Знакомство с профессией овощевода.
план-конспект занятия по естествознанию (8 класс) на тему

Занятие по профориетационной работе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no1.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1

Тема: Знакомство с профессией овощевода. 

Цели занятия:

Образовательные: Способствовать формированию у учащихся целостного представления о значении овощеводства, дать краткую характеристику основных овощных культур. Создать условия для уяснения взаимосвязи знаний из различных образовательных наук. Показать как физические явления влияют на выращивание овощных культур.

Развивающие: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: анализировать, сопоставлять, разрешать проблемы. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса.

Воспитательные: Уважать мнение окружающих, самостоятельно находить пути решения проблемы, уважать труд людей работающих на земле.

Профориентационные: Способствовать развитию представления о работе овощевода

Ход занятия:

Учитель читает стихотворение : Хочешь свежих помидоров

                                                            Загляни на огород

                                                            С недостатком витаминов

                                                            Справится овощевод.

Итак, ребята  сегодня мы с вами будем вести разговор о такой важной отрасли сельского хозяйства как овощеводство. Выясним, почему же оно имеет такое большое значение в жизни людей, на какие основные группы делят овощные культуры, дадим краткую характеристику основных овощных культур. Выясним,  как некоторые  физические явления связаны с выращиванием и хранением овощных культур.

  1. Значение овощеводства.

Овощеводство -  отрасль сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием овощных растений. В мире имеется более 1200 видов овощных растений, относящихся к 78 семействам, из которых возделывается 120 видов. На огромной территории РФ в нашем по различным данным, выращивают до 40 видов овощных культур, из них 23 имеют массовое распространение энгельсском районе, это: капуста белокочанная, пекинская, цветная, свекла, репа, морковь, редис, редька, огурец, тыква, кабачок, арбуз, дыня, помидор, перец, баклажан, лук репчатый, чеснок, сельдерей, петрушка, укроп, салат. Другие виды овощей также представлены, но возделываются не столь широко.

А что же такое овощи?

Овощи, сочные части травянистых растений, употребляемые в пищу человеком в свежем или переработанном виде. Для пищевкусовых целей используют плоды или завязи их, молодые побеги, корни, корневища, клубни, соцветия, семена, листья, черешки листьев, кочаны, луковицы, утолщённые стебли  овощных растений (БСЭ).
Наиболее приемлемое определение овощам было дано профессором В.И. Эдельштейном, называвшим овощами "травянистые растения, возделываемые ради их сочных частей, употребляемых в пищу человеком".

Важнейшая задача овощеводства – обеспечить население овощами в течение всего года.

- Как вы думаете, почему овощи должны быть на нашем столе круглый год? (Ответы детей)

- Правильно, значение овощей в питании человека выяснено давно. Они не только содержат необходимые для организма углеводы, белки, жиры, минеральные соли, органические кислоты, но и являются зачастую единственным источником разнообразных витаминов и других биологически активных веществ, регулирующих процессы обмена веществ. Овощи содержат также вкусовые ароматические и пряные вещества, благодаря которым пища становится вкусной, аппетитной, что играет огромную роль в ее усвояемости и приносимой пользе. Чем шире видовой состав выращиваемых культур и разнообразнее состав овощей на кухонном столе, тем приятнее оказывается приготовленная еда, тем она полезнее для здоровья.


В суточный рацион пищи для взрослого человека должно входить около 400 г овощей. Научно-исследовательский институт питания Академии медицинских наук рекомендует следующие нормы потребления овощей по зонам (кг в год). Всего 128—164, в том числе: капуста белокочанная — 32— 50, бахчевые — 20, капуста цветная — 3—5, помидоры — 25—32, морковь — 6—10, огурцы — 10—13, свекла — 5— 10, лук — 6—10, кабачки и баклажаны — 2—5, сладкий перец — 1—3, зеленый горошек — 5—8, пряные овощи — 1—2, прочие овощи — 3—5.

Многие овощи используют в медицине.

  1. История возникновения овощеводства (Сообщение учащихся)

Знакомство человека с овощами относится к древней истории. В тот ранний период, когда человек еще обитал в лесной обстановке и единственным оружием его была увесистая палка (дубина), основной пищей человека было мясо животных, которых он убивал этой дубиной или ловил в силки. Но когда охота оказывалась неудачной, то чтобы не умереть с голоду, человек вынужден был добывать съедобные плоды, коренья, сочные стебли, которые служили добавочной (а иногда единственной) пищей к мясу животных.
С переходом к мотыжному земледелию (более 20000 лет тому назад) человек начал отбирать для возделывания различные полезные растения, в том числе и некоторые травянистые, ради получения стеблевых или корневых утолщений, сладковатых или ароматных на вкус.
С переходом к оседлому земледелию и началом устройства постоянных жилищ (поселений) овощи все чаще и чаще стали использоваться для питания, для улучшения вкуса пищи и в качестве средства для излечения частых недугов, общей слабости, головокружения, кровоточащих десен и др. Уже свыше 4000 лет выращивают кочанную капусту, лук, репу, огурец, арбуз, баклажан, огородные бобы; свыше 2000 лет — морковь, свеклу, сельдерей, редьку, горох, чеснок, спаржу, салат, лук-порей и менее 2000 лет — петрушку, пастернак, цикорий, тыкву, дыню, шнитт-лук, лук-рокамболь и другие растения.
Древние земледельцы, имея лишь скудные сведения о кухонном искусстве, конечно, потребляли овощи в основном свежими и реже в отваренном виде. Как бы ни была рациональна и хороша переработка овощей, в питательном отношении выше всего стоят сырые овощи. В сырых, не переработанных овощах полностью сохраняются минеральные соли, ароматические вещества и витамины. Поэтому, как это ни странно на первый взгляд, в древнем первобытном мире от овощей люди получали нередко пользы больше, чем в настоящее время.

  1. Классификация овощных культур

Дома детям дано задание подобрать картинки с изображением овощей. Эти картинки прикрепляются на наборное полотно, а в ходе объяснения нового материала, рассатриваем к каким группам можно отнести эти овощи.

  1. По характеру получаемого продукта их разделяют на следующие группы

В пищу используют самые разные части растений; по признаку использования той или иной части овощные растения подразделяют на следующие группы.

Плодовые (помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, крукнек, тыква, арбуз, дыня, артишок, физалис, горох, бобы, фасоль, соя, кукуруза сахарная и др.).

Корнеплодные и клубнеплодные (морковь, брюква, свекла столовая, редька, редис, репа, сельдерей клубневой, петрушка корневая, батат, топинамбур, овсяный корень, пастернак, скорцонера и др.).

Луковые (лук репчатый, лук-шалот, лук-порей, лук-слизун, лук душистый, лук многоярусный, лук-батун, лук-резанец, дикорастущие луки, чеснок).

Листовые, в том числе капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, китайская, листовая, савойская, брюссельская, пекинская, кольраби, цветная, брокколи).

Зеленные (виды салата, цикорный салат (витлуф, эндивий), эскариол, шпинат, щавель, ревень, портулак, спаржа, амарант, водяной кресс, кресс-салат, лебеда садовая, горчица листовая, свекла листовая (мангольд), огуречная трава, одуванчик, спаржа, укроп).

Пряно-вкусовые (анис, купырь, базилик, любисток, иссоп, змееголовник, кресс-салат, майоран, эстрагон, хрен, катран, кориандр, мелисса, мята, шалфей, чабер, тмин, тимьян, розмарин, рута, нигелла, фенхель и др.).

Практическая работа

Заполните таблицу «Овощи на моём приусадебном участке». Вам нужно  вспомнить, какие овощи выращивает ваша семья на приусадебном участке и распределить их по группам.

Овощи на моем приусадебном участке

Группа

Название овощей

Плодовые

Корнеплодные и клубнеплодные 

Луковые

Зеленные

Листовые

Пряно-вкусовые 

А теперь мне бы хотелось поговорить о влажности и её роли в развитии и сохранении овощных культур.

Влажность — показатель содержания воды в физических телах или средах. Для измерения влажности используются различные единицы, часто внесистемные.

Влажность зависит от природы вещества, а в твёрдых телах, кроме того, от степени измельчённости или пористости. Содержание химически связанной, так называемой конституционной воды, например гидроокисей, выделяющейся только при химическом разложении, а также воды кристаллогидратной не входит в понятие влажности.

  • Влажность обычно характеризуется количеством воды в веществе, выраженным в процентах (%) от первоначальной массы влажного вещества (массовая влажность) или её объёма (объёмная влажность).

Эту величину не всегда можно точно измерить, так как в ряде случаев невозможно удалить всю неконституционную воду и взвесить предмет до и после этой операции.

  • Относительная влажность характеризует содержание влаги по сравнению с максимальным количеством влаги, которое может содержаться в веществе в состоянии термодинамического равновесия. Обычно относительную влажность измеряют в процентах от максимума.

Влажность воздуха — это величина, характеризующая содержание водяных паров в атмосфере Земли, одна из наиболее существенных характеристик погоды и климата.

Абсолютная влажность воздуха (f) — это количество водяного пара, фактически содержащегося в 1 м³ воздуха. Определяется как отношение массы содержащегося в воздухе водяного пара к объёму влажного воздуха.

Обычно используемая единица абсолютной влажности — грамм на метр кубический, г/м³

Относительная влажность воздуха (φ) — это отношение его текущей абсолютной влажности к максимальной абсолютной влажности при данной температуре. Она также определяется как отношение парциального давления водяного пара в газе к равновесному давлению насыщенного пара.

Относительная влажность обычно выражается в процентах.

Овощные растения отличает высокая требовательность к обеспечению водой.

Оптимальная влажность почвы — влажность, при которой корневая система растений не испытывает недостатка влаги, необходимой для их роста и развития.

Оптимальная влажность характеризуется двумя значениями, в пределах которых должна изменяться влажность в корнеобитаемом слое почвы. Верхний предел допустимой влажности почвы определяется минимальным значением ее аэрации. Влажность почвы не должна превышать 60…70 % полной влагоемкости (пористости) при выращивании овощных культур. Нижний предел допустимой для растений влаги в почве, при достижении, которого может произойти устойчивое увядание растения, зависит от сосущей силы его корней и характера почвы. Растение может взять из почвы только ту влагу, которая удерживается капиллярными и молекулярными силами под давлением, меньшим, чем сосущая сила растений.

С ростом растений сосущая сила увеличивается, а при их старении — постепенно уменьшается. Нижний предел доступной влаги зависит от влажности завядания растений, он колеблется в широких пределах в зависимости от почв, их механического состава, а у торфяных почв — от степени разложения и зольности торфа.

Нижний предел оптимальной влажности приближенно оценивается в зависимости от вида почв и растений следующими величинами: для овощных и технических культур —40…45 %.

Оптимальная влажность почвы при выращивании сельскохозяйственных культур на осушаемых землях с учетом вышеизложенного составляет 40—85 % пористости почвы, или 60..100 % предельной полевой влагоемкости почвы (ППВ). При этом большие значения соответствуют влаголюбивым культурам (травы, овес), тяжелым минеральным (глины) и торфяным почвам низинных болот, меньшие — засухоустойчивым культурам (многие овощи).

Оптимальная влажность почвы изменяется в процессе вегетации растений: в период всходов влажность должна быть больше, чем в период созревания сельскохозяйственных культур.

Оптимальная влажность должна быть обеспечена в активном слое почвы, толщина которого зависит от глубины проникновения корней растений и плодородия почвы по ее профилю. На осушаемых землях корневая система растений редко проникает на глубину более 80…100 см, за исключением отдельных видов трав (например, кострец). Мощность активного слоя почвы, в котором должна поддерживаться влажность в оптимальных пределах, составляет 20…30 см в начале вегетации, 30…50 см в середине и до 50…80 см в конце вегетации растений.

Потребность в воде — ее количество, необходимое для формирования урожая. Она может быть выражена коэффициентом водопотребления и транспирации.Коэффициент транспирации — количество воды, необходимое для создания сухой массы урожая. В среднем на получение 1 кг сухого вещества овощные растения потребляют 300...800 кг воды, но только 0,2% от этого количества входит в состав их клеток. Коэффициент водопотребления — количество воды (м3), испаряемое растениями и почвой для образования 1 т сырой массы товарного урожая. В среднем на 1 т товарного урожая овощей необходимо от 25 до 300 м3 воды.

Требовательность к воде — требования овощных растений к оптимальной влажности почвы (%) в связи с характером развития корневой системы и в прямой зависимости от •количества потребляемой воды для формирования урожая. Оптимальная влажность почвы 75...85% полной полевой влагоемкости (ППВ) и относительная влажность воздуха 80...90%. Она Зависит от биологических особенностей, продолжительности выращивания овощных растений, а также строения листового аппарата.

  • Высокотребовательны к влажности почвы (80...90%) и воздуха (80...95%) салат, редис, шпинат, огурец, все виды капусты и сельдерей. Особую требовательность предъявляют лук и чеснок в 1-ю половину вегетации, но формирование луковиц у них проходит при низкой влажности почвы и воздуха.
  • Умеренны требования к влаге в почве у столовой свеклы. Морковь, томат, баклажан, фасоль не очень требовательны к влажности почвы (80...90%) и воздуха (50...60%).
  • Сравнительно засухоустойчивы и менее требовательны (влажность воздуха 40...45%) арбуз, дыня, тыква.

Потребность овощных растений в воде в разные периоды жизни. У всех растений при набухании и прорастании семян увеличивается потребность в почвенной влаге, особенно у растений с медленным прорастанием (семейство зонтичные, маревые, лилейные, пасленовые, а также арбуз). Им необходимо 100% влаги от собственной массы; бобовым (горох) — до 150 %.

Влажность почвы для быстрого набухания и прорастания семян должна быть оптимальной.

Повышенную требовательность к воде проявляют все растения в фазе рассады, а также при посадке ее (особенно без горшечной) в открытый грунт.

Профессии овощеводства

- Ребята, кто из вас знает, люди каких профессий трудятся в овощеводстве?

Овощевод, агроном, мастер сельскохозяйственного производства.

- Чем занимаются  люди данных профессий?

Овощевод подготавливает почву к посеву и посадке (вспашка, боронование, рыхление). Осуществляет подготовку семян и посадочного материала. Ведёт посев полевых культур и производит посадку огородных культур. Выращивает и ухаживает за посевами и посадками (прополка, полив, окучивание, подвязывание растений). Проводит защиту растений от вредителей, то есть биохимическую обработку. Собирает и транспортирует собранный урожай. Осуществляет поставку продукции на заготовительные пункты или продажу потребителям.

- А знаете ли вы, где можно получить данные профессии у нас в области?

В Саратовском Государмтвенном  аграрном  университете имени Н. И. Вавилова

V. Подведение итогов урока.

- Каково значение овощных культур в жизни человека?

- Назовите классификации овощных культур.

- Какие овощные культуры выращивают в нашей Саратовской области?

Домашние задание: 

  1. Подготовить сообщения-презентации  об овощах, растущих на приусадебных участках.
  2. Сушка плодов. Значение влажности воздуха для хранения плодов и овощей.

Интернет-ресурсы:

http://restorewiki.ru/Влажность

http://parnikiteplicy.ru/rasteniya/vyrashhivanie-ovoshhej.html

lib.rin.rudoc/i/29760p.html

tvoysad.comVidyi_rasteniy…kulturyi.html

http://grebinka.net/136-znachenie-ovoschey-v-pitanii-cheloveka.html

http://domir.ru/

slovari.yandex.ruБСЭОвощеводство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по хореографии в младшей группе на тему: "Знакомство с профессиями на железной дороге".

Это занятие направлено на формирование в детях способности находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Оно развивает воображение, координацию движений. Знакомит с железно...

Профориентационное мероприятие "Знакомство с профессией"

Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Трудовая деятельность является профессиональной, если выполн...

Презентация "Знакомство с профессиями. Профессии сферы торговли"

Презентация поможет учителю или классному руководителю в профориентационной работе со школьниками. Предлагаю использовать данную презентацию на уроках технологии в 7 классе  для знакомства с проф...

Классный час "«Есть такая профессия – защищать моря и океаны! Знакомство с профессией эколога»"

Цель: дать обучающимся представление о профессии эколога. Способствовать осознанию учащимися важности и необходимости сохранения морей и океанов....

Методическая разработка воспитательного занятия на тему "Знакомство с профессией. Профессия врач"

Методическая разработка направленна познакомить детей с профессией врача....