Приспособленность организмов к среде обитания - результат эволюции
план-конспект урока (биология, 11 класс) по теме
Урок биологии для 9,11 класса.Материал содержит пояснительную записку, презентацию. С презентацией можно познакомиться по ссылкеhttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=348053&...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 488.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Гурова Надежда Алексеевна, учитель биологии и географии
МОУ СОШ № 32 г. Волгограда
Пояснительная записка к образовательному ресурсу
«Приспособленность организмов к среде обитания –
результат эволюции»
1. Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции».
2. Целевая аудитория: обучающиеся 11-х классов.
3. Цель: сформировать представление о приспособленности организмов к среде обитания и её относительном характере.
Задачи:
- создать условия для усвоения нового материала, используя наглядные примеры приспособленности организмов;
- включить учеников в практическую деятельность по усвоению учебного материала;
- систематизировать знания в результате заполнения таблицы.
4. Актуальность работы и ожидаемые результаты:
Значимость данного ресурса состоит в том, что он способствует лучшему пониманию законов природы, воспитывает бережное отношение к ней. Ресурс обладает большими возможностями для формирования общей и экологической культуры личности подростка. Деятельностный подход, восприятие через текст, иллюстрации, аудио - и видеозапись помогает лучше усвоить материал и систематизировать знания обучающихся по теме «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер».
Результаты работы с ресурсом:
сформированные представления о многообразии адаптаций организмов к среде обитания, механизмах их возникновения, относительном характере приспособлений;
понимание необходимости бережного отношения к живой природе.
5. План работы с ресурсом:
Основные этапы урока | Использование медиаресурса |
1. Формулирование темы и цели урока обучающимися после просмотра видеозаписи | Просмотр видеозаписи фрагмента фильма по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше» (слайд 2). |
2.Знакомство с механизмом возникновения приспособленности | Работа со схемой «Механизм возникновения приспособленности организмов к среде обитания» (слайд 3).
|
3.Знакомство с примерами адаптаций организмов к среде обитания | Работа с рисунками (слайды 4 -14). |
4. Заполнение таблицы | Работа с учебником и тетрадью (заполнение таблицы по образцу), (слайды 15, 16). |
5.Объяснение понятия «Относительный характер приспособленности» | Работа с текстом и рисунками (слайд 17), с текстом учебника с. 246. |
5.Закрепление, обобщение и систематизация знаний | Тренировочные упражнения по теме (слайды 18 - 25). |
6.Подведение итогов урока |
6.Техническое и программное обеспечение:
Компьютер (ноутбук) с программой Мicrosoft Power Point 2010 (2007), программой Windows Media Player (WMP) для прослушивания звуковых файлов и просмотра видеозаписей или Media Player Сlassic; K-Lite Codec Pack; мультимедийный проектор; экран; звуковые колонки.
7. Рекомендации по использованию ресурса.
Данный ресурс может использоваться на уроках биологии в 11-х классах при изучении темы «Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности». Работа позволит обучающимся на наглядных примерах ознакомиться с адаптациями животных и растений к среде их обитания, составление таблицы поможет систематизировать новый учебный материал, а тренажёры будут способствовать закреплению полученных знаний. На уроке рекомендуется работу с презентацией сочетать с работой обучающихся с учебником и тетрадью.
8. Информационные источники.
Итоговая работа создавалась на основе лекций, представленных экспертами мастер – класса: Лобановой Раисой Борисовной, Смекаловой Юлией Валерьевной – материалы мастер-класса № 3 «Создание КОР»
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=236875&tmpl=com
Литература
О. Л. Ващенко. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6 – 11 класс. – М.: Планета, 2012
В. И. Сивоглазов. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012
В. Бианки Чей нос лучше.- Л.; Детская литература, 1987
Интернет-ресурсы
1 слайд
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&d_no=330371&ext=Attachment.aspx?Id=163976 баннер СТУ
http://www.proza.ru/pics/2011/09/27/1204.jpg рисунок с титульного листа
2 слайд
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=nze8_EHBfNE видеофрагмент по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше»
6 слайд
http://cs10737.userapi.com/u139684566/-6/x_c18d0bfd.jpg дельфин
http://klopik.com/uploads/posts/2010-02/thumbs/1267353759_1265210343_1504993.jpg фалера сучковидная
http://a.gallery.ukrhome.net/users/14107/images/medium/fb0384ee25eb627ea1a339dac36aef18.jpg морской конёк
7 слайд
http://vedmachka.gorod.tomsk.ru/posts-files/69/443/i/Kuropatka.jpg белая куропатка
http://cs9565.userapi.com/u147197384/-14/q_1a13f9b0.jpg зебра
http://copypast.ru/uploads/posts/thumbs/1224746810_01.jpg шмель
8 слайд
http://img.src.ca/2010/01/15/240x135/100115oiseau-oeufs_4.jpg яйца кулика-сороки
http://macroid.ru/_data/medium/46/P8080083big.jpg муха-пчеловидка
http://www.zenskijklub.lv/content/uploads/1300741182-5381.jpg бабочка-белянка
9 слайд
http://mirbiologii.ru/wp-content/uploads/2011/05/prisposoblennost.jpg примеры мимикрии
http://img-fotki.yandex.ru/get/0/sklv-svt.10/0_35fae_fe39903e_XL муха-журчалка
http://cs.seti.ee/screen/13/qqq/vop9.jpg оса
http://100dorog.ru/upload/contents/434/monarch-butterfly.jpg бабочка-монарх
http://macroclub.com.ua/photos/0000/1133/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA11_show.jpg ленточник
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/220px-Lamium_album%2801%29.jpg яснотка белая
http://blogi.anastasia.ru/uploads/images/00/02/28/2011/05/10/73fff1.jpg крапива двудомная
10 слайд
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/774/47774101_1250844012_13.jpg камбала
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/50/Leafy_SeadragonPhycodurus_eques_2500px.jpg/640px-Leafy_Seadragon_Phycodurus_eques_2500px.jpg?uselang=ru морской конёк-тряпичник
11 слайд
http://f.makewap.ru/tb/9/2a6/e7e/92a6e7e710f9e1e89d0c43ff018ff333.jpg кактус
http://img-fotki.yandex.ru/get/3903/priroda40.0/0_359d6_24289b2d_XL шиповник
http://www.animalsworld.info/pictures/2/1497.jpg гребенчатый дикобраз
12 слайд
http://www.profi-forex.org/system/news/401_84.jpg опоссумы
http://www.зоогеография.рф/images/public/20101129/sogdianskaya_kruglogolovka_big.jpg ушастая круглоголовка
http://www.prirodasibiri.ru/links/192/id006-02.jpg кедровка
13 слайд
http://wildportal.ru/0_images/583/127.jpg самец тиляпии
http://img-fotki.yandex.ru/get/5110/pollika-rzn.95/0_57247_763d70d5_XL гнездо ремеза
http://900igr.net/datai/biologija/Postembrionalnoe-razvitie/0007-003-Postembrionalnoe-razvitie.png выкармливание птенцов в гнезде
14 слайд
http://files-cdn.formspring.me/photos/20120526/n4fc086e98f221.jpg венерина мухоловка
http://s2.ziareromania.ro/?mmid=16dcc2e9a058b8332 крокодил
http://full-house.ru/upload_files/img_15187.jpg двугорбый верблюд
16 слайд
http://animals.nationalgeographic.com/staticfiles/NGS/Shared/StaticFiles/animals/images/800/oriental-fire-bellied-toad.jpg краснобрюхая жерлянка
http://samlib.ru/img/s/sorenkowa_g/a0-18/shmelx1.jpg шмель
http://storage2.peteava.ro/serve/thumbnail/162723/resize каракурт
17 слайд
http://lol54.ru/uploads/posts/2008-03/1204355979_mangust_05.jpg мангуст сражается с змеёй
http://files.myopera.com/Words/blog/fox_cub_hedgehog_2905101990.jpg лиса и ёж
http://900igr.net/datas/biologija/Adaptatsija-organizmov/0023-023-Otnositelnyj-kharakter-prisposoblennosti.jpg относительный характер приспособленности
19 слайд
http://fichas.infojardin.com/foto-acuaticas/typha-latifolia.jpg рогоз
http://igz.ilmeny.ac.ru/RED_BOOK/images/m08_rast_pokritosemennie_zlaki_kovil_peristii_01.gif ковыль
http://www.dzietki.org/article/images/knihi/kvietki13.jpg клевер луговой
21 слайд
http://kids.sp.kh.ua/wp-content/uploads/2012/08/muha-zhurchalka.jpg муха-журчалка
http://s55.radikal.ru/i148/1207/30/62a585cd2307.jpg королевская змея
http://www.vokrugsveta.ru/img/bx/iblock/5e7/5e740c0e371bfe501925a8f409243fa6.jpg морской конёк
http://quran-m.com/pp/data/519/medium/715px-Beautiful_Zebra_in_South_Africa.JPG зебра
«О звуках, флешроликах и видео в презентациях», автор Нехорошкина О.А.
Звуки «Всё правильно», «Попробуй ещё»
24 слайд – 25 слайд
http://formola2010.narod.ru/smile.jpg весёлый смайлик.
http://www.herz4pfoten.ch/resources/imagesCAAOL09M.jpg грустный смайлик
22 слайд
Фотография автора из личного архива Гуровой Н. А.
Материалы мастер-класса 3 поток «Создание КОР» под руководством Лобановой Р.Б. и Смекаловой Ю.В., Кугут И. А.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=236875&tmpl=com
Материалы мастер-класса «Создание КОР»:
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=168914 – задание 1 МК КОР 3 поток
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=169487 – задание 2
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=170075 – задания 3 – 4
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=171000 – задание 5
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=171374 – задание 6
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=171829 – задание 7
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=172394 – задание 8
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=172973 – задание 9
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=173394 – задание 10
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=173873 – итоговое задание
10. Послайдовое описание использования ресурса
Номер слайда | Содержание слайда | Навигация |
Слайд 1 | Титульный (название работы, сведения об авторе) | Переход на слайд № 2 по щелчку, переход на слайд № 26 по гиперссылке, настроенной на авторские данные. |
Слайд 2 | Просмотр видеофрагмента по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше». Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Только покажется муха или бабочка, он сейчас же поймает её и проглотит…Увидел дубоноса и стал ему плакаться… - Мне, - говорит, - очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб. - Да, твой нос никуда не годится, -сказал дубонос, - слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! - и готово…Вот бы тебе такой нос. Услыхал его клёст-крестонос и говорит: - У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им семечки из шишек вылущиваю… - Верно, - сказал мухолов, - твой нос хитрей устроен. - Ты, должно быть, моего носа ещё не видел, - сказал дятел. Вот полюбуйся. - А что ж на него любоваться?...-Самый обыкновенный нос… - Нам, лесным работникам, -сказал дятел-долбонос, - надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм добываем, но ещё и дерево долбим: жилища устраиваем … Нос у меня - долото! - Чудеса! - сказал мухолов. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я выберу самый лучший нос. Да тут вдруг упал сверху серый ясреб-крючконос, схватил мухолова и унёс себе на обед…. Так и осталось неизвестно, чей нос лучше. Самостоятельное определение школьниками цели урока после просмотра видеофрагмента. | Переход на слайд №3по управляющей кнопке . |
Слайд 3 | Работа со схемой «Механизм возникновения приспособленности организмов к среде обитания» Запись схемы в тетради: Механизм формирования приспособленности по Ч. Дарвину и А. Уоллесу. Приспособление возникает только в результате естественного отбора, когда выживают наиболее приспособленные.
| Анимация возникает автоматически при переходе со слайда №2. Переход на слайд №4 - по управляющей кнопке.
|
Слайд 4 | Рисунок Smart Art. | Переход по щелчку отключен. Гиперссылки настроены на скруглённые прямоугольники. При нажатии на прямоугольник 1 попадаем на слайд №6. При нажатии на прямоугольник 2 попадаем на слайд №7. При нажатии на прямоугольник 3 попадаем на слайд №8. При нажатии на прямоугольник 4 попадаем на слайд №10. По управляющей кнопке попадём на слайд №5. |
Слайд 5 | Рисунок Smart Art. | Переход по щелчку отключен. Гиперссылки настроены на скруглённые прямоугольники. При нажатии на прямоугольник 5 попадаем на слайд №11. При нажатии на прямоугольник 6 попадаем на слайд №12. При нажатии на прямоугольник 7 попадаем на слайд №13. При нажатии на прямоугольник 8 попадаем на слайд №10. |
Слайды 6 - 8 | Рисунки Smart Art. Примеры адаптаций организмов к условиям обитания. На слайде № 8 представлены разновидности мимикрии – мимезия – сходство с предметами окружающей среды (яйца кулика-сороки – галька). Миметизм – сходство с несъедобными и защищёнными (муха-пчеловидка – пчела). Бейтсовская мимикрия – сходство с несъедобными (бабочки-белянки – бабочки- геликониды). | Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Гиперссылка настроена на верхний скруглённый прямоугольник. Переход по гиперссылке на слайд № 4. |
Слайд 9 | Примеры мимикрии. Сравнение незащищённых и защищённых организмов. | Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Переход на слайд № 4 по управляющей кнопке . |
Слайд 10 | Маскировка. | Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Переход на слайд № 5 по управляющей кнопке . |
Слайды 11 - 13 | Рисунки Smart Art. Примеры адаптаций организмов к условиям обитания.
| Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Гиперссылка настроена на верхний скруглённый прямоугольник. Переход по гиперссылке на слайд № 5. |
Слайд 14 | Рисунок Smart Art. Примеры адаптаций организмов к условиям обитания. | Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Гиперссылка настроена на верхний скруглённый прямоугольник. Переход по гиперссылке на слайд № 15. |
Слайды 15 - 16 | Заполнение таблицы в тетради. Работа с учебником. Представлен общий вид таблицы и процесс её заполнения. | Переход по щелчку отключен. Со слайда № 15 по управляющей кнопке попадём на слайд № 16. На слайде № 16 анимация настроена автоматически. Переход на слайд № 17 по управляющей кнопке . |
Слайд 17 | Знакомство с понятием «Относительный характер приспособленности». Итак, мы видим, что одним из результатов естественного отбора является приспособленность. На основании собственных наблюдений приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования. Как они могли возникнуть? Как вы понимаете - приспособленность имеет относительный характер? Работа с учебником. | Анимация настроена автоматически. Переход на слайд № 18 по управляющей кнопке .
|
Слайд 18 | Закрепление изученного материал Задание. Установи соответствие между формой и сущностью адаптации. | По щелчку фигуры начинают перемещаться и изменяют цвет. Устанавливается взаимосвязь между формой адаптации и её сущностью. Переход на слайд № 19 по щелчку. |
Слайд 19 | Задание. Вставь пропущенные слова. | По щелчку появляются термины, обозначающие экологические группы растений. Переход на слайд № 20 по щелчку. |
Слайд 20 | Задание. Установи соответствие между экологическими группами растений. | По щелчку фигуры начинают перемещаться и изменяют цвет. Устанавливается взаимосвязь между группой растений и признаками. Переход на слайд № 21 по щелчку. |
Слайд №21 | Задание. Найди примеры мимикрии. | Используются триггеры и звуковые файлы. При нажатии на картинку появляется смайлик и звуковое сопровождение. Если ответ правильный, то появляется весёлый смайлик и звук – всё правильно, если ответ неверный, то появляется грустный смайлик и звук – подумай ещё. Переход на слайд № 22 по управляющей кнопке . |
Слайд 22 | Задание. Из четырёх вариантов ответов выбрать один правильный. | Используются триггеры. При нажатии на прямоугольник, он меняет цвет. При неправильных ответах прямоугольники окрашиваются в зелёный цвет, а при правильном – в розовый. Переход на слайд № 23 по управляющей кнопке .
|
Слайд 23 | Задание. Из четырёх вариантов ответов выбрать один правильный. | Используются триггеры. При правильных ответах прямоугольники окрашиваются в зелёный цвет, а при неправильном – исчезает. Переход на слайд № 24 по управляющей кнопке .
|
Слайды 24 -25 | Задание. Из четырёх вариантов ответов выбрать один правильный. | Используются триггеры. При нажатии на прямоугольник с неправильным ответом появляется грустный смайлик и тут же исчезает, а при нажатии на прямоугольник с правильным ответом появляется весёлый смайлик. Со слайда № 25 по управляющей кнопке попадём на слайд № 27. |
Слайд 26 | Сведения об авторе. | По управляющей кнопке попадём на титульный слайд. |
Слайды 27 - 29 | Использованные ресурсы. | Переход со слайдов № 27 и № 28 по щелчку. На слайде № 29 переход по щелчку отключен. Выход из режима просмотра по управляющей кнопке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"
Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....
"Приспособленность организмов к среде обитания"
"Приспособленность организмов к среде обитания"Цели:1.Спобствовать усвоению учащимися знаний о возникновении приспособлений.2.Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания.3...
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"
Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....
Презентация к уроку биологии в 9 классе "Результаты эволюции : многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания".
Данная презентация предназначена для использования на уроке биологии в 9 классе "Результаты эволюции" по программе Пономарёвой. Презентация используется на всех этапах урока....
Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...