Общая характеристика грибов
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Синдеева Елена Анатольевна

Работа содержит презентацию, конспект урока и интерактивную таблицу "Значение грибов". В конспект урока включаны задания для работы в творческих группах с электронными образовательными ресурсами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_kharakteristika_gribov.rar676.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Кудрявцева»

Каменский район Тульская область

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ»

6 класс

Подготовила:

учитель биологии

Синдеева Елена Анатольевна

высшая категория

Урок  «Общая характеристика грибов»

Класс: 6

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: урок-путешествие по страничкам устного журнала с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения и презентации

Методы обучения:

1.По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

2.По характеру деятельности учителя – проблемные.

3.По характеру деятельности учащихся – проблемные, творческие,  исследовательские.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения: цветные полоски,  муляжи шляпочных грибов, плесень мукор на хлебе, зеленая плесень на лимоне, компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы нового поколения, мультимедийная презентация, таблицы «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты», инструктивные карточки, учебник.

Цели урока.

1.Образовательные цели:

– выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства.

– изучить особенности строения, питания и размножения  грибов.

– показать многообразие грибов в природе.

– определить роль грибов в природе и жизни человека.

2. Развивающие цели:

– развивать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, наблюдать, описывать, делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции.  

– привитие навыков творческой и исследовательской деятельности, работы с электронными образовательными ресурсами нового поколения и сетью Интернета.

3. Воспитательные цели:

– воспитывать интерес к живой природе.

– воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении познавательных задач.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности и целеполагание.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Создание психологической атмосферы урока:

1). Учащиеся выбирают цветную полоску в соответствии с их психологическим состоянием на начало урока и демонстрируют ее учителю:

красная – тревожно, зеленый – спокойно, синий – безразлично.

2). Учитель предлагает учащимся выполнить ряд упражнений:

1. Сядьте ровно, прислонитесь к спинке стула, закройте глаза и сделайте 5 спокойных     вдохов и выдохов.

2. Не открывая глаз, произнесите про себя: «Я спокоен, я не волнуюсь, у меня все будет хорошо».

2. Мотивация учебной деятельности и целеполагание.

Учитель: на прошлом уроке мы с вами закончили изучение бактерий. Сегодня познакомимся еще с одной группой живых организмов. Догадайтесь, что это за организмы?

Подсказки:

– Уже в Древнем Риме люди знали и о вкусовых достоинствах этих существ, и об их ядовитых свойствах.                                                                              

– Появление данных организмов после дождя человек считал сверхъестественным.                          

– Древние греки и римляне, китайцы и индусы верили в их божественное происхождение.

– Об этих организмах можно сказать  «Самые знакомые и самые таинственные существа»?

Ответ учащихся: эти организмы называются грибы.

1). Что вы знаете о грибах?

2). Что вы хотели бы узнать о них?

Тема сегодняшнего урока «Общая характеристика грибов» – Слайд № 1 (Запись темы урока в тетрадь)

Сообщение целей урока – Слайд №2

Учитель: Проникнуть в тайны царства грибов нам поможет путешествие по страницам устного журнала «Загадочный мир грибов»  – Слайд №3

3. Изучение нового материала

Учитель: Первая страница журнала – историческая. Сделав остановку на ней, мы совершим с вами экскурсию в историю микологии.

Задание для учащихся:  выделить в сообщении о развитии микологии самое главное и записать в тетрадь.

Сообщение учащегося о развитии микологии

Микология – наука, изучающая грибы. Название науки произошло от греческого слова «микос» – гриб. Зародилась микология на Балканском полуострове –  Слайд №4.

Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к  5 веку до н.э. Древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами – Слайд №5  

А один из его учеников, Теофраст, описал все известные ему грибы, разделив их на съедобные и ядовитые. Известный итальянский ботаник Микелли своими опытами доказал, что грибы размножаются спорами. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным, или к растениям – Слайд №6. 

Учитель: продолжаем наше путешествие  и вторая страница, на которой мы остановимся, называется исследовательская.

Проблема: грибы – это растения или животные? – Слайд №7 

Учащиеся высказывают свои мнения по данной проблеме

Задания для учащихся: используя личный опыт, имеющиеся знания и текст учебника (п.7 стр.35–36) выделить:

– признаки сходства грибов с растениями (1 ряд)  

– признаки сходства грибов с животными (2 ряд)

– отличительные признаки грибов (3 ряд).  

Учащиеся представляют результаты своей работы

1 ряд. Общие признаки грибов и растений – Слайд № 8

         Растворенные вещества поглощают путем всасывания.

         Не передвигаются.

         Растут в течение всей жизни.        

2 ряд. Общие признаки грибов и животных – Слайд № 9

         Питаются готовыми органическими веществами.

         Сапрофиты и паразиты.

         Клеточная оболочка содержит  органическое вещество – хитин.

3 ряд. Отличительные признаки грибов – Слайд № 10

             Одноклеточные и многоклеточные организмы.

             Тело гриба состоит из тонких белых нитей (гиф), образующих грибницу (мицелий)

Учитель:  а теперь давайте сделаем вывод: что такое грибы?

Вывод учащихся: грибы – одноклеточные или многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких белых нитей (гиф), образующих грибницу   (запись в тетрадь вывода)

Учитель: грибы, как и все живые организмы, размножаются. (Рассказ учителя о размножении грибов – Слайд №11)

  Минутка здоровья.

1.Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течении 5–7 с., расслабиться, повторить 3–5 раз.

2.Сидя с прямой спиной изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

3.Посмотрите вдаль прямо перед собой 2–3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3–5 сек. (повтор 3–4 раза)

4.Встаньте, голова неподвижна. Поднимите глаза кверху, сделайте круговые движения по часовой стрелке (повтор 3–4 раза)

5.Сядьте. Глаза закройте, голова неподвижна. Поднимите глаза кверху, книзу, влево, вправо.

6.Поморгайте быстро-быстро и остановите взгляд.

Учитель: мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу.  Сейчас известно более 100 тысяч видов грибов. Они отличаются друг от друга по строению и внешнему виду. Различают одноклеточные и многоклеточные грибы – Слайд 12.

Работа в малых творческих группах

Задания для 1 группы:

1.Используя электронный образовательный ресурс «Грибы. Общая характеристика грибов» (детализированное представление) пункт №8, познакомьтесь со строением шляпочных грибов.

2.Подготовьте устные ответы на вопросы:

       1). Из чего состоит шляпочный гриб?

       2). Чем образовано плодовое тело?

       3). Как называются грибы, у которых нижний слой шляпки образован трубочками?

3.Рассмотрите муляжи  плодовых тел шляпочных грибов, найдите их шляпку и ножку. Определите, чем образована шляпка: пластинками или трубочками.

Задания для 2 группы:

1.Используя электронный образовательный ресурс «Грибы. Общая характеристика» (детализированное представление) пункт №7, познакомьтесь с различными видами плесневых грибов.

2.Подготовьте устные ответы на вопросы:

      1). Как называется плесневый гриб, который образует на продуктах питания белый налет?

      2). Какое строение имеет мицелий мукора?

      3). Из какого плесневого гриба получают антибиотик пенициллин?

3.Рассмотрите на хлебе невооруженным глазом белую плесень (мукор), а на лимоне – зеленую плесень (пеницилл)

Задания для 3 группы:

1.Используя электронный образовательный ресурс «Грибы. Общая характеристика» (детализированное представление) пункт №6, познакомьтесь с удивительными грибами – дрожжами.

2.Подготовьте устные ответы на вопросы:

     1). Что такое дрожжи?

     2). Где они живут?

     3). Для чего человек разводит дрожжи?

Задание для 4 группы:

1.Найдите в сети Интернет информацию о грибах-паразитах.

2.Подготовьте устные ответы на вопросы:

   1). Что такое грибы-паразиты?

   2). Приведите примеры грибов-паразитов.

   3). Какой вред приносят грибы-паразиты?

(Каждая группа представляет результаты работы)

Учитель: Итак, мы подошли к последней странице нашего устного журнала «Значение грибов в природе и жизни людей» – Слайд 13.

Что вы знаете о роли грибов в природе? (грибы участвуют в круговороте веществ и образовании почвы)

Работа с электронным образовательным ресурсом – интерактивным заданием: составить таблицу «Практическое значение грибов»

Учитель: какой вывод о значении грибов в природе и жизни человека вы можете сделать?

Вывод учащихся: грибы имеют большое значение, как в природе, так и в жизни человека.

4.Закрепление новых знаний.

Учитель: наше путешествие по страницам устного журнала «Загадочный мир грибов» подошло к концу, я предлагаю вам выполнить тест «Выберите один правильный ответ»

  1. Раздел биологии, изучающий грибы это:  

А). Дендрология   Б). Микология   В). Альгология

  1. Грибы представляют собой:

А). Отдельную группу растений Б). Отдельную группу животных В). Особую группу живых организмов

  1. Грибы отличаются от животных тем, что они:

А). Имеют клеточное строение  Б). Всасывают из почвы воду и минеральные соли В). Питаются готовыми органическими веществами

  1. С растениями грибы объединяет:

А). Неподвижность и наличие клеточной стенки   Б). Неподвижность и верхушечный рост В). Неподвижность, наличие клеточной стенки, верхушечный рост

  1. Мицелий гриба образован:  

А). Гифами   Б). Спорами   В). Ризоидами

(учащиеся выполняют тест – слайд № 14, затем осуществляют самопроверку, используя ключ с ответами – слайд №15)

5.Рефлексия

Вопросы учителя:

1). Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?

2). Что нового и важного вы узнали для себя?

3). Чему научились сегодня на уроке?

4). Что на уроке было интересным?

5). Используя цветные полоски, оцените свой уровень комфортности на конец урока:

красный – тревожно, зеленый – спокойно, синий – безразлично.

6. Домашнее задание – Слайд № 16

1. Изучить п.7, выполнить задания 29-30 в рабочей тетради.

2. Творческие задания на выбор: составить синквейн на тему «Царство грибы», подготовить сообщения о грибах-рекордсменах; составить кроссворд по теме: «Грибы»; подобрать пословицы, поговорки, стихи и загадки о грибах; оформить галерею грибника: нарисовать шляпочные грибы и дать к ним краткие пояснения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Грибы. Общая характеристика грибов

Конспект урока " Грибы. Общая характеристика грибов"...