Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Сонина Н.И.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Буханцова Валентина Николаевна

 

Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,  на основе Примерной программы основного общего образования по биологии  и авторской  программы  Н.И.Сонина, «Живой организм», //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2011. –254с.//, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В программе отражен обязательный минимум содержания образования. Региональный компонент находит отражение в содержании учебного материала, подборе заданий и упражнений, практической деятельности учащихся, на уроке отводится 5 – 10 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное                          учреждение

  « Меркуловская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению на

заседании МО

Протокол № __1__

от  30. 08.2013 г.

Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению на

заседании МК

Протокол № __1__

от  30.08.2013 г.

Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению на

заседании ПС

Протокол № __1__

от  30.08.2013г.

Утверждена

приказом  № 99

от 30.08.2013 г.

             Рабочая программа

 по  биологии         для 6  класса

учителя 1 квалификационной категории

   

              В.Н.Буханцовой

       на 2013- 2014 учебный год.

                 Пояснительная записка

          Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,  на основе Примерной программы основного общего образования по биологии  и авторской  программы  Н.И.Сонина, «Живой организм», //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2011. –254с.//, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В программе отражен обязательный минимум содержания образования. Региональный компонент находит отражение в содержании учебного материала, подборе заданий и упражнений, практической деятельности учащихся, на уроке отводится 5 – 10 минут.

         Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение в объёме 1 часа  в неделю,  35 часов в год.

          Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

           В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Лабораторные  работы».

Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

                          Цели и задачи изучения курса:

1.Овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями.

2.Формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.

3. Установление гармоничных отношений учащихся к природе, со всем живым как главной ценностью на Земле.

4. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье

 5. Развитие  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации                                

    В рабочей  программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:

-увеличено количество часов на раздел « Строение и свойства живых организмов» на 1 ч., т.к. добавила тему « Деление клетки»

- увеличено количество часов на раздел Организм и среда» на 1 ч. для проведения зачета

- уменьшено количество часов на раздел «Жизнедеятельность организмов» на 3 ч.  в теме « Опорные системы. Движение» на 2 ч. и «Рост и развитие» на 1 ч ввиду наименьшей сложности данных тем.

                           

 Учебно- методический комплект

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. «Биология 6. Живой организм» -М.: Дрофа, 2010 г.,

а также методических пособий для учителя:

1).Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Сонина Н.И. «Биология 6. Живой организм».- М.: Дрофа, 2010 г.

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2011. –254с.;

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

12

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

1

Тема 1.2. Химический состав клеток

1

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

2

Тема 1.4. Деление клетки

1

Тема 1.5 Ткани растений и животных

2

Тема 1.6.  Органы и системы органов

4

Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

20

Тема 2.1. Питание и пищеварение

4

Тема 2.2. Дыхание

2

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

2

Рема 2.4. Выделение

2

Тема 2.5. Опора и движение

2

Тема 2.6. Регуляция процессов жизнедеятельности

3

Тема 2.7. Размножение

3

Тема 2.8. Рост и развитие

2

Раздел 3. Организм и среда

3

ИТОГО

35

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ  1

Строение и свойства живых организмов (12 часов).

Тема 1.1

Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2

Химический состав клеток ( 1час)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■        Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема 1.3

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

■        Лабораторные и практические работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.

Тема 1.4

Деление клетки (1 час)

Деление клетки- основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Мейоз, его сущность и биологическое значение

Тема 1.5

Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■        Лабораторная работа
Ткани живых организмов*(
 Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов)

Тема 1.6

Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■   Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных*

Тема 1.7

Растения и животные как целостные организмы (/ час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (20 часа)

Тема 2.1

Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■        Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■        Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3

Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

■        Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*. 

■        Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строение клеток крови лягушки и человека

Тема 2.4 Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5

Опора и движение(2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

■        Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

■        Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

■        Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.

Тема 2.6

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

■        Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8 Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

■        Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений*.

■        Демонстрация  способов  размножения  растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.3

Рост и развитие(2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.

■        Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

РАЗДЕЛ   3

Организм и среда (3 часа)

Тема 3.1

Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

■        Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2

Природные сообщества (1 час)+1час на обобщение

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

■        Демонстрация моделей экологических систем.

Экскурсия. «Весенние изменения окружающей среды»

             

 По  итогам  усвоения обязательного минимума содержания образования

            учащиеся 6 класса основной общеобразовательной школы должны:

Знать:

- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост. развитие, размножение);

- химический состав клетки, знание основных органических и неорганических веществ;

- особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных  клеток;

- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие  функции ее органоидов;

- типы деления клеток, их роль в организме;

-особенности строения тканей, органов и систем органов растительных  и животных организмов;

-основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и  координация, размножение, рост и развитие);

- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Уметь:

- распознавать органоиды клетки;

- узнавать основные формы цветкового растения;

         - распознавать органы и системы органов изученных организмов;

         -составлять простейшие цепи питания;

         -размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

         -пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:

- увеличено количество часов на раздел «Строение и свойства живых организмов» с 10 до 12, уменьшено количество часов  на раздел « Жизнедеятелность организма» с 23 до 20 ввиду сложности этих  разделов, добавлен 1 час на обобщение в раздел «Организм и среда».

Контрольные параметры оценки достижения ГОС                                                                                                                                                                                                  по   биологии в 6 классе.

         Четверть

Формы контроля

 

1     четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Проверочная работа

22.10

17.12

11.03

Контрольная работа

Самост. работа

         

зачет

26.11

20.05

проект

реферат

Лабораторная работа

10.09,24.09,8.10,15.10,

19.11,

28.01,25.02,4.03,

8.04,6.05

Практическая работа

Исследовательская работа

Экзамен

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

1 Печатные пособия ( таблицы, картины, портреты ученых, фотографии, транспоранты)

2  Объекты натуральные ( муляжи, коллекции, гербарии растений, демонстрационные модели, микропрепараты раздаточные, аквариум с рыбками,  комнатные растения)

3  Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

      Литература

Основная литература.

1. Сонин Н.И. «Биология 6. Живой организм» -М.: Дрофа, 2011

Дополнительная литература.

1.Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Сонина Н.И. «Биология 6. Живой организм».- М.: Дрофа, 2010 г.

2.Высоцкая М.В. «Биология. Живой организм.» 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина.- Волгоград: Учитель, 2008 г.

3. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

4.Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992

5.Белов И. Г., Корчагина В. А. Уроки ботаники в 5-6 классах: :обие для учителей. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Просвещение, '4. \

6.Биология. 6-9 классы. Тематические зачеты / Сост.: Г. С. Ка- юва, А. Н. Мягкова, В. 3. Резникова. М.: Образование для всех, б. Л;,        . .

7.Газета «Биология. Первое сентября». 2000. № 24, 41, 43; 2. № 25-26; 2003. 2, 4, 5, 8, 30, 32, 44, 45.

8.Козлова О. Г. Синквейн. Что это такое? // Журнал «Биология коле». 2000. № 5.

9.Учебно-методическое пособие по био. / Сост. В. В. Ксенофонтова, О. Г". Машанова. В. Московский лицей, 1995.

Научно-популярная литература.

1. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

2Уинфри А. Т.   Время   по   биологическим   часам.   М.: Мир, 1990.

3.Шпинар 3. В. История  жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.

4.Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

5.Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

6.Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное  приложение к учебнику Сонина Н.И.(электронное учебное издание) Дрофа, Физикон, 2006

               

 Контрольно-измерительные материалы

Вводный контроль.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

A1. В состав Солнечной системы входят

1).9 планет        3) 8 планет

2)10 планет        4) 6 планет

А2. Из перечисленных планет к планетам земной группы относят

1)Сатурн        3) Юпитер

2)Марс        4) Нептун

А3.  В центре Земли располагается

1) ядро                                   3) мантия

2) земная кора                      4) мантия и ядро

А4  Место, где происходит сдвиг горных пород, называют

1) очагом землетрясения

2) территорией землетрясения

3) участком землетрясения

4) местом землетрясения

А5. Самый маленький материк Земли — это

1) Антарктида                      3) Южная Америка

2) Австралия                        4) Евразия

A6  Структуры клетки, выполняющие определённую работу, называют

1) деталями                          3) органами

2) органоидами                    4) отделами

А7. К царству животных относят

1) грибы                                3) бактерий

2) птиц                                  4) водоросли

А8.  Вода на Земле образует оболочку, которую называют

1) биосферой                         3) гидросферой

2) литосферой                       4) атмосферой

А9.  Содержание кислорода в воздухе составляет

1)11%                                   3)31%

2)21%                                   4)41%

А10.Наука, изучающая разнообразие явлений природы, называется

1) анатомией                          3) физикой

2) химией                                4) геологией

Задания уровня В

Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны. Номера верных утверждений выпишите в тетрадь.

1.    Астероиды — это крупные звезды.

2.    Большинство  астероидов  движется   между  орбитами Марса и Юпитера.

3.    Кометы состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста.

4.    Ближайшая к Земле звезда — Солнце.

5.    Солнце неподвижно.

6. Клетки грибов не имеют ядра

7. Растения берут пищу из почвы.

8. Баобаб-обитатель Австралии.

9. Неандертальцы жили раньше кроманьонцев.

10.Плошадь пустынь на земле постоянно увеличивается.

Зачет по теме: « Строение и свойства живых организмов»                      

Часть 1. Выберите один правильный ответ в каждом задании

1.Клеточная оболочка характерна для

      а) растений

      б) животных

2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

      а) рибосом

      б) хлоропластов

      в) митохондрий

3.К органическим веществам клетки относятся:

       а) вода и минеральные соли

       б) белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

4.Прочность и упругость корня обеспечивает:

      а) покровная ткань

      б) проводящая ткань

      в) механическая ткань

 5. Какая ткань выполняет функцию возбудимости и проводимости

      а) нервная

      б) соединительная

      в) эпителиальная

6.  Зону всасывания корня  визуально можно отличить по

     а) корневому чехлику

     б) небольшим отверстиям

     в) корневым волоскам

7. Горох, фасоль имеют корневую систему

     а) боковую

     б) стержневую

     в) мочковатую

8.  Вегетативный побег состоит из

     а) стебля с расположенными на нем цветами

     б) стебля с расположенными на нем листьями и почками

     в) корня и стебля

9. У простого листа могут присутствовать:

    а) листовая пластинка и черешок

    б) прилистники

    в) основание листа

    г) все перечисленные части листа.

10. Листорасположение у березы

   а) очередное

   б) супротивное

   в) мутовчатое

11.  Сложные листья у

     а) березы и яблони

     б) рябины и каштана

12. Корень и стебель растения растут в ширину за счет образовательной ткани

     а) древесины

     б) камбия

     в) луба

13. Органические  вещества движутся в стебле по

     а) сосудам древесины

     б) ситовидным трубкам луба

14. Простой околоцветник состоит из

     а) венчика  ( у тюльпана)

     б) чашечки и венчика ( у яблони)

15. Главные части цветка- это

     а) тычинки и пестик

     б) чашелистики и венчик

16. В раздельнополых цветках имеются

     а) и тычинки и пестик

     б) только тычинки

     в) только пестик

     г) либо тычинки, либо пестик

17. У вишни плод

     а) сухой односемянный

     б) сочный односемянный

18. Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник относятся к

     а) кровеносной системе

     б) пищеварительной системе

      в) нервной системе

Часть 2. Выпишите номера верных  утверждений

  1. Лук имеет мочковатую корневую систему.
  2. У тюльпана цветки собраны в соцветие.
  3. Тополь - двудомное растение.
  4. На верхушке побега имеется верхушечная почка.
  5. Почки бывают вегетативными и генеративными.
  6. У яблони жилкование листа дуговое.
  7. Всё, что находится у растения в почве – это корни.
  8. Вода с растворёнными солями поднимается к листьям по сосудам древесины.
  9. Самое распространенное неорганическое вещество- это вода.
  10. Лизосомы участвуют во внутриклеточном пищеварении.

Зачет по теме: « Строение и жизнедеятельность организмов» ( итоговый контроль)

1.Питание- это процесс:

а) переваривания пищи

б) приобретения пищи и энергии

в) образование кислорода и углекислого газа.

2.Пищеварение-это процесс:

а)        механической и химической переработки пищи;

б)        только всасывания питательных веществ:

в)        приобретение пищи,

3.Органы дыхания растения - это

а)        устьица, чечевички:

б)        трахеи;

в)        жабры.

4.Рыбы дышат:

 а)        наружными жабрами:

б)        легкими;

в)        внутренними жабрами.

5.К        органам дыхательной системы НЕ относится:

а)        желудок:

б)        легкие:

в)        бронхи.

6.Движение воды и минеральных солей в растении осуществляете а.) по клеткам:

б)        по ситовидным трубкам дуба:

в)        по сосудам древесины.

7.Кровеносная система дождевого червя:

а)        незамкнутая;

    б)        замкнутая.

8.Выделение у позвоночных осуществляется только через :

а)        почки:

б)        легкие и почки;

в)        почки, легкие, кожу.

  1. Все живые организмы имеют выделительные системы: а') да:

б ) нет.

  1. Теплокровные животные имеют постоянную температуру:

а)        да:

б)        нет.

  1. Рыбы, змеи, лягушки - это теплокровные животные.

а)        да:

б)        ист.

  1. Внутренний скелет имеют:

а)        только некоторые простейшие;

б)        только позвоночные животные и членистоногие:

 в)позвоночные, некоторые моллюски и простейшие ( радиолярии)

 13.Опорную функцию у растений выполняет :

а)        механическая ткань;

    б)        образовательная ткань.

14. К активному движению способны :

 а) растения

б) животные

15. Нервная система появляется впервые у :

а) плоских червей

б) кишечнополостных ( гидры)

в) позвоночных

16. В бесполом размножении участвует:

а) одна особь

б) две особи

17.Гаметы имеют:

а) одинарный набор хромосом

б) двойной набор хромосом

18. Спермии у цветковых растений развиваются в :

а) пестике

б) околоцветнике

в) пыльце

19. Прорастание семени начинается с :

а) деления клеток зародыша

б) поглощения семенем воды.

20. Бластула- это:

 а) однослойный зародыш

б) двухслойный зародыш

в) трехслойный зародыш.


                                                Календарно- тематическое планирование по биологии  для 6 класса.

№п/п

урок.

Дата

Названия разделов, количество часов

            Тема урока

Лабораторные

(практические) работы

Компетенции учащихся

Виды контроля за уровнем усвоения знаний

Д/з

п

л

а

н

ф

а

к

т

I.Строение и свойства живых организмов.

12 ч.

1

3.09

1.1. Основные свойства живых организмов. 1 ч.

Инструктаж по т.б. Основные свойства живых организмов.

Yазывать признаки живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

вводный

С. 6-11

В-с 1-10

2

10.09

1.2 Химический состав клеток. 1 ч.

 Химический состав клеток. Контроль знаний за 5 кл.

 № 1. «Определение состава семян пшеницы» №2 «Определение физических и химических св-в белков, жиров, углеводов.»

Различать неорганические и органические вещества клетки.

Называть:

•неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности

Отчет о л\р

С. 12-17

В-с 7-10

3

17.09

1.3. Строение растительной и животной клеток.

2 ч.

Клетка- элементарная частица живого

Называть признак живых. организмов - клеточное строение

Выделять особенности строения ядра.

Доказывать, что клетка -

элементарная частица живого.

Устный опрос, индивидуаль

ный

С. 18-19

4

24.09

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток

 №3 «Строение клеток живых организмов»

Называть признак живых. организмов - клеточное строение

Доказывать, что клетка -

элементарная частица живого.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов

Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

Отчет о л\р, биологический диктант

С. 20-24

В-с 6-11

5

1.10

1.4 Деление клетки

1 ч.

Деление клетки

Объяснять биологическое значение митоза и мейоза.

Анализировать содержание определений терминов.

Опрос по «немой таблице»

С.25-28

В-с 8

6

8.10

1.5 Ткани растений и животных. 2.ч.

Ткани растений

№ 4 «Ткани растительных организмов»

Давать определение понятию ткань.

Называть:

•типы тканей растений;

функции тканей растений

Различать типы тканей растений.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

Отчет о л\р

С. 29-31

В-с 8-12

7

15.10

Ткани животных.

№ 5«Ткани животных организмов»

Называть:

•типы тканей животных;

•функции тканей животных.

Различать типы тканей животных.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых ор-. ганизмов.

Отчет о л\р, тест

С.33-35

В-с3-7

8

22.10

1.6. Органы и системы органов.

4  ч.

Строение корня. Самостоятельная проверочная работа

Давать определения понятиям: ткань, орган.

Называть органы цветкового растения

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы. Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

Отчет о л\р,с\р

С. 36-38

9

29.10

Строение и значение побега.

Давать определение понятиям: побег, вегетативные органы

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части

Изучать биологические объекты  органы цветковых растений.

Опрос по таблице. Отчет о л\р

С. 40-42

В-с 4-9

10

12.11

Цветок .Соцветия. Плоды.

Строение  семян.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

Давать определение понятиям: репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

Характеризовать строение цветка как органа размножения.

Изучать, распознавать биологические объекты - органы цветковых растений

Отчет о л\р

С.45-48

В-с11-14

11

19.11

Органы и системы органов животных

Л/р 6 Распознавание органов у растений и животных

Изучать биологические объекты органы и системы органов животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных. Давать определения понятиям орган, система органов

тест

С.50-55

В-с1-12

12

26.11

1.7. Растения и животные как целостные организмы.1ч.

Организм как единое целое.

Обобщение изученного ( зачет 1)

Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать,что организм - единое целое.

с\р на 20 мин

С 56-60

2.Жизнедеятель

ность организма

20 ч.

13

3.12

2.1.Питание и пищеварение 4 ч.

Особенности питания растительного организма

Давать определение по- нятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать сущность биологических процессов: почбенного питания.Объяснять значение почвенного питания в жизни растения. Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках, живых объектах. Характеризовать роль корня в почвенном питании растения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений. Использовать приобретенные знания и умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Фронтальный опрос

С.62

В-с1-3

14

10.12

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании растения. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Устный опрос, индивидуальный

С.62-63

В-с 4-5

15

17.12

Особенности питания животных

Самостоятельная проверочная работа.

Давать определение понятию питание. Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов. Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты.

тест

С.64-68

В-с 8,9

16

24.12

Пищеварение и его

Значение. Пищеварительные ферменты.

Давать определение понятиям питание, пищеварение. Описывать сущность биологических процессов: питание животных- пищеварение. Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Опрос по таблице,с\р

С.7- -72

В-с 6,7

17

14.01

2.2 Дыхание 2 ч.

Инструктаж по т.б.

Дыхание у растений

Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания Характеризовать: особенности дыхания растений; роль органов растений в процессе дыхания.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.

тест

С.73

В-с 1-4

18

21.01

Дыхание у животных

Описывать сущность дыхания, называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Находить в тексте и других источниках информацию о дыхании животных. Использовать приобретенные знания и умения

для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Опрос по таблице, биологический диктант

С.75-76

В-с5-10

19

28.01

2.3 Передвижение веществ в организме

2 ч.

Передвижение веществ в растении

л\р 7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.»

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях.

Отчет о л\р

С.78-79

В-с7-10

20

4.02

Передвижение веществ в животном организме

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.

Называть:

•органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, таблицах; •функции органов кровеносной системы;

•состав крови, ее функции; •типы кровеносных систем Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных

Отчет о л\р

С. 80-82

В-с 2-5

21

11.02

2.4. Выделение 2 ч.

Выделение у растений, грибов и животных.

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть:

•органы выделения растений; •органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах Характеризовать: особенности процесса выделения у  растений и животных.

По карточкам

С.84-90

В-с 1-9

22

18.02

Обмен веществ  у растений и животных.

Давать  опр.    понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов. Характеризовать особенность процесса обмена веществ у живых организмовСравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

с\р на 10 мин.

С.91-95

В-с 1-7

23

25.02

2.5. Опора и движение  2ч.

Опорные системы растений и животных

л\р 8  «Распознавание опорных систем у животных.»

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках,таблицах.

Называть значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных. Приводить примеры животных с разными типами скелетов.Распознавать. и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета.Соотносить строение опорных систем животных с Условиями их жизни.

Устный опрос

С. 97-101  в-с1-8

24

4.03

Движение

л\р9 «Движение инфузории- туфельки» л\р 10«Движение дождевого червя»

Называть:

роль движения в жизни растений и животных; •способы передвижения животных. Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

Наблюдать за поведением животных.Сравнивать движение растений и передвижения живот- ных и делать вывод на основе сравнения.

Отчет о л\р

25

11.03

2.6. Регуляция процессов жизнедеятельности 3 ч.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. Самостоятельная проверочная работа.

Давать  опр-ие понятиям раздражимость, рефлекс. Называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности. Находить информацию в

различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

Устный опрос, индивидуальный

С.103- 112 в-с12-14.

26

18.03

Эндокринная система и ёё роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных

Называть

•органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животгных; •роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных. Наблюдать за поведением животных.

Устный опрос, с\р

С.114-119,124

В-с 1-10

27

1.04

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Устный опрос, по вариантам

С.120-121

В-с12-13.

28

8.04

2.7. Размножение 3 ч.

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

л\р 11

« Вегетативное размножение растений.»

Давать опр-ие  понятиям размножение,  органы вегетативные.

Описывать сущность бесполого размножения растений. Приводить примеры орг-в, для которых характерно бесполое размножение. Называть: значение размножения, виды размножения формы бесполого размножения

Отчет о л\р

С.122

В-с 13

29

15.04

Половое размножение животных

Давать опр-ие  понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота.

Описывать сущность полового

рзмножения.

Называть: значение   полового размножения, органы полового размножения, ж. и м. половых клеток.

Объяснять преимущества  полового размножения по сравнению с бесполым.

тест

С.127-132

В-с 1-11

30

22.04

Половое размножение растений.

Давать опр-ие  понятиям опылениие,   самоопыление.

Называть

•органы полорого размножения растений и узнавать их на рисунках (таблицах). Описывать:

•строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения). Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

тест

С.133-138

В-с1-12

31

29.04

2.8. Рост и развитие

2 ч.

Рост и развитие растений.

Давать определение понятию индивидуальное развитие.Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов, роль семян и плодов в жизни растения; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян;способы распространений семян. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать: приобретенные знания и умения       для выращивания культурных растений,ухода за ними.

тест

С.139-143

В-с10-15

32

6.05

Рост и развитие животных.

л\р 12 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития, Называть: этапы развития жив-х, типы постэмбрионального развития, Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных.

Отчет о л\р

С.145-148

В-с12-16

3.Организм и среда 3 ч.

33

13.05

Среда обитания организмов. Факторы среды.

Экскурсия. «Весенние изменения окружающей среды»

Давать определения понятиям среда обитания, экология, экологические факторы.

Называть

•виды экологических факторов;

•типы взаимоотношений организмов.

Приводить примеры: •факторов неживой природы, их влияния на живые организмы;

•взаимосвязей живых организмов;

•приспособлений организмов к действию экологических факторов.

Фронтальный опрос,биолог. дикт.

34

20.05

Природные сообщества. «Строение и жизнедеятельность организмов. Среда обитания (зачет 2)

Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания. Называть три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры: •природных сообществ; •продуцентов, консументов, редуцентов. Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, в других источниках) о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать: «последствия деятельности человека в экосистемах;

влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Устный опрос, индивидуальный

С.158-166

В-с

2-8 подг к зачету

35

27.05

Урок обобщения и закрепления по теме «Строение и жизнедеятельность организмов. Среда обитания.

Называть особенности строения и жизнедеятельности растительного и животного организма. Сравнивать и делать выводы.

зачет

Инд.зад







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по биологи УМК Н.И. Сонин. ФГОС ООО.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2013 г., реализу...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...