Авторская программа элективного курса "География на кухне"
элективный курс по географии (9 класс) по теме

Зачем создавать авторские программы элективных курсов?  В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале глобальных проблем» и «География на кухне». Издательства страны  предлагают  большое количество  сборников  с программами  по  всем образовательным областям. Предметные научно - методические журналы печатают авторские программы, разработанные и опробованные на практике. Моя многолетняя работа по организации краеведческой работы с учащимися  была  направлена на расширение  их кругозора, приобретение навыков поведения в природе, проведение  наблюдений по определенным целям и направлениям и т.д. Нужно было из эпизодической работы выйти на системные наблюдения, исследования. Мне  нужна была  непросто программа с заманчивым названием и содержанием,  а программа,  краеведческой направленности, адаптированная к местным условиям, открывающая новые перспективы для развития экологического образования и его внедрения в образовательный процесс. Логика алгоритма  создания программы: она должен быть до конца  целесообразна и  желательно не  допускать каких бы то ни было шаблонов. Конечно, все это требовало дополнительных усилий  и рабочего времени, специальных знаний.  Опыт работы по созданию авторской программы, внедрению её в практику подтверждает мою уверенность в том, что  учитель, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребенка  даже тому, чего не умеет сам. Это утверждение может показаться парадоксальным. Он должен, конечно же, быть творцом – исследователем, но носителем всех сведений не обязан. В условиях исследовательского обучения  педагог не обязан  всегда знать  ответы на все вопросы, но он должен уметь  исследовать  разные проблемы, таким образом находить  любые ответы и уметь научить этому детей. Авторская программа, рассчитанная на творческое учебно-исследовательское взаимодействие ученика и учителя «не может  быть приобретена  в  «cупермаркете», торгующем замороженными идеями; она должна вырасти из жизни тех людей, которые будут  взаимодействовать.»  (Роджерс  К., Фрайберг  Дж. Свобода учиться. М.,2002.С. 57).  Данная моя позиция нашла свое подтверждение в созданных элективных курсах  и оформлена  в виде программы, включающей пояснительную записку, основное содержание  курса, ожидаемые результаты  и формы представления отчетности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_na_kuhne.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                  средняя общеобразовательная школа № 4                                              городского поселения «Рабочий посёлок Чегдомын»            Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЕНА НА УТВЕРЖДЕНИЕ КРАЕВЫМ ЭКСПЕРТНЫМ СОВЕТОМ  30 января 2009 г.

«География на кухне»

Программа элективного курса.

п. Чегдомын

2008 год

Автор: Кудрицкая Лилия Владимировна,

учитель географии МОУ СОШ № 4 п. Чегдомын

 Верхнебуреинского  района Хабаровского края


География на кухне

Пояснительная записка.

        Программа элективного курса  «География на кухне»  предназначена для школьников 8, 9  классов  общеобразовательных школ для предпрофильной подготовки и рассчитана на 17 учебных  часов.    

        Содержание курса позволяет реализовать краеведческий принцип обучения и расширить географические знания, знания о природных условиях и национальных особенностях населения дальневосточного региона.

        Интегративное содержание программы, вариативность практических работ и разнообразный спектр заданий соответствуют кругу интересов учащихся социально-экономического профиля в старшей школе, поскольку расширят и дополнят выбранные ими профильные предметы (в том числе географию). Данный курс способствует развитию у школьников географического мышления, формирует представления о природе как средстве обитания человека и ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей.

       Актуальность элективного курса «География на кухне» определена тем, что он         познакомит учащихся с особыми аспектами географии, которые не входят в школьную программу, покажет через особенности питания образ жизни народов, населяющих Дальний Восток, научит анализировать исторические, географические, конфессиальные аспекты формирования именно такого национального и межнационального питания.

Программа призвана включить учащихся в познание доступных для них особенностей окружающей действительности. Теоретические знания и практические умения, которые приобретут  ученики в процессе  изучения  курса, направлены на удовлетворение познавательных интересов в области, выходящей за рамки программы. 

                       

         

           Интеграция краеведческого материала будет способствовать восстановлению естественного единства и взаимосвязи  знаний о родном крае, созданию целостной картины окружающей среды, в которой живут школьники.

          Программа способствует обеспечению выбора возможного приложения сил, сферы профессиональной деятельности с учетом интересов и склонностей школьников. Учащиеся получат практический опыт поведения, который смогут использовать в повседневной жизни, смогут рассмотреть различные аспекты «географической кухни» здорового образа жизни, в котором большую роль играет питание.

           Цель данного элективного курса – помочь учащимся  в определении  профиля обучения в старшей школе и создать благоприятные условия для формирования личности, понимающей ответственность за сохранения природного и культурного наследия Дальнего Востока.

           Реализация данного курса позволяет решать следующие задачи:

  1. формирование и расширения знаний о родном крае, Дальнем Востоке;
  2. развитие знаний и расширение кругозора в области географии и смежных наук на основе  краеведческого материала;
  3.  ознакомление учащихся с культурой питания, которая сложилась на протяжении многих столетий истории цивилизации и является результатом опыта многих поколений;
  4. формирование культуры, толерантной к иному образу жизни;
  5. уважение к обычаям и традициям национальной кухни;
  6. формирование навыков проектной деятельности;
  7. формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся.

           

Основными педагогическими принципами и условиями, обеспечивающими      реализацию программы, являются:

  1. многообразие форм учебно-воспитательной работы;
  2. связь учебно-воспитательной работы с жизнью населения края, муниципального района;
  3. создание учебных проектов, предполагающих разные формы деятельности учащихся и варианты выбора.

Организация работы по программе.

       Занятия могут проводиться на базе кабинетов географии, технологии, информатики.

      Данная программа может быть реализована учителями географии, биологии, технологии, истории как региональная составляющая учебного плана.                    

       Также планируется работа в библиотеках, встречи с представителями народов Севера,  проживающими в муниципальных районах Хабаровского края.

       В ходе проведения занятий, учитель совместно с учениками, в зависимости от условий своего образовательного учреждения, осуществляет выбор форм организации учебных занятий.                                                                                                                                                                                                

Формы и методы работы:

  1. рассказ, лекция, семинар, викторина;
  1. демонстрация, практическая работа, деловая игра;
  2. индивидуальные и групповые проекты, рефераты, презентации;
  3. отчёты, доклады, публичные выступления (отчётная  конференции научного общества учащихся школы, района, края).

           Формы организации учебно-познавательной деятельности могут быть разнообразные: от фронтальных  работ до индивидуальных и групповых работ. Используется игра как практическая форма обучения.

            Предполагается использование самостоятельной поисковой работы с различными источниками информации.

             Итоговое занятие предполагает защиту проектов.

                                   

Презентация достижений учащихся.

             В качестве дополнения к данному курсу и учитывая развитие информационных технологий, планируется создание  учителем и учащимися  приложения в виде  CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным темам курса. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала и  обеспечит высокий результат взаимодействия учителя и ученика на учебных занятиях и при подготовке к ним.

На завершающем этапе изучения курса учащиеся могут представить результаты своей работы на классном, школьном или муниципальном уровнях: конкурсах творческих или проектных работ, заседаниях научного общества учащихся, олимпиадах и  конференциях по краеведению.

Привлечение родителей, родственников, знакомых, жителей муниципального района к работе в рамках данного элективного курса будет способствовать социализации школьников и развитию их коммуникативной культуры.

Учебно-тематический план.

п./п.

Тема занятий

Кол-во

часов

Лекции

Практика

Семинар

Форма контроля.

Формы отчёта.

1

Введение

1

Собеседование.

Презентация курса.

2

Национальный состав населения  Дальнего Востока и Хабаровского края.

2

Практические работы № 1, 2.

3

Проблемы питания пришлого, коренного и аборигенного населения Дальнего Востока и Хабаровского края.

2

Рефераты.

Консультация по проектам.

4

Оптимизация рационального питания населения Дальнего Востока.

2

Презентации творческой работы « Меню дальневосточника» Практическая работа № 3.

5

Национальные блюда и традиционный тип питания - связь природных условий и образа жизни коренных народов Приамурья

2

Предварительная оценка проектов.

 Презентация творческих работ «Пища, приготовленная самой природой».

Практическая работа № 4.

6

 Интернациональная кухня дальневосточников (русская, украинская, корейская, китайская  и др.).

2

Творческая работа «Моё любимое блюдо».

Оценка кластеров.

Практическая работа № 5.

7

Традиции и культурные особенности, связанные с приёмом пищи.

2

Деловая игра «Гость на пороге».

Презентация темы.

Консультация по проектам.                        

8

Питание и здоровый образ жизни.

2

Презентации «Ключ к здоровью», «Обед под микроскопам», «Расписание желудка»,  «Что ели наши предки»? Деловая игра «У прилавка магазина»

Экскурсия.

9

Итоговое занятие

2

Защита проектов.

Итого

17

             

Содержание программы.

            Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом работ, которые им предстоит выполнить за данное время.

Тема 1. Введение.

              Знакомство с целями и задачами курса. Метод проектов как особая форма  организации работы в процессе изучения элективного курса.

                Отношение науки географии к кухне, к традициям питания. Эпоха великих географических открытий – время открытия новых земель, новых моделей питания, пищевых продуктов и блюд, традиций и культурных особенностей населения, в том числе, связанных с приемом пищи. Географическое районирование мира на основе пищевых моделей.

Тема 2 .Национальный состав населения Дальнего Востока и Хабаровского края.

              Дальний Восток – район проживания коренных малочисленных народов Севера.

Хабаровский край – территория исконного проживания и природопользования  народов  Севера. Районы распространения традиционных отраслей хозяйствования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Самобытность культуры народов  Севера. Политика ускоренного промышленного        освоения районов Севера, интенсивного включения коренных народов в единую общехозяйственную систему страны и ее последствия: влияние на здоровье, демографические процессы и воспроизводство коренного населения, утрата многих элементов их традиционной культуры, обострение социальных проблем.

                Практические работы. 1. Обозначение на контурной  карте территорий традиционного проживания и природопользования коренных малочисленных народов Севера. 2. Таблица «Районы распространения традиционных отраслей хозяйствования народов Севера в Хабаровском крае».

 Тема 3. Проблемы питания пришлого, коренного и аборигенного населения Дальнего Востока.

     Особенности различных  климатогеографических районов Дальнего Востока и их отражение в рационализации питания коренного и пришлого населения. Специфика природных условий, характер изменений внешней и внутренней среды, определяющие «местные» нормы потребления пищевых веществ. Организация рационального, сбалансированного питания коренного и пришлого населения Дальнего Востока, недопустимость ломки вековых традиций питания народов.

Тема 4. Оптимизация рационального питания населения Дальнего Востока.

         Расчет оптимальных рационов питания населения, предложенный  Институтом питания  АМН России. Дифференцированность рационов питания  относительно трех климатических зон: северной, центральной и южной. Рекомендации Комитета по потребностям в калориях организма и вопросам пищевых продуктов и сельского хозяйства (ФАО) при ООН.

 Практическая работа № 3. Анализ статистических данных  таблиц: калорийности, потребности в некоторых витаминах, белках, жирах, углеводах в районах страны.

Тема 5. Национальные блюда и традиционный тип питания – связь природных условий и образа жизни коренных народов Приамурья.

            Основы рационального питания в национальном  разрезе. Использование диких видов растений, животных и нетрадиционных  видов пищи.

Практическая работа № 4. Разработка меню по традиционным рецептам эвенкийской и ульчской кухни.

Тема 6. Интернациональная кухня дальневосточников (русская, украинская, корейская, китайская и др.)

              Кухня Дальнего Востока – результат  обогащения национальных традиций и процесса глобализации. Особенности современного национального и обычного питания дальневосточников. История формирования основного вида продуктов, блюд и технологий их приготовления. Особенности славянской и азиатской кулинарии. Влияние традиций других стран и народов на формирование национальной кухни.

 Практическая работа № 5. Составление «Визитной карточки» кухни народов дальневосточного региона.

Тема 7. Традиции и культурные особенности, связанные с приёмом пищи.

             Исторические, социологические, этнографические корни традиций и культурных особенностей, связанных с приёмом пищи. Современное гостеприимство.

 Тема 8. Питание и здоровый образ жизни.           

               Роль питания в жизни человека. Правильное питание – оптимальный  баланс аминокислот и микроэлементов в организме, повышение его работоспособности. Признаки неправильного питания. Ритм нашей жизни и питания.

 Экскурсия. Чем мы питаемся (поставки продуктов питания в наш район, регион, информация на основании посещения торгового предприятия).

Тема 9. Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Презентация проектов

Список литературы.

  1. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программы.- М.: Айрис Пресс, 2006.
  2. Жебровская О.О. О возможностях географического содержания в пространстве постдипломного образования. « География и экология в школе 21 века». №3 2008
  3. Финицкая З. В гостях и дома.- М.: «Искусство», 1995 г.
  4. Константинов А.А. Дальневосточная кухня.- Хабаровское книжное издательство.1990 г.
  5. Ковалев В.М, Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. М.: 1990 г.

    6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие                                                                          для вузов, средних школ и колледжей.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.    

           

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс

Авторская программа злективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса по физике "Готовимся к ГИА" для 9 класса.

Элективный курс "Готовимся к ГИА" состоит из 2-х  частей, рассчитан на 34часа, служит для повторения курса физики основной школы и готовит учащихся к успешной сдачи ГИА. Этот курс является подгот...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...