Уроки по главе "Опорно двигательная система" 8 класс, учебник Д.В.Колесов,Р.Д.Маш,И.Н.Беляев.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Алимпиева  Галина Александровна

Уроки разработаны с использованием заданий компитентностного подхода.Методы используемые  на уроке: работа в малых группах, в парах,беседа -обсуждение,работа с текстом из дополнительной литературы, использование ИКТ с применением электронного приложения издательство "Дрофа"к  учебнику Д.В.Колесов,Р.Д.Маш,И.Н.Беляев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 6

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Задачи: сформировать понятие об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов животного организма; ввести понятие «гормоны»; формировать навыки наблюдений и самонаблюдений, добывания знаний с помощью опытов.

Оборудование: модель торса человека, таблица с изображением внутренних органов, электронное приложение к учебнику

Ход урока

I. Проверка знаний. А) Индивидуальные задания  ТОКЗ- 6 человек;

Б)Выполнение тестовых заданий(на слух)

В)Электронное приложение к учебнику по вариантам

Б)         Выберите правильный ответ.

/. Строение и форму организма и его органов изучает:

а)        физиология;

б)        анатомия;
в)зоология;
г) гигиена.

2.        Наука, изучающая жизненные функции целостного организма, отдельных органов и их систем, — это:

а) гигиена;        б) зоология;     в)        физиология; г)         анатомия.

3.        Наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха:

а)        гигиена;

б)        анатомия;
в)зоология;

г) физиология.

4.        Знать особенности строения и жизнедеятельности организма человека нужно для:

а)        охраны окружающей среды;

б)        более крепкого сна;

в)        охраны здоровья;

г)        борьбы с паразитами.

5.        Сходство человека с другими млекопитающими состоит в:
а) их образе жизни;

б)особенностях строения;

в)        их роли в окружающей среде;

г)        наличии трудовой деятельности.

6.        Человека относят к классу млекопитающих, так как у него есть:

 а) пищеварительная система;

 б)печень, почки;

в)        нервная система;

г)        млечные железы.

7.        Рудиментом у человека является:

а)        третье веко;

б)        S-образная форма позвоночника;

в)        хвостец;

г)        широкий таз.

8.        К обезьянолюдям относят:
а) кроманьонца;

б) австралопитека;

в)        питекантропа;

г)        неандертальца.

9.        В эпоху великого оледенения жили:

а)        кроманьонцы;

 б)        неандертальцы;        

 в)        синантропы;

 г)         все перечисленные.

10.        Человек умелый, изготавливающий из камня орудия труда, относится к:

а)        древнейшим людям;

б)        древним людям;

в)        обезьянолюдям;

г)        новым людям.

11.        Если вы согласны с утверждением, вы отвечаете «да», если не согласны - «нет».

  1. Неандертальцы - древнейшие люди.
  2. Питекантропа, синантропа относят к древним людям.
  3. Первыми овладели речью неандертальцы.
  4. Кроманьонцы - ископаемые люди современного типа,  
  5. Предшественниками человека считают австралопитеков,

И. Изучение нового материала.

1. Уровни организации организма. Структура тела. Объяснение учителя с элементами беседы. Наблюдения над собственным организмом.

Задание 1. Внимательно рассмотрите рис. 3 и 4 на с. 14, 15 учебника и способом проецирования найдите у себя грудную и брюшную полости и внутренние органы, расположенные в них.

Задание 2. Познакомьтесь с закономерностями, существующими между размерами различных частей тела. Для этого:

  1. убедитесь, что длина ладони приблизительно равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), то есть ладонью можно почти закрыть лицо;
  2. убедитесь, что длина предплечья примерно равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака (при измерении окружности кулака мерная лента должна проходить по пястно-фаланговым суставам).

Чтобы узнать, подходит ли носок, нужно обернуть его вокруг кисти, сжатой в кулак, а чтобы подобрать нужный размер тапочек, достаточно сравнить длину подошвы обуви с длиной предплечья.

3)        убедитесь, что длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины.

Анализ закономерностей покажет, что они верны лишь приблизительно, причем у одних несоответствия будут большими, у других - меньшими. Эти отклонения являются вариантами нормы и не считаются недостатками фигуры.

3. Органы и системы органов.

Самостоятельная работа с учебником.

Задание: прочтите статью «Органы и системы органов» § 6 и ответьте на в о п р о с ы:

„ - Что такое орган? Система органов? у jl- Какие системы органов имеются у человека?

- Какие две системы органов являются наиболее важными?

III. Закрепление знаний.

Фронтальная письменная работа.

Учитель диктует перечень органов, учащиеся записывают его в левый столбик; затем самостоятельно записывают напротив название системы, к которой относится данный орган, образуя тем самым правый столбик. (смотреть приложение в тетради учителя)

Задание на дом: § 6, ответить на вопросы в конце параграфа. Биологические термины знать наизусть. №



Предварительный просмотр:

Урок 1 (6). Клеточное строение организмов

Задачи: раскрыть строение и функции клеточных органоидов, дать представление о жизнедеятельности и размножении клеток, сформулировать понятие о ферментах, обмене веществ; ввести понятие о возбудимости.

Оборудование: таблица «Строение животной клетки», химический стакан, перекись водорода 3% (Н2О2), клубень картофеля, нож.

Ход урока

I. Проверка знаний

А) Фронтальный опрос.

  1. Из каких частей состоит тело человека и животных?
  2. Какие системы органов у них есть?
  3. Какие органы расположены в грудной полости млекопитающих и человека?
  4. Какие органы находятся в брюшной полости животных и человека?
  5. Что отделяет грудную полость от брюшной у млекопитающих и человека?
  6. Чем объясняется такое сходство строения тела человека и млекопитающих?

Б) Индивидуальные задания

- ТОКЗ стр.10 №2; (4 человека);

- Электронное приложение к учебнику (тесты - 5человек).

Ответы см. в тетради учителя.

III. Изучение нового материала.

    1. Внешняя и внутренняя среда организма.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр27-28 «Внутренняя и внешняя среда организма»

Задание: - Прочитайте текст; - Выполните №19(4 предложения) Проверка. Вывод: Внешней средой называют ту, в которой находится организм. Внутренней средой называют ту среду,  которая находится внутри организма. 

2.        Строение и функция органоидов клетки.

Самостоятельная работа с текстом учебника по вариантам

1 ряд: Строение и функции органоидов клетки.(!-вариант- изучает «Строение органоидов клетки»

2- вариант «Функции органоидов клетки»)

Задание:- Прочитайте текст  учебника стр. 28-30 статья «Строение клетки»;

          - В рабочей тетради на печатной основе выполните №17 (2).

- Устно. Назовите функции органоидов клетки.

- Обменяйтесь своими знания ми с соседом по парте.  Проверка

2 ряд: Жизнедеятельность клетки. (!-вариант- изучает «Деление клетки».

2 вариант – «Жизненные процессы клетки»).

Задание:- Прочитайте текст  учебника стр. 30-32 статья «Жизненные процессы клетки»;

 - В рабочей тетради на печатной основе выполните №21. 

- Прочитайте текст  учебника стр. 30-32 статья «Деление клетки»;

 - В рабочей тетради на печатной основе выполните №18.

           - Обменяйтесь своими знания ми с соседом по парте.  Проверка

  

 

3 ряд: Изучите химический состав клетки. (1 вариант –«Органические вещества»; 2-вариант- «Неорганические вещества» )

Задание:- Прочитайте текст  .;

 - В обычной тетради составьте сему «Химический состав клетки».         

 - Обменяйтесь своими знания ми с соседом по парте.

Проверка.  

111.Закрепление

а) Рассмотрите на рис. 12 (стр. 31 учебника) изображение процесса деления клетки (митоза); В какой последовательности идут перечисленные ниже процессы? Выпишите их цифры.

A.        Деление цитоплазмы.
Б. Расхождение хромосом                      

к полюсам клетки.

B.        Построение хромосом
в середине ядра.

         Г. Самоудвоение хромосомы.

   Д. Деление органоидов.

   Е. Образование двух клеток.

         б) У людей всех рас в клетках содержится одинаковое число хромосом (46). Сделайте вывод из этого факта и обсудите в паре.

в) Представьте, что изолированная клетка кожи человека поделилась три раза (в искусственных условиях изолированная клетка может размножаться). Запишите:
А. Сколько станет всего новых (дочерних) клеток вместо одной после трехкратного деления?

Б. Сколько хромосом будет в каждой дочерней клетке?

В. Сколько всего хромосом (сумма) будет во всех этих дочерних клетках?

Г. Как и из чего образуются новые хромосомы при делении клетки?



Предварительный просмотр:

Урок 1 (11) Тема: Строение  костей. Соединения костей.

Цели урока: раскрыть основные функции опорно-двигательной системы; сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование: модель скелета человека, учебники, рабочие тетради на печатной основе, обычная тетрадь, электронное приложение к учебнику издательство «Дрофа», мультимедийная установка, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал по группам.

План урока.

1.Проверка знаний учащихся.  (10 мин.)

2.Актуализация знаний учащихся (3 мин.)

3. Сообщение темы и цели урока (учащимися) (2 мин.)

4.Изучение нового материала и закрепление.(20 мин)

5.Рефлексия.(5 мин.)

Ход урока.

1.Проверка знаний учащихся.

Выполнение тестовых заданий по главе  «Строение организма» в тетради на печатной основе стр.       по вариантам: 1 вариант - нечетные № заданий; 2 вариант -четные № заданий.   (Ответы в тетради учителя).

   2.Актуализация знаний учащихся.

-Какие виды скелета у животных вам известны?   (Наружный и внутренний).

- Чем представлен внутренний скелет?    (Костями, хрящам, сухожилиями)

- В чем преимущества внутреннего скелета?  (Растет вместе с животным и позволяет еще более специализировать отдельные мышцы и их группы). 

3. Сообщение темы и цели урока (учащимися)

- Итак, какова же тема нашего урока?  (Строение и соединение костей)

- Наши  задачи? (Узнать строение костей и их соединения)

 

4. Изучение и закрепление  новой темы

Учитель. «Движение — это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

— Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?    

 ( Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат)

А) работа в группах.

1 группа: Выявите функции опорно-двигательной системы и химический состав костей

Задание:

1. прочитайте текст;

2. составьте схему в рабочие тетради на печатной основе №30 стр.17

3.  Устно ответьте на вопрос: В чем заключаются изученные вами функции скелета и мышц?

 Опорно-двигательную систему по-другому называют костно-мышечной. И действительно, мышца прикреплены к костям скелета, что и определяет форму нашего тела и обеспечивает выполнение опорной, защитной и двигательной функций.

Кости скелета и мышцы вместе образуют как бы каркас, внутри которого располагаются внутренние органы. Опорная функция проявляется в том, что костно-мышечный каркас не дает им смещаться.

Кости и мышцы защищают внутренние органы от травм. В частности, головной мозг защищен костями черепа, спинной - позвоночником. Ребра и грудина вместе образуют грудную клетку, внутри которой располагаются сердце, легкие, дыхательные пути, пищевод, крупные сосуды. Органы пищеварения, мочевыделения, внутренние половые органы защищены сзади позвоночником, спереди - мышцами брюшного пресса, а снизу - тазовыми костями.

И, наконец, двигательная функция опорно-двигательной системы. Большинство костей скелета соединено подвижно друг с другом с помощью суставов. Именно мышцы приводят в движение костные «рычаги». Мышца прикрепляется одним концом к одной кости, образующей сустав, другим концом - к другой. Сокращаясь, мышца приводит кости в движение. Но есть еще одна функция костно-мышечной системы, о которой не всегда упоминается. Это обменная функция. Кости и мышцы принимают участие в обмене некоторых элементов, в частности фосфора и кальция. Тело человека содержит в среднем около 1,5 кг фосфора. Из этого количества 1,4 кг приходится на кости, 130 г -на мышцы и 12 г - на нервы и мозг. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме связаны с превращениями фосфорорганических веществ. Что касается кальция, то его называют «самым живым металлом». И недаром. Ионы кальция присутствуют во всех тканях организма, но больше всего их в костях. Так, скелет человека на 80 % состоит из фосфата кальция и на 13 % - из карбоната кальция. Недостаток кальция в организме приводит к рахиту, то есть к недоразвитию костно-мышечной системы.

4.  прочитайте текст учебника стр.47 статья «Химический состав костей»,

 составьте схему запишите в обычную тетрадь.

2-3 группа: Изучите строение костей.

2- группа: Изучите макроскопическое строение кости и типы костей.

Задание: 

1. прочитайте текст учебника стр. 47-48;

2. выполните задание в рабочие тетради на печатной основе №32 стр.17;

3.рассмотрите рисунок 18, А,Б, и В Сравните его с препаратом распила натуральной кости. Найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость;

4. прочитайте текст учебника стр.48-49 статья «Типы костей»,

 составьте схему запишите в обычную тетрадь.

3- группа: Изучите микроскопическое строение кости и соединения костей

Задание: 

1. прочитайте текст учебника стр. 48 статья «Микроскопическое строение кости»;

2. выполните задание в рабочие тетради на печатной основе №34 стр.18;

3. . прочитайте текст учебника стр. 59-61 статья «Соединения костей» составьте схему запишите в обычную тетрадь.

Проверка-отчет о проделанной работе

4.Рефлексия 

1. Некоторые родители учат детей ходить в возрасте 7-9 месяцев. К каким последствиям могут привести столь ранние упражнения в ходьбе?

2. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой до 1500 кг, хотя ее собственная масса всего 0,5 кг. Объясните, почему кость, несмотря на свою легкость, столь тверда и прочна?

Домашнее задание: § 10, 12 стр.59-61, ответить на вопросы 1- 4 стр. 49, знать биологические термины; №31;33.



Предварительный просмотр:

СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА.

Задачи: сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека; выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих; показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Оборудование: модели скелетов человека и млекопитающих, таблицы с изображением скелетов человека и млекопитающих. учебники, рабочие тетради на печатной основе, обычная тетрадь, электронное приложение к учебнику издательство «Дрофа», мультимедийная установка, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал по группам.

Ход урока

I. Проверка знаний.(10 мин.)

А) Индивидуальный опрос

ТОКЗ 1-вариант стр. 16-18  №1

               2 -вариант стр. 17-18  №2

     Б)Фронтальный опрос:

-        Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей?

- Задача: Средний вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета человека составляет 7-8 кг. Чем же в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости        

     И. Изучение нового материала. (25 мин.)

Электронное приложение к учебнику      

1. Задание – 

А)  Дайте определение термину «скелет»

Скелетом называют совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Б) Каково строение скелета человека? Предложите вариант схемы «Строение скелета человека». См. метод. Пособие стр.30 (Ч).

В) Назовите функции  скелета?

       2.  Работа в группах (20 мин).

1. группа.

 Задание: Изучите осевой скелет человека (Скелет туловища)

- прочитайте текст учебника стр. 53-55;

- Устно.  Используя рисунки учебника 20, 22, 23 - найдите, покажите и назовите отделы скелета туловища человека и его функции;

- выполните задание №38;39 в тетради на печатной основе.

 2. группа.

 Задание: Изучите череп человека его строение и  функции.

      - прочитайте текст учебника стр. 52-53;

- Устно.  Используя рисунки учебника 20, 21 -найдите, покажите и назовите отделы скелета черепа человека;

- выполните задание №35 в тетради на печатной основе.

3. группа.

 Задание: Изучите добавочный скелет человека (Скелет верхних конечностей)

- прочитайте текст учебника стр. 56-57;

- Устно.  Используя рисунки учебника 20, 27, 28 - найдите, покажите и назовите отделы скелета верхних конечностей человека и их функции;

- выполните задание №41 (кости верхней конечности) в тетради на печатной основе.

4. группа.

 Задание: Изучите добавочный скелет человека (Скелет нижних конечностей)

- прочитайте текст учебника стр. 57-59;

- Устно.  Используя рисунки учебника 20, 29, 30 - найдите, покажите и назовите отделы скелета нижних конечностей человека и их функции;

- выполните задание №41 (кости нижней конечности и крестец) в тетради на печатной основе.

Проверка результатов работы в группах

III. Рефлексия (5 мин.)

- При ударах ломаются кости рук и ног, так как они внутри полые ,но именно эти кости могут выдерживать значительный груз (до 2 тонн) и не ломаться. Почему?

       Задание на дом: §11;12 ответить на вопросы в конце параграфа; № 42 ;

ТУ подготовить сообщение в форме пересказа на тему: «Гиподинамия».



Предварительный просмотр:

Урок 13

СТРОЕНИЕ МЫШЦ

Задачи: сформировать представление о микро- и макроскопическом строении мышц; познакомить с основными группами мышц человека; продолжить формирование навыка самонаблюдения, умения работать в группах, парах.

Оборудование: модель скелета человека, таблицы с изображением типов соединения костей, мышц человека, электронное приложение к учебнику «Дрофа», компьютер, мультимедийная установка, экран.

План урока.

1.Проверка знаний учащихся.  (8 мин.)

2. Сообщение темы и цели урока (учащимися). (2 мин.)

3. Актуализация знаний учащихся. (2 мин.)

4.Изучение нового материала и проверка.(10 мин + 5 мин.)

5. Лабораторная работа. (10 мин.)

6.Рефлексия.(3 мин.)

Ход урока.

I. Проверка знаний. (8 мин.)

А) Индивидуально - работа в ТОКЗ

Б).        Немой биологический диктант по теме «Строение скелета. Соединение костей». Учитель показывает на таблице отдельные кости, отделы скелета, разные типы соединения костей, а учащиеся записывают названия в тетрадь по вариантам (!и2);

В) Фронтальный опрос:

-        Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей?

-        За счет чего достигается прочность и легкость костей?

2. Сообщение темы и цели урока (учащимися) (2 мин.)

 Прослушайте текст и назовите тему урока:

Название «(мышца) произошло от слова «мускулюс», что значит «мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращения (скелетных мышц), заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. 

- Итак, какова же тема нашего урока?  (Строение мышц)

- Наши  задачи? (Узнать строение мышц и их группы)

 3.Актуализация знаний учащихся (2 мин.)

- Назовите разновидности мышечной ткани? (Гладкие, поперечнополосатые и сердечные).

- Какими свойствами обладают клетки мышечной ткани? (возбудимость и сократимость)

 4.Изучение нового материала и проверка.(10 мин + 5 мин.)

А) работа в группах.

1 группа: Микроскопическое строение скелетных мышц. 

Задание:

1. прочитайте текст;

2. изучите рисунок 33 стр.63 учебника:

3.устно ответьте на вопрос: Каково микроскопическое строение мышечного пучка?

Скелетные мышцы состоят из пучков поперечно-полосатых мышечных волокон - симпластов, которые представляют собой многоядерные сильно вытянутые веретенообразные клетки. Они содержат сократительные нити, состоящие из двух разных белков -миоглобина и миозина (по греч. myos - мышца). Чередование участков, содержащих тот или иной белок, и придает мышечным волокнам поперечную исчерченность, что отражено в их названии. Каждый мышечный пучок покрывает пленка из соединительной ткани, и такой же пленкой покрыта вся мышца, состоящая из множества пучков. Это общая оболочка называется фасцией. При работе мышцы сокращаются отдельные пучки мышечных волокон, благодаря чему сила тяги прикладывается к строго определенным участкам кости.

2- группа: Изучите макроскопическое строение мышц.

Задание: 

1. прочитайте текст учебника стр. 63-64;

2. изучите  рисунок 34 учебника;  

3. выполните задание в рабочие тетради на печатной основе № 44 (1 предложение) стр.22;

4. каково строение скелетной мышцы?

Б) Индивидуальное задание

*   Прочитайте текст и решите задачи:

а) Объясните, почему улитка или дождевой червь медленно двигаются? ( т.к. их мышцы лишены поперечнополосатой мускулатуры).  

б) Объясните, почему так стремительны движения пчелы, ящерицы, орла, коня, человека? (т.к. их скелетные мышцы образованы поперечнополосатой мускулатурой, которая

обеспечивает быстроту  сокращения).

Поперечнополосатая мышечная ткань образует мышцы, в основном прикрепляющиеся к различным частям скелета, поэтому их называют скелетными. Основным элементом скелетной мышечной ткани является поперечнополосатое веретеновидное мышечное волокно,  миосимпласт.

Миосимпласт — поперечнополосатое мышечное волокно, представляющее собой удлиненный многоядерный симпласт. Характеризуется отсутствием границ и расположением ядер в сплошной массе цитоплазмы. В эмбриогенезе он закладывается как совокупность одноядерных клеток, окруженных собственными мембранами. На определенном этапе развития зародыша мембраны разрушаются, остаются ядра и содержимое клеток. Такое многоядерное образование покрытой общей оболочкой.

Длина мышечных волокон зависит от длины и конструкции мышц, в состав которых они входят, а поперечная исчерченность - от строения миофибрилл, образующих сократительный аппарат мышечного волокна. (Работа с рисунком, таблицей.)

Миофибриллы под микроскопом имеют поперечную исчерченность. Это связано с тем, что в каждой миофибрилле содержатся еще более тонкие нити - протофибриллы, в которых на одном уровне чередуются участки веществ, различно преломляющих свет: темные и светлые. Каждая миофибрилла содержит до 2500 этих тончайших белковых нитей.

Многие тысячи поперечно-полосатых мышечных волокон, расположенных параллельно и связанных между собой прослойками рыхлой соединительной ткани собраны в пучки первого порядка. Окруженные соединительно-тканной оболочкой. Пучки первого порядка объединяются в пучки второго порядка и т. д. Вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительно-тканной оболочкой - фасцией, которая также покрывает и внутренние органы. Иногда (например, в большой ягодичной мышце) пучки настолько велики, что различаются простым глазом.

Мышцы выполняют большую работу и, будучи органами активными, характеризуются интенсивным обменом веществ. Поэтому мышцы богаты кровеносными сосудами, по которым кровь подносит к ним питательные вещества и кислород, а выносит продукты распада. Кроме кровеносных сосудов в мышце имеются и лимфатические сосуды. В мышцах оканчиваются рецепторами нервные волокна.

Сравним функцию скелетных и гладких мышц. Оказывается, поперечнополосатая мускулатура не может так сильно удлиняться, как гладкая. Зато скелетные мышцы сокращаются быстрее, чем мышцы внутренних органов.

3- группа: Изучите движения в суставах.

Задание: 

1. прочитайте текст учебника стр. 64 статья «Движения в суставах»;

2. выполните задание в рабочие тетради на печатной основе № 44 (2 предложение) стр.22;

3. работа с терминами: «антагонисты» и «синергисты» с записью в обычную тетрадь .

Проверка-отчет о проделанной работе

III. Закрепление знаний.

- Какие основные группы мышц выделяют в теле человека?

Лабораторная работа «Мышцы человеческого тела» (10 мин.)

Проводится по инструкции учебник стр.64-68 задание в рабочие тетради на печатной основе № 45(работа в парах)

1.Мышцы головы;

2.Грудино-ключично-сосцевидная мышца;

3. Мышцы туловища спереди;

4. Мышцы туловища сзади;

5. Мышцы руки;

6. Мышцы ноги.

6.Рефлексия.(3 мин.)

- Что нового узнали?

- Где можно применить знания полученные на уроке?

Задание на дом: § 13, ответить на вопросы в конце параграфа; знать термины; повторить статью «Нервная ткань» § 8 и «Рефлекторная регуляция» § 9; № 45.

ТУ-сообщение в форме пересказа на тему: «Гиподинамия».



Предварительный просмотр:

Урок 14

РАБОТА СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ И ИХ РЕГУЛЯЦИЯ

Задачи: сформировать понятие о двигательной единице, энергетике мышечного сокращения; показать влияние тренировок на изменение мышц, вред гиподинамии; разъяснить механизм регуляции работы мышц-антагонистов; формировать умение наблюдать явление и делать научно обоснованные выводы.

Оборудование: модель скелета человека, учебники, рабочие тетради на печатной основе, обычная тетрадь, электронное приложение к учебнику издательство «Дрофа», мультимедийная установка, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал по группам.

План урока.

1.Проверка знаний учащихся.  (10 мин.)

2.Актуализация знаний учащихся (3 мин.)

3. Сообщение темы и цели урока (учащимися) (2 мин.)

4.Изучение нового материала и закрепление.(20 мин)

5.Рефлексия.(5 мин.)

Ход урока

I. Изучение нового материала.

А) Самостоятельная работа с учебником в парах.

 1 пара: Двигательная единица.

Задание:

1. прочитайте текст учебника стр.69

2. выполните задание, используя рис. 16 учебника  на с. 38; рабочая тетрадь на печатной основе № 47 стр.23

3.  Устно ответьте на вопросы:

- Что называется двигательной единицей?

- От чего зависит сила сокращения мышц?

- Представьте, такую ситуацию, спортсмен участвует в забеге на 1000 метров. Объясните, все ли двигательные единицы мышц нижних конечностей включаются в работу одновременно?  

  1. Изменения мышц при тренировках.

2- пара: Изучите изменение строения мышц при тренировках и статью «Энергетика мышечных сокращений»

Задание: 

1. прочитайте текст учебника стр.69-70;

2.ответьте на вопрос, письменно оформите в обычной тетради:

- что называют тренировочным эффектом?

3. выполните задание в рабочие тетради на печатной основе № 48 стр.24;

4. Решите задачу. Объясните, почему при длительном забеге спортсменам дают глюкозу?

3.Вред гиподинамии.

Прослушайте сообщение учащегося и  ответьте на в о п р о с  (устно):

- Какое физиологическое обоснование можно дать явлению гиподинамии?

4.Регуляция работы мышц-антагонистов. 

3 пара: Изучите регуляцию работы мышц-антагонистов 

Задание:

1. прочитайте текст учебника стр.70

2. выполните задание в рабочей тетради на печатной основе № 50 стр.24

5.Динамическая и статическая работа.

4 пара:

Задание:

1. прочитайте текст учебника стр.71;

2. выполните задание в рабочей тетради на печатной основе № 51 стр.24;

3. устно - поясните различия между динамической и статической работой.

4. Подумайте и решите, какая работа легче: статическая, связанная с удержанием груза, или динамическая по перемещению груза той же массы. (статическая работа тяжелее, т.к. одновременно сокращаются мышцы, обычно работающие как антагонисты. При динамической работе они действуют поочередно.)

III. Закрепление знаний.

Лабораторная работа «Утомление при статической работе».

Проводится по инструкции в учебнике на с. 72 тетрадь № 52 стр.25

Задание на дом: § 14, ответить на вопросы в конце параграфа; знать термины; № 55(2) лист бумаги с контуром вашего следа.

Сообщение в форме пересказа или мини-проект в форме презентации на темы:

1.«Осанка»;  

2. «Плоскостопие».



Предварительный просмотр:

ОСАНКА. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Задачи: сформировать понятие об осанке, причинах нарушения осанки и развития плоскостопия и мерах их предупреждения; познакомить с методами выявления нарушений осанки и плоскостопия; научить школьников сознательно вырабатывать в себе санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: модель скелета человека, таблицы с изображением скелетных мышц, случаев нарушения осанки и плоскостопия; сантиметровая лента.

План урока.

 1. Орг. момент.(2 мин.)

2.Изучение нового материала и проверка.(35 мин.)

3.Рефлексия.(3 мин.)

Ход урока

2. Изучение и закрепление  новой темы Самостоятельная  работа в группах.

1. Блок – теоретический: изучение материала. (7 мин. + 8 мин.)

Цель: сформировать понятие об осанке, причинах нарушения осанки и развития плоскостопия и мерах их предупреждения;

1;2;3 группы: Работа над темой «Осанка»

1 группа:

Задание: Изучите и опишите положение тела при правильной осанке.

1. прочитайте текст «Осанка»- учебник стр.73-74 или воспользоваться дополнительным источником (сообщение ученика)

2. дайте определение понятию «осанка» - запишите в обычную тетрадь;

3.устно ответьте на вопрос: - от чего зависит правильная осанка?

-опишите положение тела при правильной осанке;

Вывод:

2 группа: Изучить нарушения осанки и выявить причины нарушений.

Задание:  

1.прочитайте текст «Осанка»- учебник стр.73-74 или воспользоваться дополнительным источником (сообщение ученика)

2 . устно: - опишите положение тела при неправильной осанке;

- какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?

4. заполните 1 столбик таблицы: «Причины искривления позвоночника»

Причины искривления позвоночника

Меры предупреждения

1.        Неправильная поза во время труда и отдыха.

2.        Ношение тяжестей в одной руке.

3.        Неравномерная нагрузка во время физической работы.

Вывод:

3 группа: Изучить нарушения осанки. Выявите причины нарушений. Предложите меры предупреждения искривления позвоночника.

Задание:  

1.прочитайте текст «Осанка»- учебник стр.73-74 и дополнительную информацию;

2 . устно ответьте на вопрос: - что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?

3. заполните 2 столбик таблицы: «Меры предупреждения  искривления позвоночника»

Причины искривления позвоночника

Меры предупреждения

1.

2.

3.

Вывод:

4 группа: Изучите заболевание «плоскостопие», его причины и меры предупреждения..

Задание:

1. прочитайте текст учебника стр.74 статья «Предупреждение и лечение плоскостопия» или воспользоваться дополнительным источником (сообщение ученика)

2. дайте определение понятию «плоскостопие» - запишите в обычную тетрадь;

3.устно: - выявите причины плоскостопия

- предложите  меры предупреждения плоскостопия.

Вывод:

2. Блок Практические задания(20 мин).

Цель: познакомить с методами выявления нарушений осанки и плоскостопия; научить школьников сознательно вырабатывать в себе санитарно-гигиенические навыки.

Работа в парах с последующим обсуждением.

1 (для всех) Выявление нарушений осанки.

1.Лабораторная работа «Осанка и плоскостопие». Проводится по инструкции в учебнике на стр. 75. тетрадь на печатной основе №55 (1)

2. Решение и обсуждение ситуации с записью в обычную тетрадь. (Приложение)

3.Подведение итогов лабораторной работы «Выявление плоскостопия»

Задание:

а) подсчитайте % выполнения работы;

б) выявите % здоровых учащихся и  % имеющих отклонения от нормы.

Вывод:

3.Рефлексия.(3 мин.)

- Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Задание на дом: § 15 знать биологические термины; в тетради на печатной основе №53;54.

По желанию учащихся приготовить сообщение в форме пересказа или мини-проект по темам:

1.Ушибы;

2.Переломы;

3.Растяжение связок и вывихи суставов.

Приложение

Ситуация 1

Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со старой школьной подругой М., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком...

М. так изменилась, что А. не узнала ее сразу.

Вопрос 1. Что такое осанка?

  1. Положение туловища при движении.        

      2.Положение головы и туловища при движении                                                                                                          3. Навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела.

      4. Постановка ног при движении.

Вопрос 2. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?

  1. Опущенная голова.        5. Сгорбленная спина.
  2. Грустное выражение лица.        6. Согнутые ноги.
  3. Шаркающая походка.        7. Сведенные плечи.
  4. Висящее мешком пальто.

Вопрос 3. Как вы считаете, отличается ли костно-мышечная система у молодого человека и у взрослого?

  1. Нет, не отличается.        3. Отличается существенно:
  2. Отличается несущественно.

а) менее крепка и тверда;                    б) более крепка и тверда;        

        в) менее гибкая;          

        г) более гибкая;                                  

д) легче поддается искривлениям;

е) еще не сформирована.

Вопрос 4. Необходимо ли соблюдать правильную осанку и походку для нормального развития костно-мышечной системы?

  1. Желательно.        

      2.Не обязательно.

      3.Обязательно.

Вопрос 5. Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?

  1. Нет, не влияет.        3. Ухудшает:
  2. Влияет несущественно на:

а) фигуру;

б) общий облик;

в) походку                                            

г) делает человека малопривлекательным.

Ситуация 2        

После резкого замечания учителя и полученной двойки ученик Р. шел, раскачиваясь, по коридору школы. Движения его были угловаты, голова опущена, спина сгорблена, живот выпячен. «Ты почему так некрасиво ходишь?» - спросил его учитель физкультуры. «Ну и что? Мне в балете не выступать!» — мрачно ответил Р.

Вопрос 1. Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?

  1. Нет, не влияют.        3. Ухудшают незначительно.
  2. Улучшают.        

4. Оказывают вредное воздействие:

а)        на позвоночник и ноги;        в) только на позвоночник;

б)на всю скелетно-мышечную систему;        

г) на работу органов и систем органов всего организма.

Вопрос 2. Что в данном случае послужило причиной плохой осанки Р.?

1.Нарушения питания.        

2.        Недостаточная двигательная активность.        .

3.        Недостаточное пребывание на свежем воздухе;

4. Угнетенное настроение, связанное с плохой отметкой;  

5. Несоответствующая росту мебель; 6. Резкое замечание учителя,

 Ситуация 3

В старших классах ученик Т. увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Т. постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Т. пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу. Т. последовал его совету.

Вопрос 1. Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

1. Сутулость        4. Нарушение осанки

3. Лордоз        5. Кифоз

3. Сколиоз

Вопрос 2. Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника такого вида?

  1. Малоподвижный образ жизни        

2.Нерациональное питание;

3. Неправильная осанка вследствие

        а)постоянного ношения тяжестей в одной руке;        

б)привычки,стоя,опираться на одну ногу;    в)укорочение одной из ног.

Вопрос 3. Что помогает избежать такового искривления позвоночника?

  1. Длительные пешие прогулки.                             5. Постоянный контроль за правильное-
  2. Усиленное питание.                              тью своей осанки.
  3. Пребывание на свежем воздухе.                              6. Занятия физкультурой

Избавление от вредной привычки постоянно  7. Подвижный образ жизни, нагружать одну часть тела: руку, ногу.

 8. Занятия спортом

            а) общеукрепляющей;        б) специальной для осанки.

Вопрос 4. Что в данном случае может помочь в лечении?

  1. Усиленные самостоятельные занятия физкультурой и    3. Подвижный образ жизни, спортом.                                                4. Выполнение рекомендаций врача:
  2. Различные виды физической работы.

а) общеукрепляющие воздействия на                        б) специальные упражнения, исправ-

весь организм;                          ляющие форму позвоночника.

Ситуация 4

На день рождения подруги школьница 16-ти лет Л. пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из-за боли в ногах, Л. пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Вопрос 1. Как вы считаете, что стало причиной боли в ногах у Л.?

  1. Дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть Л. до дома подруги.
  2. Туфли на высоких каблуках.
  3. Продолжительные танцы.

Вопрос 2. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?

  1. Да, но несущественно (только усталость и боль в ногах).
  2. Может существенно ухудшить:

а) походку;        б) осанку.

3. Может отрицательно сказаться:

а)        на костно-мышечной системе;

б)        на работу внутренних органов;

в)        на работе всех органов и систем организма.

Вопрос 3. Какие из предложенных мер помогут Л. в данной ситуации сохранить правильную осанку, походку и избежать деформации стоп?

  1. Правильно подобранная обувь.
  2. Тренировка хождения на высоких каблуках.
  3. Ношение обуви без каблуков.

   4.Тренировка хождения на дальние расстояния.

Сколиоз. Развитию сколиоза у детей способствует неправильная поза во время учебных занятий, что ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Сколиоз у взрослых может развиваться в результате длительных асимметричных нагрузок на мышцы спины (так называемый сколиоз скрипача, швеи, носильщика и др.). К сколиозу может привести перелом позвонка, тяжелый рахит.

У больных изменяется осанка, форма грудной клетки, плечо и лопатка на выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника выше, чем на вогнутой. Подвижность позвоночника резко уменьшается. Всякое физическое напряжение утомительно. В тяжелых случаях сколиоза наблюдается изменение положения внутренних органов, что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность человека.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Необходимо следить за правильным положением тела за столом, хорошим освещением рабочего места; воспитывать правильную осанку (ходить и стоять прямо — приучить себя постоянно сводить лопатки вместе и высоко держать голову), отучать от привычки горбиться; выполнять необходимые упражнения, направленные на укрепление мыши туловища, поддерживающих правильное положение позвоночника. Важное значение имеют своевременное и полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие процедуры. Все это укрепляет здоровье, повышает жизненный тонус. Необходим подбор мебели в соответствии с ростом. При сидении за столом ноги нужно держать под прямым или столом ноги нужно держать под прямым или тупым углом. Если ноги убирать под сиденье стула или «обвивать» ногой ножку стула, то центр тяжести смещается кпереди и человек склоняется.

Профилактика профессионального сколиоза: правильный режим труда и отдыха, физкультурные паузы во время работы, занятия физкультурой и спортом, способствующие общему оздоровлению организма и укреплению мышц.

Кифоз может быть дугообразным и угловатым.

Дугообразный кифоз — это так называемая круглая спина, сутулостью. Угловой кифоз в грудном отделе позвоночника называется горбом. Причиной чаще всего служит поражение позвонков туберкулезным процессом.

Лордоз наблюдается обычно в поясничном отделе позвоночника. Он проявляется деформацией позвоночника и болями, обусловленными перераспределением нагрузки на
тела позвонков и перерастяжением мышечно-связочного аппарата позвоночника. Тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице. Лордозу часто сопутствует опущение внутренних органов (желудка, кишечника, почек), чем и объясняются различные нарушения в их работе.        



Предварительный просмотр:

Урок 16

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ, ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ И ВЫВИХАХ СУСТАВОВ

Задачи: сформировать представление о возможных повреждениях скелета; разъяснить цели доврачебной помощи; научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах костей.

Оборудование: таблицы с изображением строения костей, типов соединения костей.

План урока.

1.Сообщение темы постановка цели(3 мин.)

2. Орг. момент.(2 мин.)

3.Изучение нового материала и проверка.(30 мин.)

4.Рефлексия.( 5 мин.)

Ход урока

1.Сообщение темы постановка цели(3 мин.)

-Послушайте внимательно и скажите, какова же тема нашего урока?

В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А. П. Чехова - «Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!» Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? Поскорее призвать врача, фельдшера, медицинскую сестру... А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости.

(Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы)

- Что мы должны узнать о травмах ОДС?

(рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие).

-        Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Да, это ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок. Они являются наиболее распространенными видами травм.

2. Изучение и закрепление  новой темы Самостоятельная  работа в группах.

1. Блок – теоретический: изучение материала. (20 мин..)

Цель: сформировать представление о возможных повреждениях скелета; разъяснить цели доврачебной помощи;

Работа над темой «Ушибы»

1 группа: Цель: Изучите и опишите симптомы, меры первой помощи при ушибах.

Задание:

1. прочитайте текст «Ушибы»- учебник стр.76 или воспользуйтесь дополнительным источником (сообщение или презентация ученика)

2. дайте определение понятию «ушибы» и составьте схему: «Виды ушиба» - запишите в обычную тетрадь;

3. составьте памятку (2 столбик ) «Как распознать?» - на доске;

4.устно ответьте на вопрос: как оказать первую помощь при ушибе?

Вывод:

Перелом

Ушиб

Вывих

Растяжение связок

 1.Резкая боль.

 2.Припухлость   в      области травмы.

3.Невозможность движений.

4.Нарушение формы и длины (если это конечность),искривление.

1.Боль.

2. Кровоизлияния с образованием  кровоподтеков или синяков.

3. Внутренние кровотечения.

1.Боль

2.Изменение формы сустава

3.Невозможность движения

в суставе (сразу после травмы)

1.Боль.

2.Быстро растущий, иногда

синюшный отек вокруг

сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний

Точность - рентген!

Работа над темой «Переломы»

2 группа: Цель: Изучите и опишите симптомы, меры первой помощи при переломах.

Задание:

1. прочитайте текст «Переломы»- учебник стр.76-78 или воспользуйтесь дополнительным источником (сообщение или презентация ученика)

2. составьте сему: «Виды перелома» - запишите в обычную тетрадь;

3. составьте памятку (1 столбик ) «Как распознать?» - на доске

4. устно ответьте на вопрос: как оказать первую помощь при переломе?

Вывод:

Работа над темой «Растяжение связок»

3 группа: Цель: Изучите и опишите симптомы, меры первой помощи при растяжении связок.

Задание:

1. прочитайте текст «Растяжение связок»- учебник стр.78 или воспользуйтесь дополнительным источником (сообщение или презентация ученика)

2.  составьте памятку (4 столбик) «Как распознать?» - на доске.

3. устно ответьте на вопрос: как оказать первую помощь при растяжении связок?

Вывод:

Работа над темой «Вывихи суставов»

4 группа: Цель: Изучите и опишите симптомы, меры первой помощи при вывихе сустава.

Задание:

1. прочитайте текст «Вывихи суставов» - учебник стр.79 или воспользуйтесь дополнительным источником (сообщение или презентация ученика) .

2. дайте определение понятию «вывих» и запишите в обычную тетрадь;

3.  составьте памятку (3 столбик) «Как распознать?» - на доске.

4. устно ответьте на вопрос: как оказать первую помощь при вывихе сустава?

Вывод:

Проверка обсуждение в ходе беседы

 Задание для всех: заполнить № 56 стр.26 в тетради на печатной основе

2. Блок – практический -  «Скорая помощь» (10 мин.)

Цель: научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах костей на практике  при рассматривании различных ситуаций.

— Что же необходимо сделать, если повреждение произошло?

Работа в парах.

Ситуация 1.

...Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной». Она было очень модной в этой четверти среди девчонок.

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.

Ситуация 2.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой великаны-старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

Ситуация 3.

Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из  ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои - индейцы.

Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был еще маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: «Перелом». От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. «Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь!» - вспоминает Юля...

Проанализируйте ситуацию. Что необходимо сделать в подобном случае? Ваши действия.

(Учащиеся высказывают свои мнения, описывают предполагаемые действия. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему.).

Необходимо!

  1. определить вид повреждения путем анализа симптомов и механизма травмы;
  2. исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Доврачебная помощь при травмах. (С помощью учителя формулируются учащимися.)

  1. Остановить кровотечение.
  2. Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран.
  3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела.
  4. Подготовить и по необходимости транспортировать пострадавшего в травм-пункт.

Запомни! Лечение травм - дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

4.Рефлексия.( 5 мин.)

1.        Будет ли держаться косынка, если ее перекинут   только через одно плечо?

Ответ: нет, косынка соскользнет.

2.        Определите  вид  травмы,  исходя  из  следующих    признаков: форма  сустава  изменена,  движение  в нем    невозможно,  резкая  боль.

Ответ: описаны симптомы вывиха.

3.        Определите   вид  травмы: подвернулась  ступня, сначала  боль  была  слабая, но потом  стала   усиливаться, нога
опухла, спустя  некоторое   время   появился   синяк..

Ответ: описаны симптомы растяжения связок голеностопного сустава.

Домашнее задание: § 15, 16;  вопросы 1 - 4  к   заданию   на  стр. 79;  вопрос  4 на   стр. 75 (письменно); подготовиться к контрольной работе по теме «ОДС».повторить   главу  4  ;  №   56  ;   57

Приложение

Переломы костей и первая медицинская помощь. Вывих

Оказывая первую помощь при переломе, необходимо обеспечить неподвижность места перелома, что уменьшает боль и предотвращает дальнейшее смешение костных отломков. Это достигается наложением на поврежденную часть тела иммобилизирующей, т. е. создающей неподвижность повязки. Для иммобилизации используются готовые, стандартные шины, однако они могут оказаться в наличии далеко не всегда, и поэтому оказывающий помощь должен уметь использовать для шинирования всякого рода подручный материал (палка, трость, лыжи, зонт, подходящего размера доска, кусок фанеры, линейка и т. п.).

При наложении шины следует соблюдать обязательное правило: обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов - одного выше места перелома, другого - ниже места перелома, а при переломе крупных костей даже трех.

Так, при переломе плеча надо фиксировать не только плечевой и локтевой, но и лучезапястный суставы, а при переломе бедра — тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.

При переломе ключицы пострадавший испытывает боль в месте перелома, усиливающуюся при попытке к движению в плечевом суставе. Самый простой способ оказания помощи состоит в подвешивании руки на косынку. Затем можно сшить два ватно-марлевых кольца, надеть их пострадавшему на руки и продвинуть до плечевых суставов. Плечи пострадавшего максимально отводят назад, а кольца сзади над лопатками связывают. Таким образом, они удерживают плечи в отведенном состоянии, и концы сломанной ключицы становятся в наиболее благоприятное положение.

При травме грудной клетки (удар, сдавление) довольно часто происходит перелом одного или нескольких ребер. Признаком перелома является резкая боль в области травмы, особенно при дыхании и кашле. Первая помощь состоит в бинтовании грудной клетки широкими бинтами или полотенцем. Накладывая повязку, нужно попросить пострадавшего не дышать глубоко и постараться наложить первые ходы повязки в момент полного выдоха.

Переломы позвоночника представляют большую опасность в связи с тем, что при транспортировке пострадавшего в области перелома может произойти дополнительное смещение позвонков и повреждение спинного мозга.

Последствием такого повреждения могут быть параличи, нарушение функции мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому правильная транспортировка при переломе имеет исключительно важное значение. При подозрении на перелом позвоночника необходимо избегать лишних поворачиваний и перекладываний пострадавшего. Наиболее совершенной является иммобилизация при помощи досок или другого твердого покрытия.

Вывихи. Ни в коем случае нельзя самим пытаться вправлять вывихи. Эта процедура требует большого искусства. И времени терять нельзя, потому что вокруг повреждения будет нарастать отек. Отекшие ткани через некоторое время могут совсем закрыть вход в суставную капсулу. Тогда поможет только операция. И, наконец, если вы даже вправили кость на место, но недостаточно хорошо, то в дальнейшем вывих может стать привычным. Это значит, что при любом неловком движении кость будет «выскакивать» из суставной капсулы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка в 4 классе учебник « Enjoy English » М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева

Открытый урок в 4 классе на тему: «School is fun»Урок составил: учитель английского языка Пономарева АВ второй квалификационной категории.Цели:Закрепление навыков чтенияЗакрепление навыков письм...

Разнообразная еда.Конспект урока английского языка в 6 классе. Учебник Ю.Е.Ваулина , Дж. Дули "Английский в фокусе"

Класс: 6 (общеобразовательный)Тема:  Разнообразная еда. (Different food)Тип урока: урок комплексного применения знанийВремя реализации: 40 мин.Задачи урока: образовательные – создать условия для ...

XVIII век - эпоха Просвещения. Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.)

Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.)...

Рабочая программа 8 класс биология. (Д.В. Колесов,Р.Д.Маш, И.Н.Беляев).

Рабочая программа 8 класс биология.  (Д.В. Колесов,Р.Д.Маш, И.Н.Беляев)....

Разработка урока по английскому уроку "A Russian explorer" 7 класс учебник Forward Вербицкая М.

Материал содержит технологическую карту урока и презентацию...