План-конспект урока по теме: «Предмет органической химии. Особенности органических веществ». 10 класс базовый уровень
план-конспект урока по химии (10 класс)

Задачи урока:

  1. дать понятие о предмете органической химии;
  2. показать особенности органических веществ;
  3. сформировать понятие о валентности;
  4. познакомить с основными положениями теории строения органических веществ А.М. Бутлерова.

План урока

  1. Введение. История становления понятия «органическая химия» Органическая химия. Органические вещества
  2. Состав → строение → свойства → применение
  3. Состав и свойства органических веществ
  1. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами
  2. Электронное строение атома углерода
  3. Валентность. А.Ф. Кекуле.  Табл. № 1
  4. Химическое строение. Структурные формулы.  А.С. Купер, 1858 г.
  5. Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet_organicheskoy_himii_10_baza.doc795.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: «Предмет органической химии. Особенности органических веществ».

10 класс базовый уровень

Задачи урока:

  1. дать понятие о предмете органической химии;
  2. показать особенности органических веществ;
  3. сформировать понятие о валентности;
  4. познакомить с основными положениями теории строения органических веществ А.М. Бутлерова.

План урока

  1. Введение. История становления понятия «органическая химия» Органическая химия. Органические вещества
  2. Состав → строение → свойства → применение
  3. Состав и свойства органических веществ

Лабораторный опыт № 1. Горение парафина. Доказательство наличия углерода и водорода в парафине по продуктам горения (вода, оксид углерода (IV)).

Лабораторный опыт № 2. Ознакомление с образцами органических веществ и их свойствами.

  1. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами
  2. Электронное строение атома углерода
  3. Валентность. А.Ф. Кекуле.  Табл. № 1
  4. Химическое строение. Структурные формулы.  А.С. Купер, 1858 г.
  5. Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова

Таблица № 1.  Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления»

Признаки сравнения

Степень окисления

Валентность

Численное значение

От -4 до +8

От I до VIII

Численные значения степени окисления и валентности элементов в одном соединении могут, как совпадать (для простейших веществ молекулярного строения), так и не совпадать!

Наличие заряда

Имеет положительный или отрицательный заряд

(за исключением 0)

Не имеет заряда

Области

применения

понятий

Для неорганических соединений

Для органических

соединений

Инструктивная карточка для проведения лабораторных опытов 

Соблюдайте технику безопасности при работе с химическими веществами и открытым огнём!

 Лабораторный опыт № 1. Горение парафина. Доказательство наличия углерода и водорода в парафине по продуктам горения (вода, оксид углерода (IV)).

Зажгите парафиновую свечу. Закрепите пустую пробирку в держателе. Осторожно поднесите пробирку отверстием к пламени свечи. Наблюдайте появление капелек воды на стенках пробирки (запотевание). Подержите пробирку над пламенем 30 секунд, переверните, поставьте в подставку для пробирок, добавьте известковую воду, закройте пробкой и перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдается? Сделайте вывод о составе исходного вещества (парафина) по продуктам горения: вода, углекислый газ.

Составьте схему реакции горения парафина  СхНу

Составьте уравнение реакции взаимодействия углекислого газа и известковой воды.

Лабораторный опыт № 2. Ознакомление с образцами органических веществ и их свойствами.

В пробирках находятся образцы органических веществ: сахароза, крахмал, растительное масло, лимонная кислота, раствор уксусной кислоты (уксус), пропан-бутановая смесь газов (жидкий газ для зажигалок). Рассмотрите вещества, сделайте вывод об их физических свойствах. Добавьте в пробирки воды 2-3 мл, перемешайте. Сделайте вывод о растворимости данных веществ.  Зажгите зажигалку. Какие вещества образуются при горении органических веществ?  Вспомните, какие свойства органических веществ вам знакомы из вашего жизненного опыта (термическая неустойчивость, растворимость в органических растворителях, низкие или высокие температуры плавления и кипения).

Карточки-задания для работы групп

Группа № 1.

История становления понятия «органическая химия»

Расположите опорные карточки на доске с помощью магнитов в хронологическом порядке, отражающем историю становления понятия «органическая химия».

Карточки-задания для работы групп

Группа № 2.

 Идеология курса органической химии.

Составьте логическую цепочку, используя понятия «состав», «применение», «свойства», «строение».

Карточки-задания для работы групп

Группа № 3.

Особенности органических веществ

На основе проведённых опытов, сделайте заключение об особенности свойств органических веществ (большая молекулярная масса (белки), термическая неустойчивость, растворимость в органических растворителях, низкие или высокие температуры плавления и кипения; горючесть, летучесть). для веществ с каким типом связи и какой кристаллической решёткой характерны подобные свойства?

Карточки-задания для работы групп

Группа № 4.

Взаимосвязь органической и неорганической химии

Какой процесс является основой жизни на Земле? Почему его можно считать примером единства живой и неживой природы (органической и неорганической химией)?

Карточки-задания для работы групп

Группа № 5.

Валентность и степень окисления

Определите значение степени окисления элементов в соединениях. Составьте структурные формулы любых двух веществ, определите валентность атома углерода.

 

   

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»   для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

План-конспект открытого урока на тему "Без шәһәрдә яшибез" (для 3 классов).

3нче сыйныфның рус төркемендә үткәрелгән ачык дәрес эшкәртмәсе (Р.З.Хәйдәрованың "Татар теле" дәреслеге буенча). Дәрескә түбәндәге максатлар куелды: 1) "Безнең шәһәр" темасын өйрәтүне дәвам итү, "кайд...

План - конспект урока химии в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Аминокислоты"

Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 3-е изд. перераб.- М.: Дрофа, 2007. – 191, [1] с.: ил. Тема урока: «Аминокислоты».Цель...

Программа учебного предмета «Химия» для 8 -9 классов (базовый уровень)

Программа учебного предмета  «Химия» для 8 -9 классов (базовый уровень)...

План-конспект открытого урока по теме "Художественная интерпретация эстрадно-классического репертуара в классе ансамбля.

Музыкальное произведение, записанное композитором   при помощи нот, однозначно, но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Вопло...

Урок в 10 классе "Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки."

Что же такое “органическая химия” и как произошел термин “органические вещества”?...