Познавательная игра "Человек и природа"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по предметам естественного цикла для 8 класса.

Цель: формирование интереса к естестенным наукам; развитие внимание, находчивости, воспитание стремлений к совершенствованию своих знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_priroda.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра

«Человек и природа»

    Добрый день, дорогие друзья!

Вступление

     Сегодня мы снова в этом зале, продолжаем серию наших встреч. Наша игра посвящена сезонным явлениям в природе.

     Какой палитрой красок и бесконечной гаммой звуков владеет природа!

Всегда ли мы осознаём, как тесно связаны с природой, как зависим от неё? Единство человека и природы…. Не всем раскрывается она, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует её.

     Свои знания о явлениях в природе вы сможете оценить на игре, и не только оценить, но и узнать, что-то новое, показать смекалку, характер, уверенность, лучше узнать друг друга.

     Представление команд

     В нашей игре принимают участие 2 команды. Я прошу занять игровые места команду 8 в класса. Встречайте команду!

Капитан команды.

Приглашаю ваших соперников – сборную команду 8 а и 8 б классов.

Приветствуем команду! Аплодисменты.

Капитан команды.

Есть команды, будет соревнование. А значит должно быть жюри.

Помогают нам играть консультанты:

1). Дубровина М.Ф.;

2). Зыликова Н.П.;

3). Столярова И.С.;

4). Ярус А.А.

     Внимание всех сидящих я хочу обратить вот на эти деревья. Это – наше табло. По мере того, как команды будут зарабатывать очки, деревья будут распускаться.

Правила игры.

Теперь о правилах.

Наша игра состоит из четырёх основных туров. В каждом туре правила будут меняться. Работаем 45 минут. Но вначале традиционная разминка.

РАЗМИНКА – 1 б

Вы хорошо разбираетесь в народных приметах? Сейчас посмотрим. Мы подготовили приметы, а вы должны определить, к чему они. За правильно угаданную примету – 1 б.

I команда

II команда

1. Ясное небо зимой – (к морозу)

1. Дым из трубы столбом зимой – (к морозу)

2. Солнце за тучу садится летом – (к дождю)

2. Надвигается гроза, однако пчёлы не прячутся в улей – (значит, дождя не будет)

3. Лягушка днём квачет – (дождь зовёт)

3. Большая роса утром – (к хорошей погоде)

4. Солнце при восходе красноватое – (к ветру, и на метель)

4. Копыта у лошадей потеют – (к теплу)

Разминка закончена. Жюри подводит итоги. Счёт команд.

I ТУР – ЗИМА

Подготовились к игре, размялись.

Переходим к I туру.

Я вижу, все в боевой готовности и я объявляю начало I тура.

Создавать эмоциональный настрой будет музыка итальянского композитора Вивальди «Времена года».

Музыка….

Стихи:      «А мир вдруг становится сказкой,

                   Лишь первый появится снег,

                   Вокруг только белые краски,

                   Как будто других вовсе нет!»

Вы уже догадались, что это Зима – самое суровое время года, но вместе с тем – это новогодняя ёлка, каникулы, лыжи и, конечно, игра в снежки!

1 КОНКУРС – «СНЕЖКИ».

 Перед вами снежная крепость, на которой вы видите много снежных бросков, в которых зашифрованы вопросы. Чем выше бросок, тем больше баллов, а значит сложнее задание. Каждая команда имеет право выбрать 3 броска.

Команда _____ делает первый бросок (наш бросок в 3 балла).

Прошу, выбирайте!

Совершенно верно!

5 – Почему зимой озона в природе образуется меньше, чем в другие времена года? (озон образуется во время грозы, а гроз зимой не бывает).

1). Совершенно верно!

2). Поздравляю, вы правильно ответили!

5 – Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя беспокойно, показывает то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? (магнитная аномалия, залежи железных руд, близко к компасу металлический предмет, не исправен компас).

1). Неправильно, но ничего страшного.

2). Соберитесь, не волнуйтесь.

3 – Какие птицы ночуют в снегу? (рябчики, глухари, куропатки).

      Какую ягоду можно собирать зимой, весной, осенью? (клюква)

3 – Чтобы плодовые деревья не вымерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Почему? (опилки обладают плохой теплопроводностью).

4 – С какими веществами связано образование кислорода в природе? (углекислый газ, вода, хлорофилл).

3 – Куда зайцу удобнее бежать, с горы или на гору? Почему? (на гору, т.к. передние ноги короткие, а задние длинные).

3 – Когда температура тела у воробья ниже, зимой или летом? (одинакова).

4 – В последние годы на Смоленщине зимой часто бывают оттепели. Почему? (т.к. у нас преобладает западный ветер, приходят циклоны с Атлантики, т.е. тёплый воздух).

2 – Почему в мороз снег скрипит под ногами? (ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов).

2 – Что ест зимой жаба? (ничего).

2 – Каких птиц можно встретить зимой на Смоленщине? (голуби, воробьи, синицы, снегири, чечётки, дятлы, клести, свиристели).

2 – Можно ли принести воду в решете? (да, заморозить, кусок льда).

Ребята, на этом первый тур закончился.

У вас прекрасное настроение, но немного волнуетесь. У вас всё получится!

Переходим ко II туру.

II ТУР – ВЕСНА

Музыка…..

«Скоро проснутся деревья,

  Скоро, построившись в ряд,

  Птиц перелётных кочевья,

  В трубы весны затрубят».

Весна –время пробуждения природы от долгого зимнего сна. Это пробуждение вдохновляет на творчество поэтов, музыкантов, художников.

Следующий конкурс – творческий.

Перед вами портреты поэтов, хорошо всем знакомых.

№ 1 – Александр Сергеевич Пушкин,

№ 2 – Николай Алексеевич Некрасов,

№ 3 – Михаил Юрьевич Лермонтов,

№ 4 – Александр Блок,

№ 5 – Сергей Александрович Есенин.

Этот конкурс мне поможет провести………..

Правила:

У каждой команды в табличках.

Лена читает строки из стихотворений о весне одновременно для двух команд, а вы определяете автора этих строк. Но, как только я скажу: «Внимание, таблички!», на слово «таблички» одновременно должны поднять таблички. Команда, которая поднимет правильную табличку, получит 1 балл.

Готовы? Начинаем.

1). Гонимы вешними лучами

     С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потоплённые луга.                       № 1

(А.С. Пушкин)

2). Ночевала тучка золотая

     На груди утёса-великана,

     Утром в путь она умчалась рано,

     По глазури весело играя.                  № 3

(М.Ю. Лермонтов)

 3). Черёмуха душистая

      С весною расцвела

      И ветки золотистые

      Что кудри завила.                            № 5

(С.А. Есенин)

4). Люблю грозу в начале мая,

     Когда весенний первый гром

     Как бы резвяся и играя

     Грохочет в небе голубом.                  № 0

(Ф.И. Тютчев)    

5). Идёт-гудёт Зелёный Шум,

     Зелёный Шум, весенний шум!

     Играючи, расходится

     Вдруг ветер верховой

     Качнёт кусты ольховые

     Подымет пыль цветочную

     Как облако, всё, зелено –

     И воздух, и вода!                                 № 2

(Н.А. Некрасов)

6). Леса вдали виднее,

     Синее небеса,

     Заметней и чернее

     На пашне полоса,

     И детские звонче

    Над лугом голоса.                               № 4

(А. Блок)

Ваши ответы показали, что вы хорошо знаете стихи о природе.

Закончился II тур, слово жюри.

Со счётом ….. переходим к III туру. Я попрошу не отставать. Не расстраивайтесь, у вас ещё не всё потеряно.

III ТУР – ЛЕТО

Музыка…..

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней, какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

Лето – время путешествий, походов. Может в этом году вы, закончив учебный год, пойдёте в поход. А умеете ли вы собирать рюкзак?

Следующий конкурс – «РЮКЗАК».

Прошу выйти по одному человеку от команды.

За 2 минуты вы должны собрать рюкзак.

Этот конкурс оценивается в 3 б.

Внимание! Время пошло.

Оценивается правильность укладки, правильный отбор вещей и время.

Рассказ – мистиорикация.

Мы провели конкурс впечатлений о летнем походе в нашей школе и предлагаем вам отрывок. Задача команд найти неточности и ошибки за 1 минуту. За правильно найденную ошибку – 1 б.

          Из дневника.                        14 июля 1997 г.                    (не является ошибкой).

Озеро Пржевальское

Такого удивительного утра я ещё не видел. Солнце стояло высоко над головой. Ленивый ветерок играл листьями камыша. Волны набегали на песчаный берег и оставляли полосу белой пены. Кувшинки и лилии закрыли свои головки и плавно покачивались на лёгкой ряби. У южного, затенённого берега озера собрались цапли и фламинго, укрываясь от солнца. Окружающие озеро леса дышали свежестью.

Время пошло….

Кто от команды будет отвечать?

Начинает та команда, которая меньше нашла ошибок.

ИТОГ: Ошибки нашли правильно, но команда…… была более внимательной.

Итак, итоги III тура, слово жюри.

На этом III тур заканчивается.

IV ТУР – ОСЕНЬ

Музыка……

В журавлином небе

Ветер тучи носит

Шепчет верба вербе

Осень, снова осень.

Есть возможность отыграться.

Наступает IV тур – «Осенний марафон».

И вновь у нас меняются правила.

В этом туре мы предлагаем вам и вашим болельщикам назвать как можно больше осенних явлений в природе в течение 1 минуты. В случае затруднения команды помогают болельщики. Этот конкурс оценивается в …… баллов. Получает баллы та команда, которая говорит последний признак.

Время пошло…..

Закончили, ручки положили.

Начинает команда, у которой больше баллов, при ответе повторы исключаются.

Подведём итоги.

ИТОГИ IV тура.

А теперь заключительный, музыкальный конкурс – «Угадай мелодию».

Его провести мне поможет Ира.

УГАДАЙ МЕЛОДИЮ. (сейчас вы будете торговаться за право назвать мелодию).

6 мелодий с подсказками.

Правильно угаданная мелодия – 1 балл.

Если команда не угадает мелодию, то баллы уходят соперникам и право выбора.

По итогам четырёх туров большее количество баллов у команды …………. Вам и начинать торги, после моей подсказки.

Самая высокая цена – 3 ноты. Мы попробуем угадать с 5 нот.

Угадывайте

Подсказка № 1: Песня о насекомом, который слышит ногами (Кузнечик).

№ 2: Песня о большом, красивом и холодном (Айсберг, а ты такой холодный, как айсберг в океане).

№ 3: Песня о движении воздуха («Весёлый ветер» - а ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер).

№ 4: А в этой песне речь пойдёт об одном из видов теплопередачи, который вдохновляет одного из героев мультфильма («Я на солнышке лежу»).

№ 5. Явление природы, которое объясняется конденсацией пара («Облака в небо спрятались»).

№ 6: О том, что зимой и летом одним цветом («Маленькой ёлочке холодно зимой»).

№ 7: Песня о вращении Земли («Где-то на белом свете»).

1). Команда назначила самую высокую цену – 3 ноты.

2). Нет вариантов, вы её, к сожалению, не угадали. Победное очко уходит.

Закончился последний конкурс. Подводим итоги. Слово жюри.

Итак, победителем на игре стала команда ………….

Игрой не заканчивается познание природы и взаимодействие с ней. В течение развивающего периода вы посетите музеи, побываете в природе. Человек должен всегда помнить, что он – не только потребитель её даров и красоты, но и активный помощник в сохранении и умножении красоты.

     И в заключение нашей встречи мы хотели бы подарить стихи Вадима Шеорнера:

«Ты, человек, любя Природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она – одна!»

Ребята, вы замечательно играли, иногда ошибались, но не расстраивайтесь, что не выиграли. Спасибо за прекрасную игру! Но игра – есть игра. Победителем стала команда……

Спасибо, ребятам за игру, болельщикам за поддержку, а всем – за внимание!

Все аплодируют команде ……………

Победителем стала команда …………

Я вас поздравляю!

Все аплодируют.

Слово победителю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на экскурсиях в природу.

В статье рассматривается вопрос развития познавательного интереса на экскурсиях в природу в детском творческом объединении станции юных натуралистов....

"Лес-бесценный дар природы" Познавательная игра для 1-4 классов

Расширять знания детей о растительном мире леса, воспитывать заботливое отношение к природе....

Сценарий познавательной игры «Букварь природы»

Сценарий   познавательной игры «Букварь природы»...

Сценарий познавательной игры «Букварь природы»

Сценарий   познавательной игры «Букварь природы»...

Научно-познавательный проект "Загадки природы".

1.    Цель: Формирование активной деятельной позиции школьников по отношению к биоло-химическим проблемам.2.    Задачи:- выявление и поддержка учащихся, проявляющий устой...

Конкурсно-познавательная игра "Живая природа, животные"

Данный материал содержит увлекательные конкурсы и игры, интересные задания, связанные с живой природой и животными. Позволит ребятам расширить кругозор об окружающем мире и проявить свою эрудицию....

Памятка "Воспитание познавательного интереса к природе"

Рекомендации для родителей к собранию "Руку дружбы природе"...