Урок "Картофель - продукт питания и продовольственная культура"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Урок посвящён многообразию сельскохозяйственных растений, за основу взята продовольственная культура - картофель. В содержании урока был отобран материал о том, как попал картофель в Россию, агротехника выращивания картофеля, болезни картофеля и их профилактика; продолжается работа над понятиями сорт, селекция. В ходе урока учащиеся с помощью учителя подводятся к выводу о том, что человек оказывал и оказывает влияние на развитие культурных растений. Для активизации знаний использованы такие приёмы, как работа с пословицами и поговорками, стихами, практическое задание "Стаканчики с крупами" и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            УРОК: ЦЕННЫЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ-

                  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАРТОФЕЛЬ.

         

Оборудование: рисунки и таблицы с пораженными болезнями органов

                              растений; пословицы и поговорки:

“Картошка хлеб бережет” , “Клади картошку в окрошку, а любовь – в дело”,

“Ель да береза – чем не дрова? Соль да картошка – чем не еда?”

Повторение пройденного материала

ЗАДАНИЕ: Стих, к нему задание: составить название культур.

                     К каким семействам относят эти растения”

 

                                  ОГОРОД  НАОБОРОТ (Н.Кончаловская)

Жил один садовод

Он развёл огород

Приготовил старательно грядки

Он принес чемодан

Полный разных семян

Но смешались они в беспорядке

Наступила весна

И взошли семена

Садовод любовался на всходы

Утром их поливал

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но когда садовод нас позвал в огород

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали.

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо

Огурбузы росли

Помидыни росли, редисвекла, чеслук и репуста

Сельдерешек поспел

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

И таких баклачков

Испугался бы каждый садовник

Мы корзину несли

И решить не могли.

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам,

Ну, и съели их просто сырыми.

Огурцы, арбузы (тыкв.); помидоры(пасл), дыни(тыкв.); редис, свекла (маревые) ;

чеснок, лук (лилейные) ; репа, капуста (крест.) ; сельдерей ( зонтич.) ;

зеленый горошек; морковь (зонтичные.), картофель; спаржа (лилейные),

крыжовник; баклажан (пасленовые) , более 60 видов),

ЗАДАНИЕ 2:

Стаканчики с крупами:

МАННАЯ КРУПА – пшеница (из твердой пшеницы ) – Древний Египет

РИСОВАЯ КРУПА – рис (Индия) – Азия

ЯЧМЕНЬ: ЯЧНЕВАЯ КРУПА – из раздробленных зерен – Передняя Азия

                   ПЕРЛОВАЯ КРУПА – из крупных круглых зерен – П.Азия

ПШЕННАЯ КРУПА – просо – Китай

ГЕРКУЛЕС – овес – Древний Рим

УЗНАЙ, из какой культуры крупа. Родина культуры. Центры происхождения культурных растений (Н.И.Вавилов)

Сегодня на уроке мы с вами подробно изучим известную вам куль-

туру – к а р т о ф е л ь.

ТЕМА УРОКА: Картофель – продукт питания и продовольственная

культура.  

Задачи урока: -формировать знания о биологическом и хозяйственном значении клубней картофеля, о большой роли картофеля в питании человека.

                         -формировать знания о ценности овощей для здорового питания человека.                                              

Вы должны в конце урока ответить на такой вопрос, почему Прянишников сказал так:  “Выращивать картофель – все равно, что собирать три колоса там, где рос один”. А также на такой вопрос “Почему картофель называют вторым хлебом “

   - К какому семейству относят картофель? Почему?

   - Чем является клубень картофеля?  ( Клубни мы приносим из магазина.

Какую часть растения они представляют?  Это не листья, не цветы, ясно.

Может это корни?). Какое значение имеет для растения накопление питательных веществ в этих органах

Среди полевых культур картофель является важной продовольственной, кормовой, технической культурой. Откуда берет происхождение эта культура?

Сообщение ученика. Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего около четырехсот лет назад. Родина картофеля – Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах, на высоте от 500 до 4500 м, можно встретить почти все известные виды этого растения.

Испанские завоеватели в конце XV в. обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно не знакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался “чунью”. Это были высушенные клубни некоторых видов картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе (надо сказать, что в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, уменьшало горечь клубней. После высушивания получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы. Испанские завоеватели и не подозревали, какой ценный продукт они взяли с собой. Первое печатное сообщение о картофеле было сделано в Испании в 1553 году. А вот ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник К а с п е р   Б о х е н. В своей книге, изданной в 1596 году в Базеле,, он назвал его картофель обычный. Долгое время картофель высаживали в ботанических садах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах. Весьма не дружелюбно были встречены “земляные яблоки” во Франции. Церковники утверждали что растение разносит проказу и вызывает “одурь”(еще не знали, что некоторые сорта содержат много соланина, который вызывает пищевые отравления).

  Со временем репутация картофеля как ценного продукта выросла.

Картофель был большой редкостью и считался деликатесом. Французский

фармацевт Антуан Огюст Парматье в 1787- 1788 г.г . проводил свои опыты

с картофелем блин Парижа, он решил заинтересовать окрестных крестьян заморскими клубнями, чтобы способствовать распространению этого растения. Он просил у короля стражу для охраны картофеля. Стража охраняла участок только днем, а с наступлением темноты уходила. Картофель растащили.  

В Индию. Иран и другие страны картофель попал из Европы в XYIII веке. В конце XYII века это растение попало в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б.Шереметеву мешок картофеля. Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре было вызвано тем, что у картофеля была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни, т.к  не знали, как выращивать картофель. В 1770 году русский агроном и ученый А.Г.Болотов впервые в России опубликовал статью о картофеле, где рассказал, как выращивать это растение. Всего несколько десятилетий, после того как картофель признали в народе, потребовалось ему, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал продуктом, необходимым для всех слоёв российского общества,- картофель охотно ели и богатые и бедные. Правда, с той разницей, что для малообеспеченных семей рабочих и крестьян, особенно в годы хлебных недородов, он становится почти единственной пищей. Не даром в народе сложилась пословица :”Картофель – хлебу подмога”

                                А КАК ВЫРАЩИВАТЬ КАРТОФЕЛЬ?

При выращивании картофеля следует соблюдать специфические агротехнические мероприятия.

ТЕХНОЛОГИЯ выращивания картофеля:

  1. Подбор участка под картофель. По своей природе картофель светолюбивое растение, многолетние, клубненское, но в культуре возделывается как однолетние. Уже при небольшом ослаблении освещения у картофельных растений наблюдается пожелтение ботвы, вытягивание стеблей, замедление или полное отсутствие цветения и снижение урожая клубней. Подбирать для выращивания этой культуры хорошо освещённый участок. Картофель – растение умеренного климата, поэтому он хорошо растет и даёт высокие урожаи в средней полосе.  Под картофель следует отводить рыхлые почвы, черноземы, речные поймы, слабо и среднекислые сужсчаные, легкосуглинистые окультуренные, т.к он нуждается в большом количестве питательных веществ, особенно калия. Сильно влажная почва – клубни загнивают и погибают.
  2. Важным фактором, позволяющим получать высокие урожаи картофеля, является рациональное и эффективное внесение органических и минеральных удобрений. Органические удобрения лучше вносить осенью при расчете 60 – 80 г/га. А также вносятся минеральные удобрения фосфорно-калийные (70 – 80%)

     от необходимой дозы. Остальное весной. Внесение в почву навоза

     вместе с минеральными удобрениями способствует получению

     высоких урожаев.

  1. Подготовка клубней и посадка (сортировка, калибровка, воздушно-

тепловой обогрев, провяливание или проращивание перед посадкой) располагают в один слой в светлом и тёплом помещении (+16 - + 18 С).

  1. Подготовка почвы к посадке(весенняя, предпосевная).
  2. Посадка картофеля. Сажают клубни в прогретую 4˚- 5 ˚ С почву на глубину 6 – 12 см в зависимости от типа почвы, на расстоянии 30 – 40 см между клубнями и 60 – 70 см между рядами, вместе с клубнями вносят гранулированные минеральные удобрения. Сажают на  ровной поверхности или (квадратно-гнездовым способом) в гребни рядовым способом. Учитывают сроки посадки ( обычно 5 – 10 мая, чтобы не сократить гетационный период, а следовательно период активного накопления органического вещества в клубнях. Когда запоздалая посадка, то из-за наступления осенних заморозков картофель убирают с зеленой ботвой, до окончания передвижения запасных питательных веществ из листьев в подзеленую часть, это ведет к понижению крахмалистости растений.
  3. Уход за посадками: а). довсходовая и послевсходовая обработка, поддержание почвы в рылом и свободном от сорняков состоянии. Проводят 3 довсходовые обработки: первую не позднее 5-7 дней после посадки; последующие – с интервалом 7 дней. Послевсходовых – 2-3; а при последней – перед смыканием ботвы – осуществляют окучивание.

Б) борьба с вредителями.

- С колорадским жуком, в период выхода жуков из почвы проводится краевая обработка полей, где жук питается до появления всходов картофеля. В период массового появления личинок вредителя производят опрыскивание посадок ВАЛАТОНОМ, дурсбаном из расчета I-I, 5 л/га при норме расхода воды 400 – 500 л/га.

В) с болезнями.

Краткое сообщение ученика о болезнях картофеля (остальные – заполняют таблицу), сопровождаются демонстрацией рисунков и таблицами.

                                        ТАБЛИЦА

Название бол-ни

Возбудители бол-ни

Какие органы картоф-я поражают

Признаки бол-ни

Как распространяются бол-ни

Фитофтороз, или картофельная гниль

Гриб – паразит фитофтоза

Листья, стебли, клубни

Темно – бурые пятна на листьях, на нижней стороне листа вокруг пятен – белый паутинистый налет. Резко очерченные сероватые, а затем бурые вдавленные твердые пятна различной величины на клубнях. При разрезе клубня по краям мякоти видны рисовые пятна, распространяющиеся к центру язычками.

Споры фитофторы переносятся ветром и дождем.

 

МЕРЫ БОРЬБЫ:

        Дача профилактики после появления всходов – поликарбацин  (2,6 – 2,7 л/га), хлорокись меди (0,5 – 0,6 л/га). Посадки обрабатывают через каждые 7-10 дней.  Применяют системные препараты – ридомия (доза 0,8 кг/га) Перед уборкой химическое уничтожение ботвы или снашивание с помощью опрыскивания хлоратом магния (25 – 30 кг/га).

     - Рак картофеля

     - Парша

     - Макроспориоз

     - Черная ножка

                                           

                                   БОЛЕЗНИ КАРТОФЕЛЯ

ВИРУСНЫЕ И МИКОПЛАЗ-   БАКТЕРИАЛЬНЫЕ     ГРИБНЫЕ БОЛЕЗНИ:

МЕННЫЕ:                                   БОЛЕЗНИ:                    Фитофтороз

Полосчатая мозаика                    Кольцевая гниль          Рак картофеля

Морщинистая мозаика               Черная ножка                Макроспориоз

Скручивание листьев                                                         Парша

Мозаичное закручивание                                                  Обыкновенная парша

листьев

Веретеновидность клубней

Столбур (стеблевое увядание)

 

  1. Уборка картофеля (на › S комбайнами)
  2. Хранение картофеля ( навальным способом при активной вентиляции в хранилищах акционного типа).

                     Задание для самостоятельной работы

                    В И К Т О Р И Н А (вопросы вывешены на доске)

  1. Откуда, и кем завезен картофель в Россию? (Петр 1 из Голландии)
  2. Когда пришли картофельные бунты в России (в 1842 г. После указа Николая 1 об обязательной посадке картофеля)
  3. Назовите способы размножения картофеля(клубнями, частями клубня, глазками, ростками, черенками, отводками, ростовыми черенками. семенами).
  4. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие? ( в них крахмал превращается в сахар)
  5. Что представляет собой клубень картофеля? (подземный побег)
  6. Почему подзеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу?( на свету часть крахмала превращается в соланин, а он ядовит)
  7. Какие условия необходимы для хранения клубней картофеля? (оптимальные условия для зимнего хранения  картофеля создаются при температуре +2 - 4˚С и относительной влажностью 85 – 90%).
  8. Какие вещества получают из картофеля?
  9. Что содержится в клубнях картофеля?

                        ПРИКЛЮЧЕНИЕ С МЮНХАУЗЕНОМ

Разные со мной происходили случаи и смешные и грустные. Но в один раз обстоятельства сложились неаккуратно. Одним словом, расстроиться пришлось в полном смысле этого слова, оказался я в заброшенном доме без пищи, но не один, а с мелкими грызунами. Стал я обследовать обстановку, где бы найти поесть. Смотрю в углу лежат крупные . позеленевшие плоды, вспомнил, что моя бабушка из похожих вкусные кушанья готовила. А называла она их “тартуффели”. Ну, думаю, съем их сырыми. Мыши бегают, не едят, но может они кушать не хотят, а я хочу. И съел. И тут началось. Одним словом, пришлось раствориться

Что за плоды? Почему Мюнхаузен получил пищевое отравление?

  1. Как влияет на рост и развитие картофеля недостаток освещения?
  2. В каких случаях период вегетации могут создаваться неблагоприятные условия освещения растений картофеля?  Какой способ посадки необходимо выбрать для того, чтобы избежать запущения растений? Какие меры с сорняками наметить? (широкорядные посадки).
  3.  Объясните, как связаны фотосинтез и урожай картофеля? ( органические вещества откладываются в клубнях картофеля, создаются в процессе фотосинтеза под воздействием солнечных лучей в хлорофилловых зернах листьев; вот почему в полевых условиях величина урожая во многом обуславливается площадью листьев растений, длительностью периода активной деятельностью и продуктивностью фотосинтеза растения).
  4. Как правильно подобрать участок для выращивания картофеля?
  5. Как обнаружить первые признаки картофельной гнили у растений?
  6. Как правильно убирать картофель? Почему нельзя раньше чем через 2 – 3 недели после уборки (особенно в сырую погоду), закапывать клубни на зимнее хранение.
  7. Как называется овощ, который “покорил больше народов, чем любой полководец?”
  8. В конце XVIII века в одной из российских газет была опубликована реклама этой овощной культуры. “Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад “?(картофель)

                     

Комментарии к уроку учителя: несмотря на небольшое количество часов отведенных на изучение темы “Семейства покрытосеменных растений” считаю, что хотя бы один урок следует выкроить на значение сельскохозяйственных культур для человека, т.к содержание этого урока играет большую роль в развитии мировоззрения, вскрывая широкие многосторонние значения биологических знаний в жизни человека. Развивает навыки подготовки сообщений, работы с дополнительной литературой и учебником

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохранение продуктов питания"

 Известно, что лучше всего питаться свежими продуктами. В овощах и зелени с грядки наибольшее количество витаминов и микроэлементов, необходимых для нашего здоровья. Это же справедливо для ягод с вето...

Презентация к уроку английского языка в 3 классе "Продукты питания"

Данная презентация может быть использована на уроке английского языка в 3  классе при изучении лексики по теме "Продукты". Презентация содержит иллюстрацию к каждой лексической единице. Помимо ил...

Разнообразие продуктов питания

Презентация по домоводству для 6 класса (с глубоким нарушением интеллекта) по теме "Питание"...

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»

Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...

Конспект урока по СБО на тему "Значение питания. Разнообразие продуктов питания"

Тема: Значение питания. Разнообразие продуктов питания. Цель: расширить представление о разнообразии  продуктов питания.Задачи: – познакомить учащихся со значением правильного питания, позн...

Значение питания. Разнообразие продуктов питания

Конспект урока СБО для 5 класса коррекционной школы...