Презентация к уроку биологии в 9 классе "Результаты эволюции : многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания".
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

Андриенко Елена Викторовна

Данная презентация предназначена для использования на уроке биологии в 9 классе "Результаты эволюции" по программе Пономарёвой. Презентация используется на всех этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya4.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П. Грассэ «Жить – значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой».

Слайд 2

Как образуются приспособления? Попытайтесь объяснить образование длинной шеи у жирафа с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

Слайд 3

Механизм возникновения адаптаций: 1. Изменение условий среды. 2. Наследственная изменчивость. 3. Естественный отбор. 4. Приспособленность организмов.

Слайд 4

Перепутанные логические цепочки Адаптация- соответствие только физиологических функций организма условиям их обитания. Адаптация- совокупность тех особенностей поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды. Адаптация – это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

Слайд 5

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Слайд 6

Цель: 1. Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания. 2. Раскрыть относительный характер приспособлений.

Слайд 7

Классификация адаптаций ФОРМА АДАПТАЦИЙ ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЕ АДАПТАЦИЙ

Слайд 8

Классификация адаптаций ФОРМА АДАПТАЦИЙ ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЕ АДАПТАЦИЙ Форма тела Покровительственная окраска Маскировка Предупреждающая окраска Мимикрия Поведенческие адаптации Физиологические адаптации Биохимические адаптации

Слайд 9

Форма тела Обтекаемая форма тела позволяет дельфину развивать в воде v =40 км/ч. Сокол – сапсан в погоне за добычей развивает v = 290 км/ч Скорость пингвина в толще воды 35 км/ч

Слайд 10

Покровительственная окраска У открыто гнездящихся птиц самка, сидящая на гнезде почти неотличима от окружающего фона. Соответствует фону и пигментированная скорлупа яиц. Интересно, что у птиц, гнездящихся в дупле, на деревьях, самки нередко имеют яркую окраску, а скорлупа светлая. Перепел и его яйца Горихвостка, яйцо кукушки в гнезде горихвостки

Слайд 11

Маскировка. Эффект покровительственной окраски повышается при ее сочетании с соответствующим поведением: в момент опасности многие животные замирают, принимая позу покоя. Удивительное сходство с веточками наблюдается у палочников. Гусеницы некоторых бабочек напоминают сучки, а тело некоторых бабочек – лист.

Слайд 12

Предупреждающая окраска Очень яркая окраска (обычно белая, желтая, красная, черная) характерна для хорошо защищенных ядовитых, жалящих форм. Несколько раз попытавшись отведать клопа-«солдатика», божью коровку, осу птицы в конце концов отказываются от нападения на жертву с яркой окраской.

Слайд 13

Мимикрия сходство беззащитного или съедобного вида с хорошо защищённым и обладающим предостерегающей окраской. Хищники не нападают на таких животных, опасаясь последствий. Бабочка вице-король повторяет форму и окраску крыльев ядовитой бабочки-монарха. Муха копирует облик и поведение пчелы.

Слайд 14

Мимикрия Молочная змея успешно имитирует окраску кораллового аспида Как правило, численность копируемых особей во много раз выше, чем копирующих.

Слайд 15

Поведенческие адаптации изменения поведения в тех или иных условиях. Лягушка лопатоног . Земноводное пустыни, живущее большую часть жизни в норах, выходит ночью на охоту, когда спадёт жара. Характерная черта поведения опоссума - способность притворяться мертвым при опасности, в этой "игре" опоссум просто неподражаем.

Слайд 16

Поведенческие адаптации Самец колюшки строит гнездо с 2 выходами – забота о безопасности потомства Речной бобр запасает до 20 куб.м. корма

Слайд 17

Биохимические адаптации Образование организмами ве5ществ, защищающих от врагов или нападение на другие организмы. Это яды пауков, змей, скорпионов, антибиотики грибов и т.д.

Слайд 18

Физиологические адаптации. В горбах верблюда накапливается жир. Летучая мышь ориентируется при помощи эхолокации .

Слайд 19

Абсолютны ли приспособления?

Слайд 20

Относительный характер приспособленности Ядовитых змей, опасных для многих животных, поедают мангусты. Ёж защищается от лисы иголками и сворачивается в клубок, но если рядом ручей, лиса скатывает его в воду, где мыщцы ежа разжимаются и он становится лёгкой добычей.

Слайд 21

Приспособленность к среде обитания носит относительный характер, полезна только в тех условиях, в которых она исторически сформировалась.

Слайд 22

1. Приспособленность организма к среде обитания формируется в результате: а) стремления особей к самосовершенствованию ; б) преимущественного сохранения особей с полезными наследственными изменениями; в) упражнений; г) создана по воле Высшего разума.

Слайд 23

2. Пример покровительственной окраски: а) окраска божьей коровки защищает ее от птиц; б) окраска зебры; в) окраска совки; г) окраска рябчика, сидящего на гнезде.

Слайд 24

3. Новые приспособления к условиям среды формируется в результате: а) стремления организмов к прогрессу; б) благоприятных условий окружающей среды; в) естественного отбора; г) нормы реакции организмов.

Слайд 25

4. Гусеница по форме напоминает сучок дерева – это пример: а) мимикрии; б) покровительственной окраски; в) маскировки; г) угрожающей позы.

Слайд 26

5. Приспособленность организмов носит относительный характер, так как: а) любая адаптация целесообразна только в определённых условиях; б) борьба за существование может привести к изменению вида; в) при резких изменениях условий группа вымирает; г) работает во всех условиях.

Слайд 27

Укажите правильную последовательность этапов формирования приспособлений у организмов, расположив буквы в соответствующем порядке. А. В результате борьбы за существование и естественного отбора преимущественно выживают и оставляют потомство особи с изменениями, соответствующими среде обитания. Б. Появление мутаций. В. Сохранение из поколения в поколение особей с полезными в определенных условиях среды изменениями, что приводит к формированию приспособленности организмов. Г. Борьба за существование с неблагоприятными условиями среды. Д. Приспособления (адаптации) - результат отбора наследственных изменений, повышающих жизнеспособность организмов к конкретным условиям среды.

Слайд 28

На основании знаний о движущих силах эволюции объяснить механизм возникновения приспособлений, вставив недостающие слова в текст ответа: 1. Среди организмов, не имевших _____________ в результате ____________ появились организмы с _____________. 2. В ходе борьбы за существование выживали ____________. 3. В результате шел естественный отбор и особи с ________ выживали, а без изменений погибали. 4. Возникали новые виды, имеющие ________.

Слайд 29

ВЫВОДЫ: 1 . Приспособленность – результат эволюции (естественного отбора). 2. Выживают наиболее приспособленные. 3. Благодаря возникновению адаптаций, появились новые виды, т.е. сформировалось многообразие организмов на Земле. 4. Приспособленность относительна, т. е. адаптации полезны только в тех условиях, в которых они сформировались.

Слайд 30

Домашнее задание: Записи в тетрадях, изучить таблицу, привести примеры: - приспособления у хищников и жертв (примерами); - приспособления у хозяев и паразитов; - приспособления у растений к опылению ветром, насекомыми, к распространению семян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Приспособленность организмов к среде обитания - результат эволюции

Урок биологии для 9,11 класса.Материал содержит пояснительную записку, презентацию. С презентацией можно познакомиться по ссылкеhttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=348053&d_no=346720&ex...

Урок на тему «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер». Общая биология. 9 класс.

Урок можно использовать  на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.)...

Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....

Урок биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

Формы приспособленности растений, животных к среде обитания....

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...

План-конспект урока биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленно...