План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Бинарный урок по биологии и химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8v.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект бинарного  урока по биологии и химии.

 Тема урока: Пищеварение в желудке

Цели урока:

    Образовательные:

Повторить пищеварение в ротовой полости

    Изучение  внешнего и внутреннего строения желудка;

    Выяснение процесса пищеварения в желудке;

    Раскрытие свойств ферментов желудочного сока;

    Разъяснение процесса нервно-гуморальной регуляции желудочного сока.

    Развивающие:  

    развитие практических умений и навыков определения функций ферментов желудочного сока;

   

    Воспитательные:

    Воспитание и формирование здорового образа жизни

 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

    1. Таблица « Органы пищеварения», «Строение желудка».

    2. Модель человека (внутренние органы).

    3.Компьютер

   

    4. Электронная доска.

   

    5.Указка.

    6.(на каждый стол) пробирка с 1мл взвеси белка, пробирка с 1 мл желудочного сока; штатив; водяная баня; термометр.

    7.Карточки.

Оформление доски:

    1. Тема урока.

   

                                      План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Объяснение нового материала
  4. Практическая часть
  5. Обобщение и подведение итогов
  6. Домашнее задание

    Организационный момент.

1. Приветствие

2. Проверка отсутствующих и готовности к уроку

3. Сообщение темы и целей урока

1. Проверка домашнего задания.

Ребята, сегодня нам с вами предстоит следующий этап переваривания пищи – переваривание пищи в желудке. Но для этого необходимо вспомнить материал предыдущего урока. Итак, начинаем!

Класс получает карточки-задания, а два человека будут работать у доски.

Проверка домашнего задания.

Химия:

(у доски)Определите к какому классу неорганических соединений относятся вещества: HClO; K; HNO3; Fe2О3; Cu(ОН)2; Al(OH)3; Al2O3; KMnO4, SO3

Al2(SO4)3; KOH; FeCl3; N2; Cu(NO3)2; Al;N2O5; HBr; K2Cr2O7

Карточки:

Дайте определение понятия «кислоты»; из приведённых веществ выпишите кислоты CuSiO3, HNO3 ,Fe(ОН)3, НCl, CaSO4,N2O3,KOH,Na2CO3, H2CrO4

Дайте определение понятия «оксиды», из приведённых веществ выпишите оксиды K2SiO3,Cu(OH)2,NO,HCl,CuSO4,Al2O3, FeO,H2CO3,KOH,HNO3

 1 уровень.  Вставьте пропущенное слово ( работа у доски )

    Начинается пищеварительная система ____________________ полостью.

    Зубы у человека вырастают в две смены: сначала ____________________  , затем_________________ .

    Последними вырастают зубы  ________________ .

    Зуб – это сложный орган, в нем различают корень, _________________ и _______________ .

 

    Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________ .

    Важную роль в ротовой полости играет  _______________ .

    Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______________ , а затем в __________________ .

2 уровень.         Выбери правильные  ответы

    Вход в ротовую полость ограничивают:

    Губы;

    Зубы;

    Слюнные железы.

    Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:

    Коронка;

    Шейка;

    Корень.

    Под действием ферментов слюны происходит расщепление:

    Жиров;

    Углеводов;

    Белков.

    В ротовой полости слюна:

    Смачивает пищу,

    Убивает бактерии;

    Измельчает пищу.

     Перистальтика – это:

    Переваривание пиши;

    Раздражение рецепторов;

    Волнообразное сокращение стенок пищевода.

    Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:

    Безусловных;

    Условных;

    Приобретённых.

     Всего у человека:

    23 зуба;

    33 зуба;

    32 зуба.

     Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:

    В желудок;

    В  кишечник;

    В  12-перстную кишку

Уровень 4

    Какие слюнные железы обозначены на рисунке ?

    Каковы функции слюнных желез? Как осуществляется регуляция слюноотделения?

    Объясните выражение «Когда я ем - я глух и нем».

Уровень № 3

     Назовите части зуба обозначенные цифрами.

    Каковы функции зубной системы?

3.Какие процессы пищеварения протекают в ротовой полости?

Дополнительный вопрос?

  Если долго жевать корочку  черного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?

На выполнение работы вам дается 5 минут.

Время вышло ,сдаем работы. Результаты вы узнаете в конце урока, а  теперь настало время изучения нового материала.

    Изучение нового материала

    Строение желудка.

   На основе повторения знаний предыдущих курсов о животных  ответьте на вопрос: «Куда пища попадает из пищевода? ( ответы учащихся)

Действительно, осле кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок  - расширенную  часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости                      ( ВИДЕОфрагмент)

А вы знаете, очему желудок называют «хранилищем пищи» ?

( ответы учащихся)

Желудок  - самая расширенная  часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов.

«Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: входное – там, где в него впадает пищевод, и выводное – в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л.

Форма  желудка у здорового человека может быть различной.

    У лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);

    У высоких – удлинненый , имеет форму чулка;

    У лиц среднего телосложения – форму крючка.

Формы и размеры также зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой пищи, положение тела.

Желудок имеет две стенки – переднюю и заднюю.

Нижний край выпуклый, верхний – вогнутый.

Желудок имеет дно и тело.

Ребята, у вас на столе есть карточки с рисунками, подпишите на них части желудка.  

    Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием.  Она образует  многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные трубчатые железы желудка (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Клетки  различаются по строению и функциям:

    одни выделяют пищеварительные ферменты,

    вторые – соляную кислоту,

    третьи  - слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.

    Подслизистая основа желудка толстая, образована рыхлой соединительной тканью.

    Мышечная оболочка желудка в отличии от других органов пищеварения трехслойная.

    Первый слой – наружный продольный.

    Средний – круговой.

    Внутренний – косой слой, удерживающий желудок от растяжения.

    Снаружи желудок покрыт брюшиной (соединительнотканной оболочкой).

С процессами, происходящими в желудке нас познакомит учитель химии – Розанова Татьяна Андреевна.

2). Состав желудочного сока

Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту(0,3-0,5%)   и поэтому имеющую кислую реакцию ( рН 1,5-1,8). За сутки  вырабатывается 2 литра этого сока.

Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.

Желудочный сок        

Вода

98-99%

Плотный остаток 1-2%

Органические вещества

Неорганические

вещества

Ферменты

Прочие вещества

-Хлориды

-Фосфаты

-Сульфаты

-Нитраты

-Соли железа

-Соляная кислота

Пищеварительные ферменты

Непищеварительные  ферменты

-органические

кислоты

-белки

-слизь

(муцин)

-пепсин

-реннин

-гастриксин

-липаза

-лизоцим

В желудке  действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевую массу и не разрушит птиалин слюны (он действует только в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занять до 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду на кислую. Время пропитывания пищи желудочным соком зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции.

По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.

    Пепсин и ренин – непрерывно вырабатываются в виде проферментов, которые превращаются в активные ферменты под  действием соляной кислоты (рН 1,5-2,0). Они расщепляют белки на более короткие полипептиды. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно – белки хрящей и сухожилий.

1.1.Б.  Лабораторный опыт.

Техника безопасности.

Для всех учащихся провести опыт «Действие желудочного сока на белок».

Оборудование: (на каждый стол) пробирка с 1мл взвеси белка, пробирка с 1 мл желудочного сока; штатив; водяная баня; термометр.

Опыт: смешайте содержимое  обеих пробирок. Опустите в водяную баню (37-38©) на 15-25 минут. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Тема:  «Пищеварение в желудке»

Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан  химический (2 шт), цилиндр мерный на 100мл, пипетки, термометр лабораторный(2 шт), спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, горячая и холодная вода, кипяченая вода, карандаш для стекла.

Реактивы и материалы: 10% раствор гидроксида натрия, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.

Ход работы:

    Налейте в пробирку 1мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.

    Пронумеруйте пробирки.

    В №1     налейте 1мл жидкого крахмального клейстера + 1 мл желудочного сока.

В № 2   --- взвесь белка с добавлением чистой воды

В № 3  --- 1мл свежеприготовленной взвеси белка и столько же желудочного сока.

В №4 ----взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.

В №5---взвесь белка с желудочным соком, предварительно прокипяченного.

В №6--- Взвесь белка 1мл +0,5 % р-р соляной кислоты.

В №7---взвесь белка с желудочным соком  поставить в стакан с водой при температуре 60-80 С на 10-15 минут (до 30 минут).

    Рассмотрите содержимое пробирок №1-№6  и поставьте их в горячую воду, чтобы температура не превышала 37 С  на  10-15 минут. По мере остывания добавляйте горячую воду.

    Сделайте вывод об условиях  действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?

    Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы.

Что добавили

Что  наблюдали

1

1мл жидкого крахмального клейстера + 1 мл желудочного сока

Изменений не происходит

2

взвесь белка 1 мл с добавлением чистой воды

Изменений не происходит

3

1мл свежеприготовленной взвеси белка + 1 мл желудочного сока

Энергичное расщепление

4

взвесь белка 1мл, желудочный сок 1 мл и раствор щелочи

Расщепление крайне слабо,щелочь  нейтрализует кислоту

5

взвесь белка с желудочным соком по 1 мл, предварительно прокипяченного

Разбухание белка соляной кислотой, пепсин  уничтожили кипячением

6

Взвесь белка 1мл +0,5 %р соляной кислоты

Разбухание белка

Вывод:    

 1.В состав желудочного сока входит фермент пепсин ( только при температуре тела-37 С). Под действием пепсина белки распадаются на более простые соединения.

2.Особенное значение принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.

3.Действие пепсина уничтожается кипячением.

4.Фермента, действующего на углеводы нет.

О значении желудочного сока  мы с вами выяснили, теперь переходим к изучению его  компонентов.

    Липаза – расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот. Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.

    Лизоцим – обладает бактерицидными свойствами.

    Фермента, способного  действовать на углеводы в составе желудочного сока нет.

    Муцин (слизь) – выполняет защитную функцию – предохраняет желудок от механического, химического воздействия и самопереваривания.

    Соляная кислота – активирует ферменты, створаживает молоко, стимулирует деятельность желудка, оказывает бактерицидное действие.

Соляная кислота убивает бактерии гниения и защищает организм от многих заразных болезней.

Бактерицидные свойства  доказаны опытами. Двух собак кормили мясом с добавкой холерных бацилл.  Одной из них перед дачей пищи промыли желудок. Она заразилась и погибла от холеры, а другая собака осталась здоровой.

Люди, страдающие пониженным содержанием соляной кислоты в соке, больше подвергаются опасности заражения!

3).Нервно – гуморальная регуляция желез желудка

Ребята, вы знаете, что железы желудка начинают  выделять желудочный сок уже через 5 минут после начала еды, а также при запахе пищи, её виде и даже при разговоре о ней.

Что же  влияет на секрецию желудочных желез? Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды? Об этом нам расскажет

Заслушивание сообщения  на тему «Нервные и  гуморальные воздействия на секрецию желез».            

Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было известно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.

При мнимом кормлении собаки с перерезанным пищеводом пища в желудок не поступает. Тем не менее через 5-8 минут после начала опыта наблюдается вытекание сока из фистульной трубки, вставленной в желудок животного. Это явление можно объяснить только так: пища раздражает вкусовые рецепторы полости рта; возникающее в них возбуждение проводится по центростремитель ным нервам в ствол головного мозга; оттуда возбуждение направ ляется по центробежным нервам в желудочные железы и вызывает их деятельность. Рефлекторность сокоотделения доказывается тем, что оно прекращается после перерезки нервов, идущих к желудку.

Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.

Следовательно, секреция желез может происходит и под влия нием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с  центростремительных на центробежные нервы происходит при участии коры полушарий головного мозга.

Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам желудка, поддерживая их деятельность.  

В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоот деление.

Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставляются ею к желудочным железам и химически возбуждают их дея тельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).    

Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в желудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.

Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность

желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в тече ние всего времени ее пребывания в желудке.        

Вопросы:                                    

1) Кто и как доказал, что важнейшую роль в секреции желез   желудка играют воздействия нервной системы?

 2) Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?

  3) Как осуществляется гуморальное воздействие на сокоотделение?

В течении 2-3 часов после приема пищи оба механизма – нервный и гуморальный – действует вместе, но первый из них преобладает. Затем нервные воздействия на функцию желудочных желез прекращаются, а гуморальные продолжаются на протяжении еще несколько часов.

В желудке всасываются:

алкоголь, минеральные соли, вода, аминокислоты, глюкоза.

4).Что нарушает функцию желудка?

Влияние алкоголя на органы пищеварения

В литературе приводиться много сведений о вредном влиянии алкоголя на органы пищеварения. Установлена прямая связь между количеством потребляемого алкоголя и развитием панкреатина. Действие алкоголя на пищеварительный тракт реализуется несколькими путями.

Во – первых,  растворенный  алкоголь  в виде принятых напитков поступает в непосредственный контакт со слизистой оболочкой полости рта, пищевода, желудка и кишечника.

Во – вторых, влияние алкоголя осуществляется через изменение состояния ЦНС, регулирующую функцию органов пищеварения.

В – третьих, влияние алкоголя может проявиться на клеточном уровне не обязательно за счет прямого контакта принятого алкоголя с эпителием слизистых  оболочек, но и опосредованно через систему кровообращения.

И наконец, в – четвертых, нельзя не упомянуть о том, что в состоянии опьянения нередко грубо нарушается гигиена питания (употребление острых блюд, избыточное  или недостаточное питание, неосторожное пользование плохо перевариваемыми продуктами и т.п.), в результате чего происходит дополнительное вредное  действие на систему пищеварения. У людей, часто выпивающих, развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, - гастрит.

Закрепление нового материала:

1.Вопросы:

1).Какие изменения происходят с пищей в желудке?

    Какова роль соляной кислоты в желудке?

    Что входит в состав желудочного сока?

    Может ли желудок съесть себя?

    Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?

    При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?

    Объяснить, почему для повышения аппетита рекомендуется использовать в пищу супы и мясные  бульоны?

    Чем объясняется образование различного количества  желудочного сока на мясо, хлеб и изменение его качества?

    Как происходит рефлекторное отделение желудочного сока?

    Что такое гуморальное влияние?

    Попытайтесь доказать вредное влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке?

Домашнее задание:

    Параграф 32, вопросы.

    Задача на дом: У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?

 

Литература:

    Учебник. Биология.8 класс. Колесов, Маш

   Дидактический материал. Человек. Книга для учителя. 9 класс. М, Просвещение, 1997г.

    http://bank.orenik.ru/Text/t20_135.htm

    http://rrc.dgu.ru/res/1september/14-33.htm

    http:www.truphonov.ru/truphonov2/terms2/gj.htm

    http://www.4mtdic.ru/page-id-407.html

    http://www.bibliotekar.ru/447/155/htm

    http://www/meding.ru/alcohol/tab25.htm

    http://www.5ballov.ru/referats/preview/76833/13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»

Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"

План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"...

план конспект интегрированного урока по физике и химии

конспект урока по физике и химии по теме "Физические и химические явления". Урок интегрированный....