Программа объединения "Юный овощевод"
материал по биологии (10 класс) по теме

Воронина Лариса Африкановна

Целью данной программы является развитие у школьников культуры труда и межличностных отношений, трудовой функциональной грамотности. В процессе изучения курса предполагается рассмотреть теоретические вопросы по структуре технологии земледелия, а так же проведение практических работ. Предложен тематический план занятий и перечень творческих заданий по темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obedineniya_ovoshchevod.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  объединения «Юный овощевод».

Пояснительная записка.

         Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям и в сфере образования. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для саморазвития и самореализации личности школьника, личности творческой, социально-активной, способной мыслить и действовать общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт предшествующих поколений. С высокой степенью адаптивности в современном обществе, с высокой культурой труда и экологической культурой, способной делать выбор и нести за него ответственность.

В настоящее время все большую остроту приобретает проблема снижения популярности профессий сельскохозяйственной направленности при явном недостатке данных специалистов в селах, деревнях, фермерских хозяйствах.

В школьной программе эти вопросы разобщены и рассматриваются поверхностно, что явно недостаточно для создания образа сельскохозяйственных профессий.

Для нашей школы характерна непосредственная близость к сельскохозяйственному производству и живой природе, что создаёт благоприятные условия для формирования системы глубоких, осознанных и конкретных знаний о научных основах важнейших отраслей сельского хозяйства.  Учащиеся систематически привлекаются  к непосредственному участию в посильном сельскохозяйственном труде, воспитания любви к родному краю, эстетических чувств, уважения и творческого отношения к сельскохозяйственному труду.

Приобщение школьников к сельскохозяйственному труду позволяет им осознать себя как личность, которая может давать оценку социальной значимости процесса и результатов своего труда, прогнозировать потребительскую ценность того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния процесса и результатов труда на окружающих людей и среду, акцентируя внимание на экологических аспектах трудовой деятельности.

        Таким образом, основной целью данной программы является развитие у школьников культуры труда и межличностных отношений, трудовой функциональной грамотности, обеспечение возможностей для прикладной творческой деятельности и профессионального самоопределения.

    Задачи: 

1. Формирование базовых знаний и умений по выращиванию растений с помощью ручных инструментов, приспособлений;

2. Формирование умений решать технические, технологические, экономические задачи, способствующие развитию экономического мышления, творческих способностей, осознанному выбору профессиональной деятельности;

3. Воспитание чувства ответственности за качественное выполнение процессов, связанных с выращиванием цветочно-декоративных растений, овощных, полевых, плодово-ягодных;

В процессе изучения курса предполагается рассматривать теоретические вопросы по структуре технологии земледелия. Агротехника общая для всех растений и включает в себя обработку почвы, внесение удобрений, подготовку посадочного материала, посадку, уход за посевами, борьбу с болезнями и сельскохозяйственными  вредителями, уборку урожая. А так же проведение практических работ и наблюдений за плодоовощными культурами.

 

   Для решения задач, связанных с воспитанием личности, используется специальная информация, а также организационные формы и методы, активизирующие умственную и практическую деятельность учащихся, способствующую проявлению инициативы и их самостоятельности в работе. Это могут быть творческие задания, решение агротехнических и экономических задач, составление проектов и их самостоятельное выполнение.

    При проведении занятий упор делается на знания учащихся в области естественно-биологических наук.

    Для профессионального самоопределения школьников включена информация о мире труда и профессий, качествах личности, связанных с профессиями в области растениеводства.

Планируемые результаты:

  • Углубление и расширение знаний по биологии;
  • Овладение новыми практическими умениями и навыками выращивания сельскохозяйственных растений; умения применять полученные знания на практике;
  • Профессиональная ориентация;

Тематический план занятий.

ТЕМЫ

Теор.

Прак.

Творческие задания

Всего

часов

Тема 1

Введение.

1

1

Тема 2

Почвоведение. Состав и свойства почв.

0,5

0,5

*

1

Тема 3

Обработка почвы.

1

*

1

Тема 4

Севооборот культурооборот.

0,5

0,5

1

Тема 5

Удобрения, их классификация.

1

1

Тема 6

Изучение вредителей и болезней овощных культур.

1

*

1

Тема 7

Семена и всходы основных культур.

1

1

Тема 8

Посев семян. Выращивание рассады.

0,5

0,5

*

1

Тема 9

Уход за растениями.

1

1

Тема 10

Технология возделывания культурных растений.

1

1

Тема 11

Комнатное овощеводство.

1

*

1

Тема 12

Основные понятия семеноводства.

1

1

*

2

Тема 13

Хранение и переработка овощей и плодов.

1

*

1

Тема 14

Экономика и организация овощеводства

0,5

0,5

1

Тема 15

Конференция «Агротехника выращивания овощных культур».

2

2

Содержание программы

Тема 1. Введение (1ч)

История появления овощеводства. Ознакомление с характеристикой профессии овощевода.

Информация об учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования по данной специальности.

Основные группы овощных культур, их отношение к условиям жизни.

Тема 2. Почвоведение. Состав и свойства почв (1ч)

Понятие о почве и ее плодородии. Механический состав и свойства почвы, кислотность. Разновидности почв.

Практическая работа. Определение разновидности местной почвы по механическому составу.

Творческое задание. Определение кислотности почв с использованием растений – индикаторов.

Тема 3. Обработка почвы (1ч)

Основные приемы обработки почвы. Показатели качества правильной обработки почвы. Сельскохозяйственный инвентарь.

Творческое задание. Дадим отпор всем сорнякам!

  1. Какие они, сорняки?
  2. У нас не прорастешь! Меры борьбы с сорняками.

Тема 4. Севооборот и  культурооборот (1ч).

Севооборот и культурооборот, сходство и различия. Правила чередования культур в севообороте.

Особенности составления культурооборотов. Предшественники овощных культур.

Практическая работа. Составление культурооборота на приусадебном участке.

Творческое задание. Декоративный огород.

Тема 5. Удобрения, их классификация (1ч).

Значение удобрений, их классификация. Дозы внесения удобрений, правила их смешивания под отдельные сельхозкультуры.

Практическая работа. Определение минеральных удобрений (по Петербургскому). Влияние подкормок на рост и развитие растений.

Тема 6. Изучение вредителей и болезней овощных культур (1ч).

Классификация болезней овощных культур. Наиболее распространенные болезни овощных культур: период появления, внешние признаки, условия, способствующие распространению инфекции. Вредители основных овощных культур, меры борьбы с ними.

Творческое задание. Составление каталога «Кто вредит моим овощам»?

Тема 7. Семена и всходы основных культур (1ч).

Онтогенез растений: семенной, вегетационный, репродуктивный периоды. Сортовые и посевные качества семян.

Практическая работа. Изучение семян и всходов основных овощных культур.

Тема 8. Посев семян. Выращивание рассады (1ч).

Предпосевная  подготовка семян. Технология посева семян. Выращивание рассады овощных культур для открытого и защищенного грунта.

Практическая работа. Изучение основ предпосевной подготовки семян.

Творческое задание. Гидропоника – как метод выращивания овощей.

Тема 9. Уход за растениями (1ч).

Приемы ухода за растениями: полив, рыхление почвы, борьба с сорняками, прореживание всходов.

Практическая работа.  Работа по уходу за культурой огурца или томата.

Тема 10. Технология возделывания культурных растений.

Приемы выращивания овощных культур: посев, выращивание рассады, уход за растениями в течение вегетационного периода, уборка урожая, внесение удобрений и обработка почвы.

Тема 11. Комнатное овощеводство (1ч).

 Общие правила выращивания овощей в комнате. Выгоночные культуры: лук на перо, петрушка  и др. Выращивание в комнатных условиях огурца.

Творческое задание. Подоконник – зеленая грядка.

 Тема 12. Основные понятия семеноводства (2ч).

Понятие сорт, местные и районированные сорта, сортовые признаки. Гибриды.

Практическая работа. Изучение сортов и гибридов различных культурных растений.

Творческое задание. Составление списка овощных культур, которые бы вы хотели выращивать на своем огороде.

Тема 13. Хранение и переработка овощей и плодов (1ч).

Биологические основы хранения овощей. Режим зимнего хранения. Консервирование.

Творческое задание. Создание рецептурной книги консервирования.

Тема 14. Экономика и организация овощеводства (1ч).

Себестоимость продукции, рентабельность и хозрасчетная деятельность.

Практическая работа. Расчёт себестоимости центнера овощной культур

Тема 15. Конференция «Агротехника выращивания овощных культур» (2ч).

 Севообороты, обработка почвы, внесение удобрений, подготовка семян к посеву, посев и посадка, уход за растениями, борьба с сорняками, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур, уборка урожая.

Выступление с докладами по отдельным овощным культурам с показом презентаций по теме.

Открытый микрофон: «Как получить высокий урожай на  УОУ»?

Литература

Афанасенко Н.А. Опыты в школьном саду: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение,

Практикум по овощеводству. Учеб. Пособие для 9 – 10 кл. Под ред. Тараканова Г.И. – М., Просвещение, 1987.

Приложение к программе

Занятие 1.

Когда появились овощи

Разводить полезные растения человек стал  давно, еще в каменном веке. Сначала люди собирали то, что давала природа и что можно было употребить в пищу — плоды, листья, семена. Затем стали сохранять отдельные виды деревьев, кустарников, трав, которые им давали пищу. Потом возникло примитивное земледелие, когда люди стали разбрасывать семена полезных растений и собирать урожай.

Невольно древние земледельцы становились и стихийными селекционерами — ведь они отбирали растения с вкусными плодами, с высокой урожайностью и другими полезными свойствами. В общем, все овощные растения имеют свои многовековые истории. Вот некоторые из них. Мы совершим небольшую экскурсию и расскажем Вам об истории овощей.

 Родина капусты — Средиземноморье. Здесь люди стали выращивать листовые формы капусты, а позднее от нее появились другие формы растения. Сведения о выращивании листовой капусты можно отыскать в девятитомной «Истории растений» известного ботаника древности Теофраста. Они относятся к III веку до нашей эры.

В I веке нашей эры, по свидетельству ученого и писателя Плиния Старшего, используется уже около восьми видов капусты, в том числе и листовая, и кочанная, и брокколи. Предполагается, что на территории нашей страны капуста появилась еще в VII—V веках до нашей эры. Разводить ее стали в Закавказье, потом она проникла в Киевскую Русь, распространилась и в Московию.

Одной из самых любимых у наших народов стала капуста белокочанная, ей по праву принадлежит первое место среди всех капуст. Ведь не случайно, когда говорят о капусте, то в первую очередь вспоминают именно ее, потом уже цветную капусту.

Дальше история овощей, еще интересней. Лук известен человеку также давно. Родиной его считаются Средняя Азия и Афганистан. Репчатый лук выращивали в Древней Греции, Египте, Индии. Гиппократ, знаменитый врач древности, использовал лук для лечения больных.

Лук обязательно должны были, есть римские легионеры. Считалось, что пища с большим количеством лука придает храбрость, энергию и силу.

Простые люди Франции, Испании, Португалии в X—XII веках лук ели каждый день — это была их пища.

На Руси лук появился в XII—XIII веках, в основном его ели бедные люди.

Такой же «древний» и чеснок. В средние века чеснок являлся амулетом. Считалось, что он может спасти людей от всяких бедствий и невзгод. Знаком он был древним грекам и древним римлянам. Археологи находили его в египетских пирамидах. В нашей стране он также считается «старым» растением.

Помидор, или томат,— выходец из тропических районов Южной и Центральной Америки. В Европу попал в XVI веке, его привезли испанцы. Но сразу любимым и популярным не стал. В некоторых странах его выращивали как лекарственное и декоративное растение, и в культуре многих европейских государств он появился поздно: во Франции — в середине прошлого столетия, в Англии — в 80-х годах, в США лишь в 40-х годах прошлого века. В России выращивается с XVIII века.

Родина перца — Америка, точнее Мексика и Гватемала. Появление перца в Европе связывают с именем Христофора Колумба. В Европе перец долгое время применяли как пряность, потом были выделены сладкие сорта перца, пригодные в пищу. В России выращивается с XVII века.

У огурца тоже солидный стаж. Это одно из растений, плоды которого используются в пище в недозрелом виде. Ученые считают, что огурцу более шести тысяч лет. Родина его Юго - Восточная Азия. В Индии до сих пор это растение можно встретить в лесах.

Точное время появления огурца в России неизвестно. Предполагается, что он был известен здесь уже в IX веке, хотя широкое распространение получил в XVI—XVII веках.

Тыкву разводили мексиканцы на своих огородах более пяти тысяч лет назад. После открытия Америки португальцы завезли тыкву из Бразилии в Индию, потом она попала в Европу. В России известна с XVI века.

Родоначальником культурного салата ученые считают салат компасный, который в диком виде растет в Западной и Южной Европе, Передней Азии и Северной Африке. У нас в стране дикие формы его встречаются в Сибири, Средней Азии и Закавказье.

Укроп был известен древним грекам и древним римлянам. Они использовали некоторые его лечебные свойства, с его помощью избавлялись от насекомых - паразитов.

Из петрушки, ее зелени греки, и римляне плели венки. Она у них cчиталась символом горя и печали, ее также использовали против насекомых и от различных болезней.

И только в средние века петрушка «становится» овощной культурой. Но сначала использовали только ее корни, и лишь потом решили использовать в качестве пряной зелени.

Сельдерей в диком виде можно отыскать по всей Европе, в Передней Азии, Северной и Южной Америке.

Свеклу люди знают с глубокой древности. В III веке до нашей эры древнегреческий ботаник Теофраст описал свеклу, которая росла дико на побережье Средиземного моря. Первым растением, которое стал выращивать человек, была листовая свекла мангольд.

Древние выращивали свеклу в основном как лечебное растение. Древние римляне с удовольствием ели свекольные листья.

В средние века появляются корнеплодные свеклы. На территории нашей страны, в Армении, свекла была известна за две тысячи лет до нашей эры. В Киевской Руси ее возделывали в X—XI веках. Сейчас красная корнеплодная свекла — одно из самых популярных растений.
Морковь была знакома людям еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Римляне ее употребляли как лакомство.

В европейских странах морковь появляется в XVI веке. Ее применяли в лечебных целях. В диком виде морковь встречается в Америке, Австралии, Новой Зеландии, у нас в Средней Азии и на Кавказе.

Очень древнюю историю как овощ, имеет репа. Ее родина — Средиземноморье В Древней Греции репу употребляли в пищу, на корм скоту и как лечебное растение. У древних римлян печеная репа считалась большим лакомством.

До появления картофеля репа с успехом заменяла его. На Руси она была самым любимым и самым распространенным овощем. С ней связано много обычаев и поверий. До сих пор одной из самых любимых сказок для малышей считается «Репка».

Редька в культуру введена задолго до нашей эры. Гиппократ упоминал ее как лекарственное растение, Теофраст называл в числе пищевых растений. Сейчас выращивают ее во многих странах мира.

О редисе упоминает Геродот. Он сообщал, что строителей пирамид Хеопса (2900 лет до нашей эры) кормили редисом, луком и чесноком. В культуру он введен не менее 5 тысяч лет назад.

Родина картофеля — Южная и Центральная Америка. В диком виде его уже не встретишь. В Европу его завезли испанцы, потом он pacпространился в другие страны. Но в Европе картофель признали не сразу. В 1765 году в России сенат издал специальный указ о «заведении» картофелеводства в стране. В некоторых странах, в том числе и в России культуру приходилось внедрять силой. Широкое распространение картофель получил в России с середины XIX века.

Горох в диком виде сейчас не отыскать. Это растение возделывали в каменном веке вместе с пшеницей, ячменем и просом. Сеяли и в Древней Руси.

 Фасоль, родственница гороха, одно из главных растений древнего земледелия Перу, Мексики и других стран Южной Америки, в Россию фасоль попала в XVII—XVIII веках.

Таковы краткие истории появления известных всем овощей.

Занятие 8,9

Советы огородникам

Ни один дачник и огородник (особенно начинающий) не может обойтись без мудрых советов "бывалых" огородников.

Практически у всех нас обязательно найдется знакомый или даже несколько, у которых давным-давно уже есть дача или приусадебный участок. А так же есть родственники в деревне - бабушки и дедушки, которые всю жизнь работают на земле, которые любят эту землю потому, что она их кормилица.  Они ухаживают за землей как за ребенком, относятся к ней бережно и с уважением.

И у каждого из них обязательно есть свои секреты, свои хитрости агротехники - этот бесценный опыт накопленный годами и поколениями.

Выращивание овощей

Овощи получаются наиболее вкусные и питательные, если выращивать их только на органических удобрениях (птичий помет, навоз, перегной, компост и др.) без применения минеральных удобрений и ядохимикатов.

Капустные растения

Все виды капусты хорошо отзываются на окучивание - благодаря ему появляются дополнительные корни и улучшаются условия питания.

Белокочанная капуста. Нельзя высаживать капусту и другие капустные (редис, редьку) на одном и том же месте раньше чем через 2-3 года.

Цветная капуста. В засушливую погоду поднимите листья вокруг кочанчика и свяжите их, а когда срежете, завязку не снимайте, потому что в листьях цветная капуста полежит подольше без потерь.

Капуста кольраби. Кольраби не рекомендуется окучивать, т.к. это вызывает задержку роста стеблеплодов и ухудшает их качество.

Капуста брокколи. Брокколи не требует притенения головок. Недостаток влаги в почве приводит к резкому снижению урожая и качества продукции. Растения становятся ломкими, деревянистыми.

Пасленовые растения

Лучшими предшественниками пасленовых являются огурцы, лук и капуста.

Томаты. Прикорневую зону томата рыхлить мелко, чтобы не повредить корни.

Поливать томат лучше по бороздам, особенно в холодную погоду. Этим можно избежать заболеваний, осыпания цветов и завязей.

Плоды томата дольше сохраняются, если их убрать утром и уложить, в один ряд плодоножкой вверх.

Баклажаны. При недостатке тепла весной, повышенных температурах в летние месяцы, недостатке питания и неравномерном увлажнении баклажаны сбрасывают бутоны, цветки и завязи.

Перец. Кусты перца хорошо разрастаются, обильно цветут, поэтому часть верхних цветков и пасынки приходится удалять. В жаркую влажную погоду пасынковать перец обязательно, и, наоборот, в жаркое, сухое лето растения не пасынкуют. При этом листовая масса предохраняет почву под кустом от испарения влаги.

Выращивание корнеплодов

Под все растения этой группы нельзя вносить свежий навоз, т.к. при этом могут образовываться уродливые, невкусные корнеплоды.

Морковь. Семена моркови сохраняют всхожесть только один-два года, и поэтому необходимо проверять их заблаговременно, так как они начинают прорастать только через две-три недели. Признаком того, что семена свежие, является резкий приятный «морковный» запах.

Свекла. При вторичной прорывке свеклы, растения, вынутые из грядки, рассаживают по краям грядок с другими овощами или на отдельный участок.

Редис. Чтобы продукция была ранней, сочетайте ранние посевы с укрытиями из полиэтиленовой пленки или размещайте с южной стороны строения.

Редька. Прореживание редьки - очень важное мероприятие, поскольку корнеплоды у нее довольно крупные и для хорошего роста и полноценного питания им необходимо достаточно места.

Петрушка. Петрушка, особенно листовая более требовательна к поливам, чем морковь. Корневая петрушка, как и морковь, нуждается в поливах в период налива корнеполодов - в конце августа.

Сельдерей. Срок потребления черешкового сельдерея значительно расширится, если перед наступлением заморозков растения осторожно выкопать и перенести в подвал или парник, где прикопать во влажном песке или почве.

Пастернак. Корни пастернака достигают в длину 60 и более сантиметров, поэтому почву перед посадкой необходимо перекопать на глубину штыка лопаты.

Хрен. Хрен постоянно образует новые корни и розетки листьев, которые, разрастаясь, заглушают соседние культуры. Поэтому рекомендуется отводить для него специальные участки.

Репа. Из-за недостатка влаги в почве репа вырастает мелкой, сухой, и горькой.

Если репу сеять густо корнеплоды вырастают мелкие с крупными листьями.

Брюква.  Под репу, редьку и брюкву нельзя вносить свежий навоз, т.к. это приводит к пустотелости корнеплодов и чрезмерному росту ботвы.

Клубнеплоды

Картофель. Чтобы повысить урожай клубней, опрыскивайте картофель в период цветения 2%-ным раствором суперфосфата, калийной соли и бордоской жидкости. Вареные клубни картофеля темнеют, если при выращивании в почву вносят избыточное количество азотных удобрений.

Топинамбур. В погребе топинамбур хранится около месяца. После этого он вянет, или начинает загнивать. Проблема в том, что кожица клубней очень тонкая, и лишена пробкового слоя, поэтому не может противостоять высыханию и легко повреждается. Дольше сохранить клубни можно, пересыпая их влажной землей или песком.

Луковые растения

Для хорошей всхожести луковых растений необходимо, чтобы верхний слой почвы был хорошо выровнен, разрыхлен и увлажнен. При недостаточной влажности почвы резко снижается всхожесть семян, и посевы получаются редкие.

Лук репчатый. Для посева используйте только свежие (предыдущего года) семена помня о том, что они быстро теряют всхожесть. Помните, что луковица будет крупнее, если у растения образуется больше листьев. Нормально развитые растения должны иметь 14—15 листьев.

Лук-порей. Лук-порей требователен к влажности почвы. Влаги ему нужно столько же, сколько и капусте. В отдельные периоды развития он хорошо переносит избыточное увлажнение.

Чеснок. Те, кто любит зеленый чеснок, должны знать, что особо нежна и вкусна та часть растений, которая находится в почве, а поэтому по мере роста следует подокучивать растения влажной почвой (беление чеснока).

Тыквенные растения

Все тыквенные растения образуют большое количество дополнительных корней, что улучшает питание и повышает урожай, поэтому с началом образования плетей их необходимо направлять и в отдельных местах пришпиливать или присыпать землей, чтобы они образовали добавочные корешки. При рыхлении и уборке плети не перекладывать с места на место.

Огурцы. Собирать огурцы необходимо каждый день, а лучше два раза в день - утром и вечером. Этим значительно повысится продуктивность растений.

Кабачки, патиссоны. Один из приемов ухода за кабачками и патиссонами — прищипка, цель которой усилить плодоношение. Ее делают с появлением четвертого листа путем удаления верхушечной почки.

Тыква. Тыква очень часто легко переопыляется и, если есть необходимость выращивать семена, строго соблюдайте приемы изоляции (пространственную изоляцию, искусственное опыление и заключение опыленных женских цветков в бумажные или марлевые колпачки)

Выращивание бобовых

Бобовые растения менее требовательны к повышенному плодородию почв и внесению удобрений по сравнению с другими овощными культурами, так как обладают способностью поглощать азот из атмосферного воздуха и труднорастворимые соединения фосфора из почвы.

Горох. Из гороха можно сделать хороший декоративный шатер. Для этого взять шест длиной 150—170 см и сверху прибить круг диаметром 40—50 см или квадрат такого же размера и поставить это сооружение на солнечном месте. Возле столба по двум кругам радиусом 40 и 60 см в шахматном порядке посеять семена гороха на расстоянии 12-14 см. После того как стебельки подымутся на 4—7 см, в землю втыкают деревянные крючки, к ним привязывают нитки или леску, которую натягивают на круг или квадрат, расположенный вверху шеста. Можно подобрать несколько сортов гороха с разными цветами. Вы получите красивое декоративное сооружение и зеленый горошек.

Фасоль. Поливать фасоль желательно только после появления первой завязи. Более ранние поливы могут вызывать ее осыпание.

Зеленные растения

Зелень желательно хранить при температуре от +1 до +7°С. В теплом помещении она быстро портится — разрушаются витамины, и снижается ее пищевая ценность. При хранении листовых овощей теряется значительная часть содержащихся в них витаминов. Простым способом их сохранения является совместное хранение зелени с чесноком. Для этого на дно посуды, где сохраняются зеленные овощи, нужно положить небольшое количество кашицы чеснока.

Салат. Лучшими предшественниками салата являются – капуста, томат, перец, картофель, под которые вносили органические удобрения. Недопустимые предшественники - кабачки, салат. На прежнем месте можно высаживать не ранее, чем через два-три года. Чтобы ускорить получение урожая салата в открытом грунте, посевы укрывают пленкой, натянув ее на дуги или каркасы.

Кресс-салат. В связи с высокой скороспелостью кресс-салата наибольший вред ему наносят крестоцветные блошки. Поэтому на участке и около него необходимо тщательно удалять сорняки, проводить частые поливы, использовать отпугивающие средства, в том числе известь—пушонку в смеси с золой и табачной пылью.

Щавель. Наиболее ценным в пищевом отношении является щавель, собранный в мае — июне. По мере старения листьев качество их понижается (увеличивается содержание щавелевой кислоты). Когда начинается массовое образование цветочных стрелок, уборку прекращают, а стрелки срезают, чтобы не истощались растения.

Пряно-вкусовые растения

Сушеные пряные растения храните в темных, герметически закупоренных банках. Только в этом случае будет, длительно сохранятся запах и цвет этой продукции.

Укроп. В парниках, теплицах и в ящиках на подоконниках укроп можно высевать в любой срок, при этом обязательное правило - нужно держать растения на свету, т.к. в тени урожай можно не получить.

Тмин. Перед посевом семена тмина замачивают на 24 ч при комнатной температуре, выдерживают во влажной ткани, пока они не начнут прорастать, а затем помещают на неделю в холодильник при температуре, около 0° С. После такой подготовки семена высевают рано весной. Подзимний посев проводят сухими семенами.

Мята перечная. Вносить органические удобрения непосредственно под мяту нежелательно, так как она при этом развивает обильную зеленую массу, но снижается ароматичность растений.

Майоран. В центральных районах майоран цветет, но семена не вызревают, поэтому рассаду выращивают в более ранние весенние сроки или высевают семена в середине лета, на зиму рассаду переносят в теплицы, а весной высаживают в грунт.

Базилик. Высушенный базилик лучше всего хранить в стеклянной или фарфоровой посуде, герметично упакованной. В пластмассовых и металлических емкостях хранить нежелательно.

 

Выращивание рассады овощей

Для профилактики заболевания рассады черной ножкой (перетяжки стеблей растений возле почвы) после посева почву опудрить древесной золой, молотой или коллоидной серой.

При появлении признаков заболевания черной ножкой прекратить полив, места поражения опудрить древесной золой, к которой добавить небольшое количество серы.

Рассада капусты. Рассаду капусты после выборки желательно опылить табачной пылью для отпугивания капустной мухи.

Рассада томатов. Чтобы получить здоровые сеянцы томата, всходы, не сбросившие семенную оболочку, удаляют.

Рассада перца. Корневая система сладкого перца должна находиться как можно ближе к поверхности земли. Поэтому куст перца будет лучше развиваться, если не допускать, слишком глубокой его посадки.

Рассада баклажанов. Не следует высаживать баклажаны по два растения в один горшочек, поскольку листья у них широкие и по мере роста они будут затенять друг друга, а это негативно скажется на развитии саженцев.

Рассада огурцов, кабачков, тыквы. Сеять огурец лучше 2—3-летними семенами. Если таких нет, семена предыдущего года перед посевом прогреть при температуре +50... -60° С или хранить в течение зимы возле отопительных батарей при температуре не выше +20... +З0С.

Рассада сельдерея. Необходимо помнить, что сельдерей растет очень медленно. Лишь спустя 3—5 недель после посева образуется 1—2 настоящих листа. При пикировке сеянцев ни в коем случае нельзя повреждать главный корешок, поскольку в дальнейшем может образоваться целая щетка корней с уродливым небольшим корнеплодом.

Рассада лука. Рассадный метод выращивания репчатого лука применяется редко, в регионах, где для созревания лука за один год недостаточно тепла. Пикировка для рассады лука не применяется.

Хозрасчетная деятельность и организация  питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ школы.

 Организация работы на учебно-опытном участке школы не только важная часть учебно-воспитательного процесса, но и непременное условие улучшения экономического состояния. Основная часть всей сельскохозяйственной продукции, полученной с УОУ, используется для организации питания детей в школьной столовой. Благодаря этому происходит удешевление обедов. В рацион питания включаются салаты из свежих овощей /капуста, морковь, свекла/ и организуется чай из лекарственных трав, выращенных на участке, что способствует витаминизации питания школьников, укреплению их здоровья. Остальная часть продукции реализуется населению села и сотрудникам школы. На средства, полученные в результате этого, обновляется семенной фонд, приобретается сельскохозяйственный инвентарь.

Производственные показатели. Произведено продукции, в том числе использовано

Выращено в 2012 году

Всего    (ц)

Для питания школьников

Реализовано населению

количество

Стоимость (руб.)

Картофеля                                                                             20

18

     

  Овощей (всего)                                                                    14

14

                             в т.ч. капусты

3,5

3,5

   огурцов

0,5

0,5

   томатов

0,65

0,65

                                              лук

1,5

1,5

                                              кабачки

1

1

Корнеплоды:                        морковь

1,8

        1,8

                                              свекла

2

         1.5                0,5ц

     750

Фрукты и ягоды (всего)

0,65

         0,65

                            в т.ч. яблок

0,25

0,25

смородины

0,40

0,40

                                           вишня

10 (кг)

10 (кг)

                             

  Другие                                 фасоль  

3 (кг)

3 (кг)

                                               перец

12 (кг)

12 (кг)

Рассады овощных культур: капуста

                                                томаты

                                                 перец

600 шт.

80 шт.

100шт.

450 шт.


80 шт.


60 шт.

150 шт.


40шт.

    450

     

     120

Рассады цветочных культур (шт)

1000

250 шт.

   

Получено семян овощных культур (г)

30

30

Получено семян цветочно - декорат. культур (г)

230

230

Стоимость реализованной продукции (руб)

        1320

На средства, полученные в результате этого, обновляется семенной фонд, приобретается сельскохозяйственный инвентарь для УОУ.

Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке

Опытническая и проектная работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение опытов и защита проектов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда. Проектная деятельность позволяет видеть результат.

Тематику опытов мы выбираем в соответствии с программами по биологии.

Задача любого опыта может быть решена путем сравнения. Поэтому для каждого опыта мы берем как минимум 2 делянки: опытная и контрольная. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие и продуктивность растений и на опытной и на контрольной делянках были одинаковы. Далее мы составляем и вычерчиваем схему расположения делянок на площади и приступаем к закладке опытов.

 Количество проведенных опытов  по учебным программам -4 опыта                                                                                                                                                                           

№ п/п

Тема опыта |                     Площадь

Схема опыта

Сколько лет и по заданию кого проводится

1.

Одновременный посев замоченных, проросших и сухих семян кабачков.

         

1ая делянка - сухие семена;                      

2ая делянка -  замоченные семена;

3ая делянка -  проросшие семена;

 Первый год по учебным программам.


2.


Влияние густоты посева семян моркови на её урожайность.

      10 м2


1ая делянка -  контрольная

2ая делянка  - опытная

3.

Влияние сроков прореживания всходов на урожайность свеклы.

      10 м2

1ая делянка -  контрольная

2ая делянка  - опытная

1

4.

Влияние пасынкования на урожайность томатов.

      10 м2

1ая делянка -  контрольная

2ая делянка - опытная


Результаты опытнической и исследовательской работы

Опыт 2. Тема: Влияние густоты посева семян моркови на её урожайность.

1  вариант - контроль, нормальный посев семян. На 10 м - 4-5 гр. Между семенами 1-2 см.

2  вариант - густой посев семян, на 10 м2 - 10-12 гр. семян.

Выводы:

1  вариант Урожайность с 10м2- 33.5 кг т.е. 335 ц/га

2  вариант Урожайность с 10 м2 - 28 кг т.е. 280 ц/га

Опыт3 Тема: Влияние сроков прореживания всходов на урожайность свеклы                                                                                                                  1 вариант – контрольный, прореживание после появления первого настоящего листа. Оставить по одному лучшему растению на расстоянии 3    см друг от друга.

   2  вариант – прореживание при наличии трех настоящих листков.

Выводы:

1 вариант  Урожайность в 10 м2 – 40 кг  т.е. 400 ц/га

2 вариант  Урожайность в 10 м2 – 34 кг т.е. 340 ц/га

   Опыт  4.  Тема:  Влияние пасынкования на урожайность томатов.

    1 вариант – контрольный, не пасынковать

    2 вариант – удалить все побеги в пазухах листьев, оставив на кусте 1-2 стеблей. Пасынкование производить несколько раз по мере образования новых пасынков.

Выводы:

1 вариант  Урожайность в 10 м2 – 30 кг т.е. 300 ц/га,

                     плоды крупные

2 вариант  Урожайность в 10 м2 – 21 кг т.е. 210 ц/га,

                     плоды средние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

урок-соревнование "Конкурс юных овощеводов" 9 класс

Урок - соревнование "Конкурс юных овощеводов" для 9 класса коррекционной школы. Занятие позволяет определить знания детей об овощах и профессии овощевода. Урок состоит из нескольких туров. Каждый тур ...

Знакомство с профессией овощевода.

Занятие по профориетационной работе...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.10 «Овощевод защищенного грунта»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода»(для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста) Разделы работыСодержание работыЛексический материалСу...

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

Разделы работыСодержание работыЛексический материалСуществительные:  овощи, капуста, картошка, свёкла, лук, редиска, чеснок, фасоль, баклажан, перец, огурец, помидор; рассада, грядка, теплица,...

Герои-овощеводы Хаптагайского наслега.

Путеводитель для ознакомления туристов с овощеводами села Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса....