Статья "Из опыта работы по реализации ФГОС второго поколения в рамках учебного предмета «Музыка» "
статья по музыке по теме

Вовк Татьяна Александровна

Анализируя уроки музыки по традиционной системе, и сравнивая их с современными уроками, построенными с требованиями ФГОС, необходимо отметить то, что само построение урока в корне отличается от традиционных уроков. Урок музыки строится по принципу театральной драматургии. Учитель, переходя от одного его этапа к другому, совершенно иначе и с разных сторон, знакомит учащихся с содержанием и историей создания музыкальных произведений, что позволяет учащимся самостоятельно выдвигать гипотезы, выявлять противоречия и решать проблемы по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_statya.docx24.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по реализации ФГОС второго поколения в рамках учебного предмета «Музыка»

                                                        МБОУ «Школа №4»

г. Муравленко, ЯНАО

учитель музыки

Вовк Т.А.

Анализируя уроки музыки по традиционной системе, и сравнивая их с современными уроками, построенными с требованиями ФГОС, необходимо отметить то, что само построение урока в корне отличается от традиционных уроков. Урок музыки строится по принципу театральной драматургии. Учитель, переходя от одного его этапа к другому, совершенно иначе и с разных сторон, знакомит учащихся с содержанием и историей создания музыкальных произведений, что позволяет учащимся самостоятельно выдвигать гипотезы, выявлять противоречия и решать проблемы по теме урока.

Деятельность учащихся на уроках музыки активизируется путем введения игр - соревнований, логических упражнений, заданий на сравнение, обобщение. Задания доступны для восприятия учащихся. Каждый урок музыки проводится с использованием мультимедийной техники. В течение года дорабатывалась, совершенствовалась система оценивания достижений учащихся. Результативность работы учащихся отслеживалась посредством следующих контрольно-измерительных материалов:

  • Тематических тестов,
  • Критериального анализа устных и письменных ответов и работ учащихся,
  • Практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.

В процессе обучения на уроках музыки активно использовались и используются технологии:

обучение на основе «учебных ситуаций»;

проектная деятельность;

информационные и коммуникативные технологии.

        Большое внимание на уроках уделяется продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования. Данному вопросу уделяется большое внимание. Задания не даются в готовом виде. Школьники учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумывается система заданий. Не задаю мелких вопросов.

        На уроках осуществлялось и осуществляется активное использование информационно-коммуникативные технологий, что  позволяет усилить  положительную мотивацию к обучению,  активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке, формируют информационно-коммуникационную  компетенцию обучающихся,  дают возможность использовать  большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов,  музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов  по предмету и.д.). Наличие в кабинете телевизора и проектора, позволяет широко использовать на своих уроках многочисленные видеоматериалы (музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.), включать видео- вопросы при проведении тестирования при завершении изучения больших тем и разделов учебной программы. Использование вышеперечисленных методов и средств обучения, позволяют формировать на уроках музыки коммуникативные умения и навыки буквально с первых уроков.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей на уроках музыки, становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Проводимая диагностика уровня сформированности УУД и получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, используется и является основанием для выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка. Для отслеживания уровня сформированности УУД используются специально разработанные мною технологические и диагностические карты.

                         

     Пример. Технологическая карта формирования регулятивных УУД на уроках музыке в 5 класс

ВИД УУД

НОРМАТИВНЫЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ УУД

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕСООТНЕСЕНИЯ ТОГО, ЧТО УЖЕ ИЗВЕСТНО И УСВОЕНО УЧАЩИМИСЯ, И ТОГО, ЧТО ЕЩЁ НЕИЗВЕСТНО

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Формулировать и удерживать учебную задачу

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  

-Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

-Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

-Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

-Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Может принимать лишь простейшие цели.

- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов

                           

Пример. Технологическая карта формирования познавательных УУД на уроках музыки в 5 классе

ВИД УУД

НОРМАТИВНЫЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ УУД

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ЛОГИЧЕСКИЕ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Выполняет самостоятельно

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности

Действует по образцу.

Способен выполнять при направляющей помощи педагога (работать с информацией)

Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам. Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.

Большинство умений не сформированы

Не сформированы логические операции

Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей

Пример. Технологическая карта формирования коммуникативных УУД на уроках музыки а 5 классе

ВИД УУД

НОРМАТИВНЫЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ УУД

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

КОММУНИКАЦИЯ КАК КООПЕРАЦИЯ

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- осознанное стремление к сотрудничеству.

- доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи) решения новой задачи

-участвует  выборочно в диалоге.

-  идет на контакт, когда уверен в своих  знаниях.

- не идет на контакт

(агрессивен или пассивен)

Диагностика уровня сформированности УУД и получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, используется и является основанием для выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося. В диагностическую карту уровня сформированности УУД, вносятся показатели на начало и конец учебного года.

Форма

Ф.И.О

Нормативные показатели УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Формулировать и удерживать учебную задачу

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Критерии (высокий, средний, низкий)

Анализ уровня сформированности УУД  в 5 классе, позволил определить основные направления корректировочной деятельности.

По формированию и поддержке регулятивных УУД

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д. у детей с высоким уровнем

- -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.   Развитие понятийного мышления.

- пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

По формированию и поддержке познавательных УУД

- проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах;

- коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков;

- консультации со специалистами

По формированию по поддержке и развитие коммуникативных навыков:

- проведении совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях. Для учащихся с низким уровнем сформированности коммуникативных УУД - коррекционные задания на развитие коммуникативных навыков,  поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками  (в парах и группах).

 Реализацию программы «Музыка» в рамках ФГОС второго поколения в дальнейшем планируется осуществлять по следующим направлениям:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к поня...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....

Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.

   Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.......

Урок иностранного языка в рамках реализации ФГОС второго поколения

"Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя"Кин Хаббард...

Внеурочная деятельность по иностранному языку в рамках реализации ФГОС второго поколения

Внеурочная деятельность очень важна в начальной школе. Анализ последних лет показал, что уже в начальной школе у детей возникают проблемы со здоровьем и наблюдается низкий уровень активности. Вне...

Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...