РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии по теме

РАСНЮК ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Чтобы привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным на своих уроках биологии рекомендую ключать игровые моменты.   Известно, что дети любят играть. Игрой можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных учащихся, привлечь их внимание к малоинтересному материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       

Учитель биологии

Раснюк Л.И.

ГБОУ школа №644 СПб

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ  БИОЛОГИИ

Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими  приёмами и формами повышают эффективность преподавания биологии.                                                                      

В игре закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться научно – популярной литературой. Важная черта игр – занимательность.  Поэтому дети с удовольствием принимают в них участие.

Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.                                                                                                        

Чтобы привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным на своих уроках биологии я включаю игровые моменты.                                                                            

Известно что дети любят играть. Игрой можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных учащихся, привлечь их внимание к малоинтересному материалу.                                                                                                                                                        

Урок как  основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную.                                      

Развивающая функция современного урока биологии заключается в развитии у всех учащихся класса познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей. Экспериментально доказано, что, овладевая основными теоретическими понятиями, законами науки, методами их логического анализа, учащиеся продвигаются вперёд в своём умственном развитии значительно быстрее, чем при усвоении преимущественно эмпирических фактических знаний (В.В.Давыдов,  Н.Ф.Талызина).                                                                        

Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность.                

Успешность обучения существенно зависит от отношения учеников к учебной деятельности.                                                                                  

Умелое использование разных форм организации коллективного труда учащихся на уроке повышает их познавательную активность, положительно влияет на характер межличностных отношений в коллективе. Задачей учителя становится создание таких условий общения, когда творчество превращается в коллективное, обогащая  духовный  потенциал каждого.  

Создание непринуждённой и доброжелательной обстановки, общей заинтересованности в решении познавательной задачи способствует продуманное введение игры в познавательный процесс.                              

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.                                                                  

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.                                                                                

Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требуют большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.    

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зеленого цвета, с одной стороны и красного – с другой) или разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

В большинстве игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течении урока. Если активность и интерес детей какой – либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звёздочек), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и получит звёздочку. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.                                        

Познавательные игры требуют не только наличия определённой суммы знаний, но и умения свободно и творчески их использовать. При обучении можно широко использовать игры-соревнования, игры-загадки, сюжетно-ролевые игры, ребусы, кроссворды.                                                                

Игры-соревнования приучают ребят к самостоятельной работе, углубляют и расширяют знания по теме. Ребята приобретают опыт общения, сотрудничества с товарищами. Разрабатываются задания и круг вопросов, которые должны повторить все ученики. Каждая группа получает задание: сделать рисунок фантастического растения допустив в нём несколько ошибок, и подготовить вопросы из занимательной ботанике.                      

Проверка знаний на обобщающем уроке в форме игры ненавязчива, не вызывает у учащихся неприятных ощущений, а усвоение, после неоднократного повторения в различных вариантах, достаточно эффективно. Игра предъявляет ученику и нравственные критерии, Вырабатывает понятия справедливости, честности, ответственности перед командой.                        

Вместо традиционных форм закрепления материала по «Многообразие цветковых растений» можно провести игры: «Найдите лишнее растение, не принадлежащее к данному семейству», в наборе гербариев и доказать свою правоту знаниями общих признаков семейства. Найди «формулу цветка».  Угадай задуманное. «Собери разрезные картинки». Загадки о растениях. Путешествие по «Ботаническому саду».                                                                

Помня, что от природы все дети разные, необходимо создавать на уроке условия для решения учебных задач разными путями.                                      


Литература:

  1. В.Н.Максимова. «Современный урок биологии». (Б-ка учителя биологии). – М.: Просвещение 1985г.
  2. А.А.Кузнецова. «Учебные игры на уроках». Биология в школе №5 1996г.
  3. С.И.Ивченко.»Занимательно о ботанике».Смоленск 2001.
  4. Т.К.Жигалкина. «Игровые и занимательные задания».  М.: Просвещение 1989г.
  5. Е.М.Минскин. «От игры к знаниям».Развивающие и познавательные игры. Пособие для учителя. М. Просвещение.1982г.
  6. Т.С.Сухова. Урок биологии. «Технологии развивающего обучения». (Б-ка учителя). – М. Вентана – Граф, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии воображения в младшем школьном возрасте

Влияние игры на личность ребенка. Переход от игровой деятельности к учебной. Методика Е.А. Панько "Придумай игру"...

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Роль игры в развитии ребенка раннего возраста

   Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и ...

Роль игры в развитии общества

Игра – это самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических качеств и возможностей, развитие смекалки, логики, стремления к победе.Данная статья отражает роль игры в...

Статья на тему "Роль игры в развитии личности"

Статья на тему "Роль игры в развитии личности" направлена на воспитание, обучение  детей через игру....

Роль игры в развитии речи дошкольника

Игра занимает главное место в жизни ребенка дошкольного возраста. Для педагога игры становятся важным средством всестороннего развития ребенка....

СТАТЬЯ: Роль игры в развитии речи детей

В игровой форме сложные и малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием, позволяющим решать сразу несколько коррекционных задач. Например, автоматизацию звуков...