Главные вкладки

    КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)
    календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kalendarnoe_planirovanie_po_biologii_v11_klasse.docx33.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС.

    ТЕМА УРОКА

    К

    О

    Л

    И

    Ч

    Е

    С

    Т

    В

    О

    Ч

    А

    С

    О

    В

    ТИП  УРОКА

    ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

    ВИДЫ КОНТРОЛЯ, ИЗМЕРИТЕЛИ

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    ДАТА УРОКА

     1 . Введение  в курсе общей биологии (5 ЧАСОВ).

    1

    Что изучает общая биология

    1

    Урок обобщения и систематизации  знаний.

    Факты

    Биология как наука. Роль биологических теорий, гипотез, идей в формировании научного мировоззрения. Методы познания живой природы.

    Объект изучения биологии --  биологические системы.

    Дополнительные элементы содержания

    Отрасли биологии, её связи с другими науками.

    Описывать методы познания живых организмов.

    Определять место биологии в системе естественных наук.

    Выделять объект биологического исследования.

    Вопросы к параграфу.

    2

    Основные свойства жизни

    1

    Урок обобщения и систематизации  знаний.

    Ключевые понятия

    Жизнь. 

    Факты

    Уровни организации живой материи.

    Принцип

    Многоуровневый принцип построения живой природы.

    Давать определение понятию жизнь.

    Объяснять проявление многоуровневого принципа организации живой природы. Определять принадлежность биологического объекта  к уровню организации жизни.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    3

    Уровни организации живой материи

    1

    Урок обобщения и систематизации  знаний.

    Факты

    Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция.

    Основные уровни организации живой материи. Дополнительные элементы содержания

    Биологические системы.

    Перечислять:

    • Уровни организации живой материи;
    • Основные свойства живого.

    Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях проявления жизни.

    Вопросы и таблицы к параграфу.

    4

    Методы биологических исследований. Определение видов растений и животных

    1

    Урок повторения и обобщения знаний.

    Факты

    Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательство теории.

    Методы познания живой природы: относительный, исторический, метод моделирования.

    Называть методы исследования живой природы.

    Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

    Вопросы и таблицы к параграфу.

    Методика работы с определителями растений и животных, морфологическое описание и определение одного вида.

    5

    Значение биологических знаний. Обобщение и подведение итогов по теме

    1

    Обобщающий урок.

    Факты

    Значение биологических знаний

    Перечислять:

    • Уровни организации живой материи;
    • Основные свойства живого.

    Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях проявления жизни.

    Называть методы исследования живой природы.

    Давать определение терминам. Определять место биологии в системе естественных наук.

    Фронтальный опрос.

    2 . Биосферный уровень организации жизни ( 8часов).

    6

    Учение В.И Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере

    1

    Вводная лекция.

    Факты

    Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Теория происхождения живого вещества и его роль в биосфере. Хозяйственная деятельность человека  в биосфере и меры направленные на её сохранение. Роль биологического круговорота  в устойчивости биосферы.

    Иметь представление о учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

    Знать теорию происхождения живого вещества и его роль в биосфере.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    7

    Прохождение живого вещества

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

    Гипотезы происхождения живого вещества на Земле,их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения живого вещества (жизни) А.И.Опарина и Д.Холдейна.

    Знать гипотезы происхождения живого вещества на Земле.

    Давать им оценку.

    Называть авторов теорий.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    8

    История развития жизни на земле. Биологическая эволюция и развитие биосферы

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

     Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в  развитии биосферы.  Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

    Называть этапы возникновения жизни на Земле. Объяснять этапы эволюции органического мира и её значение в  развитии биосферы. Знать хронологию развития жизни на Земле.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    9

    Биосфера  как глобальная экосистема. Роль биологического круговорота  веществ в биосфере.

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

    Биосфера  как глобальная экосистема и биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Этапы возникновения жизни на Земле.  Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. Биогенная миграция атомов.

    Давать определение терминам: биосфера, экосистема. 

    Знать особенности распределения биомассы на Земле, роль биологического круговорота  веществ в биосфере.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    10

    Механизмы устойчивости биосферы

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

    Механизмы устойчивости биосферы. Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические. Биотические и антропогенные факторы.

    Комплексное действие факторов среды на организмы.

    Закономерности

    Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

    Знать механизмы устойчивости биосферы, условия жизни на Земле, среды жизни на Земле. 

    Называть экологические факторы и их значение (абиотические, биотические и антропогенные факторы). Объяснять комплексное действие факторов среды на организмы. 

    Иметь представление о законах оптимума и минимума.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    11

    Человек как житель биосферы. Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

    Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере . Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы  в развитии биосферы. Живой мир и культура.

    Давать определение ноосфере.

    Объяснять глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

     Знать роль взаимоотношений человека и природы  в развитии биосферы.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    12

    Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле

    1

    Обобщающий урок.

    Факты

    Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле

    Называть особенности биосферного уровня организации живой материи

     экологические факторы и их значение (абиотические, биотические и антропогенные факторы).

    Фронтальный  опрос.

    13

    Семинар «Биосферный уровень организации жизни»

    1

    Обобщающий урок.

    Факты

    Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Теория происхождения живого вещества и его роль в биосфере. Хозяйственная деятельность человека  в биосфере и меры направленные на её сохранение. Роль биологического круговорота  в устойчивости биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в  развитии биосферы.  Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы . Биосфера  как глобальная экосистема и биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Этапы возникновения жизни на Земле.  Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. Биогенная миграция атомов. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человек

    Иметь представление о учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, о законах оптимума и минимума. 

    Называть этапы возникновения жизни на Земле, особенности биосферного уровня организации живой материи,

    экологические факторы и их значение (абиотические, биотические и антропогенные факторы).

    Объяснять глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека., комплексное действие факторов среды на организмы. Объяснять этапы эволюции органического мира и её значение в  развитии биосферы

    Работа в тетради. Устный опрос.

    Биогеоценотический уровень организации жизни (9 часов).

    14

    Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Ключевые понятия

     Биогеоценоз.  Биоценоз.  Экосистема. Пищевая цепь

    Факты

    Биогеоценоз как часть биосферы, биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы.

    Давать определение биогеоценоза, биоценоза экосистемы.

    Называть структурные компоненты биосферы.

    Работа в тетради. Устный опрос.

    15

    Биогеоценоз как био – и экосистема. Строение и свойства биогеоценоза

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Ключевые понятия Биогеоценоз. Экотоп. Биоценоз. Биотоп.  Экосистема. Экологическая ниша. Пищевая цепь. Сеть питания. Трофическая структура. Трофический уровень. Экологическая пирамида.

    Факты

    Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Пищевая цепь. Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей. Виды цепей питания: пастбищная и детритная.

    Давать определение биогеоценоза, биоценоза экосистемы, биотопа, экотопа. 

    Иметь представление о структуре экосистемы, пространственной и видовой структуре биогеоценоза.

    Работа в тетради. Устный опрос.

    16

    Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Ключевые понятия

    Коадаптации. Мимикрия. Симбиоз. Мутуализм. Комменсализм. Квартирантство. Хищничество. Паразитизм. Полупаразитизм. Антагонизм. Конкуренция.

     Факты

    Типы связей и зависимостей в биогеоценозах. Системы «хищник – жертва» и «паразит – хозяин». Пищевые связи в экосистеме.

    Называть  типы связей в биогеоценозах . Характеризовать роль биогеоценоза в эволюции видов, приспособления  к совместной жизни в биогеоценозах.

    Приводить примеры различных типов связей в биогеоценозах.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    17

    Механизмы устойчивости биогеоценозе

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

    Круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем.

    Называть основные свойства биогеоценозов. Характеризовать причины определяющие богатство видового состава биогеоценозов.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    18

    Зарождение и смена биогеоценозов

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Ключевые понятия

    Сукцессии.

    Факты

    Зарождение и смена биогеоценозов Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозах. . Первичная и вторичная сукцессии.

    Продолжительность и значение экологической сукцессии. Агроэкосистемы.

    Характеризовать причины зарождения и смены биогеоценозов. Иметь представление о сукцессии. Объяснять суточные и сезонные изменения в биогеоценозах. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.

    Сравнивать экосистемы и  агроэкосистемы.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    19

    Многообразие биогеоценозов суши

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

    Многообразие биогеоценозов суши. Искусственные биогеоценозы – агроэкосистемы. Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.

    Называть основные биогеоценозы суши. 

    Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы . Характеризовать биогеоценозы суши.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    20

    Сохранение разнообразия  биогеоценозов

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

    Сохранение разнообразия  биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества.

    Называть  условия сохранения разнообразия  биогеоценозов . Объяснять влияние деятельности человека на биогеоценозы. Характеризовать использование биогеоценозов в истории человечества.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

    21

    Экологические основы природопользования

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

    Экологические законы природопользования. Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах.

    Характеризовать последствия истребления лесов. Объяснять влияние деятельности человека на биогеоценозы. Называть экологические законы природопользования.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах.

    22

    Семинар «Биогеоценотический уровень организации жизни»

    1

    Обобщающий урок.

    Факты

    Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Пищевая цепь. Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей. Виды цепей питания: пастбищная и детритная. Типы связей и зависимостей в биогеоценозах. Системы «хищник – жертва» и «паразит – хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем.

    Давать определение биогеоценоза, биоценоза, экосистемы, экологической ниши, пищевой цепи, сети питания, трофическая структура трофического уровеня, экологической пирамиды.

    Называть структурные компоненты биосферы, экологические законы природопользования.

    Объяснять влияние деятельности человека на биогеоценозы.

    Вопросы  и задания к теме.

    Популяционно-видовой уровень жизни (14 часов).

    23

    Биологический вид: характеристика и структура

    1

    Вводная лекция.

    Факты

    Биологический вид: характеристика и структура. Критерии вида: морфологический, генетический, экологический, географический, репродуктивная изоляция.

    Давать определение ключевому понятию – вид.

     Называть критерии вида.

    Доказывать , что вид объективно существует в природе.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    24

    Популяция как форма  существования вида

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Ключевое понятие

    Популяция.

    Факты

    Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций.

    Давать определение ключевому понятию Называть:

    • признаки биологического объекта – популяции;
    • показатели структуры популяций (численность, возрастная и половая структура).

    Изучать  процессы происходящие в популяциях.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    25

    Популяция как основная единица эволюции

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Ключевое понятие

    Популяция. Микроэволюция.

    Факты

    Популяция как основная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Результат микроэволюции. Понятие микроэволюции .

    Давать определение ключевым понятиям. Называть:

    признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяций.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    26

    Видообразование

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Ключевые понятия

    Изоляция биологическая, географическая. Микроэволюция.

    Факты

    Видообразование – результат микрозволюции. Способы видообразования6 экологическое, географическое.

    Процессы

    Образование новых видов. Роль изоляции в процессе видообразования.

    Давать определение ключевым понятиям.

    Называть результаты видообразования.

    Приводить примеры различных типов видообразования. Объяснять роль изоляции в процессе видообразования.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    27

    Система живых организмов на Земле.

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Ключевые понятия Видообразование.

    Система живых организмов на Земле. Видообразование. Образование новых видов.

    Давать определение ключевым понятиям.

    Называть результаты видообразования.

    Приводить примеры различных типов видообразования. Объяснять роль изоляции в процессе видообразования.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    28

    Человек как уникальный вид живой природы.

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Основные понятия

    Движущие силы, антропогенеза.

     Факты 

    Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние, современные люди.

    Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

    Биологическая природа и социальная сущность человека.

    Видообразование – путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Политипический характер вида. Человек разумный. Человек как уникальный вид живой природы.

    Называть результаты видообразования, место человека в системе живого мира, этапы эволюции человека.

    Объяснять политипический характер вида.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    29

    Особенности популяционно-видового уровня жизни

    1

    Комбинирован

    ный урок.

     Факты

    Популяционно-видовой уровень жизни значение и его  роль в природе. Участники уровня. Компоненты уровня. Процессы популяционно-видового уровня.

    Должны знать: популяционно-видовой уровень жизни значение и его  роль в природе,  участники уровня. Компоненты популяционно-видового уровня , процессы.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    30

    Основные закономерности эволюции

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Факты

     История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.

     Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

    Знать:

     История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.

     Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    31

    Современные представления об эволюции органического мира.

    1

    Комбинирован

    ный урок.

    Факты

    Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Современные представления  об эволюции органического мира, основанные  на популяционном принципе.

    Знать

    Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира

    Вопросы  и задания к параграфу.

    32

    Естественный отбор и его формы. Искусственный отбор  и его роль в увеличении биологического разнообразия.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Факты

    Естественный отбор и его формы. Искусственный отбор  и его роль в увеличении биологического разнообразия.

    Объяснять роль естественного отбора и его формы. Описывать

    значение искусственного отбор  и его роль в увеличении биологического разнообразия.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    33

    Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в эволюции живой природы.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Основные понятия

    Макроэволюция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация.

    Факты 

    Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

    Процессы

    Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса.

     Элементы дополнительного содержания

    Общие закономерности эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость.

    Давать определение понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

     Называть основные направления эволюции.

    Описывать

    проявления основных направлений эволюции.

    Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций.

    Различать понятия микроэволюция, макроэволюция.

    Объяснять:

    • роль биологии в формировании современной естественно-научной  картины мира;
    • сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

    Вопросы  и задания к параграфу.

    34

    Обобщение и подведение итогов по теме:  «Популяционно-видовой уровень организации жизни» и по курсу.

    1

    Обобщающий урок.

     Факты

    Популяционно-видовой уровень жизни значение и его  роль в природе. Участники уровня. Компоненты уровня. Процессы популяционно-видового уровня.

    Должны знать: популяционно-видовой уровень жизни значение и его  роль в природе,  участники уровня. Компоненты популяционно-видового уровня , процессы.

    Вопросы и задания к теме.

    35-36

    Обобщение и подведение итогов по теме « Популяционно-видовой уровень организации жизни» и по курсу

    1

    Обобщающий урок.

     Факты

    Популяционно-видовой уровень жизни значение и его  роль в природе. Участники уровня. Компоненты уровня. Процессы популяционно-видового уровня.

    Должны знать: популяционно-видовой уровень жизни значение и его  роль в природе,  участники уровня. Компоненты популяционно-видового уровня , процессы.

    Вопросы и задания к теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

    Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

    Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

    Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

    КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии (общеобразовательный класс) 8 класс

    Муниципальное казенное образовательное учреждениеГригорьевская основная общеобразовательная школаc.  Григорьевское, Луховицкий районУТВЕРЖДАЮ:Директор МКОУ Григорьевская ООШ____________________ С...

    Календарно-тематическое планирование по геометрии 12 класс Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11 класс»

    Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (заочное обучение) Класс: 12Всего часов: 34 (1 час в неделю)УМК:Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11:...

    Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

    Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

    календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)

    Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...

    Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)

    Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....