рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Ткаченко Светлана Николаевна

 

      Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, пример­ной программы основного общего образования по биологии и  программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилова, Р.М. Маша, полностью отражающей содержание примерной программы с дополнения­ми, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8.doc237 КБ

Предварительный просмотр:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

 г. Кимовска Тульской области

Согласовано                                                                                 Утверждено

Заместитель директора по УВР                                                  решением педсовета протокол №

Макаревич Т.Н.                                                                            ____ августа  2013   года

___ июня   2013   года

Рабочая программа учебного предмета «Биология»

8 класс, базовый уровень

Разработана

Ткаченко С.Н.

учителем биологии и химии первой

квалификационной категории

2013 год

Биология.

8 класс.

Пояснительная записка.

      Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и  программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилова, Р.М. Маша, полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

      Изучение биологии в 8-м классе направлено на достижение  следующих целей:

  • Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли  биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  • Воспитание позитивного, ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.
  • Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для заботы за собственным здоровьем, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения и норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

        Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

       Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Часть этих работ может быть выполнена  в классе, часть задана на дом. Большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим школьникам оценить свои физические возможности, включены также задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

      При составлении данной рабочей программы в тему «Дыхание» был добавлен 1 час из резервного времени (авторская программа рассчитана на 67 часов + 3 часа резервного времени), 1 час - в тему «Индивидуальное развитие человека», а тема «Пищеварительная система» сокращена на 1 час за счёт объединения материала по гигиене питания и материала по заболеваниям органов пищеварения в связи с его несложным  усвоением.

       Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. –М.: Вентана-Граф, 2009.

     Программа курса рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю), включает : практических работ – 27, лабораторных работ -  7.

     

Календарно- тематическое планирование по биологии в 8 классе

( 70 часов, 2 часа в неделю)

Всего часов

Лабораторных

работ

Практических

работ

Экскурсий


70


7


27


-

№ п/п

да-та

      Тема  урока

   Региональный

      компонент

Содержание стандарта

     биол.образования

   Д / з

Введение

Биологическая и социальная природа человека

(1 час)

1

Биосоциальные факторы в становлении человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

введение

I. Организм человека. Общий обзор

(5 часов)

2

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

П.1

3

Строение организма человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение организма человека.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

П.2

4

Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность.

П.3

5

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона.

 Л.Р.№ 1. Изучение микроскопического строения тканей. (иот 009)

П.4

6

Уровни организации организма. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная  система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Пр. р. №1. Получение мигательного рефлекса и условий, взывающих его торможение. (иот 009)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная  система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

П.5

II. Опорно-двигательная система

(8 часов)

7

Опора и движение. Опорно-двигательная система, ее строение и функции. Скелет. Строение, состав, соединение костей.

Л.Р.№ 2 Изучение внешнего вида отдельных костей.

Строение костной ткани.

Л.Р.№ 3. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной костей. (ИОТ 009)

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

П.6

8

Скелет головы и туловища.

П.7

9

Скелет поясов и свободных конечностей.

Пр.Р. № 2. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти.

П.8

10

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

П.9

11

Типы мышц, их строение, значение.

П.10

12

Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечных сокращений. Регуляция мышечных движений.

Пр.Р. № 3. Выявление влияния статической и динамической  работы на утомление мышц.

П.11

13

Нарушение правильной осанки и  плоскостопие, их коррекция. Признаки хорошей осанки.  Развитие опорно-двигательной системы.

Пр.Р. № 4. Определение нарушений осанки и плоскостопия, гибкости позвоночника.

П.12,13

14

Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

III. Кровь и кровообращение

(9 часов)

15

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь и ее состав, функции. Клетки крови.

Л.Р. № 4. Изучение микроскопического строения крови (человека и лягушки) (ИОТ 009)

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь.

П.14

16

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.Н. Мечникова  в области иммунитета.

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.Н. Мечникова  в области иммунитета.

П.15

17

Тканевая совместимость и переливание крови. Группы  крови.

Переливание крови. Группы  крови.

П.16

18

Строение и работа сердца. Кровеносные сосуды.  

П.17

19

Круги кровообращения. Значение кровообращения. Движение лимфы и значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Пр.Р. № 5. Изменения в тканях при перетяжках (иот 009)

П.17,18

20

Движение крови по сосудам. Скорость кровотока. Пульс.

Пр.Р.№ 6, 7, 8, 9. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Рефлекторный приток крови к работающим мышцам. Измерение кровяного давления

(иот 009)

П.19

21

Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы.

П.20

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Пр.Р.№ 10.  Изучение приемов остановки кровотечений разных видов (иот 009)

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

П.21,22, повт. П. 14-20

23

Обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение».

Пр.Р. №11. Доказательства вреда курения. (влияние факторов риска на здоровье)

Пр.р., отчет

IV. Дыхательная система

(6 часов)

24

Дыхание. Дыхательная система, ее роль в обмене веществ, связь с кровеносной системой. Органы дыхания.

Дыхание. Дыхательная система.

П.23

25

Строение легких. Обмен газов в легких и тканях.

Л.Р. № 5, 6 Определение состава  вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Определение частоты дыхания. (ИОТ 009)

П.24

26

Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

Пр.р. № 12. Измерение обхвата грудной клетки.

П.25,26

27

Болезни органов дыхания, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Состояние  воздуха  в Тульской области.

Состояние  воздуха  в Тульской области.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

П.27

28

Приемы оказания первой помощи при поражении органов дыхания, отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

П.28, повт. п.23-27

29

Обобщающий урок по теме «Дыхательная система».

Пр.р. № 13. Определение запыленности воздуха в зимнее время. (иот 009)


отчет

V. Пищеварительная система

(6 часов)

30

Питание. Пища как биологическая основа жизни.  Пищевые продукты и питательные вещества.

Питание.

Пища как биологическая основа жизни.

П.29

31

Пищеварение. Пищеварительная система, ее строение и функции. Пищеварительные железы.    

Пр.р. № 14. Местоположение слюнных желез.

Пищеварительная система.

П.30

32

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, уход за ними.

П.31

33

Пищеварение в желудке. Роль ферментов в пищеварении.

Л.Р.№ 7.  Действие ферментов слюны на крахмал.  Действие ферментов желудочного сока на белки. (ИОТ 009)

Роль ферментов в пищеварении.

П.32

34

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

П.33

35

Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Заболевания органов пищеварения, профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

П.34,35

VI. Обмен веществ и энергии

(3 часа)

36

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма.  Пластический и энергетический обмен.

Обмен веществ и превращения энергии.

П.36

37

Нормы питания, их связь с энерготратами человека. Основной и общий обмен.

Пр. р. № 15,16.  Определение норм рационального питания. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. (иот 009)

П.37

38

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность в витаминах.  Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Витамины.

Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

П.38

VII. Мочевыделительная система

(2 часа)

39

Выделение, его значение. Мочевыделительная система. Строение и функции почек.

Выделение

П.39

40

Предупреждение заболеваний почек. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. Гигиеническая очистка питьевой воды. Качество питьевой воды в Тульском регионе.

Качество питьевой воды в Тульском регионе.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

П.40

VIII. Кожа

(3 часа)

41

Покровы тела. Барьерная роль кожи и ее строение.

Покровы тела.

П.41

42

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Уход за кожей, волосами и ногтями.  

Пр.р. № 17. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Уход за кожей, волосами и ногтями.  

П.42

43

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

П.43

IX. Эндокринная система

(2 часа)

44

Эндокринная система. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции, их строение и функции.  Гормоны, их свойства и значение.

Эндокринная система. Железы внутренней, внешней секреции. Гормоны.

П.44

45

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников. Причины заболеваний щитовидной железы в нашем регионе.

Причины заболеваний щитовидной железы в нашем регионе.

П.45

X. Нервная система

(5 часов)

46

Нервная система, ее значение, строение и функционирование; отделы нервной системы: центральный и периферический.  Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Пр.р. № 18. Выяснение действия прямых и обратных связей.

Нервная система

П.46

47

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Пр.р. № 19. Штриховое раздражение кожи.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

П.47,48

48

Строение и функции спинного мозга.

П.49

49

Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико –синтетическая функция коры больших полушарий.

Пр.р.№ 20. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

П.50, повт. П. 44-49

50

 Нарушения деятельности нервной системы, и их предупреждение.  Обобщение  по темам  «Эндокринная система», «Нервная система»

записи

XI. Органы чувств и анализаторы

(5 часов)

51

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы, их свойства, значение и взаимосвязь.

Органы чувств, их роль в жизни человека.

П.51

52

Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор.

Пр.р. № 21, 22. Выявление функций зрачка и хрусталика.  Обнаружение «слепого пятна».

П.52

53

Заболевания и повреждения глаз. Профилактика нарушения зрения.

Нарушения зрения, профилактика.

П.53

54

Органы слуха и равновесия, их анализаторы. Гигиена слуха, борьба с шумом.  Нарушения слуха, их профилактика.

Пр.р. № 23,24. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Проверка чувствительности тактильных рецепторов.

Нарушения слуха, их профилактика

П.54

55

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений.

П.55

XII. Поведение и психика

(7 часов)

56

Врожденные и приобретенные формы поведения. Безусловные и условные рефлексы.

Пр.р. № 25. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.

Безусловные и условные рефлексы.

П.56,57

57

Закономерности работы головного мозга. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П. К. Анохина. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П. К. Анохина.

П.58

58

Биологические ритмы: сон, его значение, фазы сна. Сновидения.

Сон, его значение.

П.59

59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь, память, мышление. Психика и поведение человека.

Высшая нервная деятельность.

Познавательная деятельность мозга.

Сознание человека. Речь, память, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

П.60

60

Волевые процессы, качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание.

Пр.р. № 26. Изучение внимания при разных условиях.

Эмоции.

П.61

61

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Рациональная организация труда и отдыха.

Рациональная организация труда и отдыха.

П.62, повт.п. 56-61

62

Обобщающий урок по теме «Поведение и психика»

XIII. Индивидуальное развитие человека

(6 часов)

63

Размножение и развитие человека. Половые хромосомы, наследование признаков у человека. Женская и мужская половые системы.

.

Размножение и развитие человека.

Наследование признаков у человека.

П.63

64

Врожденные и наследственные заболевания, их причины, предупреждение. Мутагенные факторы в Тульском регионе.  Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.  Профилактика инфекций, передающихся половым путем. ВИЧ-инфекция, ее профилактика.

Мутагенные факторы в Тульском регионе.

Наследственные заболевания, их причины, предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Профилактика инфекций, передающихся половым путем. ВИЧ-инфекция, ее профилактика.

П.64

65

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Показатели рождаемости в Тульской области.  Динамика роста и развития. Биологический и календарный возраст.

Пр.р. № 27. Измерение массы и роста своего организма.

Показатели рождаемости в Тульской области.

П.65,

Сообщ.

66

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ . Факторы здоровья и факторы риска. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ . Укрепление  здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.

П.66,

Сообщ.

67

Психология и поведение.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Цели и мотивы деятельности.  Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.  

Психология и поведение.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.  

П.67,

Сообщ.

68

Человек  и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение  окружающей среды, зависимость здоровья от нее. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных  ситуациях. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Показатели здоровья населения Тульской области.

Показатели здоровья населения Тульской области.

Человек  и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение  окружающей среды, зависимость здоровья от нее. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных  ситуациях. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

записи

69-70

Резервное время

Содержание курса

Введение (1 час)

    Биосоциальные факторы в становлении человека. Отличия жизни человека, связанные с появлением социальной среды, её преимущества и издержки. Зависимость человека от природной и от социальной среды. значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

1. Организм человека. Общий обзор (5 часов)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав клетки, её жизнедеятельность:обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.  

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Нервная система и нервная  регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения. Эндокринная система, гуморальная регуляция. Роль эндокринных желёз и вырабатываемых ими гормонов. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Лабораторные работы:

  • Изучение микроскопического строения тканей.

Практические работы:  

  • Получение мигательного рефлекса и условий, взывающих его торможение.

2. Опорно-двигательная система (8  часов)

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Значение костно-мышечной системы. Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет  поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Лабораторные работы:

  • Изучение внешнего вида отдельных костей. Строение костной ткани.
  • Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной костей.

Практические работы:  

  • Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти.
  • Выявление влияния статической и динамической  работы на утомление мышц.
  • Определение нарушений осанки и плоскостопия, гибкости позвоночника.

3. Кровь и кровообращение (9 часов)

Транспорт веществ в организме. Кровеносная и лимфатическая системы. Внутренняя среда организма. Компоненты внутренней среды организма : кровь, тканевая жидкость, лимфа, их. Значение постоянства внутренней среды организма. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы, их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Э.Дженнера,  Л.Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные  сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови.  I, II, III  и  IV группы крови как проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретённого иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение  и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам, его причины. Давление крови на стенки сосудов. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы  и их предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторные работы:

  • Изучение микроскопического строения крови (человека и лягушки)

            Практические работы:

  • Изменения в тканях при перетяжках.
  • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке функциональная проба).
  • Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
  • Рефлекторный приток крови к работающим мышцам.
  • Измерение кровяного давления.
  • Изучение приемов остановки кровотечений разных видов.
  • Доказательства вреда курения. (влияние факторов риска на здоровье)

4. Дыхательная система (6 часов)

Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное древо, альвеолы. Лёгкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в лёгких и тканях. Дыхательные движения.  Нервная и гуморальная регуляции  дыхания. Болезни органов дыхания, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Состояние  воздуха  в Тульской области. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Понятия о клинической и биологической смерти.  Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Лабораторные работы:

  • Определение состава  вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
  • Определение частоты дыхания.

           

            Практические работы:

  • Измерение обхвата грудной клетки.
  • Определение запыленности воздуха в зимнее время.

5. Пищеварительная система (6 часов)

Питание. Пища как биологическая основа жизни. Значение пищи и её состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного  тракта,  пищеварительных  желез. Форма  и функции зубов. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в 12-перстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

Заболевания  органов пищеварительной системы и их профилактика.  Профилактика гепатита и кишечных инфекций

Питание и здоровье.

Лабораторные работы:

  • Действие ферментов слюны на крахмал. Действие ферментов желудочного сока на белки .

Практические работы:

  • Местоположение слюнных желез.

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 часа)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергоёмкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гиповитаминозы и гипервитаминозы А, В, С, D, их признаки. Водо- и жирорастворимые витамины.  Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В1 (болезнь бери – бери), С (цинга), D (рахит), их предупреждение и лечение. Сохранение витаминов в пище.

Практические работы:

  • Определение норм рационального питания.
  • Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

7. Мочевыделительная система (2 часа)

Роль различных систем  в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. Качество питьевой воды в Тульском регионе.

8. Кожа (3 часа)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи: стригущий лишай, чесотка,  их предупреждение и меры защиты от заражения. Уход за кожей, волосами и ногтями.  

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном  ударах. 

Практические работы:

  • Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

9. Эндокринная система (2 часа)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь,  слизистый отёк. Причины заболеваний щитовидной железы в нашем регионе. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

10. Нервная система (5 часов)

Значение нервной системы, её части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и  эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, из строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Практические работы:

  • Выяснение действия прямых и обратных связей.
  • Штриховое раздражение кожи.
  • Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

Понятие об органах чувств и анализаторах, их функции. Ощущения и восприятия. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Части слухового анализатора. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Орган  равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической  деятельности коры больших полушарий.

Практические работы:

  • Выявление функций зрачка и хрусталика.  
  • Обнаружение «слепого пятна».
  • Определение выносливости вестибулярного аппарата.
  • Проверка чувствительности тактильных рецепторов.

12. Поведение и психика (7 часов)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.  Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.  

Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П. К. Анохина. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения-торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. Рациональная организация труда и отдыха.

Практические работы:

  • Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
  • Изучение внимания при разных условиях.

13. Индивидуальное развитие человека (6 часов)

Размножение и развитие человека. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы, их роль в определении развития  организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая  (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

     Наследственные заболевания, их причины, предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Профилактика инфекций, передающихся половым путем. ВИЧ-инфекция, ее профилактика. Врождённые заболевания. Мутагенные факторы в Тульском регионе. Болезни, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис, гонорея.

Показатели рождаемости в Тульской области. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Биологический, календарный  и социальный возрасты человека.

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ . Укрепление  здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психология и поведение.

Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.  Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.  Человек  и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение  окружающей среды, зависимость здоровья от нее. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных  ситуациях. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Практические работы:

  • Измерение массы и роста своего организма.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

    В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

Знать/понимать

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение, регуляцию жизнедеятельности организма.

Уметь

  • объяснять  родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе: взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека.
  • определять принадлежность человека к определённой систематической группе;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов среды и факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, грибами, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание)
  2. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996  (тесты)
  3. Интегрированное  интерактивное наглядное пособие «Биология. Строение и жизнедеятельность организма человека»
  4. Презентации по биологии по курсу «Человек и его здоровье»
  5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru
  6. Учебник: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Список литературы

  1. Биология. Человек: 8 класс: методическое пособие / Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. – М.: Вентана-Граф, 2010
  2. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева / авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007
  3. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.
  4. Журналы «Биология в школе».
  5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным к учебным комплектам «Биология. Человек, 8 класс, А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО, 2005
  6. Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  7. Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Фёдорова, Г.А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  8. Учебник: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...