Рабочая программа 9 класс по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Программа по биологии автор учебника И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma__9_klass.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено        Согласовано                                       Утверждено

 на заседании МО        зам. по уч-воспит. работе                  директор

                                   

        Рабочая программа учебного курса

по биологии

для 9 класса

 к учебнику:  

 И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Основы общей биологии»     9 класс.

 

             

                     учитель: Федотова С.П.

        

        

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класс «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Лактюшина, В.М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология (сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М: Дрофа, 2006- 172), полностью отражающей содержание Примерной программы с  дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса преду сматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе  предусматривается изучение прикладных и теоретических основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Планируемые результаты», ко торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумера ция лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в учебнике. Все ла бораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцени ваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки0зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретённые при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са мостоятельной учебной работе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник  «Биология. Введение в общую биологию и экологию»  9 класс.

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов в календарно-тематическом планировании

Введение

2

2

Молекулярный уровень

8

8

Клеточный уровень

14

14

Организменный уровень

15

15

Популяционно- видовой уровень

2

2

Экосистемный уровень

5

5

Биосферный уровень

5

5

Эволюция

6

6

Возникновение и развитие жизни

5

5

Содержание курса.

Введение (2 ч)

Молекулярный уровень (8 ч)

Биология: предмет, задачи, методы исследования, связь с другими науками. Значение биологии.

Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы и липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). АТФ и другие соединения клетки. Заимствованная жизнь. Вирусы как неклеточная форма жизни.

Клеточный уровень(14 ч)

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Функции мембраны, транспорт веществ через мембрану. Одномембранные органоиды клетки. Немембранные органоиды клетки. Двумембранные органеллы клетки. Виды клеток. Метаболизм – основа существования живых организмов. Энергетический обмен в клетке. Солнце, жизнь и хлорофилл. Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Транскрипция. Трансляция как второй этап биосинтеза белков в клетке. Транспортные РНК. Общие понятия о делении клетки. Митоз

Организменный уровень (15 ч)  

Бесполое размножение. Половое размножение организмов. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Генетика – наука о наследственности. История генетики, основные генетические термины и понятия. Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследование признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.   Генетика пола. Наследование сцепленное с полом. Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов. Закономерности изменчивости. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Наследственные болезни человека. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология

Популяционно- видовой уровень (2 ч)

Вид. Критерии вида. Популяция- форма существования вида

Экосистемный уровень (5 ч)

Экосистемный уровень: общая характеристика (сообщество, экосистема, биогеоценоз). Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы

Биосферный уровень (5 ч)

Биосфера – биологическая оболочка Земли. Живое вещество и его функции. Биогеохимический круговорот веществ и энергии в биосфере. Глобальные изменения в биосфере. Урок-конференция «Человек и природа: сегодня и завтра».

Эволюция (6ч)

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Борьба за существование и её формы. Естественный отбор – движущая сила эволюции. Генетическое равновесие в популяции и его нарушение.

Микроэволюция. Результаты микроэволюции. Макроэволюция. Доказательства эволюции органического мира. Биологическая классификация. Основные закономерности эволюции.

Возникновение и развитие жизни (5 ч)

Взгляды и теории о происхождении жизни. Гипотеза происхождения жизни на Земле Опарина-Холдейна. Современное состояние проблемы. Развитие жизни на Земле. Модуль 1. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее.  

Развитие органического мира в протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эрах.

Литература

  1. Рабочие программ мы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно-измерительных материалов, Москва, «Глобус», 2007
  2. Биология. Введение в общую биологию и экологию, учебник. 9 класс, Москва «Дрофа» 2007
  3. Биология 9 класс, учебник, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Кучменко, Москва, «Вентана - Граф» 2009
  4. Биология 9 класс. Ответы на экзаменационные билеты, А.В. Граф, М. В. Маслова, Москва, «Экзамен», 2009
  5. Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. О.А. Пустохина, Н.А. Селезнева, Е.В. Трахина, «Учитель» Волгоград, 2009
  6. Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
  7. Биология. ЕГЭ. Типовые тестовые задания, Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев, Москва «Экзамен», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"

Современная  система школьного   образования ставит задачу приобретение интегрированных   умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа (ФГОС) по биологии для 5 и 6 классов по программе И.Н. Пономаревой.

Рабочие программы ФГОС по биологии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы проф. Пономаревой И.Н....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...