотеке были несгораемые книги? (в библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги)

    8.        В какой древней стране правил царь Кир (Персидская держава)

    9.        Хаммурапи был царём Вавилона, Египта, Ассирии или Индии? (Вавилона)

    10.        На чём писали в Двуречье: на папирусах, на глиняных дощечках, на пальмовых листьях? (на глиняных дощечках).

    11.         Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Инд.)

    12.        Тонкая, воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (Шелк).

    13.        Замкнутые группы людей, на которые делилось индийское общество. (Касты).

    14.        Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы).

    15.        В какой стране верили в переселение душ? (В Индии).

    16.        Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли).

    17.        Где расположен Китай? (Юго-восточная Азия).

    18.        Кого в Китае называли “Сыном Неба”? (Царя).

    19.        Знаменитым китайским мудрецом был... (Конфуций).

    20.        Правитель Китая, который объединил государства Китая под своей властью. (Цинь Шихуан).

    21.        Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма).

    22.        Главные реки Китая. (Хуанхэ, Янцзы).

    23.        Мог ли индиец перейти из одной касты в другую? (Нет).

    24.        В каком году Цинь Шихуан объединил Китай в единое государство? (221 г. до н.э.).

    2. Конкурс “Загадочный”.

    Каждой команде предлагается отгадать загадки.

    Загадка № 1.

    Он самый мудрый и почтенный,

    Бог Брахма изо рта его создал,

    И цвет его одежды белый.

    К концу же жизни

    Вдруг отшельником он стал. (Брахман)

    Загадка № 2.

    Этих слуг повсюду гнали,

    Жить в деревне запрещали.

    Те в лачугах жалких спали,

    На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)

    Загадка № 3.

    Чтоб землю с севера обезопасить,

    У гуннов землю отобрать,

    Правители решили стену возвести,

    Покой чтоб вечный обрести.

    И людей великое множество

    Согнали со всей страны.

    Заставили ее строить,

    Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)

    Загадка № 4.

    Узнал Китай чрез много лет,

    Как много может человек,

    Из книг, на наши не похожих.

    На связку дров скорее схожих.

    Чтоб книгой стать,

    Прошел чрез много мук

    В Китае — расщепленный то... (Бамбук)

    3. Конкурс “Черный ящик”.

    По описанию нужно узнать предмет, который находится в черном ящике.

    1.        Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).

    2.        Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).

    3.        То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)

    4.        Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)

    5.        Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)

    6.        Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)

    4. Конкурс «знатоки терминов»

    Задание: что означают следующие слова:

    Вельможа, держава, Библия, жрецы, каста, папирус, фараон, иероглиф.

    5. Конкурс переводчиков.

    А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.

     Командам даются листы с заданием.

    Н КРСТ____________________ (не красть)

    Н ЛГТ_____________________ (не лгать)

    Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)

    ПЧТ Т ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)

    Какие заповеди здесь написаны?

    6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)

    Задание: Назовите имя.

    1.        Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества? (Дарий I)

    2.        Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди).

    3.         Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном? (Кир)

    4.        Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры? (Хаммурапи)

    5.        Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашока)

    6.        Фараон, для которого была построена самая большая гробница (Хеопс).

    6. «Соотнеси исторических деятелей и страны».

            Вам нужно сопоставить исторических деятелей и страну, т.е. выбрать ту страну, в которой они жили.

    1

    Хаммурапи

    Вавилония

    2

    Дарий l

    Персия

    3

    Ашурбанипал

    Ассирия

    4

    Тутмос lll

    Египет

    5

    Ашока

    Индия 

    6

    Конфуций

    Китай

    7.Конкурс «Чудеса света»

    Ученикам предлагается рассмотреть изображения и определить, в какой стране находится (или находился) памятник.

    8. Конкурс «Неизвестная земля»

    Заштрихуйте на контурной карте четырёхугольники, образованные градусной сеткой (параллелями и меридианами), в которых полностью или частично располагались следующие страны:

    ЗЕЛЕНЫЙ) Древняя Индия

    ЖЕЛЕНЫЙ) Шумерские города-государства

    СИНИЙ) Финикия

    КРАСНЫЙ) Древний Китай

    Также вам следует назвать реки, которые протекают по ее территории, рассказать о влиянии климатических условий на жизнь, занятия населения страны.

    https://hist5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=969

    9. Знатоки искусства

    Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

     https://hist5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=968

     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

    A

    Б

    В

    Г

    Перечень тем

    А) Древний Египет

    В) Вавилонское царство

    Б) Финикия

    Г) Древняя Палестина

    Пояснение.

    А) Древний Египет — Нефертити (иллюстрация 4).

    Б) Финикия — монета из Библа (иллюстрация 2).

    В) Вавилонское царство — клинопись из Вавилона (иллюстрация 1).

    Г) Древняя Палестина — Моисей со скрижалями (иллюстрация 3).

     

    Таким образом, А — 4, Б — 2, В — 1, Г — 3.

    https://hist5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=983

     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

    A

    Б

    В

    Г

    Перечень тем

    А) Персидская держава

    В) Древняя Палестина

    Б) Древняя Индия

    Г) Шумерские города-государства

    Пояснение.

    Установим соответствие:

    А) Персидская держава — рельеф (иллюстрация 4).

    Б) Древняя Индия — божество в виде слона (иллюстрация 3).

    В) Древняя Палестина — (иллюстрация 1).

    Г) Шумерские города-государства — (иллюстрация 2).

     Таким образом, А — 4, Б — 3, В — 1, Г — 2.

    https://hist5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=1843

     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

    A

    Б

    В

    Г

    Перечень тем

    А) Финикия

    В) Древний Египет

    Б) Древний Китай

    Г) Персидская держава

    А) Финикия — посуда (иллюстрация 1).

    Б) Древний Китай — Лао-Цзы (Лаоцзы, Старый Младенец, Мудрый Старец) – легендарный древнекитайский философ-мыслитель, живший в VI-V вв. до н. э. (иллюстрация 4).

    В) Древний Египет — сельхозработы (иллюстрация 3).

    Г) Персидская держава — персидский рельеф (иллюстрация 2).

     

    Таким образом, А — 1, Б — 4, В — 3, Г — 2.

    III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в игровой форме. Обобщение пройденного.11 класс.

    Урок проходит в виде игры «Кто лучше всех знает информатику?»         по сценарию игры  ...

    Компьютерная мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме: «Десятичные дроби» МАТЕМАТИКА 5 класс.

    Компьютерная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме : "Десятичные дроби", математика 5 класс...

    Открытые уроки в игровой форме

    Пояснительная записка к обобщающим урокам математики в форме игры "Наряди ёлку"...

    Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм

    Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...

    Повторительно - обобщающий урок в игровой форме по истории Древнего мира

    Задания для повторительно - обобщающего урока по т. "Древний Восток"...