Рабочая программа по биологии для 10 класса
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Курбанова Светлана Владимировна

Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_10.docx56.05 КБ

Предварительный просмотр:

10-11 класс

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Пояснительная записка

                                Рабочая программа составлена на основе:

 1.Статьи 32, 55 Закон РФ об образовании, приказ Минобразования РФ от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312).

3. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  на базовом уровне.

4.  Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Базовый уровень.  /Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007/

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

        На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, в 11 классе – 35 часов. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1час в неделю в 11 классе.

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм), об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
  • Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных  технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

                Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы, объекты, закономерности, законы.

        Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико–ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

        Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний по предмету в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д..

        Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

        Реализация данной программы осуществляется с использованием  разнообразных форм организации учебного процесса, за счет внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В соответствие с  образовательной программой школы используются методы диалога, приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, методы диагностики и взаимодиагностики.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица.- М.:Просвещение,2006

Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС


Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Сроки

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители

Использование ИКТ, интернет- ресурсов

Введение в общую биологию – 1 ч

1.

Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи.

Вводный урок.

Д/з: с. 4-7, сообщения

3-8.09

Основные понятия:

Система биологических наук

жизнь

Факты:

Биология как наука. Предмет изучения биологии – живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Явления:

Свойства живого

Давать определение основным понятиям.

Называть естественные науки, составляющие биологию, методы исследований живой природы.

Перечислять уровни организации живой материи и основные свойства живого.

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать биологию как комплексную науку.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей.

Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Раздел 1.  Клетка – структурная и функциональная единица живого

2.

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Д/з: п.1

10-15.09

Основные понятия:

Гидрофильные соединения

Гидрофобные соединения

Микро- и макроэлементы

Ультрамикроэлементы

органогены

Факты:

Особенности химического состава живых организмов.  Микро- и макроэлементы

 И их значение. Неорганические вещества, их роль в организме: вода и минеральные соли. Вода: растворимость, высокая теплоемкость, теплопроводность, высокая интенсивность испарения.

Объекты:

вода и минеральные соли.

Закономерности, теории:

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы.

Давать определение основным понятиям. Приводить примеры  микро- , макро- и ультрамикроэлементов.

Называть неорганические вещества клетки.

Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять единство живой и неживой природы.

Характеризовать биологическое значение микро- и макроэлементов, воды и минеральных солей.

*Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов; минеральных веществ и воды для жизни клетки и организма человека.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 12.

Компьютерная презентация

3.

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Д/з: п. 2

17-22.09

Основные понятия:

Органические вещества

Биополимеры

Низкомолекулярные вещества

Объекты:

Углеводы, липиды, Факты:

Органические вещества клетки, их роль в организме. Биологическая роль углеводов: энергетическая, строительная, информационная. Классификация углеводов: моно-, ди- и полисахариды. Биологическая роль липидов: энергетическая, строительная, источник воды, защитная, регуляторная. Свойства липидов: образование воды и энергии при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в  воде.

Классификация: нейтральные жиры, воски, жироподобные вещества.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам.

Называть органические вещества клетки.

Описывать элементарный состав углеводов и липидов.

Характеризовать биологическую роль углеводов и липидов.

Классифицировать углеводы по группам.

*Прогнозировать последствия для организма недостатка углеводов и липидов.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 16

Компьютерная презентация

4.

Органические вещества клетки. Белки. Комбинированный урок.

Д/з: п.3

24-29.09

Основные понятия:

Биополимеры

полипептиды

Глобула

Факты:

Белки – биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Функции: структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, регуляторная. Специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации.

Объекты:

Белковые молекулы.

Процессы:

Денатурация и ренатурация. Причины денатурации.

Давать определение основным понятиям.

Называть элементарный состав и функции белков.

Характеризовать проявление функций белков, уровни структурной организации белков.

Объяснять причины многообразия функций белков.

Описывать и объяснять процесс денатурации белка.

* Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадки органов и тканей.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 24.

Компьютерная презентация

5.

Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

Д/з: п. 3

1-6.10

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.

6.

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.

Комбинированный урок.

Д/з: п. 4 - 5

8-13.10

Основные понятия:

Биополимеры

Объекты:

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК

Факты:

Нуклеиновые кислоты – биополимеры. Открытие Иоганном Мишером нуклеиновых кислот. Описание структуры ДНК Уотсоном и Криком, Чаргаффом.  двойная спираль. Функции  ДНК в клетке: хранение наследственной информации, передача  наследственной информации и следующему поколению, передача генетической информации из ядра в цитоплазму. Виды РНК и нахождение: рибосомальные, транспортные, информационные.

Функции нуклеиновых кислот.

Процессы:

Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение.

Закономерности:

Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа.

Давать  определение основным понятиям. Называть  типы и функции  нуклеиновых кислот.

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Доказывать, что нуклеиновые кислоты – биополимеры.

* Прогнозировать последствия для организма недостатка нуклеиновых кислот.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 27-28

Компьютерная презентация

7.

Клеточная теория. Комбинированный урок.

Д/з: п. 6

15-20.10

Основные понятия:

Теория

Цитология

Объекты:

Клетки эукариот и прокариот.

Факты:

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.  Клетка как биосистема.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Теория

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.

Дополнение Р.Вирхова. основные положения современной клеточной теории.

Давать определение основным понятиям.

Называть и описывать этапы создания клеточной теории.

Называть положения современной клеточной теории, вклад ученых в создание клеточной теории.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

*Приводить доказательства к положениям  клеточной теории.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 34

Компьютерная презентация

8.

Строение и функции органоидов клетки, их взаимосвязь как основа целостности клетки.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Д/з: п. 7-8

22-27.10

Основные понятия:

Эукариоты

Экзоцитоз

эндоцитоз

Органоиды

цитоплазма

Факты:

Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки.  Органоиды

цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет.  Включения, их значение в метаболизме клетки.

Объекты:

Клеточная  мембрана, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.

Процессы:

Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм и особенности.

Закономерности:

Жидкостно-мозаичная модель строения мембраны.

Давать определение основным понятиям.

Выделять особенности строения эукариотической клетки.

Сравнивать строение растительной и животной клеток.

Распознавать и описывать на таблице основные части и органоиды  эукариотической клетки.  

Называть способы проникновения веществ в клетку, органоиды цитоплазмы и их функции.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны.

Устанавливать взаимосвязь между строением  и функциями органоидов клетки.

Различать  механизм пино- и фагоцитоза.

*Прогнозировать последствия нарушения функций различных органоидов клетки для ее жизнедеятельности.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 40,43.

 Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клеток» и выводы к ней.

Компьютерная презентация

http://tana.ucoz.ru/load/263-2-2

9.

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

Комбинированный урок.

Д/з: п.9

5-10.11

Основные понятия:

Хромосомы

Кариотип

Соматические клетки

Гаплоидный и диплоидный набор хромосом

Факты:

Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ, хранение и передача наследственной информации. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Объекты:

Структура ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко.

Давать определение основным понятиям.

Описывать структурные компоненты ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения ядра и его функциями.

Характеризовать строение и состав хроматина.

Объяснять механизм образования хромосом.

Определять набор хромосом в гаметах и соматических клетках.

*Прогнозировать последствия нарушения функций ядра  для жизнедеятельности клетки.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 46

Компьютерная презентация

http://tana.ucoz.ru/load/263-2-2

10.

Вирусы – неклеточная форма, возбудители заболеваний. Профилактика ВИЧ- инфекции и заболевания СПИДом.

Комбинированный урок.

Д/з: сообщения

12-17.11

Основные понятия:

Вирус

Генетическая информация

Объекты:

Вирусы и бактериофаги.

Факты:

Строение вируса: генетический материал, капсид. Размножение. Значение в природе и жизни человека.  Профилактика ВИЧ- инфекции и заболевания СПИДом.

Явление:

Паразитизм на генетическом уровне.

Давать определение основным понятиям.

Описывать процесс проникновения вируса в клетку.

Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.

Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Сообщения учащихся.

Компьютерная презентация

11.

Клеточный метаболизм. Фотосинтез. Хемосинтез.

Комбинированный урок.

Д/з: п.10

19-24.11

Основные понятия:

Метаболизм

Ассимиляция

Объекты:

Автотрофные и гетеротрофные организмы.

Факты:

Организм – открытая энергетическая система. Источники энергии реакций световой и темновой фаз.  Фотосинтез и хемосинтез.

Процесс:

Фотосинтез: световая и темновая фазы.

Давать определение основным понятиям.

Описывать типы питания организмов.

Приводить примеры  автотрофных и гетеротрофных организмов.

Характеризовать сущность фотосинтеза.

Доказывать, что организм растения - открытая энергетическая система.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 51

Компьютерная презентация

12.

Энергетический обмен. Преобразование энергии в клетке. Комбинированный урок.

Д/з: п.11-12

26.11-1.12

Основные понятия:

Метаболизм

диссимиляция

Гликолиз

Брожение

Дыхание

Объекты:

Анаэробные и аэробные организмы.

Факты:

Организм – открытая энергетическая система.

Дыхание. Обеспечение клетки энергией. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Процессы:

Обмен веществ и превращение энергии.

Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородный и кислородный.

Давать определение основным понятиям.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке.

Перечислять этапы энергетического обмена.

 Характеризовать этапы энергетического обмена на примере расщепления глюкозы.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 54,57.

Компьютерная презентация

http://tana.ucoz.ru/load/263-2-2

13.

Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Комбинированный урок.

Д/з: п.13-15

3-8.12

Основные понятия:

Ассимиляция

Диссимиляция

Пластический обмен

Ген

Триплет

Генетический код

Транскрипция

Трансляция

антикодон

Факты:

Обмен веществ и энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Процессы:

Механизм транскрипции, механизм трансляции.

Закономерности:

Принцип комплементарности.

Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белка).

Давать определение терминам.

Называть свойства  генетического кода, роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Объяснять сущность генетического кода.

Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 61,64,67.

Компьютерная презентация

14.

Регуляция транскрипции и трансляции. Генная и клеточная инженерия. Комбинированный урок.

Д/з: п.16, подготовка к зачету

10-15.12

Факты:

Регуляция транскрипции и трансляции. Особенности транскрипции и трансляции у прокариот.

Генная и клеточная инженерия.

Объяснять механизм  регуляции транскрипции и трансляции.

Выделять особенности  регуляции транскрипции и трансляции у прокариот.

Находить информацию о современных достижениях в области генной и клеточной инженерии.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 73.

15.

Урок – зачет «Клетка как биологическая система»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Индивидуальные задания.

17-22.12

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Раздел 2. Организм как биологическая система. –  18ч

16.

Деление клетки. Митоз.

Комбинированный урок.

Д/з: п. 17

24-29.12

Основные понятия:

Митотический цикл

Интерфаза

Митоз

Редупликация

хроматиды

Факты:

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Процессы:

Деление клетки - митоз

Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митоза.

Описывать процессы, протекающие в различных фазах митоза.

Объяснять биологическое значение процесса удвоения ДНК и значение митоза.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 77

Компьютерная презентация

http://tana.ucoz.ru/load/263-3-2

17.

Самовоспроизведение – важнейший признак живого. Размножение: половое и бесполое. Комбинированный урок.

Д/з: п.19

14-19.01

Основные понятия:

Размножение

Бесполое размножение

Половое размножение

Вегетативное размножение

Факты:

Размножение.

Бесполое размножение и

половое размножение.

Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Формы бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование.  Вегетативное размножение, его виды. Половое размножение растений и животных.

Процесс:

Половое и бесполое размножение.

Давать определение понятиям.

Характеризовать сущность бесполого и полового  размножения.

Объяснять биологическое значение размножения.

Сравнивать бесполое  и половое размножение.

*Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни на Земле появления полового размножения.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 83.

18.

Образование половых клеток и оплодотворение.

Комбинированный урок.

Д/з: п.20

21-26.01

Основные понятия:

Оплодотворение

Гаметогенез

Овогенез

Сперматогенез

Мейоз

Конъюгация

Кроссинговер

Факты:

Строение половых клеток.

Оплодотворение, его биологическое значение.

Объекты:

Половые клетки: строение и функции.

Процессы:

Образование половых клеток (гаметогенез). Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз: фазы первого и второго мейотического деления.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности полового и бесполого размножения.

Объяснять  биологическое значение полового размножения, оплодотворения, причины наследственности и изменчивости.

*Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 86.

Компьютерная презентация

http://tana.ucoz.ru/load/263-3-2

19.

Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Комбинированный урок.

Д/з: п. 21

28.01-2.02

Основные понятия:

Онтогенез

эмбриогенез

Факты:

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Прямое и непрямое развитие организмов.

Процессы:

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы эмбриогенеза:

дробление, гаструляция, органогенез.

Закономерности:

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Давать определение понятий: онтогенез, эмбриогенез.

Характеризовать сущность  эмбрионального постэмбрионального периода развития организмов.

Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на  эмбриональное  развитие организмов.

Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Сравнивать зародыши человека и млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 91.

Выполнение лабораторной работы «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» и выводы к ней.

Компьютерная презентация

20.

Организм как единое целое.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Д/з: п. 22, повторить п. 17-21

4-9.02

Факты:

Организм как единое целое.

Давать определение понятиям. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на  состояние и  развитие организмов.

Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Находить информацию о фактах, доказывающих целостность организма.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 95.

Тесты разного уровня.

Многообразие организмов.

21.

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика, ее методы исследования. Моногибридное скрещивание.

Урок изучения и первичного закрепления материала.

Д/з: п.23

11-16.02

Основные понятия:

Аллельные гены

Генетика

Генотип

Фенотип

Чистые линии

Гетерозигота

Гомозигота

Доминантный признак

Рецессивный признак

Моногибридное скрещивание

Факты:

Наследственность и изменчивость – основные свойства живого. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г.Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Статистический характер законов Г.Менделя. цитологические основы генетических законов.

Явления:

Наследственность и изменчивость.

Закономерности:

Закономерности наследования, установленные Менделем: закон доминирования и закон расщепления. Закон чистоты гамет.

Давать определение основным понятиям темы.

Характеризовать сущность биологических процессов  наследственности и изменчивости.

Объяснять причины  наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей.

Объяснять значение  гибридологического метода Г.Менделя.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять схему  моногибридного скрещивания, схему анализирующего скрещивания.

Определять по генотипу фенотип и наоборот, вероятность проявления признака в потомстве.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 100.

Компьютерная презентация

22.

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

Комбинированный урок.

Д/з: п.24

18-23.02

Факты:

Моногибридное скрещивание.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей.

Закономерности:

Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании 1:2:1

Соотношение генотипов при анализирующем скрещивании 1:1.

Описывать механизм проявления закономерностей неполного доминирования.

Анализировать содержание схемы наследования при неполном доминировании.

Составлять схему  моногибридного скрещивания, схему анализирующего скрещивания.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 102-103.

23.

Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя.

Комбинированный урок.

Д/з: п.25

25.02-2.03

Основные понятия:

Дигибридное и полигибридное скрещивание

Факты:

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов – 9:3:3:1

Процессы:

Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Закономерности:

Закон независимого наследования.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть  условия проявления закона независимого наследования.

Анализировать содержание схемы наследования при дигибридном скрещивании.

Составлять схему  дигибридного скрещивания.

Определять по генотипу фенотип и наоборот, вероятность проявления признака в потомстве.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с.106.

24.

Генетика пола. Наследование, связанное с полом, его цитологические основы. Комбинированный урок.

Д/з: п.26 - 27

4-9.03

Основные понятия:

Группы сцепления

Генетические карты

Гетерогаметный пол

Гомогаметный пол

Половые хромосомы

аутосомы

Факты:

Наследственность – свойство организмов. Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Генетическое определение пола у человека.  Наследственные заболевания, сцепленных с полом.

Процессы:

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Закономерности:

Закон сцепленного наследования Т.Моргана

Хромосомная теория наследования.

Давать определение основным понятиям темы.

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом.

Приводить примеры наследственных заболеваний,   сцепленных с полом.

Объяснять причину соотношения полов 1:1,

причины проявления  наследственных заболеваний.

Определять по схеме число гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признаков в потомстве.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 109, 112

Компьютерная презентация

25.

Взаимодействие и множественное действие генов – основа целостного генотипа. Комбинированный урок.

Д/з: п.28-29

11-16.03

Основные понятия:

доминирование

Факты:

Генотип – система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие.

Влияние количества генов на проявление признаков. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

Процессы:

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Давать определение терминам.

Приводить примеры взаимодействия генов, неаллельного  взаимодействия генов.

Называть характер  неаллельного  взаимодействия генов.

Описывать проявление множественного действия генов.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 114, 117.

Компьютерная презентация

26.

Решение генетических задач.

Урок комплексного применения ЗУН

Д/з: повторить п.23-29

18-23.03

Закономерности:

Закономерности наследования признаков при моно- и дигибридном скрещивании; анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленным с полом.

Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков.

Решать простейшие генетические задачи.

Генетические задачи.

27.

Модификационная и наследственная изменчивость. Мутационная изменчивость. Комбинированный урок.

Д/з: п.30-31

4-6.04

Основные понятия:

Изменчивость

Норма реакции

Геном

Мутации

Мутаген

полиплоидия

Факты:

Изменчивость – свойство живого. Основные формы изменчивости: наследственная (генотипическая) и  ненаследственная (модификационная). Мутационная и комбинативная изменчивость. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.

Синдром Дауна – геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений и пород животных.

Явления:

Групповой характер модификационной изменчивости у генетически близких организмов.

Давать определение основным понятиям.

Называть основные формы изменчивости.

Различать наследственную и ненаследственную

изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды и свойства мутаций.

Объяснять причины мутаций.

Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

Характеризовать проявления модификационной изменчивости,

виды мутаций.

Объяснять механизмы различных видов изменчивости.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 186.

Рабочая тетрадь № гл. 14 п.37

Сцепленное наследование генов.

28.

Лабораторная работа «Изучение изменчивости у растений и животных. Построение вариационного ряда и кривой».

Д/з п. 30-31.

8-13.04

Факты:

Проявление наследственной и ненаследственной изменчивости.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости.

Строить вариационный ряд и кривую изменчивости изучаемого признака.

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.

29.

Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Значение генетики для профилактики наследственных заболеваний человека. Комбинированный урок.

Д/з: п.32-33

15-20.04

Основные понятия:

Генеративные мутации

Наследственные заболевания

Факты:

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия.

Хромосомные болезни: болезнь Дауна, синдром Патау, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика.

Давать определение основным понятиям.

Называть основные причины наследственных заболеваний человека.

Объяснять опасность близкородственных браков.

Выделять задачи медико-генетичекого консультирования.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 127,129

30.

Селекция: основные методы и достижения. Комбинированный урок.

Д/з: п.34-36

22-27.04

Основные понятия:

Селекция

Сорт

Порода

штамм

Факты:

Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация (внутривидовая и  отдаленная), искусственный отбор (массовый и индивидуальный). Достижения и направления современной селекции.

Явления:

Гетерозис (жизненная сила)

Закономерности:

Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры сортов растений и пород животных.

Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций, значение для селекционной работы закона гомологических рядов изменчивости.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 133,136,139.

Компьютерная презентация

31.

Селекция микроорганизмов.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Комбинированный урок.

Д/з: п.24

29.04-4.05

Основные понятия:

Биотехнология

Генная инженерия

Клонирование

Трансгенные организмы

Факты:

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение  селекции микроорганизмов для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии и т.д.

Процессы:

Микробиологический синтез

Давать определения основным понятиям.

Приводить примеры использования  микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Анализировать и оценивать роль генетики для развития   сельского хозяйства, медицины, микробиологии и т.д.

Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с.143.

http://tana.ucoz.ru/load/270

32.

Зачет «Организм» Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

6-11.05

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Резерв – 2 ч

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы, раздела

Количество часов

  1. Введение в общую биологию

1

  1. Клетка – структурная и функциональная единица живого

14ч + 1ч на обобщение

  1. Организм как биологическая система

18

ИТОГО

32+2 часа резерв

СОДЕРЖАНИЕ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

КЛЕТКА

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

          Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

           Сравнение строения клеток растений и животных

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

         

ОРГАНИЗМ (18 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии


[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....