Главные вкладки

    План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
    методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

    Бинарный урок по биологии и химии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_8v.docx31.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект бинарного  урока по биологии и химии.

     Тема урока: Пищеварение в желудке

    Цели урока:

        Образовательные:

    Повторить пищеварение в ротовой полости

        Изучение  внешнего и внутреннего строения желудка;

        Выяснение процесса пищеварения в желудке;

        Раскрытие свойств ферментов желудочного сока;

        Разъяснение процесса нервно-гуморальной регуляции желудочного сока.

        Развивающие:  

        развитие практических умений и навыков определения функций ферментов желудочного сока;

       

        Воспитательные:

        Воспитание и формирование здорового образа жизни

     

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование:

        1. Таблица « Органы пищеварения», «Строение желудка».

        2. Модель человека (внутренние органы).

        3.Компьютер

       

        4. Электронная доска.

       

        5.Указка.

        6.(на каждый стол) пробирка с 1мл взвеси белка, пробирка с 1 мл желудочного сока; штатив; водяная баня; термометр.

        7.Карточки.

    Оформление доски:

        1. Тема урока.

       

                                          План урока

    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания
    3. Объяснение нового материала
    4. Практическая часть
    5. Обобщение и подведение итогов
    6. Домашнее задание

        Организационный момент.

    1. Приветствие

    2. Проверка отсутствующих и готовности к уроку

    3. Сообщение темы и целей урока

    1. Проверка домашнего задания.

    Ребята, сегодня нам с вами предстоит следующий этап переваривания пищи – переваривание пищи в желудке. Но для этого необходимо вспомнить материал предыдущего урока. Итак, начинаем!

    Класс получает карточки-задания, а два человека будут работать у доски.

    Проверка домашнего задания.

    Химия:

    (у доски)Определите к какому классу неорганических соединений относятся вещества: HClO; K; HNO3; Fe2О3; Cu(ОН)2; Al(OH)3; Al2O3; KMnO4, SO3

    Al2(SO4)3; KOH; FeCl3; N2; Cu(NO3)2; Al;N2O5; HBr; K2Cr2O7

    Карточки:

    Дайте определение понятия «кислоты»; из приведённых веществ выпишите кислоты CuSiO3, HNO3 ,Fe(ОН)3, НCl, CaSO4,N2O3,KOH,Na2CO3, H2CrO4

    Дайте определение понятия «оксиды», из приведённых веществ выпишите оксиды K2SiO3,Cu(OH)2,NO,HCl,CuSO4,Al2O3, FeO,H2CO3,KOH,HNO3

     1 уровень.  Вставьте пропущенное слово ( работа у доски )

        Начинается пищеварительная система ____________________ полостью.

        Зубы у человека вырастают в две смены: сначала ____________________  , затем_________________ .

        Последними вырастают зубы  ________________ .

        Зуб – это сложный орган, в нем различают корень, _________________ и _______________ .

     

        Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________ .

        Важную роль в ротовой полости играет  _______________ .

        Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______________ , а затем в __________________ .

    2 уровень.         Выбери правильные  ответы

        Вход в ротовую полость ограничивают:

        Губы;

        Зубы;

        Слюнные железы.

        Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:

        Коронка;

        Шейка;

        Корень.

        Под действием ферментов слюны происходит расщепление:

        Жиров;

        Углеводов;

        Белков.

        В ротовой полости слюна:

        Смачивает пищу,

        Убивает бактерии;

        Измельчает пищу.

         Перистальтика – это:

        Переваривание пиши;

        Раздражение рецепторов;

        Волнообразное сокращение стенок пищевода.

        Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:

        Безусловных;

        Условных;

        Приобретённых.

         Всего у человека:

        23 зуба;

        33 зуба;

        32 зуба.

         Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:

        В желудок;

        В  кишечник;

        В  12-перстную кишку

    Уровень 4

        Какие слюнные железы обозначены на рисунке ?

        Каковы функции слюнных желез? Как осуществляется регуляция слюноотделения?

        Объясните выражение «Когда я ем - я глух и нем».

    Уровень № 3

         Назовите части зуба обозначенные цифрами.

        Каковы функции зубной системы?

    3.Какие процессы пищеварения протекают в ротовой полости?

    Дополнительный вопрос?

      Если долго жевать корочку  черного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?

    На выполнение работы вам дается 5 минут.

    Время вышло ,сдаем работы. Результаты вы узнаете в конце урока, а  теперь настало время изучения нового материала.

        Изучение нового материала

        Строение желудка.

       На основе повторения знаний предыдущих курсов о животных  ответьте на вопрос: «Куда пища попадает из пищевода? ( ответы учащихся)

    Действительно, осле кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок  - расширенную  часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости                      ( ВИДЕОфрагмент)

    А вы знаете, очему желудок называют «хранилищем пищи» ?

    ( ответы учащихся)

    Желудок  - самая расширенная  часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов.

    «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: входное – там, где в него впадает пищевод, и выводное – в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л.

    Форма  желудка у здорового человека может быть различной.

        У лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);

        У высоких – удлинненый , имеет форму чулка;

        У лиц среднего телосложения – форму крючка.

    Формы и размеры также зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой пищи, положение тела.

    Желудок имеет две стенки – переднюю и заднюю.

    Нижний край выпуклый, верхний – вогнутый.

    Желудок имеет дно и тело.

    Ребята, у вас на столе есть карточки с рисунками, подпишите на них части желудка.  

        Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием.  Она образует  многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные трубчатые железы желудка (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Клетки  различаются по строению и функциям:

        одни выделяют пищеварительные ферменты,

        вторые – соляную кислоту,

        третьи  - слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.

        Подслизистая основа желудка толстая, образована рыхлой соединительной тканью.

        Мышечная оболочка желудка в отличии от других органов пищеварения трехслойная.

        Первый слой – наружный продольный.

        Средний – круговой.

        Внутренний – косой слой, удерживающий желудок от растяжения.

        Снаружи желудок покрыт брюшиной (соединительнотканной оболочкой).

    С процессами, происходящими в желудке нас познакомит учитель химии – Розанова Татьяна Андреевна.

    2). Состав желудочного сока

    Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту(0,3-0,5%)   и поэтому имеющую кислую реакцию ( рН 1,5-1,8). За сутки  вырабатывается 2 литра этого сока.

    Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.

    Желудочный сок        

    Вода

    98-99%

    Плотный остаток 1-2%

    Органические вещества

    Неорганические

    вещества

    Ферменты

    Прочие вещества

    -Хлориды

    -Фосфаты

    -Сульфаты

    -Нитраты

    -Соли железа

    -Соляная кислота

    Пищеварительные ферменты

    Непищеварительные  ферменты

    -органические

    кислоты

    -белки

    -слизь

    (муцин)

    -пепсин

    -реннин

    -гастриксин

    -липаза

    -лизоцим

    В желудке  действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевую массу и не разрушит птиалин слюны (он действует только в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занять до 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду на кислую. Время пропитывания пищи желудочным соком зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции.

    По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.

        Пепсин и ренин – непрерывно вырабатываются в виде проферментов, которые превращаются в активные ферменты под  действием соляной кислоты (рН 1,5-2,0). Они расщепляют белки на более короткие полипептиды. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно – белки хрящей и сухожилий.

    1.1.Б.  Лабораторный опыт.

    Техника безопасности.

    Для всех учащихся провести опыт «Действие желудочного сока на белок».

    Оборудование: (на каждый стол) пробирка с 1мл взвеси белка, пробирка с 1 мл желудочного сока; штатив; водяная баня; термометр.

    Опыт: смешайте содержимое  обеих пробирок. Опустите в водяную баню (37-38©) на 15-25 минут. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

    Тема:  «Пищеварение в желудке»

    Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.

    Оборудование: штатив с пробирками, стакан  химический (2 шт), цилиндр мерный на 100мл, пипетки, термометр лабораторный(2 шт), спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, горячая и холодная вода, кипяченая вода, карандаш для стекла.

    Реактивы и материалы: 10% раствор гидроксида натрия, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.

    Ход работы:

        Налейте в пробирку 1мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.

        Пронумеруйте пробирки.

        В №1     налейте 1мл жидкого крахмального клейстера + 1 мл желудочного сока.

    В № 2   --- взвесь белка с добавлением чистой воды

    В № 3  --- 1мл свежеприготовленной взвеси белка и столько же желудочного сока.

    В №4 ----взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.

    В №5---взвесь белка с желудочным соком, предварительно прокипяченного.

    В №6--- Взвесь белка 1мл +0,5 % р-р соляной кислоты.

    В №7---взвесь белка с желудочным соком  поставить в стакан с водой при температуре 60-80 С на 10-15 минут (до 30 минут).

        Рассмотрите содержимое пробирок №1-№6  и поставьте их в горячую воду, чтобы температура не превышала 37 С  на  10-15 минут. По мере остывания добавляйте горячую воду.

        Сделайте вывод об условиях  действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?

        Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы.

    Что добавили

    Что  наблюдали

    1

    1мл жидкого крахмального клейстера + 1 мл желудочного сока

    Изменений не происходит

    2

    взвесь белка 1 мл с добавлением чистой воды

    Изменений не происходит

    3

    1мл свежеприготовленной взвеси белка + 1 мл желудочного сока

    Энергичное расщепление

    4

    взвесь белка 1мл, желудочный сок 1 мл и раствор щелочи

    Расщепление крайне слабо,щелочь  нейтрализует кислоту

    5

    взвесь белка с желудочным соком по 1 мл, предварительно прокипяченного

    Разбухание белка соляной кислотой, пепсин  уничтожили кипячением

    6

    Взвесь белка 1мл +0,5 %р соляной кислоты

    Разбухание белка

    Вывод:    

     1.В состав желудочного сока входит фермент пепсин ( только при температуре тела-37 С). Под действием пепсина белки распадаются на более простые соединения.

    2.Особенное значение принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.

    3.Действие пепсина уничтожается кипячением.

    4.Фермента, действующего на углеводы нет.

    О значении желудочного сока  мы с вами выяснили, теперь переходим к изучению его  компонентов.

        Липаза – расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот. Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.

        Лизоцим – обладает бактерицидными свойствами.

        Фермента, способного  действовать на углеводы в составе желудочного сока нет.

        Муцин (слизь) – выполняет защитную функцию – предохраняет желудок от механического, химического воздействия и самопереваривания.

        Соляная кислота – активирует ферменты, створаживает молоко, стимулирует деятельность желудка, оказывает бактерицидное действие.

    Соляная кислота убивает бактерии гниения и защищает организм от многих заразных болезней.

    Бактерицидные свойства  доказаны опытами. Двух собак кормили мясом с добавкой холерных бацилл.  Одной из них перед дачей пищи промыли желудок. Она заразилась и погибла от холеры, а другая собака осталась здоровой.

    Люди, страдающие пониженным содержанием соляной кислоты в соке, больше подвергаются опасности заражения!

    3).Нервно – гуморальная регуляция желез желудка

    Ребята, вы знаете, что железы желудка начинают  выделять желудочный сок уже через 5 минут после начала еды, а также при запахе пищи, её виде и даже при разговоре о ней.

    Что же  влияет на секрецию желудочных желез? Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды? Об этом нам расскажет

    Заслушивание сообщения  на тему «Нервные и  гуморальные воздействия на секрецию желез».            

    Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было известно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.

    При мнимом кормлении собаки с перерезанным пищеводом пища в желудок не поступает. Тем не менее через 5-8 минут после начала опыта наблюдается вытекание сока из фистульной трубки, вставленной в желудок животного. Это явление можно объяснить только так: пища раздражает вкусовые рецепторы полости рта; возникающее в них возбуждение проводится по центростремитель ным нервам в ствол головного мозга; оттуда возбуждение направ ляется по центробежным нервам в желудочные железы и вызывает их деятельность. Рефлекторность сокоотделения доказывается тем, что оно прекращается после перерезки нервов, идущих к желудку.

    Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.

    Следовательно, секреция желез может происходит и под влия нием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с  центростремительных на центробежные нервы происходит при участии коры полушарий головного мозга.

    Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам желудка, поддерживая их деятельность.  

    В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоот деление.

    Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставляются ею к желудочным железам и химически возбуждают их дея тельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).    

    Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в желудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.

    Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность

    желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в тече ние всего времени ее пребывания в желудке.        

    Вопросы:                                    

    1) Кто и как доказал, что важнейшую роль в секреции желез   желудка играют воздействия нервной системы?

     2) Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?

      3) Как осуществляется гуморальное воздействие на сокоотделение?

    В течении 2-3 часов после приема пищи оба механизма – нервный и гуморальный – действует вместе, но первый из них преобладает. Затем нервные воздействия на функцию желудочных желез прекращаются, а гуморальные продолжаются на протяжении еще несколько часов.

    В желудке всасываются:

    алкоголь, минеральные соли, вода, аминокислоты, глюкоза.

    4).Что нарушает функцию желудка?

    Влияние алкоголя на органы пищеварения

    В литературе приводиться много сведений о вредном влиянии алкоголя на органы пищеварения. Установлена прямая связь между количеством потребляемого алкоголя и развитием панкреатина. Действие алкоголя на пищеварительный тракт реализуется несколькими путями.

    Во – первых,  растворенный  алкоголь  в виде принятых напитков поступает в непосредственный контакт со слизистой оболочкой полости рта, пищевода, желудка и кишечника.

    Во – вторых, влияние алкоголя осуществляется через изменение состояния ЦНС, регулирующую функцию органов пищеварения.

    В – третьих, влияние алкоголя может проявиться на клеточном уровне не обязательно за счет прямого контакта принятого алкоголя с эпителием слизистых  оболочек, но и опосредованно через систему кровообращения.

    И наконец, в – четвертых, нельзя не упомянуть о том, что в состоянии опьянения нередко грубо нарушается гигиена питания (употребление острых блюд, избыточное  или недостаточное питание, неосторожное пользование плохо перевариваемыми продуктами и т.п.), в результате чего происходит дополнительное вредное  действие на систему пищеварения. У людей, часто выпивающих, развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, - гастрит.

    Закрепление нового материала:

    1.Вопросы:

    1).Какие изменения происходят с пищей в желудке?

        Какова роль соляной кислоты в желудке?

        Что входит в состав желудочного сока?

        Может ли желудок съесть себя?

        Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?

        При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?

        Объяснить, почему для повышения аппетита рекомендуется использовать в пищу супы и мясные  бульоны?

        Чем объясняется образование различного количества  желудочного сока на мясо, хлеб и изменение его качества?

        Как происходит рефлекторное отделение желудочного сока?

        Что такое гуморальное влияние?

        Попытайтесь доказать вредное влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке?

    Домашнее задание:

        Параграф 32, вопросы.

        Задача на дом: У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?

     

    Литература:

        Учебник. Биология.8 класс. Колесов, Маш

       Дидактический материал. Человек. Книга для учителя. 9 класс. М, Просвещение, 1997г.

        http://bank.orenik.ru/Text/t20_135.htm

        http://rrc.dgu.ru/res/1september/14-33.htm

        http:www.truphonov.ru/truphonov2/terms2/gj.htm

        http://www.4mtdic.ru/page-id-407.html

        http://www.bibliotekar.ru/447/155/htm

        http://www/meding.ru/alcohol/tab25.htm

        http://www.5ballov.ru/referats/preview/76833/13


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

    Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

    План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»

    Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...

    План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

    Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

    план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

    Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

    План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

    Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

    План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"

    План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"...

    план конспект интегрированного урока по физике и химии

    конспект урока по физике и химии по теме "Физические и химические явления". Урок интегрированный....