Приспособленность организмов к среде обитания - результат эволюции
план-конспект урока (биология, 11 класс) по теме

Гурова Надежда Алексеевна

Урок биологии для 9,11 класса.Материал содержит пояснительную записку, презентацию. С презентацией можно познакомиться по ссылкеhttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=348053&...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx488.88 КБ

Предварительный просмотр:

                     Гурова Надежда Алексеевна, учитель биологии и географии

МОУ СОШ № 32 г. Волгограда

        

Пояснительная записка к образовательному ресурсу

«Приспособленность организмов к среде обитания –

результат эволюции»

 

1. Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания – результат эволюции».

2. Целевая аудитория: обучающиеся 11-х классов.

3. Цель: сформировать представление о приспособленности организмов к среде обитания и её относительном характере.

   

    Задачи:

  • создать условия для усвоения нового материала, используя наглядные примеры приспособленности организмов;
  • включить учеников в практическую деятельность по усвоению учебного материала;
  • систематизировать знания в результате заполнения таблицы.

4. Актуальность работы и ожидаемые результаты:

Значимость данного ресурса состоит в том, что он способствует лучшему пониманию законов природы,  воспитывает бережное отношение к ней. Ресурс обладает большими возможностями для формирования общей и экологической культуры личности подростка.  Деятельностный подход, восприятие через текст, иллюстрации, аудио -  и видеозапись помогает лучше усвоить материал и систематизировать знания обучающихся по теме «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер».

Результаты работы с ресурсом: 

сформированные представления о многообразии адаптаций организмов к среде обитания, механизмах их возникновения, относительном характере приспособлений;

понимание необходимости  бережного отношения к живой природе.

5. План работы с ресурсом:

Основные этапы урока

Использование медиаресурса

1. Формулирование темы и цели урока обучающимися после     просмотра видеозаписи

Просмотр видеозаписи фрагмента фильма по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше» (слайд 2).

2.Знакомство с механизмом возникновения приспособленности

Работа со схемой «Механизм возникновения приспособленности организмов к среде обитания» (слайд 3).

 

3.Знакомство с примерами адаптаций организмов к среде обитания

Работа с рисунками (слайды 4 -14).

4. Заполнение таблицы

Работа с учебником и тетрадью  (заполнение таблицы по образцу), (слайды 15, 16).

5.Объяснение понятия «Относительный характер приспособленности»

Работа с текстом и рисунками (слайд 17), с текстом учебника с. 246.

5.Закрепление, обобщение и систематизация знаний

Тренировочные упражнения по теме (слайды 18 - 25).

6.Подведение итогов урока

6.Техническое и программное обеспечение:

Компьютер (ноутбук) с программой Мicrosoft Power Point 2010 (2007), программой Windows  Media Player (WMP) для прослушивания звуковых файлов и просмотра видеозаписей или Media Player Сlassic; K-Lite Codec Pack; мультимедийный проектор; экран; звуковые колонки.

7. Рекомендации по использованию ресурса.

Данный ресурс может использоваться на уроках биологии в 11-х классах при изучении темы  «Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности». Работа позволит  обучающимся на наглядных примерах ознакомиться  с адаптациями животных и растений к среде их обитания, составление таблицы поможет систематизировать новый учебный материал, а тренажёры  будут способствовать закреплению полученных знаний. На уроке  рекомендуется работу с презентацией сочетать с  работой  обучающихся с учебником и тетрадью.

8. Информационные источники.

Итоговая работа создавалась на основе лекций, представленных экспертами мастер – класса: Лобановой Раисой Борисовной, Смекаловой Юлией Валерьевной – материалы мастер-класса № 3 «Создание КОР»

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=236875&tmpl=com

Литература

О. Л. Ващенко. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6 – 11 класс. – М.: Планета, 2012

В. И. Сивоглазов. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012

В. Бианки  Чей нос лучше.- Л.; Детская литература, 1987

 

Интернет-ресурсы

1 слайд

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&d_no=330371&ext=Attachment.aspx?Id=163976  баннер СТУ

 http://www.proza.ru/pics/2011/09/27/1204.jpg  рисунок с титульного листа    

2 слайд

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=nze8_EHBfNE  видеофрагмент по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше»

6 слайд

http://cs10737.userapi.com/u139684566/-6/x_c18d0bfd.jpg  дельфин

http://klopik.com/uploads/posts/2010-02/thumbs/1267353759_1265210343_1504993.jpg фалера сучковидная

http://a.gallery.ukrhome.net/users/14107/images/medium/fb0384ee25eb627ea1a339dac36aef18.jpg  морской конёк

7 слайд

http://vedmachka.gorod.tomsk.ru/posts-files/69/443/i/Kuropatka.jpg белая куропатка

http://cs9565.userapi.com/u147197384/-14/q_1a13f9b0.jpg зебра

http://copypast.ru/uploads/posts/thumbs/1224746810_01.jpg шмель

8 слайд

http://img.src.ca/2010/01/15/240x135/100115oiseau-oeufs_4.jpg  яйца кулика-сороки

http://macroid.ru/_data/medium/46/P8080083big.jpg  муха-пчеловидка

http://www.zenskijklub.lv/content/uploads/1300741182-5381.jpg бабочка-белянка

9 слайд

http://mirbiologii.ru/wp-content/uploads/2011/05/prisposoblennost.jpg  примеры мимикрии

http://img-fotki.yandex.ru/get/0/sklv-svt.10/0_35fae_fe39903e_XL муха-журчалка

http://cs.seti.ee/screen/13/qqq/vop9.jpg  оса

http://100dorog.ru/upload/contents/434/monarch-butterfly.jpg  бабочка-монарх

http://macroclub.com.ua/photos/0000/1133/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA11_show.jpg  ленточник

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/220px-Lamium_album%2801%29.jpg  яснотка белая

http://blogi.anastasia.ru/uploads/images/00/02/28/2011/05/10/73fff1.jpg крапива двудомная

10 слайд

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/774/47774101_1250844012_13.jpg камбала

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/50/Leafy_SeadragonPhycodurus_eques_2500px.jpg/640px-Leafy_Seadragon_Phycodurus_eques_2500px.jpg?uselang=ru  морской конёк-тряпичник

11 слайд

http://f.makewap.ru/tb/9/2a6/e7e/92a6e7e710f9e1e89d0c43ff018ff333.jpg кактус

http://img-fotki.yandex.ru/get/3903/priroda40.0/0_359d6_24289b2d_XL  шиповник

http://www.animalsworld.info/pictures/2/1497.jpg гребенчатый дикобраз

12 слайд

http://www.profi-forex.org/system/news/401_84.jpg опоссумы

http://www.зоогеография.рф/images/public/20101129/sogdianskaya_kruglogolovka_big.jpg  ушастая круглоголовка

http://www.prirodasibiri.ru/links/192/id006-02.jpg кедровка

13 слайд

http://wildportal.ru/0_images/583/127.jpg самец тиляпии

http://img-fotki.yandex.ru/get/5110/pollika-rzn.95/0_57247_763d70d5_XL гнездо ремеза

http://900igr.net/datai/biologija/Postembrionalnoe-razvitie/0007-003-Postembrionalnoe-razvitie.png  выкармливание птенцов в гнезде

14 слайд

http://files-cdn.formspring.me/photos/20120526/n4fc086e98f221.jpg  венерина мухоловка

http://s2.ziareromania.ro/?mmid=16dcc2e9a058b8332  крокодил

http://full-house.ru/upload_files/img_15187.jpg  двугорбый верблюд

16 слайд

http://animals.nationalgeographic.com/staticfiles/NGS/Shared/StaticFiles/animals/images/800/oriental-fire-bellied-toad.jpg  краснобрюхая жерлянка

http://samlib.ru/img/s/sorenkowa_g/a0-18/shmelx1.jpg  шмель

 

http://storage2.peteava.ro/serve/thumbnail/162723/resize  каракурт

17 слайд

http://lol54.ru/uploads/posts/2008-03/1204355979_mangust_05.jpg  мангуст сражается с змеёй

http://files.myopera.com/Words/blog/fox_cub_hedgehog_2905101990.jpg лиса и ёж

http://900igr.net/datas/biologija/Adaptatsija-organizmov/0023-023-Otnositelnyj-kharakter-prisposoblennosti.jpg относительный характер приспособленности

19 слайд

http://fichas.infojardin.com/foto-acuaticas/typha-latifolia.jpg  рогоз

http://igz.ilmeny.ac.ru/RED_BOOK/images/m08_rast_pokritosemennie_zlaki_kovil_peristii_01.gif  ковыль

http://www.dzietki.org/article/images/knihi/kvietki13.jpg  клевер луговой

21 слайд

http://kids.sp.kh.ua/wp-content/uploads/2012/08/muha-zhurchalka.jpg  муха-журчалка

http://s55.radikal.ru/i148/1207/30/62a585cd2307.jpg королевская змея

http://www.vokrugsveta.ru/img/bx/iblock/5e7/5e740c0e371bfe501925a8f409243fa6.jpg  морской конёк

http://quran-m.com/pp/data/519/medium/715px-Beautiful_Zebra_in_South_Africa.JPG  зебра

 «О звуках, флешроликах и видео в презентациях», автор Нехорошкина О.А. 

Звуки «Всё правильно», «Попробуй ещё»

24 слайд – 25 слайд

http://formola2010.narod.ru/smile.jpg весёлый смайлик.      

http://www.herz4pfoten.ch/resources/imagesCAAOL09M.jpg грустный смайлик

22 слайд

Фотография автора из личного архива Гуровой Н. А.

Материалы мастер-класса 3 поток  «Создание КОР» под руководством Лобановой Р.Б. и Смекаловой Ю.В., Кугут И. А.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=236875&tmpl=com 

Материалы мастер-класса «Создание КОР»:

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=168914 – задание 1 МК КОР 3 поток

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=169487 – задание 2

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=170075 – задания 3 – 4

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=171000 – задание 5  

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=171374 – задание 6

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=171829 – задание 7

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=172394 – задание 8

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=172973 – задание 9

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=173394 – задание 10

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=173873 – итоговое задание 

10. Послайдовое описание использования ресурса

Номер слайда

Содержание слайда

Навигация

Слайд 1

Титульный (название работы, сведения об авторе)

Переход на слайд № 2 по щелчку, переход на слайд № 26 по гиперссылке, настроенной на авторские данные.

Слайд 2

Просмотр видеофрагмента по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше».

Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Только покажется муха или бабочка, он сейчас же  поймает её и проглотит…Увидел дубоноса и стал ему плакаться…

- Мне, - говорит, - очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу:  нос у меня чересчур слаб.

- Да, твой нос никуда не годится, -сказал дубонос, - слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! - и готово…Вот бы тебе такой нос. Услыхал его клёст-крестонос и говорит:

- У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им семечки из шишек вылущиваю…

- Верно, - сказал мухолов, - твой нос хитрей устроен.

- Ты, должно быть, моего носа ещё не видел, - сказал дятел. Вот полюбуйся.

- А что ж на него любоваться?...-Самый обыкновенный нос…

- Нам,  лесным работникам, -сказал дятел-долбонос, -  надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм добываем, но ещё и дерево долбим: жилища устраиваем … Нос у меня - долото!

- Чудеса! - сказал мухолов. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я выберу самый лучший нос. Да тут вдруг упал сверху серый ясреб-крючконос, схватил мухолова и унёс себе на обед….

Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.

 Самостоятельное определение школьниками цели урока после просмотра видеофрагмента.

Переход на слайд №3по управляющей кнопке .

Слайд 3

Работа со схемой «Механизм возникновения приспособленности организмов к среде обитания»

Запись схемы в тетради:

Механизм формирования приспособленности

по Ч. Дарвину и А. Уоллесу.

Приспособление возникает только в результате естественного отбора, когда выживают наиболее приспособленные.

                                                             

Анимация возникает автоматически при переходе со слайда №2. Переход на слайд №4 - по управляющей кнопке. 

 

Слайд 4

Рисунок Smart Art.

Переход по щелчку отключен. Гиперссылки настроены на скруглённые прямоугольники. При нажатии на прямоугольник 1  попадаем на слайд №6. При нажатии на прямоугольник 2  попадаем на слайд №7. При нажатии на прямоугольник 3 попадаем на слайд  №8. При нажатии на прямоугольник 4  попадаем на слайд №10. По управляющей кнопке

 попадём на слайд №5.

Слайд 5

Рисунок Smart Art.

Переход по щелчку отключен. Гиперссылки настроены на скруглённые прямоугольники. При нажатии на прямоугольник 5  попадаем на слайд №11. При нажатии на прямоугольник  6 попадаем на слайд №12. При нажатии на прямоугольник 7  попадаем на слайд №13. При нажатии на прямоугольник 8 попадаем на слайд №10.

Слайды

6 - 8

Рисунки Smart Art. Примеры адаптаций организмов к условиям обитания.

На слайде № 8 представлены разновидности мимикрии – мимезия – сходство с предметами окружающей среды (яйца кулика-сороки – галька). Миметизм – сходство с несъедобными и защищёнными (муха-пчеловидка – пчела). Бейтсовская мимикрия – сходство с несъедобными (бабочки-белянки – бабочки- геликониды).

Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Гиперссылка настроена на верхний скруглённый прямоугольник. Переход по гиперссылке на слайд № 4.

Слайд 9

Примеры мимикрии. Сравнение незащищённых и защищённых организмов.

Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Переход на слайд № 4 по управляющей кнопке

.

Слайд 10

Маскировка.

Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Переход на слайд № 5 по управляющей кнопке

.

Слайды

11 - 13

Рисунки Smart Art. Примеры адаптаций организмов к условиям обитания.

 

Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Гиперссылка настроена на верхний скруглённый прямоугольник. Переход по гиперссылке на слайд № 5.

Слайд 14

Рисунок Smart Art. Примеры адаптаций организмов к условиям обитания.

Анимация настроена автоматически. Переход по щелчку отключен. Гиперссылка настроена на верхний скруглённый прямоугольник. Переход по гиперссылке на слайд № 15.

Слайды 15 - 16

Заполнение таблицы в тетради. Работа с учебником. Представлен общий вид таблицы и процесс её заполнения.

Переход по щелчку отключен. Со слайда № 15 по управляющей кнопке  попадём на слайд № 16. На слайде № 16 анимация настроена автоматически. Переход на слайд № 17 по управляющей кнопке

.

Слайд 17

Знакомство с понятием «Относительный характер приспособленности».

Итак, мы видим, что одним из результатов естественного отбора является приспособленность.

На основании собственных наблюдений приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования. Как они могли возникнуть? Как вы понимаете - приспособленность имеет относительный характер?

Работа с учебником.

Анимация настроена автоматически. Переход на слайд № 18 по управляющей кнопке

.

 

Слайд

18

Закрепление изученного материал

Задание. Установи соответствие между формой и сущностью адаптации.

По щелчку фигуры начинают перемещаться и изменяют цвет. Устанавливается взаимосвязь между формой адаптации и её сущностью. Переход на слайд № 19 по щелчку.

Слайд

19

Задание.  Вставь пропущенные слова.

По щелчку появляются термины, обозначающие экологические группы растений. Переход на слайд № 20 по щелчку. 

Слайд 20

Задание. Установи соответствие между экологическими группами растений.

По щелчку фигуры начинают перемещаться и изменяют цвет. Устанавливается взаимосвязь между группой растений и  признаками. Переход на слайд № 21 по щелчку. 

Слайд №21

Задание. Найди примеры мимикрии.

Используются триггеры и звуковые файлы. При нажатии на картинку появляется смайлик и звуковое сопровождение. Если ответ правильный, то появляется весёлый смайлик и звук – всё правильно, если ответ неверный, то появляется грустный смайлик и звук – подумай ещё. Переход на слайд № 22 по управляющей кнопке

.

Слайд 22

Задание. Из четырёх вариантов ответов выбрать один правильный.

Используются триггеры. При нажатии на прямоугольник, он меняет цвет. При неправильных ответах прямоугольники окрашиваются в зелёный цвет, а при правильном – в розовый. Переход на слайд  № 23 по управляющей кнопке

.

 

Слайд 23

Задание. Из четырёх вариантов ответов выбрать один правильный.

Используются триггеры. При правильных ответах прямоугольники окрашиваются в зелёный цвет,    а при неправильном – исчезает. Переход на слайд  № 24 по управляющей кнопке

.

 

Слайды 24 -25

Задание. Из четырёх вариантов ответов выбрать один правильный.

Используются триггеры. При нажатии на прямоугольник с неправильным ответом появляется грустный смайлик и тут же исчезает,  а при нажатии на прямоугольник с правильным ответом появляется весёлый смайлик. Со слайда № 25 по управляющей кнопке  

 попадём на слайд № 27.

Слайд 26

Сведения об авторе.

По управляющей кнопке

 попадём на титульный слайд.

Слайды 27 - 29

Использованные ресурсы.

Переход со слайдов № 27 и № 28 по щелчку. На слайде № 29 переход по щелчку отключен. Выход из режима просмотра по управляющей кнопке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"

Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....

"Приспособленность организмов к среде обитания"

"Приспособленность организмов к среде обитания"Цели:1.Спобствовать усвоению учащимися знаний о возникновении приспособлений.2.Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания.3...

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Результаты эволюции : многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания".

Данная презентация предназначена для использования на уроке биологии в 9 классе "Результаты эволюции" по программе Пономарёвой. Презентация используется на всех этапах урока....

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...