Авторская адаптационная программа элективного курса "Основы медицинских знаний"
элективный курс по биологии (8 класс) на тему

Правилова Ирина Сергеевна

Курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов. Курс направлен на формирование у обучающихся ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_osnovy_med._znaniy_pravilova_i.s.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

П А С П О Р Т

  авторской  адаптационной  педагогической  разработки

I раздел (заполняется автором программы)

  1. Название разработки: «Основы медицинских знаний»
  2. Форма разработки (программа учебного, факультативного, элективного курсов,   спецкурса, воспитательная программа, программа дополнительного образования, учебно-методическое пособие, концепция, методические рекомендации…): программа элективного  курса
  3. Образовательная область, учебный предмет: естествознание, биология
  4. ФИО автора, должность, предмет преподавания, название учреждения, полный адрес  ОУ: Правилова Ирина Сергеевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №35», 665726, г.Братск,  ул. Курчатова, 54
  5.  Группа пользователей (классы, возрастные группы детей, педагоги, родители…): программа предназначена для обучающихся 8,9 класса
  6. Количество часов на изучение программы (для учебных программ, программ факультативных, элективных, спецкурсов, программ дополнительного образования): 34
  7. Основа для разработки: программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс (авторы: А.Т.Смирнов, И.П.Ижевский, Б.О. Хренников)  // Программы для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2009г.
  8. Главная идея, целевая установка творческой разработки: изучение курса «Основы медицинских знаний» направлено на формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. 

II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)

  1. Оценка авторской педагогической разработки администрацией школы: авторская программа факультативного курса «Основы медицинских знаний» Правиловой И.С., учителя биологии,  разработана в соответствии с содержанием  основной образовательной программы школы, носит практическую направленность на овладение учащимися основ медицинских знаний навыков через интеллектуальную, информационную, здоровьесберегающую и коммуникативную компетенции.

  1. Сфера использования  авторской педагогической  разработки   в учебно-воспитательном  процессе образовательного учреждения: авторская программа факультативного курса «Основы медицинских знаний»  предназначена для обеспечения  курса  школьного компонента учебного плана МБОУ «СОШ № 35»

III раздел (заполняется экспертом  экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска)

Программа  факультативного  курса «Основы медицинских знаний» соответствует требованиям,  предъявляемым  к структуре и содержанию авторской педагогической разработки (Приложение №5 к приказу ГлавУОиПО Иркутской области  от 25.06.04 № 1163).  Рекомендована к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно-методического совета МАУ “ЦРО» г.Братска от _____  № ___;  приказ МАУ «ЦРО»  г.Братска «Об утверждение решения экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г.Братска  от _____ №____).

Эксперт                                                                                                                          ФИО

Председатель экспертно-методического

Совета МАУ «ЦРО» г.Братска                                                                                  И.Н.Кускова

                                                             



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «СОШ №35»

РАССМОТРЕНО                  РЕКОМЕНДОВАНО                         УТВЕРЖДЕНО

Заседание НМС                                                                                      Приказ №  

МБОУ «СОШ №35»                 ЭМС   МАУ «ЦРО»                           от             2012г

Протокол № 4                            г. Братска                                            Директор

от 23.05.2012 г.                          Протокол №  __от ________ г.         МБОУ «СОШ №35»

Зам. директора по НМР           Директор МАУ «ЦРО»                      Бабичева Л.П._______ 

Рыбникова В.И. _______         Кускова И.Н. _____________            

           

                                                                               (печать)                                    (печать)

Авторская адаптационная педагогическая разработка

«Основы медицинских знаний»

Программа элективного курса

для учащихся 8,9  классов

                                                            Автор разработки:

                                                            Правилова Ирина Сергеевна,

                                                            учитель биологии МБОУ «СОШ №35»,

                                                            первая квалификационная категория

                                                                 

2012г

г. Братск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Известно, что новые стандарты российского образования создаются с позиции компетентностного подхода. Теперь в основу   обучения  должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности,  умение обучаться и многое другое.

    Курс «Основы медицинских знаний» ориентирован не только на получение учениками набора теоретических знаний, но и учит их деятельности, требующей использования  этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умению взаимодействовать в реальных жизненных условиях.

                Кроме того, компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

        Данный спецкурс  направлен, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей, познавательных потребностей школьников. Именно поэтому при изучении данного курса у учащихся  повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в биологическом образовании.

        Программа составлена с опорой на примерную учебную  программу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»  авторов А.Т. Смирнов., Б.О.Хренников., П.В.Ижевский // Программы общеобразовательных учреждений. «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова.– М.: Просвещение, 2009.

        Курс может поддержать и углубить знания по биологии.  Он предназначен для учащихся 8–9-х классов. Изучение спецкурса  “Основы медицинских знаний”  способствует   выбору профиля дальнейшего обучения и будущей профессии ученика.

      Программа рассчитана на 1 год обучения, одно занятие в неделю (34 часа в год).

 Цель курса:  Овладение учащимися основами медицинских знаний через интеллектуальную, информационную, здоровьесберегающую, коммуникативную компетенции.

Задачи курса:        

  • формировать интеллектуальную компетенцию  через самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую   деятельность учащихся  по овладению  основными медицинскими терминами и понятиями.
  •  формировать информационную компетенцию через использование учащимися различных источников информации.
  • формировать  здоровьесберегающую компетенцию через  освоение  видов  медицинской помощи   и  использования полученных знаний на практике  в реальных  жизненных условиях.
  •   развивать  коммуникативные компетенции учащихся через работу в группах,
    публичные выступления, использование дискуссионных форм обучения  и
     интерес к профессиям, связанных с медициной.

          Предлагаемый курс не дублирует базовый курс школьной биологии, а  опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии. В процессе обучения учащиеся приобретут информацию по основам медицины: общие сведения по медицинскому обслуживанию, первой медицинской помощи, источникам инфекций, по применению лекарственных средств, уходу за больными и  ребенком, общие нормы санитарной гигиены.

         Теоретический материал  курса неразрывно связан с практикой, и каждое  занятие является логическим продолжением предыдущего, а овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную и исследовательскую  работу учащихся, что обеспечивает реализацию деятельностного подхода в обучении. Система занятий ориентирована на формиро-вание активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками  и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию  информации.

      Основные формы и методы изучения курса – теоретические занятия, практические работы, беседы, лекции, семинары,  защита групповых заданий (презентации), дидактические игры.

Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора рекомендуются экскурсии.

      Система диагностики:  анкетирование, тестирование  и решение ситуационных задач, отчет по практически работам, презентации.

Требования к подготовке учащихся:

В результате изучения курса «Основы медицинских знаний учащиеся должны знать:

  • Организацию медицинской службы
  • Алгоритмы оказания первой медицинской помощи;
  • Классификацию инфекционных болезней
  • Правила ухода за больными
  • Правила лечебных процедур
  • Особенности работы младшего и среднего медицинского персонала
  • Правила хранения медицинских препаратов, а также их применение.

Учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике и владеть следующими компетенциями:

  • Интеллектуальной (владеть разными способами учения, самообразования, действий в нестандартных ситуациях,  анализировать, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность.)
  • Информационной (работать с основными источниками информации:  учебники, справочники, энциклопедии, каталоги, CD-Rom, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой  информации, её преобразование, сохранение и передача.
  • Здоровьесберегающей  (применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном  здоровье, личной безопасности; ухаживать за ребёнком; владеть способами  оказания первой медицинской помощи; знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: при встрече с опасными животными, насекомыми).
  • Коммуникативной (владеть навыками совместной деятельности в группе, различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую;  правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности).

Результатами данной программы будут;

  • Новые дополнительные знания по биологии (вне базового курса);
  • овладение новыми практическими навыками оказания первой
    медицинской помощи, навыками массажа, ухода за грудным ребенком;
  • умение применять полученные знания на практике, выбирать средства
    для решения поставленных задач, что воспитывает
    целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
  • профессиональная ориентация;
  • выбор профиля в дальнейшем;

Данный курс включает пять блоков-тем. В рамках первой темы «Общие сведения по медицинскому обслуживанию»  идет развитие представлений о видах и значении медицинской помощи и   работе медицинского персонала, что способствует профессиональной  ориентации школьников.

Второй  блок «Первая медицинская помощь» формируют знания об основных видах оказания первой медицинской помощи и  умению использовать их в  практической деятельности и повседневной жизни индивидуально-ориентированного подхода к обучению детей, включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Учебный материал третьего раздела об «инфекциях, и мерах профилактики  распространения  вирусных (в том числе ВИЧ –инфекции) и других заболеваний» включен в соответствии с требованиями современной жизни необходим в рамках   практико-ориентированной деятельности.

Четвертая тема ««Лекарственные препараты» о принципах классификации лекарственных средств, основных видах лекарственной терапии и лекарственных формах.

Пятый раздел «Ребёнок и уход за ним. Массаж» раскрывает особенности роста и развития ребенка первого года жизни. Основные особенности ухода за грудным ребенком. Раздел направлен на приобретение опыта практической деятельности в реальных жизненных условиях.


Критерии сформированности ключевых компетенций учащихся.

Критический уровень

Достаточный уровень

Творческий уровень

Интеллектуальная

 компетенция

  • демонстрирует понимание цели и задач деятельности,
  • демонстрирует понимание последовательности действий,
  • без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может,

-  имеет общее представление о                    предполагаемом результате своей деятельности,

  • высказывается по поводу полученного результата.
  • формулирует цель и задачи деятельности с помощью учителя,
  • планирует и организует  свою деятельность по готовому алгоритму,

-   формулирует  детальное             представление об ожидаемом

результате деятельности,

  • оценивает результат и процесс деятельности.
  • формулирует цель и задачи деятельности самостоятельно,
  • планирует и организует свою деятельность самостоятельно,
  • проводит текущий контроль реализации плана деятельности,
  • предполагает последствия достижения результатов,
  • анализирует результаты и процесс деятельности.

Информационная компетенция

  • осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,
  • демонстрирует понимание полученной информации,
  • демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу.
  • осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет,
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов),
  • интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности,
  • приводит аргументы.
  • планирует информационный поиск,
  • выбирает информационные источники,
  • владеет способами систематизации информации,
  • критически относится к полученной  информации,
  • делает выводы.

Коммуникативная компетенция

  • соблюдает нормы речи в простом высказывании,
  • соблюдает нормы изложения простого текста,
  • работает с вопросами на уточнение,
  • соблюдает процедуру при работе в группе.
  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании,
  • соблюдает нормы изложения сложного текста,
  • работает с вопросами на понимание,
  • взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.
  • использует риторические и логические приемы воздействия на аудиторию,
  • определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,
  • работает с вопросами в развитии темы,
  • совместно с членами группы получает результат деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок 1.Введение. Общие сведения по медицинскому обслуживанию. (4 часа)

Медицина – как наука. История развития медицины.

Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи.

Общие сведения о работе медицинского персонала

Лечебные и диагностические процедуры : ультразвуковое обследование, ренгенография.

Экскурсия в поликлинику

Блок 2. Первая медицинская помощь (13 часов)

Первая медицинская помощь при ранениях.

Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Десмургия.

Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения.    Мероприятия при внутреннем кровотечении.

Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи.

Травматический шок и противошоковые мероприятия

Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока.

Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

Первая медицинская помощь  при отравлениях.

Первая медицинская помощь при  укусах змей, насекомых.

Лечебные процедуры: ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом

Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

                                          Первая помощь при кровотечении.

                                          Первая медицинская помощь при переломах.

                                          Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и  

                                          прекращении дыхания.

                                          Первая медицинская помощь при ожогах.

Первая медицинская помощь при отравлениях.

Первая помощь при укусах  змей, насекомых.

Лечебные процедуры: ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом.

Блок 3. Опасные инфекции. Венерические заболевания (6 часов)

Понятие об инфекционных болезнях. Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней.

Дезинфекция. Значение дезинфекции в борьбе с инфекционными болезнями.

Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний.

Уход за (инфекционными, терапевтическими)  больными.

Венерические заболевания. СПИД.

Профилактика ЗППП.

Экскурсия  в клиническую лабораторию.

Блок 4. Лекарственные препараты ( 5часов)

Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств.

Хранение лекарственных средств. Домашняя аптечка.

Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

Семинар. «Лекарственные растения в жизни человека».

Экскурсия в аптеку.

Блок 5. Ребёнок и уход за ним. Массаж.  (5часов)

Особенности физического и психического развития грудного ребенка.

Кормление, пеленание, купание ребенка.

Практическая работа. Особенности ухода за новорожденным ребенком. Кормление, пеленание, купание ребенка.

Виды и приемы массажа. Лечебный самомассаж.

Практическая работа. Лечебный самомассаж.

Экскурсия в медицинский колледж.

Итоговое тестирование.


Учебно-тематическое планирование

Наименование тем занятий и уроков

Дата

Кол-во

часов

Формы и     методы      

Результаты  обучения

Диагностика

Комплексное методическое обеспечение

Блок 1. Введение. Общие сведения по медицинскому обслуживанию.( 4 ч.)

1. Введение.

 Медицина – как наука.

1

Лекция

Интеллектуальные

компетенции:

 Уметь ставить познавательные задачи  и выдвигать гипотезы,

задавать вопросы к наблюдаемым фактам,

организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности

Информационные компетенции:

Владеть навыками  работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, энциклопедиями, справочниками, Интернет.


Коммуникативные компетенции: 

Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, задать вопрос, корректно вести учебный диалог.


Анкетирование

Портреты учёных

Анкеты

2. Значение первой медицинской помощи. Виды медицинской помощи.

1

Беседа.

Поисковая работа по тексту.

Опорная схема.

Таблица «Виды

медицинской  помощи»,

плат «Средства оказания первой медицинской помощи»

тест.

3. Общие сведения о работе медицинского персонала.

а) Медсестра хирургии

б) Медсестра детского отделения

г) Медсестра рентгеновского кабинета

1

Экскурсия в поликлинику

Отчет по экскурсии.

 

4.Лечебные и диагностические процедуры







Лекция.


Эвристическая беседа

Отчет по экскурсии




Блок 2.  Первая медицинская помощь (13ч)

5. Раны, их виды.

Десмургия.

1

Лекция. Эвристическая беседа.

Поисковая работа по тексту.

Интеллектуальные

компетенции:

Умение планировать свою деятельность, работать с инструкциями, выбирать необходимые приборы  и оборудование;

Владеть измерительными навыками, описывать результаты, формулировать выводы.


Информационные

компетенции:

Уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.


Здоровьесберегающая компетенция: 

Владеть способами  оказания первой медицинской помощи.


Коммуникативные компетенции:

Владеть способами совместной деятельности в группе, сотрудничать,

 оказывать помощь другим;

распределять обязанности в группах.
















Таблицы «Виды ран», «»Виды перевязочного материала», «Виды повязок»

6. Практическая работа. Первая помощь при ранениях.

1

Индивидуальная и групповая работа

Практическая работа №1

Отчет

Плакат «Виды повязок»,  марля. бинты, асептические средства, ткань для косынок

7.Кровотечения, их виды, характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения.

1

Поисковая работа по тексту

Таблицы «Остановка артериального кровотечения»,

«Виды кровотечений»

8.  Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.





1

Индивидуальная и групповая работа.

Практическая самостоятельная работа №2

ткань для изготовления закрутки, ремни брючные, жгуты, бинты, марля, вата, антисептики.

Видеофильм «Первая медицинская помощь при кровотечениях».

9.Переломы их основные признаки.

Иммобилизация.

1

Исследовательская работа. Решение ситуационных задач.

плакат «Виды переломов», схемы,  шины для показа

10. Первая медицинская помощь при

 переломах.

1

Индивидуальная и групповая работа

Практическая работа №3


плакаты, шины, бинты, поручные средства, вата, жгуты, билеты

11.Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.

1

Поисковая работа по тексту

Конспект.

Плакаты по теме,

иллюстрации

12. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

1

Индивидуальная и групповая работа

Практическая работа №4


Плакаты по теме, билеты для повторения и закрепления

13. Первая медицинская помощь при ожогах.

1

Индивидуальная и групповая работа

Практическая работа №5

плакаты «Виды ожогов». марля, бинты, вата , антисептики

14.Травматический шок и противо-шоковые мероприятия.

1

Исследовательская работа



плакаты  и иллюстрации по теме занятия

15. Первая медицинская помощь при отравлениях.

1

Индивидуальная и групповая работа

Практическая работа №6


Оборудование для практической работы

16. Первая помощь при укусах  змей, насекомых.

1

Индивидуальная и групповая работа

Практическая работа №7


Оборудование для практической работы

17. Лечебные пролцедуры: ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом

1


Индивидуальная и групповая работа


Практическая работа №8


Оборудование для практической работы

Блок 3.  Опасные инфекции. Венерические заболевания. (6 ч.)

18. Инфекционные болезни. Возбудители инфекционных болезней.

1

Поисковая работа по тексту. Работа с компьютером.

Интеллектуальные

компетенции:

Уметь выступать устно или письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (презентация)


Информационные компетенции:

Уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач  информацию.


Здоровьесберегающая компетенция:

Владеть элементами половой культуры и поведения;

-знать и применять правила личной гигиены


Коммуникативные компетенции:

умение публично выступать, проводить исследование, общаться со сверстниками и взрослыми людьми

Опорная схема.

таблица «Бактерии», образцы дезинфицирующих веществ, антибиотиков, сывороток

19. Основные признаки инфекционных болезней.

1

Поисковая работа по тексту.

Конспект

плакаты и таблицы по теме

20. Дезинфекция. Значение дезинфекции в борьбе с инфекционными болезнями.





1









Фильм


21. Уход за больными.

1

плакаты  и иллюстрации по теме занятия

22. Меры по профилактике   инфек-ционных заболеваний.

1

Семинар

плакаты  и иллюстрации по теме занятия

23. Венерические заболевания. СПИД.

1

Работа в парах

Выпуск  и защита санбюллетеня.

24. Клинические анализы. Экскурсия в клиническую лабораторию.

1

Экскурсия в клиническую лабораторию

Отчет по экскурсии

Блок 4.  Лекарственные препараты(5 ч)

25.Применение лекарственных средств.

1

Исследовательская работа

Интеллектуальные

компетенции:

Умение планировать свою деятельность, сравнивать полученные результаты.


Информационные компетенции:

уметь самостоятельно подготовить сообщение, проект, презентацию  с использованием различных источников информации.


Здоровьесберегающая компетенция:

Уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности

Коммуникативные компетенции:

Умение публично представить наработанный материал, высказать свое личное мнение по данной проблеме.

плакаты, таблицы, набор лекарственных средств

26. Хранение лекарственных средств. Домашняя аптечка.

1

Ролевая игра "Скорая помощь"

Демонстрация

27. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

1

  Викторина

«Зелёная аптека»

Сообщения

плакаты  и иллюстрации по теме занятия

28. Семинар «Лекарственные растения в жизни человека».

1

Работа с компьютером

Мини-проект

(презентация)

29. Экскурсия в аптеку.

1

Экскурсия

Отчет по экскурсии

Блок 5. Ребенок и уход за ним. Массаж ( 5ч.)

30.Особенности физического и психического развития грудного ребенка.

1

Лекция.

Интеллектуальные

компетенции:

умение исследовательской работы, аналитических навыков.


Здоровьесберегающая компетенция:

-владеть элементами психологической грамотности;

ухаживать за ребёнком


Коммуникативные компетенции:

владеть способами совместной деятельности в группе,

Уметь обобщать результаты обсуждения в конце работы.

Таблица

фильм «Развитие организма человека»

31.  Особенности ухода за новорожденным ребенком. Кормление, пеленание, купание ребенка.

1

Индивидуальная и групповая работа

Практическая работа №9


Оборудование для практической работы

32.Виды и приемы массажа. Лечебный самомассаж.

1

Работа в группах.

Практическая работа №10

Обучение самомассажу

Таблицы.

33. Экскурсия в медицинский колледж.

1

Экскурсия

Мини-проект

(презентация)

34. Итоговое тестирование.

1

Зачет  по билетам.

Тесты.

Ситуационные задачи


Список литературы,  используемый при составлении данной программы

  1. Н.Б.Баенбаева  - автор программы «Основы медицинских знаний». (Сборник программ элективных курсов. «Биология. 9класс / сост.  И. Ч. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007г.)
  2. Бакулина И. А.«Формирование ключевых компетенций на уроках биологии»//ИД  «Первое сентября»,2010г.
  3. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.: ил;
  4. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
  5. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".

 Литература  для учителя:

  1. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы / авт. сост. М.В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.
  2. Глаголев, М. И. Подготовка санитарных дружин в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. – М.: Медицина, 1989.
  3. Гомончук, А. И.  Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация.

      2001.        

  1. С.В. Гречашный, С.Б. Хацкель. Ежедневник молодой матери. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 448с.,ил.
  2. Медико-санитарная подготовка учащихся / под ред. П.А. Курцева. – М.: Просвещение,1991.
  3. Основы медицинских знаний учащихся / под ред. М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
  4. Секреты массажа / под ред. А.С.Бирюкова. – М.: Молодая гвардия, 1984.
  5. Степанова Л.А.  и  др. Фельдшер образовательных учреждений.  Серия                              

       «Медицина для Вас». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.;

Литература для учащихся :

  1. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы / авт. сост. М.В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с
  2. Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 1998
  3. Зверев И.Д.  Книга для чтения по анатомии, физиологии и  гигиене

человека. – М., Просвещение, 1989. – 240с.

  1. Крылов Г.В., Казакова Н.Ф. Травник: Лекарственные растения и их использование./ Новосибирск: Дет. лит., 1993. – с.431., ил.
  2. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. учеб.для сред.учеб.заведений /  М.И.    Гоголев, Б.А. Гайко. – М.: Просвещение,1991.
  3. Человек: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта, 2002.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: «Издательство АСТ», 2001. – 480 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа элективного курса "Экономика вокруг нас"

Адаптационная программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5-ых классов» актуальна по содержанию, направлена на пропедевтику экономических знаний, которые направлены на ра...

Программа элективного курса "Медицинская паразитология"

Программа элективного курса "Медицинская паразитология" расчитана для учеников 8-9 общеобразовательных классов и классов с углубленным изучением биологии. Программа расчитана на 34 часа. В основу данн...

Авторская адаптационная программа по черчению для 8-9 классов

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин.Цели и задачи курса.·        Овладение учащимися графиче...

Авторская адаптационная программа по техническому черчению 10-11 класс 2015

Данная программа предусмотрена для учащихся 10-11 классов...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

Рабочая программа элективного курса "Медицинская география"

Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предна­значена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую про­грамму «Медицинская география» (авторы ...

Программа элективного курса "Медицинская география"

Программа элективного курса "Медицинская география"...