Программа элективного курса "Медицинская география"
рабочая программа (9 класс)

Коробова Анастасия Алексеевна

Программа элективного курса "Медицинская география"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy-kurs-meditsinskaya-geografiya.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Медицинская география»

9 класс

Когалым, 2022

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Медицинская география» разработана для учащихся 9 класса, которые планируют в будущем выбрать профессию, связанную с медицинским, химико-биологическим или географическим профилем.

Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» на 2022 – 2023 учебный год разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2017);
  • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. от 07.06.2017 № 506);
  • Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
  • Программой элективного курса «Медицинская география» для 9 класса, автор А.Б.Моргунова (Сборник программ элективных курсов, География, 9 класс, предпрофильная подготовка, автор-составитель Н.В.Болотникова, издательство «Учитель», Волгоград, 2007).

Медицинская география – это научная дисциплина, изучающая влияние природных, хозяйственных и социальных условий различных территорий на здоровье людей, их населяющих. Основная цель – содействовать обществу в улучшении, в том числе и оздоровлении, среды обитания населения для достижения наиболее высокого уровня его здоровья.

В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. У учащихся порой создается неправильное представление о географии как предмете необязательном, не связанном с будущей профессией эколога, врача, биолога, географа.

Цель программы – раскрытие отношения географии к проблемам здоровья населения в условиях постоянно меняющейся окружающей среды, при которой исследователь (учащийся) комплексно рассматривает факторы, так или иначе влияющие на здоровье людей.

Задачи курса:

  1. Обобщение межпредметных знаний по проблеме: «Здоровье и окружающая среда»
  2. Совершенствование умений и навыков самообразования и саморазвития.
  3. Формирование умений проводить фрагментарную исследовательскую работу, развитие творческого потенциала у учащихся.
  4. Развитие коммуникативных умений.

Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности, на стыке медицины и географии, знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом науки в улучшение состояния здоровья человека. В большей степени здоровье связано с условиями жизни, климатогеографическими факторами, степенью адаптации мигрирующего населения. Курс раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека – условия жизни.

Медицинская география является интегрированной наукой, в курсе прослеживаются межпредметные связи. Содержание включает знания медицинские, биологические, географические, исторические, химические и другие.

Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, работу с разными источниками информации, дает представление о комплексном изучении территории, медико-географическом описании, медицинской статистике.

Изучение курса направлено на достижение результатов:

  • развитие профессиональной личности и профессиональной направленности учащегося;
  • формированию практических умений и навыков по оценке состояния окружающей среды;
  • обобщению межпредметных знаний;
  • выявлению причин некоторых заболеваний;
  • укреплению своего здоровья.

Технологии обучения: развивающее обучение, интеграционная, исследовательская, личностно-ориентированная, проблемная, информационно- коммуникативная.

Методы обучения: проблемный, словесно-логический, наглядно-иллюстративный, исследовательский, личностно-деятельностный подход, обучение на основе опыта и сотрудничества, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Средства обучения: печатные пособия, таблицы, лабораторное оборудование, реактивы, печатные пособия, таблицы. Контроль: текущий на основе посещения, активность на занятиях, тестирование,

Данный курс рассчитан на 17 часов(1 час в неделю)

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • этапы становления и формирования медицинской географии
  • основоположников отечественной медицинской географии
  • методы исследования медицинской географии
  • факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека
  • болезни, вызванные различными факторами
  • значение природной среды для укрепления здоровья человека
  • лекарственные растения и их применение для лечения заболеваний
  • болезни, наиболее распространенные на территории края

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать степень благоприятности территории для отдыха и оздоровления населения
  • определять болезни населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам;
  • объяснять положительное влияние внешних факторов окружающей среды на здоровье человека.

Содержание тем учебного курса

Введение (1час)

Лекция. Что такое медицинская география?

Что такое медицинская география. Что изучает? Медицинская география – экология болезней человека, экологическая физиология человека, геомедицина Интересы медицинской географии в разных аспектах жизнедеятельности.

Тема 1.Формирование медико-географических представлений(4 часа)

Лекции 1,2. Этапы развития медицинской географии. Семинар 1. Становление медицинской географии в России. Семинар 2. Медицинская география в XXвеке.

В содержании первой лекции раскрываются основные этапы становления и формирования медицинской географии, прослеживается

формирование медико-географических представлений в истории человечества. В лекции необходимо показать медицину различных древних цивилизаций, которая в своей основе исходила из взаимосвязи природных и социальных факторов, влияющих на здоровье людей. Обращается внимание на то, как природные условия Древнего Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Древнего Тибета и Древней Руси влияли на здоровье людей. Изучаем болезни, симптомы которых были известны еще древним врачам. Рассматриваем заболевания: проказа, экзема, слоновость,

тифоидные болезни, трахома, эпизоотии, бери-бери, зоб, сибирская язва, холера. Использование природных материалов в качестве лекарственных средств.

Вторая лекция продолжает знакомить учащихся с этапами развития медицинской географии:о развитии медицины в Древней Греции, о наследии Гиппократа; о первых медико-географических представлениях, сформулированных Страбоном; о лекарствоведении в Древнем Риме; о развитии медико-географических представлений в средние века, массовом распространении эпидемий (тиф, дизентерия, чума), о развитии арабской

медицины, о роли окружающей среды в возникновении заболеваний и поддержании здоровья в трудах Ибн Сина (Авиценны); об эпохе Возрождения и начальном периоде новой истории, когда появились труды, которые рассматривали медицинскую географию как науку; о Т. Парацельсе, об «Атласе» Ламберта с картами распространения болезней в зависимости от климата и о начале картографического метода в медицинской географии.

На семинаре обсуждаются вопросы о становлении отечественной медицинской географии; о первой программе медико-географического описания местности в России и за рубежом, составленной П. З. Кондоиди; о военно-медицинской географии и нозогеографии; о вкладе в развитие

медицинской географии Н. И. Пирогова, А. И. Воейкова, С. П. Боткина, М. Л. Мудрова, И. М. Сеченова.

В завершении темы может быть проведено семинарское занятие о развитии медицинской географии в ХХ веке. На занятии заслушиваются сообщения учащихся об основоположниках отечественной медицинской географии Д. К. Заболотном, Е. Н. Павловском, А. А. Шошине; о медико- географических исследованиях в 80-е годы; обсуждаются понятия «краевая патология», «медико-географическое прогнозирование».

Тема 2. Методы медико-географических исследований(1 час) Лекция 1. «Ключи» медицинской географии: что это такое?

В содержании учебной лекции учащиеся знакомятся с методами исследований, или «ключами» медицинской географии. На лекции объясняется междисциплинарный характер содержания медицинской географии и методов ее исследования. Любое медико-географическое исследование включает медико-географическое описание, медико-географическое картографирование, использование статистического метода и комплексного медико-географического подхода. Необходимо познакомить учащихся с сутью этих методов, с какой целью они используются, с

последовательностью их применения.

Тема 3. Факторы окружающей среды человека и его здоровье (3 часа)

Лекция 1. Понятия о природных и социально-экономических факторах в        медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.

Семинар 1. Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.

Семинар 2. Социально-экономические факторы.

В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся по географии, физике, химии, биологии из ранее изученных курсов. На лекции раскрываются понятия медицинской географии: «природные факторы», «социально-экономические факторы»; практическое значение медико-географической оценки в возможности осуществления медико-географического прогноза территорий; объясняются противоположность и взаимосвязь понятий «здоровье» и «болезнь», дается определение, записанное в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, 1949), а также рассматриваются факторы здоровья, на основе которых формируется здоровье отдельного индивидуума. Рекомендуется также рассмотреть статистические показатели здоровья и что по ним определяют. На лекции учащихся знакомят с одним из важных направлений исследования в медицинской географии – нозогеографией, выявляющей общие закономерности географического распространения болезней. Нозогеография исследует главным образом различные заразные болезни (природноочаговые, трансмиссивные, гельминтозы), а также, например, флюороз, эндемический зоб, уровская болезнь и др. Необходимо показать закономерности, выявленные в распространении болезней (болезни локальные и повсеместные), назвать основные типы нозоареалов и привести примеры болезней каждого из названных типов.

На семинаре рассматриваются природные факторы окружающей среды: геофизические, метеорологические и геохимические. Изучаем примеры заболеваний, вызванных неблагоприятным действием этих факторов на организм человека: тепловой удар, фотоэритема, воспаление роговой оболочки глаза, гипоксия, гипокапния, горная болезнь, метеотропные реакции, анемии, уровская болезнь, врожденный вывих бедра, эндемический зоб, молибденовая подагра и другие; адаптация и акклиматизация человека, их значение для жизнедеятельности организма. Приводятся примеры адаптивных типов людей, проживающих в разных природных условиях. Рассматриваются фазы акклиматизации, приводятся примеры акклиматизации людей к различным климатическим условиям.

На втором семинаре обсуждаются вопросы, связанные с социально-экономическими факторами, видами загрязнений в современном городе, а также с медико-географической оценкой промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Рассматривается понятие «антропоэкологическое напряжение» – новое качественное состояние человеческой популяции, которое не укладывается ни в норму, ни в патологию. Возможно также рассмотрение наследственности и окружающей среды, географии долголетия.

Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами(3 часа)

Лекция 1. Природный очаг болезни и природная очаговость

Семинар 1. Тропические болезни.

Семинар 2. Болезни, вызываемые ядовитыми растениями и животными. Миазы. Аллергические болезни.

На лекции учащиеся знакомятся с одной из проблем, которыми занимается медицинская география, – с вопросом о природно-очаговых заболеваниях. Вводится понятие «природный очаг», рассматриваются вопросы о его возникновении, о различиях по охвату территории.

Раскрывается сущность учения о природной очаговости болезней, вклад Е.Н. Павловского в это учение. Учащиеся знакомятся с понятием «ареал распространения болезней», от чего зависят его границы; с примерами природных очаговых заболеваний, рассматриваются такие понятия, как

«трансмиссивные болезни», «зоонозы», «токсины» и др.

На семинаре заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о тропических болезнях (малярия, лейшманиозы, желтая лихорадка, холера и другие) - болезни выделены в основном по географическому признаку. Болезни, вызываемые ядовитыми животными (кишечнополостными,

членистоногими, змеями); миазы; болезни, вызываемые ядовитыми растениями; аллергические болезни и их зависимость от метеоклиматических условий территорий. Аллергические заболевания - как серьезная социально-экономическая и экологическая проблема в странах с высоким уровнем развития промышленности.

Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы (3 часа)

Лекция 1.Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.

Семинар 1. Фитотерапия

Практикум 1. Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.

В лекции особое внимание уделяется значению природной среды в укреплении здоровья человека, раскрывается понятие «рекреационные ресурсы», рассматриваются четыре основных типа рекреационных зон: лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный; основные группы курортов: бальнеологические, грязевые и климатические. В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся по географии.

Семинар проводится по теме «Фитотерапия». Заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о лекарственных растениях и их применении при лечении различных заболеваний.

На практическом занятии учащиеся рассматривают благоприятные для отдыха и туризма территории России, своей местности, оценивают степень их благоприятности.

Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности) (1час)

Лекция 1. Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.

На лекции рассматриваются эндемические болезни населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам, состояние здоровья населения по последним данным.

Итоговое занятие (1 час)

Медицинская география, гигиена, экология человека - какая между ними связь?

Итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии. Целесообразно обсудить, что же изучает медицинская география, еѐ связь со многими смежными науками, например, с гигиеной, экологией; назвать основные экологические проблемы своей местности. Учащиеся получают результаты индивидуального рейтинга по итогам работы в течение изучения курса, рассматриваются отчеты по проектам, заслушиваются презентации, даются рекомендации к представлению индивидуальных работ на школьные научно-практические конференции.

Целесообразно провести также обсуждение содержания данного элективного курса, выслушать предложения и пожелания учащихся

Тематическое планирование. 9 класс. Базовый уровень. (17 часов, 1 час/нед)

п/п

Наименование тем курса

Кол-во часов

лекции

Семинары, практикумы

1.

Введение

1

1

2.

Формирование медико-географических представлений

4

2

2

3.

Методы медико-географических исследований

1

1

4.

Факторы окружающей человека среды и его здоровье

3

1

2

5.

Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими причинами

3

1

2

6.

Лечебные и рекреационные ресурсы

3

1

2

7.

Нозогеография (география болезней, характерных для своей местности)

1

1

8.

Итоговое занятие

1

1

И Т О Г О:

17

8

9

Календарно - тематическое планирование

№ п\п

№ урока в теме

Дата

проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Виды деятельности

План

Факт

Введение – 1 час

1

1

4-8.09

Что такое медицинская география?

1

лекция

Фронтальная работа

Тема 1. Формирование медико-географических представлений – 4 часа

2-3

1-2

11-15.09

18-22.09

Этапы развития медицинской географии

2

лекция

Групповая и

индивидуальная

4

3

25-29.09

Становление медицинской географии в России

1

семинар

Групповая и

индивидуальная

5

4

2-6.10

Медицинская география в ХХ веке

1

семинар

Групповая и

индивидуальная

Тема 2. Методы медико-географических исследований – 1 час

6

1

9-13.10

«Ключи» медицинской географии: что это такое?

1

лекция

Групповая и

индивидуальная

Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье – 3 часа

7

1

16-20.10

Понятие о природных и социально-экономических

факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.

1

лекция

Групповая и индивидуальная

8

2

23-27.10

Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.

1

семинар

Групповая и

индивидуальная

9

3

6-10.11

Социально-экономические факторы.

1

семинар

Групповая и

индивидуальная

Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими причинами – 3 часа

10

1

13-17.11

Природный очаг болезни и природная очаговость.

1

лекция

Групповая и

индивидуальная

11

2

20-24.11

Тропические болезни

1

семинар

Групповая и

индивидуальная

12

3

27-1.12

Болезни, вызванные ядовитыми растениями и животными.

Миазы. Аллергические болезни.

1

семинар

Групповая и

индивидуальная

Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы – 3 часа

13

1

4-8.12

Значение природной среды в укреплении здоровья.

1

лекция

Групповая и

Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.

индивидуальная

14

2

11-15.12

Фитотерапия

1

семинар

Групповая и

индивидуальная

15

3

18-22.12

Оценка территории России по степени благоприятности

для туризма и отдыха

1

практикум

Групповая и

индивидуальная

Тема 6. Нозогеография (география болезней, характерных для своей местности) – 1 час

16

1

25-29.12

Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и

медицинским источникам.

1

лекция

Групповая и индивидуальная

Итоговое занятие – 1 час

17

1

15-19.01

Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь?

1

Защита презентации по

выбранной теме

Индивидуальная,

Фронтальная работа

Итого

17

Информационные источники

  1. Кучер, Т. В., Беляева, Т. К. Программа курса «Медицинская география» (XI класс) (для школ медицинского профиля) // География в школе. – 2002– № 2.
  2. Кучер, Т. В., Колпащикова, И. Ф. Медицинская география: учебник для 10–11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение: АО «Московский учебник», 2004.
  3. Ресурсы Интернета.
  4. Учебники по биологии, географии, физике, химии.
  5. Электронные и энциклопедические справочники.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "География на кухне"

Зачем создавать авторские программы элективных курсов?  В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...

Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"

Программа  элективного курса «География  декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 17 часов.  Содержание данного курса...

Программа элективного курса "География международного туризма"

Программа составлена  для обучающихся 10-11 класса,  дополняет изучение экономической и социальной геогафии мира,  характеризует разные виды и районы мирового туризма....

Программа элективного курса "География международного туризма" для обучающихся профильных классов

Программа элективного курса  составлена на  68 часов по 2 часа  в неделю для учащихся 11-х  классов географического и социально-экономического профилей. В основе содержания ку...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача    рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...