Статья на тему "Роль игры в развитии личности"
статья на тему

Артемова Надежда Николаевна

Статья на тему "Роль игры в развитии личности" направлена на воспитание, обучение  детей через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_rol_igry_v_razvitii_lichnosti.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №2 городского округа Электросталь Московской области»

Статья на тему «Роль игры в развитии личности»

Воспитатель:

Артемова Н.Н.

2017 г.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Сегодня, как никогда,  широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов  для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются  в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

Игра – это такое средство, где воспитание  переходит в самовоспитание.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется  его личность.

Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок  все лучше овладевает ими: игра становится  для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.

Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности  в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается  путь от чувства  к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир  человеческих действий  и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания  формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.

Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма – развитии, осуществляемым через игру. Игра по своему  происхождению и содержанию социальна.

С.Т. Шацкий  так комментировал игры: «Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».

В играх велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый  обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.

Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.

Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

Исторический опыт свидетельствует, что во все времена учеба была трудным делом. И сейчас с изменением программы обучения, часто слышишь от родителей, учителей, что дети перегружены. Но ведь легкой учебы не бывает, а сделать её радостной мы обязаны. Пытаться облегчать программы мы будем скатываться к поверхностным знаниям.

В педагогической среде в своё время встретило негативную реакцию утверждение В. Сухомлинского: «Я решительно заявляю, что перегрузки в программах средней школы нет. Перегрузки в наших методах преподавания». Повышая эмоциональную составляющую учебного процесса, каждого урока, можно существенно повысить эффективность усвоения знаний учащимися. Увлеченный ребенок никогда не переутомится. Безделье на уроках - самый опасный вид перегрузки. Поэтому учитель должен использовать игру с целью развития ребенка, особенно, когда интенсивное обучение приводит к спаду рабочего ритма учеников, поскольку ей присуща особая развивающая и воспитательная ценность.

Адекватное использование игры способствует осуществлению учебно-

воспитательных целей. Соотношение игры с другими видами деятельности благотворно влияет на развитие личности ребенка на различных возрастных этапах.

Игра - единственный вид деятельности, который удовлетворяет естественное желание ребенка проявить себя, самоутвердиться. Посредством игры он учится понимать и объяснять окружающий его мир.

Игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена конкретным задачам.

Психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что «ни один вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого педагогического поля, как игра».

Ещё в прошлом веке К. Д. Ушинский видел задачу будущей педагоги в организации и создании из игр «превосходного и могущественного воспитательного средства».

По результатам исследований В. П. Зинченко доказано, что дети, не доигравшие в детстве, при неблагоприятной воспитательной ситуации страдают «игровой дистрофией» и сохраняют её на всю жизнь. Игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности ребенка. Конфликтность в отношении с окружающими, как следствие отклонений в формировании самосознания, неуверенности в своих силах, пассивности, агрессивности, недостатках в межличностном общении, замкнутости, неумении подчинять личные интересы коллективным. Поэтому игру нужно использовать как средство педагогической коррекции поведения детей.

Игра обладает предсказуемостью, она диагностичнее, чем любой другой вид человеческой деятельности. Индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений физических сил, интеллекта, творчества, межличностных отношений. Игра сама по себе – это особое поле «самовыражения».

Для детей важно участие в играх. Оно способствует их нормальному самочувствию в общении со сверстниками. Поэтому учителю необходимо экспериментировать, играть с детьми, включать игру не только в праздники, но использовать её в любое время.

Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (распределить роли, подготовить игровую обстановку и т. д.).

Многие исследователи детских игр отличают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. Ребенок получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности.

В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудач, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

1. Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:

а) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);

б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

в) игры должны быть социально ориентированные.

2. Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.

Литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Бобнева  М.И. Психологические проблемы  социального развития личности. - М.,1979.
  3. Бондаренко С.М. Воспитание детей в игре. - М., 1983.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
  5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям - Изд. "Радяньска школа", 1985.
  6. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ. Из опыта работы МКОУ СОШ № 4 по реализации программы комплексного развития личности «Теплый дом»

Целью воспитательно-образовательного проекта программы "Теплый Дом" является создание необходимой среды для развития социализированной личности. Идея программы «Теплый  Дом» заключается в комплек...

Статья "Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности"

Статья актуальна своей теоретической и практической направленностью. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного о...

Статья. Психологический комфорт как условие развития личности ребенка на уроке

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании...

Статья на тему "Морально-нравственное развитие личности подростков"

В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, проис...