Рабочая программа для 6 класса по биологии. Автор Н.И. Сонин.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Чернова Ольга Павловна

Данная работа составлена по всем нормам составления рабочих программ. Работа включает в себя пояснительную записку, критерии оценки, основное содержание, перечень лабораторных работ, развернутое тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_6_klassa.doc443.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 70»

Согласовано                                                                                                                                                           Утверждаю:

на заседании методического объединения                                                                                                          Директор МБОУ СОШ № 70

протокол от «____»_________   _____г №____                                                                                         Суроегина Л.П..______________

Предс. Методического объединения

________________________________________                                                                                       «____» _____________   _______г

Рабочая программа

 по  «Биологии»

 на 2013 – 2014 учебный год

для 6  класса

 

                                                                                                                    Разработчик программы:

                                                                                                                                         учитель биологии высшей категории

                                                                                                                     Чернова Ольга Павловна

 Разработана   на    основе:

 Программы  для общеобразовательных учреждений. Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс.- М. Дрофа 2009г.    

  Учебник  Н.И.Сонин  «Биология. Живой организм»,- М.: Дрофа, 2010 г.  
 Количество часов в год -34 ч
 Количество часов в неделю - 1 ч

2013 г.

Пояснительная записка

       Рабочая программа адресована учащимся 6-х классов общеобразовательной школы. Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

       Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, итого рассчитана на 35 часов.

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:

•        освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей  роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

•        овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•        воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

        Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, трудового воспитания школьников.

        Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы,  демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

       В рабочей программе заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

       Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

       Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки обучающихся», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

        Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

        Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

         Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм».-М.: Дрофа, 2009.

         В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

         Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

 Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2009.

         а также методических пособий для учителя:

1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику  Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005-06 гг.;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. 2007. – 138 с.;

3) Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

     дополнительной литературы для учителя:

          1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - Дрофа,: 2006.–218 с.;

          2) Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005. – 256 с.

          3) Биология.  Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В.Баготский, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

      Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

1.  Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

2.  Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4.  Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

5.   Формирование  умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

     С целью достижения высоких результатов  образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:

• Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.

• Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

• Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, лабораторные работы контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

 

Критерии и нормы устного ответа по биологии

    Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

     Оценка «4» ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

     Оценка «3» ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает, не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие большое значение в этом тексте.

6.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

      Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.Полностью не усвоил материал.

Оценка выполнения практических и лабораторных работ по биологии:

      Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

      Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.Было допущено два - три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

     Оценка «3» ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2.Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3.Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе)

погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

4.Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

     Оценка «2» ставится, если ученик:

1.Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Предполагаемые результаты:

 Учащиеся должны знать:

-  суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластид», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение», «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «рефлекс», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие», «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;

- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

- что лежит в основе строения всех живых организмов;

- строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение;

- как тот или иной фактор может влиять на живые организмы;

- характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;

- структуру природного сообщества.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;

- исследовать строение основных органов растения;

- устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

- устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

- исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;

- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности между собой;

- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

- работать с дополнительными источниками информации;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами;

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- составлять план работы;

- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- составлять план ответа;

- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах;

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

- формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- осознание значения семьи в жизни человека;

- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Количество  часов  распределено  следующим  образом

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Количество лабораторных работ

По программе

По КТП

1.

Строение и свойства живых организмов.

10

10

4

2.

Жизнедеятельность организмов.

23

23

5

3.

Организм и среда. Природные сообщества

2

2

-

ИТОГО

35

35

9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч.)

    Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 ч)

              Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

           

    Тема 1.2. Химический состав клеток

              Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

       Лабораторная работа № 1. Определение состава семян пшеницы.           

    Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток  (2  ч)

       Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.  Различия в строении растительной и животной клетки. Вирусы  —  неклеточная форма  жизни.  

       Лабораторная работа №2. Строение клеток живых организмов.

   Тема 1.4. Ткани растений и животных (2 ч)

     Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

     Лабораторная работа № 3. Ткани живых организмов.

 

     Тема 1.5. Органы и системы органов (4  ч)

        Понятие «орган». Органы цветкового растения.  Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный  побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение по  стеблю веществ. Лист.  Строение и функции.   Простые  и сложные  листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы  органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

              Лабораторная работа № 4. Распознание органов и систем органов у животных.

     Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы (1  ч)

        Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

 

Раздел II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (23 ч)

     Тема 2.1. Питание и пищеварение (4 ч)

         Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном   питании. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды;  симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строений пищеварительных систем животных.  Пищеварительные ферменты и их значение.

       

    Тема 2.2. Дыхание (2 ч)

         Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

         

   

    Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)

        Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

           Лабораторная работа № 5.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

           

Тема 2.4. Выделение.(2 ч)

     Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений.  

     Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии у растений и животных.  

    Тема 2.5. Опорные системы (2ч)

               Значение   опорных   систем   в   жизни организмов. Опорные системы растений, опорные системы животных.  

            Лабораторная работа  № 6. Разнообразие опорных систем животных.

  Тема 2.6. Движение(2ч)

   Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие

   движение живых организмов.

   Лабораторная работа № 7.Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.

    Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)    

               Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности, организмов.

                Раздражимость. Нервная система, особенности строения.  Рефлекс, инстинкт.  Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности

               позвоночных животных. Ростовые вещества растений.

   Тема 2.8. Размножение (3 ч)

          Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование

          гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных.

          Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение.

          Образование плодов и семян.

          Лабораторная работа №8. Вегетативное размножение комнатных растений.

 

   Тема 2.9. Рост и развитие (3 ч)

          Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни

          растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие

          зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

                 Лабораторная работа № 9. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)

   

Раздел III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 ч)

     

     Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1ч)

            Влияние    факторов   неживой   природы   (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

             

  Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)

     Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

   

Перечень обязательных лабораторных работ, необходимых

для выполнения образовательной программы

по биологии

6 класс

Программа основного общего образования по биологии. Живой организм.

Автор: Н.И.Сонин

№ урока

Тема урока

Лабораторные работы

Перечень оборудования

необходимого

в наличии

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов.(10ч.)

1.

Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки.

Л.Р.№1. Определение состава семян пшеницы.

мука – 15 порций

йод – 3 шт

15 порций

3 шт

3.

Строение животной клетки

Л.Р.№2. Строение клеток живых организмов.

микроскопы – 15шт

готовые микропрепараты -15шт

15шт


15шт

5.

Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Л.Р.№3. Ткани живых организмов.

микроскопы – 15шт

микропрепараты -15шт

15шт

15шт

9.

Системы органов. Основные системы органов животного организма.

Л.Р.№4. Распознание органов  у растений и   животных.

гербарии – 15 шт

раздаточный материал – 15шт

 15шт

Раздел 2. Жизнедеятельность организма.(23ч.)

7.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении.

Л.Р.№5. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

пробирки – 15 шт

черенки растений-15шт

раствор мрганцовки

15шт

15шт

12.

Опорные системы  животных.

Л.Р.№6. Разнообразие опорных систем животных.

скелеты животных – 6шт

раздаточный материал – 15шт

6шт


15шт

14.

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Л.Р.№7. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.

презентация

раздаточный материал – 15шт


15шт

20.

Половое размножение растений.

Л.Р.№8. Вегетативное размножение комнатных растений.

комнатные растения – 10шт

10шт

23.

Прямое и непрямое развитие.

Л.Р.№9. Прямое и непрямое развитие насекомых.

коллекция насекомых – 15шт

раздаточный материал – 15шт

15шт


15шт

ИТОГО

Л.Р. - 9

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители

Деятельность учащихся

Материалы к уроку

Раздел I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч.)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки (1 ч)

1.

Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки.

 

Многообразие живых организмов. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки.

Называть

-признаки живых организмов, их значение

- неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки

-органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Вопросы № 2, 5, на с.11 учебника.

Рабочая тетрадь, № 1,4,5,6.

Вопросы №3,4,5,7,8,10 на с.15 учебника.

Рабочая тетрадь, №8,10.

-выделяют основные признаки живого;

-называют основные отличия живого от неживого;

-описывают основные функции живых организмов.

-называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки;

-сравнивают химический состав тел живой и неживой природы;

-объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов;

-работают с текстом и иллюстрациями учебника

Комнатные растения, гербарии, чучела птиц, коллекции насекомых, таблицы с изображением растений и животных, рисунки в учебнике, презентация.  

Таблицы «Химический состав клетки», рисунки в учебнике, презентация.

Опыт: мука, семена пшеницы и подсолнечника клубень картофеля, кусочек марли, стакан с водой, бумага, йод, пипетка, спиртовка, пробирка, предметное стекло, держатель.

 Комбинированный урок

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов

Вопросы со свободным ответом.

Д/з: с.6-10 учебника, «Подумайте» на с.11.

Различать неорганические и органические вещества клетки.

Рабочая тетрадь, №8.

Находить в тексте учебника и др. источников информации о химическом составе клетки.

Вопросы со свободным ответом

Характеризовать химический состав клетки.

Выполнение лабораторной работы №1 «Определение состава семян пшеницы» и выводы к ней.

Тема 1.2. Строение растительной и животной клеток  (2  ч)

2.

Клетка – элементарная единица живого.

 

Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра.

Называть признак живых организмов – клеточное строение.

Вопрос №2 с.11 учебника.

-выделяют основные признаки строения клетки;

-называют основные органоиды клетки;

-работают с текстом и иллюстрациями учебника

Таблицы «Строение растительной и животной клетки», рисунки в учебнике, презентация.

Комбинированный урок

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Рабочая тетрадь, №12

Д/з: с. 18-19 учебника, вопросы с. 24.

Выделять особенности строения ядра

Вопросы №10,11,12 с.24 учебника

Доказывать, что клетка – элементарная частица живого.

Вопросы со свободным ответом

3.

Строение и функции органоидов клетки. Различия в строении растительной и животной клетки.

 

Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы с микроскопами.

Называть признак живых организмов – клеточное строение.

Вопрос №2, с.11 учебника.

Задание по рисунку с.20-21 учебника.

-называют основные органоиды клетки;

-описывают функции основных органоидов клетки;

-различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки

Таблицы «Строение растительной и животной клетки», рисунки в учебнике, презентация, микроскопы и готовые микропрепараты.

Комбинированный урок.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток.

Рабочая тетрадь,№12,14.

Вопросы № 1,5,6,7,8.9 с.24 учебника.

Д/з: с.19-22 учебника, «Подумайте» с.24, вопросы с.24.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Выполнение лабораторной работы №2 «Строение клеток живых организмов»    и выводы к ней.

Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

Рабочая тетрадь, №13

Тема 1.4. Ткани растений и животных (2 ч)

4.

Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.

 

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение особенности строения.

Давать определение понятию ткань.

Вопрос №1 с. 35 учебника.

-определяют понятие «ткань»;

-распознают основные группы клеток;

-устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей;

-характеризуют основные функции тканей;

-описывают и сравнивают строение различных групп тканей

Таблица «Строение корня», «Внутренне строение листа», рисунки в учебнике, презентация, микроскопы, готовые микропрепараты.

Комбинированный урок.

Называть:

-типы тканей растений;

-функции тканей растений.

Вопросы №8-12 с.35 учебника.

Рабочая тетрадь, №21.

Д/з: с.29-31 учебника., вопросы с.35.

Различать типы тканей растений.

Задание по рисунку с.30-31 учебника.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Выполнение лабораторной работы №3 «Ткани растений» и выводы к ней.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

Вопросы со свободным ответом.

5.

Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

 

Строение организма животного: ткани. Типы тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции.

Называть:

-типы тканей животных;

-функции тканей животных.

Вопросы №2-7 с.37 учебника.

Рабочая тетерадь,№22

-распознают основные группы клеток;

-устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей;

-характеризуют основные функции тканей;

-описывают и сравнивают строение различных групп тканей

Таблицы «Строение животной клетки», «Ткани животных и человека», рисунки в учебнике, презентация, микроскопы и готовые микропрепараты.

Комбинированный урок.

Различать типы тканей животных.

Рабочая тетрадь№23.

Задание по рисунку с.32 учебника

Д/з: с.33-34 учебника, «Подумайте» с.35, вопросы с. 35.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Выполнение лабораторной работы №3 «Ткани животных» и выводы к ней.

Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения.

Вопросы со свободным ответом.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  о строении и функциях тканей животных.

Вопросы со свободным ответом.

Тема 1.5. Органы и системы органов (4  ч)

6.

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Строение корня.

 

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Внутреннее строение корня. Видоизменения корней.

Давать определение понятиям ткань, орган.

Вопрос №1 с.48 учебника.

Рабочая тетрадь №26

-определяют понятие «орган»;

-различают по таблицам органы цветкового растения;

-характеризуют строение и функции органов растения;

-устанавливают связь между строением корня и его функциями;

Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, живые комнатные растения, таблица «Органы растения», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть:

-органы цветкового растения, их роль в жизни растения;

-типы корневых систем.

Вопросы №2,3,4 с.48-49 учебника.

Рабочая тетрадь,  

№ 27,28.

Д/з: П.6 учебника, вопросы с. 49.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы.

Описание рисунка с.37 учебника.

Рабочая тетрадь №29.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  об органах цветковых растений.

Вопросы со свободным ответом.

7.

Строение и значение побега.

 

Строение растительного организма: органы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Давать определение понятиям побег, вегетативные органы.

Вопрос №5 с.49 учебника.

-определяют понятие «побег», «вегетативные органы»;

-называют части побега;

-характеризуют строение и функции органов растения:

-устанавливают связь между строением и функциями органов

Черенки побегов деревьев и кустарников, комнатные растения, гербарные экземпляры растений с простыми и сложными листьями, таблицы «Типы корневых систем», «Развитие побега и почек», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения

Вопросы №5,8,9,12 с.49 учебника.

Рабочая тетрадь №28.

Д/з: П.6 учебника, вопросы с. 49.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – побег и его части.

Рабочая тетрадь №27.

Задание по рисунку с.40 учебника.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  об органах цветковых растений.

Вопросы со свободным ответом.

8.

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

 

Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение  и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения.

Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Вопросы №15,16 с49 учебника.

-определяют понятие «репродуктивные органы», «двудольные растения», «однодольные растения»;

-называют части цветка;

-характеризуют строение и функции органов растения:

-устанавливают связь между строением и функциями органов

Живые цветущие растения, гербарии, таблица «Органы цветкового растения», модель «Цветок вишни», коллекция плодов и семян, презентация, рисунки в учебнике, семена фасоли и пшеницы, лупа.

Комбинированный урок.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения

Рабочая тетрадь №28.

Д/з: П.6 учебника, вопросы с.49.

Описывать многообразие соцветий.

Описание рисунка с.45 учебника.

Приводить примеры многообразия плодов.

Вопросы со свободным ответом.

Характеризовать строение цветка как органа размножения.

Вопросы №13,14 с.49 учебника.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.

Рабочая тетрадь № 32,33.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  об органах цветковых растений.

Вопросы со свободным ответом.

9.

Системы органов животных.

 

Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции.

Давать определение понятиям  ткань, орган, система органов.

Вопросы №1,2 с.55 учебника.

-определяют понятие «ткань», «орган», «система органов»;

-описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы;

-обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме

Таблицы по зоологии, скелеты хордовых животных, рисунки в учебнике, презентация.

Комбинированный урок.

Называть:

-органы и системы органов животных;

-функции органов и систем органов животных.

Вопросы № 3-10,12 с.55 учебника.

Д/з: П.7, «Подумайте» с.55.

Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Рабочая тетрадь №41,43.

Задание по рисунку с.50-54 учебника

Изучать биологические объекты – органы и системы органов животных.

Выполнение лабораторной работы №4 «Распознание органов  у растений и животных» и выводы к ней.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  об органах и системах органов животных.

Вопросы со свободным ответом.

Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы (1  ч)

10.

Организм как единое целое.

 

Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.

Давать определение понятиям  ткань, орган, система органов.

Вопросы №1 с.49, №1,2 с.58 учебника.

-устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме;

-приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм – это единое целое.

Комнатные растения, гербарии, таблица «Растительная и животная клетка», презентация, рисунки в учебнике.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Вопросы со свободным ответом.

Д/з: П.8, вопросы с. 58.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Вопросы со свободным ответом.

Доказывать что организм единое целое.

Рабочая тетрадь №46.

Раздел II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (23 ч)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (4 ч)

11.

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.

 

Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное – фотосинтез, минеральное - почвенное).

Давать определение понятиям  питание, почвенное питание, фотосинтез.

Вопрос №1 с.72 учебника.

Рабочая тетрадь №47.

-определяют понятие «питание, «почвенное питание», «фотосинтез»;

-особенности питания растений;

-раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений;

Комнатные растения, гербарии, таблица «Строение корня», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Вопрос №3 с. 72 учебника.

Д/з: с.62 учебника, вопросы с. 72.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растения.

Вопрос №3 с. 72 учебника.

Назвать органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

Описание рисунка с.63.

Характеризовать роль корня в почвенном питании растения.

Вопросы со свободным ответом.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  о почвенном питании растений.

Вопросы со свободным ответом.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Сообщения учащихся.

12.

Воздушное питание (фотосинтез).

 

Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы.

Давать определение понятию фотосинтез.

Вопрос №4 с.72 учебника.

Рабочая тетрадь №47.

-определяют понятие «фотосинтез»;

-особенности питания растений;

-раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений;

-обосновывают биологическую роль зеленых растений в природе

Гербарии, комнатные растения, таблица «Внутренне строение листа», «Устьица», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений – фотосинтеза.

Вопрос №4 с.72 учебника.

Рабочая тетрадь №47.

Д/з: с.63 учебника, вопросы с. 72.

Объяснять:

- значение воздушного питания в жизни растения;

- значение фотосинтеза для жизни на Земле.

Вопросы со свободным ответом.

Назвать органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

Вопросы №5 с.72 учебника.

Описание рисунка с.63.

Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.

Рабочая тетрадь, №48.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  о воздушном питании растений.

Вопросы со свободным ответом.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Сообщения учащихся.

13.

Особенности питания животных.

 

Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты.

Давать определение понятию питание.

Рабочая тетрадь №47.

Вопрос №1 с.72 учебника.

-определяют понятие «питание»;

-определяют типы питания животных;

Чучела птиц и зверей, таблицы «Строение животных», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Описывать сущность биологических процессов: питания животных.

Вопрос №2 с.72 учебника.

Д/з: с.64-69 учебника, «Подумайте» с.72.

Назвать органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках и таблицах.

Описание рисунка с.70-71 учебника.

Приводить примеры животных травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов.

Рабочая тетрадь, №49.

Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты.

Вопросы №8,9, с.72 учебника.

14.

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

 

Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Давать определение понятиям  питание, пищеварение.

Вопрос №2 с.72 учебника.

-определяют понятие «питание», «пищеварение»;

-характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных;

-обосновывают связь системы органов между собой

Чучела птиц и зверей, таблицы «Строение животных», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.

Вопрос№6 с.72 учебника.

Д/з: с.71 учебника, вопросы с. 72.

Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

Вопросы №7,10, с.72 учебника.

Рабочая тетрадь №51,52.

* Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Задание по рисунку с.70-71 учебника.

Тема 2.2. Дыхание (2 ч)

15.

Значение дыхания. Дыхание у растений.

 

 Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

Давать определение понятию дыхание.

Вопрос №1 с.77 учебника.

-определяют сущность процесса дыхания;

-сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания;

-называют органы, участвующие в процессе дыхания

Гербарии, комнатные растения, таблица «Внутренне строение листа», «Устьица», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Вопросы №2,6,10 с.77 учебника.

Д/з: с.73, 76 учебника, «Подумайте» с.77.

Характеризовать:

-особенности дыхания растений;

-роль органов растений в процессе дыхания.

Вопросы №2,3,4 с.77 учебника.

Рабочая тетрадь №53,54.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  о дыхании растений.

Вопросы со свободным ответом.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Сообщения учащихся.

16.

Дыхание  животных. Органы дыхания животных организмов.

 

Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.

Давать определение понятию дыхание.

Вопрос №1 с.77 учебника.

-определяют сущность процесса дыхания;

-называют органы, участвующие в процессе дыхания;

-характеризуют типы дыхания у животных;

-приводят примеры животных и называют их тип дыхания

Таблица «Внутренне строение животных», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Вопросы №2,6,10 с.77 учебника.

Д/з: с.73-76 учебника, вопросы с. 77.

Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Задания по рисунку с.74-76 учебника.

Характеризовать:

-особенности дыхания животных;

-роль дыхания в жизни животных.

Вопросы №5-9 с.77 учебника.

Рабочая тетрадь №56.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  о дыхании животных.

Вопросы со свободным ответом.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Сообщения учащихся.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)

17.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении.

2-я неделя января

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Вопрос №1 с.83 учебника.

-называют и описывают проводящие системы растений и животных;

-называют части проводящей системы растений;

Таблица «Корень», «Вегетативные органы растения», гербарии, комнатные растения, презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях.

Рабочая тетрадь №57,61,62.

Вопросы №7-10 с.83 учебника.

Описание рисунка с.79 учебника.

Д/з: с.78, 82 учебника, «Подумайте» с.83.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопросы со свободным ответом.

Сообщения учащихся.

Изучать биологические объекты – органы и системы органов растений.

Выполнение лабораторной работы №5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» и выводы к ней.

18.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции.

 

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части.

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.

Вопросы со свободным ответом.

-раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов;

-характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих;

-устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения

Таблицы по строению животных, микроскоп, готовые микропрепараты, презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть:

-органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, таблицах;

-функции органов кровеносной системы;

-состав крови, ее функции;

-типы кровеносных систем.

Вопросы №4,5, с.83 учебника.

Описание рисунка с.80-82 учебника.

Рабочая тетрадь № 58-60.

Д/з: с.80-82 учебника, вопросы с.83.

Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем.

Рабочая тетрадь №59.

Характеризовать особенности транспорта веществ у животных.

Вопрос №2 с.83 учебника.

Задание по рисунку с.80 учебника.

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 ч)

19.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений и животных.

 

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

Вопрос №1,2 с.90 учебника.

Рабочая тетрадь № 63.

-отмечают существенные признаки процесса выделения;

-выделяют особенности выделения у растений;

-определяют значение выделения в жизни живых организмов;

-приводят примеры выделительных систем животных

Таблицы строения животных, «Листопад», «Схемы кровообращения», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть:

-органы выделения растений;

-органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах;

Описание рисунка с.88-89 учебника.

Вопросы №3-5 с.90 учебника.

Описание рисунка с.84-87 учебника.

Д/з: П.13 учебника, «Подумайте» с.90.

Характеризовать:

-особенности процесса выделения у растений;

-особенности процесса выделения у животных.

Вопросы №6-10 с.90 учебника.

Рабочая тетрадь №63,64,65.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию  о выделении у растений и животных.

Вопросы со свободным ответом.

20.

Обмен веществ и энергии у растений и  животных.  

 

Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных.

Давать определение понятию обмен веществ.

Вопрос №1 с.91 учебника.

-определяют понятие «обмен веществ»;

-устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ;

-приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого

Таблицы «Клеточное строение листа», «Строение корня», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Описывать сущность процесса обмена веществ у животных организмов, его значение

Вопросы №1,2 с.91 учебника.

Д/з: П.14 учебника, «Подумайте» с.91.

Называть:

-органы, участвующие в обмене веществ у растений;

-органы, участвующие в обмене веществ у животных;

Рабочая тетрадь №63.

Вопросы №15,16 с 91 учебника.

Характеризовать:

-особенности обмена веществ у растений;

-особенности обмена веществ у разных животных.

Вопросы №2,5,6 с.91 учебника.

Вопросы №8-13 с.91 учебника.

Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

Задание по рисунку с.90 учебника.

Тема 2.5. Опорные системы (2ч)

21.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений

 

Строение растительного организма растения и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растений.

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах.

Вопросы со свободным ответом.

Описание рисунка на с.97-101 учебника.

-характеризуют строение опорных систем растений и животных;

-объясняют значение опорных систем для живых организмов;

-выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями

Скелеты позвоночных, таблицы по строению животных, раковины моллюсков, ветки деревьев или кустарников, презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть:

-значение опорных систем в жизни растений;

Вопросы №1,2,3,7 с.102 учебника.

Рабочая тетрадь № 70-73,75,76.

Д/з: с.97,100 учебника, вопросы с. 102.

22.

Опорные системы животных.

Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах.

Вопросы со свободным ответом.

Описание рисунка на с.97-99 учебника.

-характеризуют строение опорных систем растений и животных;

-объясняют значение опорных систем для живых организмов;

-выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями

Скелеты позвоночных, таблицы по строению животных, раковины моллюсков, ветки деревьев или кустарников, презентация, рисунки в учебнике

Комбинированный урок.

Называть:

-значение опорных систем в жизни животных;

-типы скелетов у животных.

Вопросы №1,2,3,7 с.102 учебника.

Рабочая тетрадь № 70-73,75,76.

Д/з: с.98-101 учебника, «Подумайте» с.102.

Приводить примеры животных с разными типами скелетов

Описание рисунка с.97-99 учебника.

Рабочая тетрадь №71.

Распознавать и описывать на таблицах части внутреннего скелета.

 Выполнение лабораторной работы №6 «Разнообразие опорных систем животных»

* Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

Вопросы со свободным ответом.

Тема 2.6 Движение (2ч)

23.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности.

Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности.

* Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

Вопросы со свободным ответом.

-называют и характеризуют способы движения животных;

-приводят примеры передвижения животных;

-объясняют роль движения в жизни живых организмов;

-приводят доказательства наличия двигательной активности у растений

Презентация, рисунки в учебнике, таблицы с изображением дождевого червя и инфузории туфельки.

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Описание рисунков с.103-111 учебника.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

Вопросы со свободным ответом.

Комбинированный урок.


Д/з: с.103, 112 учебника, вопросы с.113.

24.

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

 

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

Вопросы со свободным ответом.

-сравнивают способы движения между собой;

-устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма;

-приводят доказательства наличия двигательной активности у растений

Презентация, рисунки в учебнике, таблицы с изображением дождевого червя и инфузории туфельки.

Комбинированный урок.

Наблюдать за поведением животных.

Выполнение лабораторной работы №7  «Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя» и выводы к ней.

Д/з: с.104-111 учебника, вопросы с. 113.

Сравнивать движение растений и передвижение животных и делать выводы на основе сравнения.

Вопрос №1 с.113 учебника.

Рабочая тетрадь №77.

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)

25.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.

 

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость.  

Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс.

Вопрос №4 с.126 учебника.

-определяют понятия «раздражимость», «рефлекс»;

-называют части регуляторных систем;

-объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы

Таблица «Строение нервной клетки», «Строение животных», модель мозга позвоночных животных, презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть:

-системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных;

Вопрос №6 с.126 учебника.

Описание рисунка с.114-117 учебника.

Рабочая тетрадь №81,83.

Д/з: с.114 учебника, «Подумайте» с.126.

Понаблюдать за поведением домашних животных, объяснить его, используя знания, полученные на уроке.

Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

Вопросы со свободным ответом.

26.

Нервная система, особенности строения. Рефлекс. Инстинкт.

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности.  Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения

Давать определение понятиям  рефлекс, инстинкт, нервная система.

Вопрос №4 с.126 учебника.

-определяют понятия «нервная система», «рефлекс», «инстинкт»;

-называют части регуляторных систем;

-объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы

Таблица «Строение нервной клетки», «Строение животных», модель мозга позвоночных животных, презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

Вопросы №3,8,9,10,11 с.126 учебника.

Рабочая тетрадь №84,85,88.

Д/з: с.114-119 учебника, вопросы с.126.

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы.

Рабочая тетрадь №82.

Называть:

-значение нервной системы;

-принцип работы нервной системы;

-типы нервных систем у животных.

Вопрос №6 с.126 учебника.

Описание рисунка с.114-117 учебника.

Рабочая тетрадь №81,83.

27.

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности           позвоночных животных. Ростовые вещества растений.

 

Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

 

Называть

-органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных;

- роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных;

-роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.

Вопросы №1,12,13, с.121 учебника.

Рабочая тетрадь №89,90.

-называют части регуляторных систем;

-объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы

-сравнивают нервную и эндокринную систему, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов

-приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде

Презентация, рисунки в учебнике.

 

Комбинированный урок.

 

Наблюдать

-за поведением животных;

- за ростом и развитием растений.

Сообщения учащихся о своих наблюдениях.

Описание рисунков с.120-123 учебника.

 Д/з: с.121-123 учебника, вопросы с.126.

Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений.

Вопрос №14, с.126 учебника.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопросы со свободным ответом.

Тема 2.8. Размножение (3 ч)

28.

Размножение, его виды. Бесполое размножение растений и животных.

 

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры.

Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы.

Вопрос №1 с.132 учебника.

-определяют понятия «размножение», «вегетативные органы»;

-характеризуют роль размножения в жизни живых организмов;

-выявляют особенности бесполого и полового размножения;

Плодовые тела шляпочных грибов, таблицы  по строению водорослей, мхов, «Вегетативное размножение растений», презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть:

-значение размножения;

-виды размножения;

-формы бесполого размножения у растений и животных;

-органы вегетативного размножения растений.

Вопросы №1,3,4,5,6,7,11 с.132 учебника.

Рабочая тетрадь №91-95.

Описание рисунка с.127 -131 учебника.

Д/з: П.18 учебника, «Подумайте» с.132, вопросы с. 132.

Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение.

Вопросы со свободным ответом.

Описывать сущность бесполого размножения растений.

Вопрос №2 с.132 учебника.

29.

Половое размножение животных.

 

Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Давать определение понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота.

Вопрос №1 с.138 учебника.

Рабочая тетрадь №99.

-определяют понятия «размножение», «гаметы», «зигота»;

-определяют преимущества полового размножения над бесполым;

-выявляют особенности полового размножения животных

Презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Описывать сущность полового размножения.

Вопросы №2,3 с.138 учебника.

Д/з: П. 19 учебника, «Подумайте» с. 138, вопросы с.138.

Называть:

-значение полового размножения;

-органы полового размножения животных (и узнавать их на рисунках и таблицах);

-женские и мужские половые клетки.

Вопрос №1 с.138 учебника.

Рабочая тетрадь №97,100.

Описание рисунка с.134-137 учебника.

Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым размножением.

Вопрос №3 с.138 учебника.

30.

Половое размножение растений.

 

Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Давать определение понятиям размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение.

Вопросы №1,15 с.144 учебника.

Вопрос №11 с.144 учебника.

Рабочая тетрадь №105.

-определяют понятия «размножение», «опыление», «самоопыление», «оплодотворение»;

-определяют преимущества полового размножения над бесполым;

-называют и описывают части цветка, указывают их значение;

-делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян

Презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть:

-значение полового размножения;

-органы полового размножения растений  (и узнавать их на рисунках и таблицах).

Вопросы №2 с.144 учебника.

Описание рисунка с.141 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Д/з: П.20 учебника, «Подумайте»с.144, вопросы с. 144.

Описывать:

-строение цветка как органа полового размножения;

-сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения).

Вопросы №2,4,6,11 с.144 учебника.

Рабочая тетрадь №103,104.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Выполнение лабораторной работы №8  «Вегетативное размножение комнатных растений».

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопросы со свободным ответом.

Тема 2.9. Рост и развитие (3 ч)

,30.

Рост и развитие растений.

 

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

Давать определение понятию индивидуальное развитие.

Вопросы №7,10-13 с.149 учебника.

Рабочая тетрадь №107.

-определяют понятия «индивидуальное развитие»;

-описывают особенности роста и развития растений;

-характеризуют этапы индивидуального развития растений;

-проводят наблюдения за ростом и развитие организмов

Комнатные растения, таблицы по оплодотворению у цветковых растений, строение семян двудольных и однодольных растений, презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Распознавать и описывать на таблицах части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.

Описание рисунков с. 145-148 учебника.

Вопросы №4-6 с.149 учебника.

Д/з: П.21  учебника, «Подумайте»с.149, вопросы с. 149.

Называть:

-роль семян и плодов в жизни растения;

-условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян;

-способы распространения семян.

Вопросы №3,4,8 с.149 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Описание рисунков с.147 учебника.

Сообщения учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопросы №14,15 с.149 учебника.

Вопросы со свободным ответом.

31.

Особенности развития животных организмов.

 

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

Вопрос №8 с.154 учебника.

Рабочая тетрадь №111,112.

-проводят наблюдения за ростом и развитие организмов;

-раскрывают особенности развития животных;

-сравнивают прямое и непрямое развитие животных

Презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть:

-этапы развития животных;

-типы  постэмбрионального развития животных.

Вопрос №1,9 с.154 учебника.

Рабочая тетрадь №108,109,110.

Д/з: П.22 учебника, вопросы с.154.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Вопрос №1,2,5,7,10 с.154 учебника.

Описание рисунка с.150-151 учебника.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Вопросы со свободным ответом.

32.

Прямое и непрямое развитие

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

Называть:

-этапы развития животных;

-типы  постэмбрионального развития животных.

Вопрос №1,9 с.154 учебника.

Рабочая тетрадь №108,109,110.

-проводят наблюдения за ростом и развитие организмов;

-раскрывают особенности развития животных;

-сравнивают прямое и непрямое развитие животных

Презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Выполнение лабораторной работы №9  «Прямое и непрямое развитие насекомых» и выводы к ней.

Д/з: с.151 учебника, вопросы с. 154.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Вопросы со свободным ответом.

Раздел III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 ч)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1ч)

32.

Среда обитания. Факторы среды.

 

Экологические факторы, их влияние на организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов.

Давать определение понятиям  среда обитания, экология, экологические факторы.

Вопрос №1 с. 167 учебника.

Рабочая тетрадь №113.

-характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды;

-называют основные факторы экологической среды;

-объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания;

-приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания

Комнатные растения, гербарии, таблицы по зоологии, презентация, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть:

-виды экологических факторов;

-типы взаимоотношений организмов.

Вопрос №2,7,8,10 с. 167 учебника.

Задание по рисунку с.158-162.

Д/з: П.24 учебника, «Подумайте» с.167, вопросы с.167.

Приводить примеры:

-факторов неживой природы, их влияния на живые организмы;

-взаимосвязей живых организмов;

-приспособлений организмов к действию экологических факторов.

Вопрос №3-6,11,12 с. 167 учебника.

Рабочая тетрадь №114-116

Описание рисунка с.158-162 учебника.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания  культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Вопросы со свободным ответом.

Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)

33.

Природные сообщества.

Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания.

Вопросы №1,3,10 с.172 учебника.

-называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме;

-составляют простейшие цепи питания;

-прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы

Гербарии, муляжи грибов, презентации, рисунки в учебнике.

Комбинированный урок.

Называть три группы организмов в экосистеме.

Вопросы №6-9 с.172 учебника.

Рабочая тетрадь №117.

Д/з: П.25 учебника, «Подумайте» с.172, вопросы с. 172.

Приводить примеры:

-природных сообществ;

-продуцентов, консументов, редуцентов.

Описание рисунка с.168-171 учебника.

Задание по рисунку с.171.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Вопросы №2,4 с.172 учебника.

Рабочая тетрадь №118-119.

Описание рисунка с.171 учебника.

Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, в других источниках) о состоянии природных сообществ.

Вопросы со свободным ответом.

Анализировать и оценивать:

-последствия деятельности человека в экосистемах;

-влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Вопросы со свободным ответом.

Называть особенности жизнедеятельности растительного и животного организма.

Задания «Выбери правильный ответ»

Сравнивать строение и жизнедеятельность организма растения и животного и делать выводы на основе сравнения.

Вопросы со свободным ответом.

Тема 4. Обобщение (1ч)

34.

Обобщение.

Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных.

Называть особенности  строения растительного и животного организма.

Задания «Выбери правильный ответ»

-называют особенности строения организмов;

-называют особенности жизнедеятельности организмов

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть особенности жизнедеятельности растительного и животного организма.

Задания «Выбери правильный ответ»

Сравнивать строение и жизнедеятельность организма растения и животного и делать выводы на основе сравнения.

Вопросы со свободным ответом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 9 класс по биологии

Программа по биологии автор учебника И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова...

Рабочая программа 6 класс по биологии

Рабочая программа 6 класс автор учебника И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова...

Рабочая программа 7 класс по биологии

Рабочая программа по биологии 7 класс автор учебника В.М.Константинов, В.Г.Бабенко...

Рабочая программа 8 класс по биологии

Рабочая программа по биологии 8 класс автор учебника Д.В.Колесов,Р.Д.Маш...

Рабочая программа 6 класс общеобразовательной школы. Автор Н.Я.Виленкин

Рабочая программа учебного предмета «математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы  по...

рабочая программа 5 класс по биологии

Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (34 часа)....