Рабочая программа по биологии 6 класс (35 ч) автор.Пономарева И.Н., Корнилова О.А.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Тульская Елизавета Викторовна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое  планирование. Она расссчитана на 35 часов в год. Программа составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии основного общего образования авторы, Пономарева И.Н.,  Корнилова О.А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx57.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИИ

для 6 класса общеобразовательных учреждений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы по биологии (авторы И.Н. Пономарева, В.М.Константинов, В.С. Кучменко).

     При изучении биологии  в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

     Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности.      Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

     Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли растений, грибов, бактерий; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях  в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

     Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Она включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела, перечнем лабораторных работ; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; литературу; средства обучения; календарно-тематическое планирование. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться при изучении данного курса.  Программа предусматривает проведение  9 лабораторных работ и 3 экскурсий, использование текущего, тематического тестового и административного контроля. В ходе реализации программы целесообразно применение дидактической многомерной технологии и технологии тестового контроля, возможно использование фронтальных, групповых форм работы, работы в парах сменного состава.

    Для реализации программы используется учебник Биология: 6 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2008-201.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.  

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЦИПЛИНЫ

6 класс 35 часов – 1 ч/нед.

Введение (1ч).

   Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.

Демонстрации:

Многообразие живых организмов

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения  раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов

уметь

объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;

Общее знакомство с растениями (2 часа).

   Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.

   Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений.  Особенности споровых, семенных и цветковых растений.

   Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.

   Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.

Демонстрации:

Споровые, семенные, цветковые растения.

Органы цветкового растения

Лабораторные работы:

Строение спорового и цветкового растения.

Экскурсии:

Осенние явления в жизни растений

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов

уметь

объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;

изучать  биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения

 анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Клеточное строение растений (2 часа)

   Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

   Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений.

   Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.

   Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Строение растительной клетки

Ткани и органы растительного организма

 Лабораторные работы:

Рассматривание клеток кожицы чешуи лука. Растительные ткани.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

 признаки биологических объектов: клеток  организмов растений

    уметь

  изучать  биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

     сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Органы цветковых растений (12 часов)

   Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.

   Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.

   Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня.          Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.

   Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.

   Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.

       Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.

   Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.

   Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.

   Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.

   Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.

   Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.

   Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.

   Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

   Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.

   Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения

Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян

Виды корней

Типы корневых систем

Строение побега

Строение почки

Внешнее и внутреннее строение листа

Листорасположение

Многообразие стеблей

Внутреннее строение стебля

Строение цветка

Соцветия

Многообразие плодов

Лабораторные работы:

Органы цветкового растения

Типы корневых систем.

Строение вегетативных и цветочных почек

Строение кожицы листа.

Разнообразие листьев.

Строение стебля

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Корневище, клубень, луковица: что это за органы?

Главные части цветка

Соцветия

Изучение строения семян фасоли.

Разнообразие плодов.

Условия прорастания семян.

Внешнее строение корневища, клубня и луковицы

Экскурсии:

Жизнь растений зимой.  

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля, цветка, плода

уметь

объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;

изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;

сравнивать биологические объекты (органы растений)

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Процессы жизнедеятельности растений (6 часов)

   Минеральное питание растений. Роль корня  в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.

   Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.

   Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.

   Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.

   Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

   Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.

   Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

Демонстрации:

Роль света в процессе фотосинтеза

Испарение воды листьями растений

Лабораторные работы:

Черенкование комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

 сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

       уметь

      описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений

выявлять приспособления организмов к среде обитания

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Отделы царства растений (6 часов)

   Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.

   Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

   Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.

   Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.

   Отдел Голосеменные: общая характеристика и  многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.

   Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений

   Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

   Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.

Демонстрации:

Строение мха

Строение папоротника, хвоща, плауна

Размножение сосны

Лабораторные работы:

Изучение внешнего вида хвойных растений

Знакомство с разнообразием цветковых  на примере комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: признаки растений разных  систематических групп

уметь

объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека

распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов

    сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

    определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп.

Историческое развитие растительного мира (1 часа)

   Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.

   Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.

   Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.

Демонстрации:

Центры происхождения культурных растений

Сорта культурных растений

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

сущность биологических процессов: эволюционного развития растений

уметь

объяснять причины эволюционных изменений растений

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Царство Бактерии (1 час)

   Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий.

   Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.

Демонстрации:

Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений

Царство Грибы(1 час)

   Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов Значение грибов в природе и жизни человека.

   Многообразие грибов: дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты в царстве Грибы. Приемы защиты растений от паразитических грибов. Микориза и ее роль в жизни растений. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами.

Демонстрации:

Многообразие грибов

Строение шляпочного гриба

Грибы-паразиты

Лабораторные работы:

Изучение строения плесневых грибов

Отдел Лишайники (1 час).

   Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.

Демонстрации:

Многообразие лишайников

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения разделов:

В результате изучения разделов ученик должен

   знать/понимать признаки биологических объектов: клеток  организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

уметь

объяснять бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

    распознавать и описывать: съедобные и ядовитые грибы.

Природные сообщества (2 часа)

   Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от  естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.

   Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.

   Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере.

Демонстрации

Ярусность в растительном сообществе

Экскурсии:

Жизнь растений в весенний период года

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона

уметь

    объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.

    распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

    выявлять приспособления организмов к среде обитания;

          сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества

   анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема раздела

Количество

часов

Количество часов

Лабораторные

работы

Экскурсии

1

Введение.

1

-

-

2

Общее знакомство с растениями

2

1

1

3

Клеточное строение растений

2

1

-

4

Органы цветковых растений

12

10

1

5

Процессы жизнедеятельности растений

6

-

6

Отделы царства растений

6

4

-

7

История развития растительного мира

1

-

-

8

Царство Бактерии

1

-

-

9

Царство Грибы

1

1

-

10

Отдел Лишайники

1

-

-

11

Природные сообщества

2

-

-

ИТОГО

35

18

2

Требования к уровню подготовки учащихся

на конец учебного года:

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток  организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
  • особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
  • Строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов;
  • Особенности строения тканей, органов растительного организма, его жизненные функции;
  • Характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Уметь

  • объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность  происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
  • распознавать органоиды клетки и системы органоидов изученных организмов;
  • составлять простейшие цепи питания
  • размножать комнатные растения вегетативным способом;
  • пользоваться микроскопом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ:

Исходя из постановлений и возрастных возможностей учащихся, учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность научных терминов.
  • Самостоятельность ответа.
  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  • Четко и правильно даны определения, верно использованы научные термины;
  • Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытом;
  • Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • Раскрыто основное содержание материала;
  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • Ответ самостоятельный;
  • Определения понятий неполные, допущены незначительные неточности при использовании научных терминов или в выходах из наблюдений и оптов.

Отметка «3»:

  • Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментно, не всегда последовательно;
  • Определения понятий недостаточно четкие;
  • Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, определений и понятий.

Отметка «2»:

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  • Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»:

  • Ответ на вопрос не дан.

ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. Допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. Или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. Не более двух грубых ошибок;
  2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. Или  не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех – пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1)Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) Или если правильно выполнил менее половины работы.

Используемый УМК:

  1. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана –Граф,2012. – 176 с.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.  Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  /  Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой . – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Бодрова Н.Ф. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011 – 96с.
  4. И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).
  5. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.
  6. Бодрова Н. Ф. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011 – 192 с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата проведения урока

Название темы урока

Форма урока

Основные понятия и термины

Практическая часть программы

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся (ЗУНы)

Домашнее задание

План

Факт

Общее знакомство с растениями (2ч)

1

Мир растений. Условия жизни растений.

Вводный урок

Ботаника – наука о растениях.

Биология, ботаника, царство, культурные растения, дикорастущие и лекарственные растения, многолетние, однолетние, двулетники, декоративные

Вводный инструктаж по т/б в кабинете биологии.

Комнатные и уличные растения, гербарий, чучела, коллекции насекомых, таблицы, рисунки

Знать определение «ботаника», основные формы растений, значения ботанических знаний, роль растений в природе и жизни человека.

Уметь называть основные царства живой природы,.

Ведение,&1,4

2

Особенности внешнего строения растений.

Комбинированный, практический

Корень, побег, стебель, лист, почки, семенные, споровые растения, споры, хлорофилл.

Л.р.   № 1.  « Строение спорового и цветкового растения».

Растения пастушья сумка и папоротник.  

Знать особенности строения растений, основные органы растений.

Уметь сравнивать высшие и низшие растения, доказывать, что растение – живой организм.

§ 2

Клеточное строение растений (2 ч)

3

Особенности  растительной клетки.

Комбинированный, практический.

Микроскоп, ядро, клетка, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, ядрышко, ткань, виды тканей.

Л.р. № 2. « Рассмотрение клетки кожицы чешуи лука»

Микроскоп, микропрепарат «Клетки кожицы лука».

Знать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; деление клетки, рост.

Уметь называть клеточные структуры и их значение.

§7

4

Процессы жизнедеятельности клетки.

комбинированный

Питание, деление, дыхание, размножение, обмен веществ

Таблица « Растительная клетка»

Знать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Уметь объяснять  возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности.

§8

Органы цветковых растений (11ч)

5

Внешнее и внутреннее строение семени.

Комбинированный

Семя.

Л.р. №3 « Строение семени фасоли»

Боб фасоли с семенами, набухшее семя фасоли, ручная лупа, препаровальная игла.

Знать строение смени, значение семени; понятия « однодольные», « двудольные» растения.

Уметь сравнивать  по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

§10

6

Условия прорастания семян

Комбинированный

Семя

Семя, кожура, семявход, зародыш, эндосперм, семядоли. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Знать условия прорастания семени

§11

7

Внешнее и внутреннее строение корня.

Комбинированный

Корень, виды корней6 главный, боковые, придаточные.  Типы корневой системы.

Л.р. №4 «Типы корневых систем»

Гербарные образцы растений с корневой системой, ручная лупа.

Знать виды корней; типы корневой системы.

Уметь различать и описывать  корневые системы однодольных и двудольных растений.

§13.

8

Побег. Строение и значение побега.

Комбинированный

 Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки. Узе, междоузлие, расположение листьев и почек, спящие почки, годичный побег.

Комнатное растение.

Знать строение побега.

Уметь распознавать и описывать строение побега и почек.

§16.

9

Лист – часть побега.

Комбинированный

Листовая пластина, черешок, прилистники, основание, типы листовой пластины, внутреннее строение листа, устьице.

Л.р. № 6 « Строение кожицы листа»

Л.р. № 7 « Разнообразие листьев»

Лист герани, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, препаровальная игла, стакан с водой. Гербарий листьев, комнатные растения.

Знать строение листа и его функции.

Уметь готовить микропрепарат кожицы листа, распознавать и описывать на живых объекта или по рисунку строение листа. Уметь  различать  листья по прикреплению листа к стеблю, по количеству листовых пластинок, по типу жилкования.

§18.

10

Значение листа в жизни растений

Комбинированный

Листовая пластина, черешок, прилистники, основание, типы листовой пластины, внутреннее строение листа, устьице.

Гербарий листьев, комнатные растения.

. Уметь  различать  листья по прикреплению листа к стеблю, по количеству листовых пластинок, по типу жилкования.

§19

11

Стебель – часть побега.

Комбинированный

Кожица, пробка, чечевички, кора, луб, древесина, сосуды, сердцевина, камбий

Л.р. №8 « Строение стебля»

 Ветка древесного растения, скальпель, ручная лупа, препаровальная игла.

Знать функции стебля.

Уметь распознавать и описывать  на живых объектах внешнее строение стебля.

§20

12

Видоизменения побегов

Комбинированный

Розеточные, прямостоячие, стелющиеся побеги, усы, лиана, корневище, клубень, глазки, луковица, зубчик.  Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.

Л.р. №9« Корневище, клубень, луковица: что это такое?»

Корневище пырея, клубень картофеля, луковица лука, нож, ручная лупа, препаровальная игла.

Знать примеры растений имеющих видоизмененные побеги.

Уметь распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов.

§21

13

Цветок. Строение и значение цветка.

Комбинированный

Цветок, тычинка, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, лепестки, пестик, пыльца, оплодотворение, соцветие

Л.р. №10 « Главные части цветка»

Гербарий « Расчлененный цветок», цветки комнатных растений, препаровальная игла, ручная лупа.

Знать строение цветка ветроопыляемых растений и насекомо опыляемых растений.

Уметь объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.

§22

14

Плод. Разнообразие  и значение плодов.

комбинированный

Функции плода. Виды плодов; ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.

Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов.

Л.р. №11 «Разнообразие плодов»

Плоды различных растений.

Знать  понятие « покрытосеменные», «плод».

Уметь распознавать по рисункам, коллекциям строение плодов; приводить примеры растений с различными  типами плодов; выделять приспособления для распространения плодов.

§24

Основные процессы жизнедеятельности (6ч)

15

Минеральное (почвенное) питание растений.

Комбинированный

 Корневое питание растений. Поглощение  воды и минеральных веществ из почвы.

Коллекции удобрений  

Знать роль и механизм почвенного питания в жизни растений; влияние удобрений на растений.

Уметь описывать  механизм почвенного питания.

§26

16

Воздушное питание растений – фотосинтез.

Комбинированный

Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез.

Модель листа, гербарии.

Знать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.

Уметь определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ; объяснять космическую роль зеленых растений.

§27.

17

Дыхание растений и обмен веществ.

Комбинированный

Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания.

Комнатное растение.

Знать значение дыхания для растений, основные  этапы процесса дыхания.

Уметь описывать опыты, подтверждающие дыхание растений; выделять приспособления растений для дыхания.

§29

18

Размножение и  оплодотворение у растений.

Комбинированный

Размножение растений половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений.

Таблица « Двойное оплодотворение у цветковых растений»

Знать процесс опыления и  оплодотворения цветковых растений.

Уметь отличать оплодотворение от опыления; выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений.

§31

19

Использование вегетативного  размножения человеком.

Комбинированный

Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения.

Знать  способы вегетативного размножения.

Уметь приводить примеры растений, размножающихся вегетативно; распознавать и описывать способы вегетативного размножения.

§33.

20

Рост и развитие растения.

Комбинированный.

Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения.

Знать стадии  развития растения и их последовательность.

Уметь выделять различия между процессами роста и развития.

§34.

Основные отделы царства растений (6ч)

21

Понятие о систематике растений

Комбинированный

Систематика, царство, вид, ареал, род, семейство, бинарное название.

Гербарий

Знать  основные таксоны систематики и классификации растений.

Уметь

§36

22

Водоросли. Общая характеристика.

Комбинированный

Водоросли, слоевище, хроматофор, зооспоры

Л.р. №13 « Строение водорослей»

Микроскоп, готовый микропрепарат « Хламидомонада».

Знать водоросли различных отделов.

Уметь давать определение термину низшие растения; распознавать и описывать внешнее строение  водорослей.

§37

23

Отдел Моховидные. Общая характеристика.

Комбинированный

Основные признаки мхов. Споровые высшие растения. Спорофит, гаметофит.

Л.р.№14 « Внешнее строение мха»

Лупа, кукушкин лен, стакан с водой, предметное стекло.

Знать растения отдела Мохообразные.

Уметь распознавать и описывать строение мхов; выявлять приспособления растений с выходом на сушу.

§39

24

Отдел Папоротникообразные

Комбинированный

Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников. Заросток, архегоний, антеридий.

Л.р. №15 «Внешнее строение папоротника»

Гербарий

Знать  строение папоротника, растения отдела Папоротникообразные.

Уметь распознавать и описывать строение папоротников.

§ 40

25

Отдел Голосеменные. Общая характеристика.

Комбинированный

Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных: появление семян,  развитие корневой системы. Значение голосеменных: хвойные растения( сосна, ель).

Л.р. №16 «Многообразие голосеменных»

Шишки и побеги растений отдела голосеменных, ручная лупа.

Знать растения отдела голосеменные; процесс размножения сосны.

Уметь распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее  распространенных представителей голосеменных.

§41

26

Отдел Покрытосеменные

Комбинированный

Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Семя, семязачаток, покрытосеменные

Гербарий

Знать растения отдела покрытосеменные , строение и значение цветковых растений.

Уметь распознавать и описывать строение цветковых растений.

§42

Историческое развитие органического мира (1ч)

27

Многообразие и происхождение культурных растений

Комбинированный

Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений.

Гербарий

Знать важнейшие сельскохозяйственные растения, центры происхождения культурных растений.

Уметь  дикорастущие и культурные растения, объяснять способы расселения культурных растений.

§47

Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники (3ч)

28

Бактерии – живые организмы.

Комбинированный

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Таблица « Бактерии»

Знать особенности жизнедеятельности бактерий, строение бактериальной клетки.

Уметь распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

§49

29

Многообразие бактерий.

Комбинированный

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор

Таблица « Бактерии»

Знать особенности жизнедеятельности бактерий, строение бактериальной клетки.

Уметь распознавать и описывать строение бактериальной клетки

§50

30

Значение бактерий в природе и в жизни человека.

Комбинированный

Значение бактерий.

Таблица « Бактерии»

Знать особенности жизнедеятельности бактерий, строение бактериальной клетки.

Уметь распознавать и описывать строение бактериальной клетки

§51

Царство Грибы. Лишайники (3ч)

31

Царство Грибы.

Комбинированный

Признаки царства Грибы. Строение грибов: шляпка, плодовое тело, ножка, грибница. Разнообразие грибов. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл,  дрожжи.

Л.р. №17 « Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Муляжи грибов.

Знать  строение шляпочных и плесневых грибов.

Уметь называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.  Распознавать  и описывать строение грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными.

§52

32

Многообразие и значение грибов.

Комбинированный

Плесневые грибы: мукор, пеницилл,  дрожжи.

Л. р. №18 « Строение плесневых грибов».

Знать  строение шляпочных и плесневых грибов.

Уметь называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.  Распознавать  и описывать строение грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными.

§53

33

Лишайники. Общая характеристика и значение в природе.

Комбинированный

Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение.

Знать строение лишайника.

Уметь объяснять возможность роста  лишайников в бесплодных местах.

§54

Природные сообщества (2ч)

34

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

Комбинированный

Природное сообщество, биогеоценоз, экосистема, биотоп

Знать основные типы природных  сообществ.  Приводить примеры естественных сообществ.

Описывать видовой состав природных сообществ.

Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.

§55, запись в тетр.

35

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе

Комбинированный

Ярусное строение, ярусность, агроценоз.

§56, запись в тетр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5-6 классы ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)

Рабочая программа по биологии 5-6 классы  ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)...

Рабочая программа по биологии для 5 класса ( в условиях ФГОС), 1 час в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.

Рабочая программа по биологии для 5 класса ( в условиях ФГОС), 1 час в неделю, авторы  Пономарёва   И.Н.,   Корнилова   О.А....

Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.

Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы  Пономарёва   И.Н.,   Корнилова   О.А....

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС автор И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,

Структура рабочей программы включает :1. Титульный лист2. Пояснительную записку3.Планируемые результаты4. Содержание учебного предмета5. Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...