Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии (8 класс) на тему:
    Рабочие учебные программы по биологии для 8 и 11 классов

    Ранкайтис Наталья Геннадьевна

    Рабочая программа для 8 класса составлена по учебнику Н. И. Сопина, М. Р. Сапина  "Биология. Человек. 8 класс" в расчете на 2 часа в неделю. Рабочая программа для 11 класса составлена по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой "Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс" в расчете на 2 часа в неделю. 

    В программу включены пояснительная записка, критерии оценок, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое и календарное планирование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ранкайтис Н. Г. Биология 8 класс

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное

     учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Макарова»

    Сахалинской области

    694140, Сахалинская обл., г. Макаров, ул. 50 лет Октября , д. 26, тел. факс (42443) 52-9-76

    _____________________________________________________________________________________________ 

    Рекомендована:                                Утверждена на                                Утверждаю:

    методическим советом                        педсовете №                                Директор МБОУ

    школы                                        от                                        «СОШ №2 г. Макарова»

                                                                                    З.Н. Антонова

                                                                                    Пр. №       от            2012 г.

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    ПО БИОЛОГИИ

    8 класс

    Уровень, ступень образования: 7-9 классы

    Срок реализации программы: 5 лет  

    Составлена на основе:

    1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы. – М., Дрофа, 2005.
    2. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б.Захарова; В.В.Пасечника; И.Н.Пономаревой. – М.,Глобус, 2008

    Учебник: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2008.

    Составитель: Ранкайтис Н. Г., учитель высшей категории

                                            Макаров

                                    2013 – 2014 учебный год


    Пояснительная записка

    Данная программа и поурочное планирование (базовый уровень, 2 часа в неделю) составлены в соответствии с учебником Н. И. Сонин, М. Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс» - М.: Дрофа, 2007. Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время подходов: компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного, которые определяют задачи обучения предмету.

    Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:

    • Закон РФ об образовании № 122-ФЗ в последней редакции от 22.08.2004 г;
    • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Пр. МОРФ от 19.05.1998 г. № 1276)
    • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Пр. МО от 05.03.2004 г. № 1089)
    • Примерная программа основного общего образования по биологии МОРФ
    • Программа основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Захаров В.Б., Сонин Н.И, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

    Система уроков сориентирована на формирование активности личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа в тетради с печатной основой.

    В реализации программы  используется учебно-методический комплект:

    • для учителя:
    1. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин.  Методическое пособие к учебнику  Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.  Человек». – М.: Дрофа, 2006.
    2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.
    3. Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология.  Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.
    4. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.
    5. В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. – М.: Центр «Планетариум», 1987

    • для учащихся:
    1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология.  Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа,  2007.
    2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006

    MULTIMEDIA – поддержка курса:

    • CD-диск «Биология 6-11 класс. Лаборатория»
    • CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии»
    • Коллекция ЦОР Интернета.  

    Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс

    В результате изучения предмета учащиеся  должны:

    знать/понимать:

    • особенности жизни как формы существования материи;
    • фундаментальные понятия биологии;
    • о существовании эволюционной теории;
    • особенности строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значения и использование в собственной жизни;
    • место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них;
    • строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

    уметь:

    • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, в том числе и человека;
    • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
    • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
    • проведение простых биологических исследований за состоянием своего организма;
    • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;
    • владеть языком предмета.

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

    Общедидактические

    Оценка «5» ставится в случае:

    • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
    • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
    • Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка «4» ставится в случае:

    • Знания всего изученного программного материала.
    • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
    • Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка «3» ставится в случае:

    • Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
    • Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
    • Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка «2» ставится в случае:

    • Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
    • Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
    • Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

    Оценка "5" ставится, если ученик:

    • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
    • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
    • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

    Оценка "4" ставится, если ученик:

    • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.
    • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
    • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

    Оценка "3" ставится, если ученик:

    • Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
    • Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
    • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

    Оценка "2" ставится, если ученик:

    • Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
    • Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
    • При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
    за самостоятельные письменные и контрольные работы
    .

    Оценка «5» ставится, если ученик:

    • Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
    • Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

    Оценка «4» ставится, если ученик:

    • Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
    • Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

    Оценка «3» ставится, если ученик:

    • Правильно выполняет не менее половины работы.
    • Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
    • Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка «2» ставится, если ученик:

    • Правильно выполняет менее половины письменной работы.
    • Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
    • Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
    за практические и лабораторные работы.

    Оценка «5» ставится, если:

    • Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
    • Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
    • Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
    • Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

    Оценка «4» ставится, если ученик:

    • Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
    • При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

    Оценка «3» ставится, если ученик:

    • Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
    • Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
    • Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
    • Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

    Оценка "2" ставится, если ученик:

    • Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
    • Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию учителя.

    Учебно-тематическое планирование

    № п/п

    Раздел

    Кол-во часов

    В том числе лабораторных работ

     Человек как биологический вид  

    2

     Происхождение человека

    3

    Общий обзор строения и функций организма человека

    3

    2

    Координация и регуляция

    2

    Нервная система

    6

    2

    Анализаторы

    4

    1

    Опора и движение

    8

    3

    Внутренняя среда организма

    4

    1

    Транспорт веществ

    4

    3

    Дыхание

    5

    1

    Питание и пищеварение

    5

    1

    Обмен веществ и энергии. Витамины.

    3

    Выделение

    1

    Покровы тела

    3

    1

    Размножение и развитие

    3

    Высшая нервная деятельность

    8

    2

    Человек и его здоровье

    4

    Итого:

    68

    15


    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    уроков биологии в 8 классе

    № п.п.

    № урока

    Содержание

    Тип урока

    Вводимые понятия

    Домашнее задание

    Сроки

    1.Введение. Человек как биологический вид  (2)

    1.

    Место человека  в системе органического мира

    ИНМ

    Рудименты, атавизмы

    Стр.5-8,

    № 2,3

    2.

    Особенности строения человека

    ИНМ

    Стр.8-11,

     №1,2,3,5 (с.12)

    2.Происхождение человека (3)

    1.

    Происхождение человека (эволюция человека)

    ИНМ

    Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец

    Стр.12-16,

    № 7

    2.

    Расы человека

    ИНМ

    Раса, экваториальная раса, евразийская раса, азиатско-американская раса, расизм

    Стр.18-20,

    № 10

    3.

    История развития знаний о строении и функциях организма человека

    ИНМ

    Стр.21-30, читать  

    № 12,13

    3. Общий обзор строения и функций организма человека (3)

    1.

    Клеточное строение организма Лабораторная работа №1

    «Строение клетки»

    ИНМ

    Клетка, ядро, гиалоплазма, цитоплазма, органоиды, включения, клеточная мембрана, ДНК, РНК, хромосома, ядерная мембрана, ядрышко, рибосома, ЭПС, митохондрия, Комплекс Гольджи, лизосомы, АТФ

    Стр.31-33,  

    № 16,18

    2.

    Ткани и органы

    Лабораторная работа №2

     «Микроскопическое строение тканей»

    ИНМ

    Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани, гормон, хрящевая, костная, жировая ткани, кровь, гладкая, поперечно-полосатая, сердечная мышечные ткани, нейроны, дендриты, нейроглия, синапс, нервный импульс, аксон, система органов

    Стр. 34-39

    № 25,27

    3.

    Системы органов

    ИНМ

    Стр.40-43

    № 31,33

    4. Координация и регуляция (2)

    1.

    Гуморальная регуляция

    ИНМ

    Гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, околощитовидные железы, надпочечники,  половые органы

    Стр.46-50, № 37, сообщения

    2.

    Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения

    ИНМ

    Гормон роста, инсулин, диабет

    Стр.46-50,

    Подготовка к тесту

    5. Нервная система (6)

    1.

    Строение и значение нервной системы

     ИНМ

    Нейроны, дендриты, аксоны, серое и белое вещество, рецепторы, нервный импульс, чувствительные, вставочные (промежуточные), исполнительные (эффекторные)  и двигательные нейроны, синапсы, ЦНС, нервы, нервные узлы, периферическая НС, соматическая НС, рефлекторная дуга, рефлекс, вегетативная (автономная) НС, безусловные и условные рефлексы,

    Стр. 54-58

    № 44,45,50

     

    2.

    Строение и функции спинного мозга

    Лабораторная работа №3

     «Определение безусловных рефлексов спинного мозга».

    ИНМ

    Центральный канал, спинномозговая жидкость, спинномозговые нервы

     Стр. 60-62

    № 51,52

    3.

    Строение и функции головного мозга 

    ИНМ

    Ствол, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг  мозжечок, кора, полушария БМ, борозда, извилина

     Стр. 63-68,

    № 57,58

    4.

    Полушария большого мозга

    ИНМ

    Мозолистое тело, кора полушарий, лобная, теменная, затылочная, височная доли, боковые желудочки, зрительная зона, слуховая и обонятельная зона, чувствительные и двигательные центры

    Стр.70-73

    № 60,61

    5.

    Полушария большого мозга

    Лабораторная работа №4

    «Рефлексы головного мозга».

    ИНМ

    Мозолистое тело, кора полушарий, лобная, теменная, затылочная, височная доли, боковые желудочки, зрительная зона, слуховая и обонятельная зона, чувствительные и двигательные центры

    повторить основные понятия

    по темам 1-5

    6.

    Обобщающий урок по темам 1-5 Тестовая проверочная работа

    ПОУ

    6. Анализаторы  (4)

    1.

    Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

    Лабораторная работа №5

    «Строение глаза»

    ИНМ

    Рецептор,  зрительный анализатор, глазное яблоко, вспомогательный аппарат: брови, ресницы; глазница, внутреннее ядро: фиброзная оболочка – белочная (склера), роговица; сосудистая – радужка, зрачок, хрусталик; сетчатка – палочки, колбочки, желтое и слепое пятна, стекловидное тело; дальнозоркость, близорукость, дальтонизм

    Стр.77-83,

    № 64,67,68

    2.

    Анализаторы слуха и равновесия

    ИНМ

    Наружное ухо – ушная раковина, слуховой проход; барабанная перепонка, среднее ухо – слуховая труба, молоточек, наковальня, стремя; внутреннее ухо – улитка, орган равновесия – преддверие (вестибулярный аппарат), полукружные каналы, перилимфа

    Стр.84-90,

    № 72,77

    3.

    Органы вкуса, осязания, обоняния.

    ИНМ

    Болевые, термо-, механорецепторы, осязательные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки

    Стр.91-96, повторение темы

    4.

    Чувствительность анализаторов. Гигиена органов чувств

    ПОУ

    7. Опора и движение (8)

    1.

    Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение, строение скелета

    ИНМ

    Скелет головы, мозговой отдел, лицевой отдел, скелет туловища, позвоночник,  грудина, лопатка, таз, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, позвонки, позвоночный канал, грудная клетка, пояс верхней и нижней конечностей  

    Стр. 108-112,

    № 90

    2

    Строение и рост костей.

    Лабораторная работа №6

    «Свойства костей. Состав костей»

    ИНМ

    Трубчатые, широкие (плоские), смешанные кости, компактное и губчатое вещество, надкостница

    Стр. 101-104

    № 95,96,97  

    3

    Соединение костей.

    ИНМ

    непрерывные соединения, швы, прерывные, суставная сумка, сустав, суставная жидкость, хрящ, связки,

    Стр. 105-106,

    Повт. с.100-112

    4.

     Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

     ПР

     5.

    Мышцы. Общий обзор.

    Лабораторная работа №7

    «Строение мышечных тканей» 

    ИНМ

    Миофибриллы, мышечное волокно,  сухожилия, мышцы головы, мимические, жевательные, мышцы шеи, мышцы туловища,  мышцы конечностей,

    Стр. 116-121,

    № 106

    6.

    Работа мышц.

    ИНМ

    Динамическая работа, статическая работа, мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели

    Стр. 122-126,

    № 108

    7.

    Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

    Лабораторная работа №8

    «Выявление нарушения осанки»

    ИНМ

    Стр. 272-274,

    Стр. 280-281

    сообщения

    8.

    Обобщающий урок по темам 6,7

    Тестовая проверочная работа

    ПОУ

     

    8. Внутренняя среда организма (4)

    1.

    Внутренняя среда организма и её значение

    Лабораторная работа №9

    «Микроскопическое строение крови человека»

    Тканевая жидкость, кровь, лимфа, плазма, клетки крови

    Стр. 127-128,

    № 110,111

    2.

    Кровь. Плазма крови, её состав. Клетки крови.

    ИНМ

    Эритроциты, лейкоциты, фагоцитоз, тромбоциты, фибриноген, фибрин, тромб, свёртывание крови

    Стр. 128-132,

    № 114

    3.

     Иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова  в области иммунитета.

    ИНМ

    Иммунитет, естественный и искусственный иммунитет, вакцина, сыворотка  

    Стр. 136-137,

    Стр. 141-142

    № 116

    4.

    Группы крови. Переливание крови.

    ИНМ

    Группы крови, донорство, резус-фактор, антиген, агглютинин, агглютинация

    Стр. 137-139,

    № 119,121

    9. Транспорт веществ (4)

    1.

    Органы кровообращения

    ИНМ

    Сосуды, сердце, вены, капилляры, артерии, предсердие, желудочки, полулунные каналы, створчатые каналы большой и малый круги кровообращения

    Стр. 144-148,

    № 123,124,125

    2.

    Работа сердца

    ИНМ

    Пауза, автоматизм сердца, сердечный цикл

     Стр. 149-152

    № 129,130

    3.

    Движение крови и лимфы по сосудам

    Лабораторная работа №10

    «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

    ИНМ

    Кровяное давление, пульсовое давление, лимфатические узлы, сосуды, капилляры

    Стр. 153-156

     № 131,132,134

    4.

    Заболевания органов кровообращения. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

     Практическая работа №4 «Первая помощь при травмах органов кровообращения, кровотечениях».

    ИНМ

    Первая помощь при кровотечениях, гипертония

     Повторить тему

    10. Дыхание (5)

    1.

    Строение органов дыхания

    ИНМ

    Носовая полость, гортань, голосовые связки, голосовая щель, надгортанник, трахея, бронхиальное дерево, бронха, лёгкие, плевра, альвеола, щитовидный хрящ

    Стр. 158-161

    № 139,140  

    2.

    Газообмен в лёгких и тканях

    ИНМ

    Газообмен, дыхательный центр

    Стр.61, 163-164

    № 142,145  

    3.

    Дыхательные движения. Жизненная емкость легких

    Лабораторная № 11 «Определение ЖЕЛ»

    ИНМ

     Вдох, выдох, ЖЁЛ

    Стр. 164-166

    № 147,148

    4.

    Гигиена органов дыхания

     ИНМ

    Повторить  тему

    Сообщения

    5.

    Обобщающий урок по темам
    8 -10
     

    Тестовая проверочная работа

    ПОУ

    11. Питание и пищеварение (5)

    1.

    Питательные вещества и пищевые продукты

    ИНМ

    Ферменты, питательные вещества, пищеварение

    Стр. 171-173

    № 150,151,152

    2.

    Пищеварение в ротовой полости.

    ИНМ

    Ротовая полость, губы, зубы, резец, клык, малый и большой коренной зубы, слюнная железа,  дентин, зубы мудрости, коронка, щека, глотка, пищевод, перистальтика, желудок

    Стр. 174-178

    № 155,156,158

    3.

    Пищеварение в желудке

    Лабораторная работа №12

    «Действие желудочного сока на белки»

    ИНМ

    Полостное и пристеночное пищеварение, печень, слепая кишка, аппендикс,

    Стр. 180-181

    № 160,161

    4.

    Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

    ИНМ

    Стр. 181-185

    № 165,166

    5.

    Гигиена питания. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

    ИНМ

    Повторить тему

    12. Обмен веществ и энергии. Витамины (3)

    1.

    Пластический и энергетический обмен

    ИНМ

    Обмен веществ и энергии, энергетический обмен, пластический обмен

    Стр. 187-191

    Сообщения

    2.

    Витамины

    ИНМ

    Витамины, авитаминоз, гипервитаминоз, цинга,

    Стр. 194-197

    № 176

    3.

    Влияние витаминов

    ПОУ

    13. Выделение (1)

    1.

    Органы выделения

    ИНМ

    Почки, нефрон, почечное тельце, почечная лоханка, мочевой пузырь, первичная и вторичная моча, фильтрация

    Стр. 199-202

    № 180,181

    14. Покровы тела (3)

    1.

    Строение кожи

    Лабораторная работа №13 «Строение кожи, волос, ногтей».

    ИНМ

    Эпидермис, собственно кожа, потовые, сальные железы, волосы, ногти,  волосяные луковицы

    Стр. 205-208

    № 184

    сообщения

    2.

    Роль кожи в терморегуляции организма.

    ИНМ

    Терморегуляция

    Стр. 209-211

    № 185,186

    3.

    Заболевания кожи и их предупреждение

     ИНМ

    Стр. 260-261

    Стр. 278-279

    15. Размножение и развитие (3)

    1.

    Система органов размножения

    ИНМ

    Яйцеклетка, сперматозоид, маточные трубы, матка, зигота, зародыш, плод, беременность

    Стр. 212-216

    № 187-190

    2.

    Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.

    ИНМ

    Дробление, эмбриональное развитие, плацента

    Стр. 216-219

    № 192,193

    3.

    Возрастные особенности развития человека

    ИНМ

    Стр. 221-223

    № 194

    16. Высшая нервная деятельность (8)

    1.

    Рефлекс - основа нервной деятельности.

    ИНМ

    Инстинкт, динамический стереотип, безусловное и условное торможение

    Стр. 225-227

    Стр. 73-75

    2.

    Виды рефлексов

    Лабораторная работа №14

    «Коленный рефлекс»

    ИНМ

    безусловные и условные рефлексы

    Стр. 227-232

    № 199,200,203

    3.

    Сон, его значение.

    Гигиена сна

    ИНМ

    Сон, сновидения, летаргия, гипноз

    Стр. 196-197, читать

    4.

    Сознание и мышление. Речь.

    ИНМ

    Мышление, представление, восприятие. Первая и вторая сигнальные системы

    5.

    Познавательные процессы и интеллект

    ИНМ

    Асимметрия мозга, уровни в.н.д.

    Стр. 200-203, читать

    6.

    Память

    ИНМ

    Память, повторение, мнемонические приемы, виды памяти

    Стр. 206-207, читать

    7.

    Эмоции и темперамент. Типы нервной деятельности Лабораторная работа №15

    «Определение темперамента»

    ИНМ

    Темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

    Стр. 210-211, читать. Повторить темы 11-16

    8.

    Обобщение по темам 11-16

    Тестовая проверочная работа

    ПОУ

    17. Человек и его здоровье (4)

    1.

    Здоровье и факторы, на него влияющие

    ИНМ

    Приготовить сообщения

    2.

    Оказание себе и окружающим первой доврачебной помощи

    ИНМ

    Практикум

    3.

    Укрепление здоровья. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

    ИНМ

    Приготовить сообщения

    5.

    Окружающая среда как источник веществ и энергии. Человек и окружающая среда.

    ИНМ

    ИТОГО

    68 часов



    Предварительный просмотр:

    Ранкайтис Н. Г. Биология 11 класс

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное

     учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Макарова»

    Сахалинской области

    694140, Сахалинская обл., г. Макаров, ул. 50 лет Октября , д. 26, тел. факс (42443) 52-9-76

    _____________________________________________________________________________________________ 

    Рекомендована:                                Утверждена на                                Утверждаю:

    методическим советом                        педсовете №                                Директор МБОУ

    школы                                        от                                        «СОШ №2 г. Макарова»

                                                                                    З.Н. Антонова

                                                                                    Пр. №       от            2012 г.

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    ПО БИОЛОГИИ

    11 класс

    Уровень, ступень образования: 10-11 классы

    Срок реализации программы: 5 лет  

    Составлена на основе:

    1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы. – М., Дрофа, 2005.
    2. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономаревой. – М., Глобус, 2008

    Учебник: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология. Общая биология. 11 класс – М.: Дрофа, 2007.

    Составитель: Ранкайтис Н. Г., учитель высшей категории

    Макаров

    2013 – 2014 учебный год


    Пояснительная записка

    Данная программа и поурочное планирование (базовый уровень, 2 часа в неделю) составлены в соответствии с учебником В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин Общая биология. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006. Планирование составлено с учетом подготовки учащихся к ЕГЭ. Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время подходов: компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного, которые определяют задачи обучения предмету.

    Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:

    • Закон РФ об образовании № 122-ФЗ в последней редакции от 22.08.2004 г;
    • Обязательный минимум содержания среднего полного образования (Пр. МОРФ от 30.06.1999 г. № 56)
    • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Пр. МО от 05.03.2004 г. № 1089)
    • Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) МОРФ 2006 г. 
    • Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11  классов (базовый уровень) автора В.Б.Захарова.

    Обучение биологии в старшей школе  направлено на достижение следующих целей:

    • Освоение базовых знаний о биологических системах и присущих им закономерностях; о роли биологической науки в формировании научной картины мира; о методах научного познания;
    • Овладение умениями применять знания и анализировать процессы и явления живой природы; использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
    • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации и в процессе изучения развития современных научных взглядов;
    • Воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
    • Овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

    В программе в основе отбора материала для изучения учтена преемственность целей образования на различных ступенях обучения, логика внутрипредметных связей. Учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде.

    При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности в их единстве и взаимосвязи. Этот позволяет оптимально достигать результатов обучения, отраженных в требованиях к уровню подготовки выпускников. Виды деятельности определяют тип и вид учебного занятия. Для приобретения практических навыков в программу включены лабораторные и практические работы. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практических работ направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

    Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Приоритетными для учебного предмета «Общая биология» на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

                     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

    знать/понимать

    •  основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение  экологических  объектов: вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.
    • сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование,   влияние   элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
    • современную    биологическую    терминологию и символику;

    уметь

    • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании научного мировоззрения; единство живой  и неживой  природы, родство живых организмов;   взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов,   человека,   биосферы;   единство  человеческих рас,  необходимость сохранения многообразия видов;
    • устанавливать     взаимосвязи   движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
    • решать задачи разной сложности по биологии;
    • составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
    • описывать особей вида по морфологическому критерию,   экосистемы   и   агроэкосистемы   своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
    • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме,  источники  мутагенов  в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
    • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
    • сравнивать  биологические  объекты  (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
    • анализировать и  оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,  человеческих рас,  глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
    • осуществлять    самостоятельный    поиск биологической   информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • грамотного оформления результатов биологических исследований;
    • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;
    • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
    • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

    Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

     объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

    • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
    • доказывать, что организм - единое целое;
    • обосновывать единство органического мира;
    • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
    • отличать теорию от гипотезы.

     объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

    • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
    • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
    • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
    • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
    • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

    Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим комплектом: 

    • для  учителя:
    1. Т. А. Козлова, Н. И. Сонин. Общая биология: 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина "Общая биология 10-11 кл." М.: Дрофа, 2006.
    2. И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, Я. В. Котелевская «Биология. Общая биология 10-11 классы». Рабочая тетрадь к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой
    3. Б. Н. Медников. Биология: формы и уровни жизни.- М., «Просвещение», 1995
    4. Кристиан дн Дюв. «Путешествие в мир живой клетки».- М., «Мир»,  1987.
    5. Ващенко О.Л. Биология 11 класс Поурочные планы.  Волгоград. Изд.  «Учитель», 2009г.
    6. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы. М. «Эксмо», 2009г.
    7. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. - М.: Дрофа, 2005.         
    • для учащихся:
    1. Т. С. Сухова, Т. А. Козлова, Н. И. Сонин, В. Б. Захаров «Общая биология». Рабочая тетрадь к учебнику «"Биология. Общая биология. 11 класс". – М.: Дрофа, 2007.
    2. Учебник «Общая биология 10-11 классы» под редакцией Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского, М.: - Просвещение, 2000

    MULTIMEDIA – поддержка курса:

    • CD-диск «Биология 6-11 класс. Лаборатория»
    • CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии»
    • Коллекция ЦОР Интернета.  

    Учебно-тематическое планирование

    № п/п

    Раздел

    Кол-во часов

    В том числе практикум

    1

    Эволюционное учение

    26

    2

    Развитие органического мира

    15

    3

    Взаимодействие организма среды

    15

    4

    Биосфера и человек. Основы экологии

    10

    5

    Резерв

    2

    Итого:

    68

    2

    Перечень лабораторных и практических работ

    Перечень лабораторных работ

    Перечень практических работ

    Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.

    Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

    Выявление изменчивости у особей

    одного вида.

    Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

    Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

    Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

    Выявление идиоадаптаций у растений.

    Сравнение процессов экологического и географического видообразования.

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

    Общедидактические

    Оценка «5» ставится в случае:

    • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
    • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
    • Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка «4» ставится в случае:

    • Знания всего изученного программного материала.
    • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
    • Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка «3» ставится в случае:

    • Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
    • Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
    • Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка «2» ставится в случае:

    • Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
    • Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
    • Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

    Оценка "5" ставится, если ученик:

    • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
    • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
    • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

    Оценка "4" ставится, если ученик:

    • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.
    • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
    • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

    Оценка "3" ставится, если ученик:

    • Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
    • Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
    • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

    Оценка "2" ставится, если ученик:

    • Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает

    значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

    не делает выводов и обобщений.

    • Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
    • При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
    за самостоятельные письменные и контрольные работы
    .

    Оценка «5» ставится, если ученик:

    • Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
    • Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

    Оценка «4» ставится, если ученик:

    • Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
    • Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

    Оценка «3» ставится, если ученик:

    • Правильно выполняет не менее половины работы.
    • Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
    • Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

    Оценка «2» ставится, если ученик:

    • Правильно выполняет менее половины письменной работы.
    • Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
    • Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

    Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
    за практические и лабораторные работы.

    Оценка «5» ставится, если:

    • Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
    • Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
    • Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
    • Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

    Оценка «4» ставится, если ученик:

    • Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
    • При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

    Оценка «3» ставится, если ученик:

    • Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
    • Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
    • Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
    • Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

    Оценка "2" ставится, если ученик:

    • Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
    • Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию учителя        

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    уроков биологии в 11 классе

    № п/п

    Дата

    Тема урока

    Примечания

    ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (26 час)

    История представлений об эволюции живой природы

    Работы К. Линнея по систематике растений и животных

    Сообщения

    Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка

    Сообщения

    Первые русские эволюционисты

    Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

    Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе

    Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточность численности потомства

    Лабораторная работа  «Изучение изменчивости»

    ЭУ

    Борьба за существование и ее формы

    Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура

    Биол. диктант

    Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций

    Тест

    Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга

    Формы естественного отбора

    Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора

    Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора

    Лабораторная работа  «Изучение приспособленности ороганизмов»

    Микроэволюция. Современные представления о видообразовании

    Микроэволюция (обобщение)

    Тест

    Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс

    Пути достижения биологического прогресса

    Основные закономерности эволюции

    Результаты эволюции

    Эволюция

    Урок-игра

    Макроэволюция

    Семинар

    Дарвинизм

    ЭУ

    Обобщение по теме «Эволюционное учение»

    Тест, ЭУ

    Развитие органического мира (15 час)

    Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле

    Видео «Прогулки с монстрами»

    Развитие жизни в палеозойскую эру

    Сообщения

    Развитие жизни в палеозойскую эру

    Сообщения

    Развитие жизни в мезозойскую эру

    Сообщения

    Развитие жизни в мезозойскую эру

    Сообщения

    Развитие жизни в кайнозойскую эру

    Сообщения

    Развитие жизни на Земле

    Тест

    Контрольный урок по теме «Развитие жизни на Земле»

    Место человека в живой природе. Систематическое положение

    Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека.

    Стадии эволюции человека: древние люди

    Стадии эволюции человека: древние люди

    Современный человек. Свойства человека как биосоциального существа. Человеческие расы

    Происхождение человека (обобщение)

    Контрольный урок по теме «Происхождение человека»

    Взаимодействие организма и среды (15 час)

    Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы и ее компоненты

    Круговорот веществ в природе

    ЭУ « Структура биосферы»

    Жизнь в сообществах

    История формирования сообществ живых организмов. Биологические области

    Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура.

    Биогеоценозы, их характеристика

    ЭУ «Экол. группы птиц»

    Биогеоценозы, их характеристика

    ЭУ «Экология популяций и сообществ»

    Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор

    Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости. Биотические факторы

    Тест

    Смена биогеоценозов, ее причины

    Творческое задание

    Взаимоотношения организма и среды

    Семинар

    Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения

    Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения

    Формы взаимоотношений. Конкуренция. Нейтрализм

    Обобщающий урок по теме «Взаимодействие организма и среды»

    Семинар

    Биосфера и человек. Основы экологии (10 час)

    Понятие о биосфере, ее структуре и функциях. Жизнь в сообществах

    Основы экологии

    ЭУ «Экология социальная и прикладная»

    Антропогенные факторы воздействия на биоценозы

    Проблемы рационального природопользования

    Меры по образованию экологических комплексов.

    Уровни организации живой материи. Клетка – структурная и функциональная единица живого

    Эволюционное учение (повторение)

    Итоговый урок по курсу общей биологии.

    Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги

    Резерв

    Резерв

    Резерв

    ИТОГО:

    68 часов, резерв – 3 часа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького

    Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького составлена из расчета 68 часов. В Программе есть разделы: Пояснительная записка,  Учебно-тематический план, Содержание уче...

    Рабочая учебная программа по биологии (профильный уровень) 10 - 11 классы

    Рабочая учебная программа составлена по программе Н. Сонина, содержит все практические и лабораторные работы...

    Рабочая учебная программа по биологии (профильный уровень) 10 - 11 классы

    Рабочая учебная программа составлена по программе Н. Сонина, содержит все практические и лабораторные работы...

    Рабочие программы по биологии для 8 и 9 классов.

    Рабочие программы по биологии для 8  и 9 классов составлены на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасе...

    Рабочая учебная программа по биологии для 6 классов

    Составлена на базе авторской программы Н.И. Сонина...

    Рабочая Авторская программа по истории для 10 и 11 классов

    Рабочая Авторская программа по истории для 10 и 11 классов представлена в виде логически взаимосвязанных модулей раскрывавющих основные этапы развития российской государственности. Завершающей работой...

    Рабочая учебная программа по биологии для основной школы к УМК Пономаревой И.Н.

    Рабочая учебная программа по биологии к УМК  И.Н. Пономаревой для 5 - 9 классов. Содержит  пояснительную записку, поурочно - тематическое планирование....