СТАТЬЯ. Из опыта работы МКОУ СОШ № 4 по реализации программы комплексного развития личности «Теплый дом»
статья по теме

Лазашвили Нона Омариевна

Целью воспитательно-образовательного проекта программы "Теплый Дом" является создание необходимой среды для развития социализированной личности. Идея программы «Теплый  Дом» заключается в комплексном творческом обучении и воспитании.   Основная концепция программы: становление всесторонне развитой личности, владеющей творческими умениями и навыками, прочными знаниями в различных областях.  Программа  предусматривает работу в 4 направлениях, предусматривающих  здоровьесберегающий компонент, развитие творческих способностей,  помощь семье в воспитании  ребенка и работу с детьми «Группы риска». Каждое направление имеет программное обеспечение, разработанные положения  и методическое обеспечение.  «Теплый  Дом» строится на принципах пролонгированного творческого образования, осуществления преемственности, комплексного развития с учетом возрастных психофизиологических потенций его обитателей.   Программа  охватывает все возрастные категории школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Из опыта работы МКОУ СОШ № 4 по реализации программы комплексного развития  личности  «Теплый дом»

  Напряженная, неустойчивая, социальная, экономическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем  обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении  растущих людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот  процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте.

Для решения определившихся проблем, возникла необходимость создания СИСТЕМЫ комплексного развития личности, а не отдельных программ по развитию отдельных личностных качеств.

Исходя из цели школы: формирование и развитие социально-адаптированной активной личности была разработана комплексная программа по развитию личности «Теплый  Дом", которая включает комплексно-вариативную систему программ по созданию условий для развития адаптированной   личности.   Данная программа разработана на основе   федерального       Национального проекта  «Образование»  и является частью районной профилактической комплексной психолого-педагогической медико-социальной программы «Семьи и дети «Группы риска». Программу  одобрил  Реан Артур Александрович - профессор, доктор психологических наук, член корреспондент РАО, зам. председателя экспертного совета по психологии и педагогики Высшей аттестационной комиссии РФ.  Для  достижения цели проекта важен комплексный подход, состоящий из высокой активности всех форм деятельности, глубокой  мотивации  образовательного процесса, творческой устремлённости учителя, диагностики и учета возможностей ученика, заложенных природой.  

Проект предполагает внедрение в педагогическую практику  комплексного  пособия «Теплый дом», основой которого является методическое  пособие  по сопровождению учащихся в целях социализации  в обществе  для педагогов - психологов, социальных педагогов и  учителей.

В содержание данного   комплекса включены методическая копилка, программное обеспечение, презентации.

Целью данного проекта является становление всесторонне развитой личности, владеющей творческими умениями и навыками, прочными знаниями в различных областях, которые позволяли бы ей быть конкурентно-способной на рынке труда, склонной к самосовершенствованию для позитивного преобразования окружающей действительности

Данная программа была апробирована в МОУ сош  № 4 в течение 2006-2008 учебного года. Показателем эффективности программы является  уменьшение количества детей с агрессивным  и асоциальным поведением, детей и семей «Группы риска», снижение   правонарушений,  увеличение числа детей, занимающихся в олимпиадах, НОУ, творческой деятельности.

Опыт работы по программе был представлен на районном семинаре, организованном для педагогов-психологов, социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе ОУ, рабочей группы по реализации районной программы,  на  областном семинаре  06.09.2006г. для  администрации города Магнитогорска. В целях обобщения  опыта работы службы сопровождения на базе МОУ сош № 4 представителями  телевизионного канала ОРТ  в апреле 2006 года был снят  документальный фильм  «Сопровождение детей и семей «Группы риска». Материалы проекта вошли в сборник № 2  «Из опыта работы образовательных учреждений Саткинского района по психологическому и социально-правовому сопровождению детей», изданному Комитетом образования в 2006 году. В сборнике материалов II  Международной научно-практической конференции «Эколого-экономическое образование: проблемы и перспективы развития» в 2006 году напечатана статья «Формирование экономически информированной и гармоничной личности посредством комплексной программы психолого-педагогического сопровождения «Теплый Дом».  В журнале «Классный руководитель»  № 2, 2006 г. опубликована разработка ситуационного классного часа «Деньги как средство  поощрения  и  наказания», стр. 21.

За 2 года эксперимента была накоплена огромная методическая база, а также сложилась эффективная система работы по созданию на базе школы методических пособий по психолого-педагогическому  сопровождению учащихся. Творческой группой была проведена   активная работа   по внедрению проекта, который оснащен  разработанными программами, формами и методами согласно логике технологического внедрения. Учтены средства реализации программ, имеется необходимый уровень теоретической подготовки, а также готовность учителей к самообразованию. Внедрение проекта предполагает обязательное отслеживание результативности как текущей, так и итоговой.  

 Итогом работы явилось преобразование первичной информации в методический комплекс. В школе функционируют два компьютерных класса, объединенных в единую локальную сеть, на которых установлено программное обеспечение, позволяющее проводить комплексное тестирование и индивидуальные  коррекционные занятия. А так же программное обеспечение включает в себя видео  и аудио релаксационные комплексы, позволяющие снять нервно-психическое напряжение  педагогов и учащихся.  

В предъявляемом электронном пособии содержатся следующие блоки:

  1. Методическая копилка
  2. Программное обеспечение
  3. Проектная деятельность
  4. Презентация проекта «Теплый дом»

1. Методическая копилка  включает в себя  электронный каталог, состоящий из  файловых документов:

  1. Здоровье:  -  релаксационный комплекс;

                        -  памятки  и рекомендации.

2.  Способности:   -  диагностика;

                           - рекомендации;

                           - лектории для родителей;

                           - семинары для педагогов.

3. «Группа риска»  - диагностика;

                            - рекомендации педагогам;

                           - основные направления деятельности;

                           - формы и методы работы.

4. Семья                  - диагностика семейного воспитания;

                            - рекомендации для родителей;

                            - лектории для родителей;

2.  Программное обеспечение  подразделяются на два блока: компьютерные    и  печатные программы:  

компьютерные     программы:  

  1. Энциклопедия психологического тестирования:

     -  Личностные психологические тесты;

        -   Тестирование детей;

        -   Профессиональное тестирование;

     -  Общение, совместимость, взаимопонимание.

2.    Интеллектуальные  тесты.

3.    Релаксационный комплекс  «Аура» (аудио).

4.    Релаксационный комплекс  «Природа Урала»  (видео, аудио).  

5.    Библиотека психолога.

  Печатные программы:  

  1. Программа по коррекции агрессивного поведения подростков.
  2. Социально-педагогическая помощь семье в воспитании подростка.
  3. Тренинг общения для младших школьников.
  4. Программа психологической поддержки тревожных детей.
  5. Программа развития способностей ребенка.
  6. Учебно-методический проект «Созидание творчества».

3. Проектная деятельность: 

Презентация творческих проектов, где оформлены уникальные фотоматериалы по внеклассной и кружковой работе в школе.

4.  Презентация проекта «Теплый дом»:

Модель проекта, в которой отражен комплексный подход  развития личности учащегося.

Данная программа открывает возможности  реализации творческого потенциала учителя и ученика. Он  может играть роль информационно-методического электронного пособия, модернизирующего работу педагога. Пособие помогает организовать системное изучение проблемы в разных формах и организовать  коррекционную работу по решению этой проблемы. В центре  психолого-педагогической концепции «Теплый дом» - личность ученика, уникальная, неповторимая, одержимая страстным стремлением познать себя, найти в мире своё место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя.   «Теплый дом» идёт через развитие индивидуальности человека – оно продолжается всю жизнь.

 Задача педагога – обнаружить эту индивидуальность и помочь ей раскрыться.  Потенциальные возможности человеческой личности неисчерпаемы, нужно помочь распорядиться этим бесценным даром природы, раскрыть и развить их. Педагог моделирует эталон ребенка, к которому он идёт, эта модель среднестатистическая, и дорога к ней у каждого ученика своя  и в этом помогает проект «Теплый дом».

2006-2007 учебный год в нашей школе  объявлен годом семьи. В период реализации проекта планируется оформить в подобном ключе уже накопленный и частично представленный материал по психологическому сопровождению семьи.  

  Осуществление задач программы дает широкий простор для самовыражения личности, ее творческого начала.  

   Итак, предлагаемый проект "Теплый Дом" представляет комплекс программ, объединенных идеей формирования социокультурной личности, основные мировоззренческие концепции которой определены. В программах прослеживается соблюдение принципов непрерывности, возрастной адекватности, преемственности и перманентного развития, они имеют практическую направленность, ориентированны регионально. Это позволяет определить наш проект как попытку организации системного подхода в творческом образовании.

В ходе реализации данного проекта служба сопровождения МОУ сош № 4 будет пошагово обобщать полученные результаты в ходе семинаров. Проведение открытых мероприятий по ведущей проблеме комплексного развития личности  позволит  не только наглядно представить способы реализации создаваемых электронных продуктов, но и даст необходимую рекламу, следствием которой будет расширение круга педагогов, работающих по реализации проекта. По итогам реализации проекта будет проведено обобщение результатов выполненной работы на мероприятии районного уровня. В ходе его проведения помимо представления электронных печатных  методических разработок педагогам, участвовавшим в проекте будут даны мастер-классы, раскрывающие механизм создания и применения представляемых электронных продуктов во внеклассной работе.


 Лазашвили Н.О., 2012         Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Статья "Из опыта работы по реализации ФГОС второго поколения в рамках учебного предмета «Музыка» "

Анализируя уроки музыки по традиционной системе, и сравнивая их с современными уроками, построенными с требованиями ФГОС, необходимо отметить то, что само построение урока в корне отличается от традиц...

Презентация опыта работы МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский по инклюзивному обучению детей с ОВЗ

Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю. на практикоориентированном семинаре ОМО учителей по предметам естественно-научного цикла Северо-Западного Округа Кировской области...

Статья Из опыта работы учителей технологии по реализации факультативного курса «Компьютерная графика в системе Компас-3D»

Из опыта работы учителя технологии. Реализация факультативного курса " Компьютерная графика в системе " Компас 3Д"...

Ивченко А. А. Из опыта работы МКОУ Брединская СОШ № 4 с одарѐнными детьми

Роль естественно-математических и технологических пред-метов в формировании профессиональных знаний : материалызаочной межрегиональной научно-практической конференции / подред. Т. В. Уткиной. – ...

"Из опыта работы классного руководителя по реализации Программы воспитания в школе"

Выступление  по теме "Из опыта работы классного руководителя по реализации Программы воспитания в школе" на городском форсайт-центре "Модель выпускника"...

Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая кафедра как способ совершенствования образовательного процесса (на примере

Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая ка...