Статья "Военно-спортивная игра как фактор формирования личности"
статья по обж

Военно-спортивна игра "Зарница"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Военно-спортивная игра

 как фактор формирования личности.

           Решающая роль во всестороннем развитии детей и подростков принадлежит учебной деятельности, однако успех воспитания во многом зависит от разумного сочетания учебных занятий с деятельностью учащихся во внеурочное время. Влияние среды на формирование личности в свое время отмечали выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. Они считали, что и широкая социальная среда, и непосредственно окружающая ребенка среда влияют на его воспитание в не меньшей мере, чем школа: «…необходимо знание людей, которые его окружают, условий, в которых он живет». Педагогический коллектив школы, писал А.С. Макаренко, должен организовать быт школьников. Использовать педагогические возможности влияния внеурочной деятельности на ребенка советовал С.Т. Шацкий: «…как во всяком постоянном явлении социального порядка, улица имеет свои нормы, регулирующие ее жизнь, свои методы воспитания при помощи среды…»

           Учитывая влияние внешкольной деятельности на формирование личности, общество должно постоянно заботиться об организации досуга детей по месту их учебы и места жительства. Организация внешкольной деятельности учащихся – это проблема многоплановая, включающая в себя вопросы использования свободного времени, воздействия окружающей среды на личность ребенка, управление процессом воспитания.

            Среди известных методов и приемов воспитания, которые взаимосвязаны между собой и дают успешный результат в совокупности их применения, ведущее место занимает игра – накопление практического опыта поведения. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей деятельности и в человеческой практике выполняет следующие функции:

  • развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная – освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия;
  • психотерапевтическая – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека;
  • коррекционная – внесение позитивных изменений в структуру личности;
  • социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития, опыта поколений;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики.

        Поскольку в дальнейшем нас будут интересовать военно - спортивные игры, то к перечисленным функциям можно добавить следующее:

  • развитие двигательной активности;
  • совершенствование правил и техники  различных упражнений;
  • формирование умений и навыков, безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • воспитание любви к Родине.

              Поскольку  в игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием, где ребенок искренне выражает свои мысли и чувства любви  к близким, к родному дому. Постепенно раздвигая границы, ребенок оказывается способным любить свой город, проявляет дружеские отношения к другим людям, он начинает любить свою Родину. Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжении многих лет, поэтому необходимо поддерживать интерес детей к данному виду деятельности, а уже в старшем школьном возрасте в обязательном порядке включать в работу с детьми различные виды военно-спортивных мероприятий, в результате которых у детей не только возникает чувство уважения и любви к своей Родине, но и формируются определенные навыки и умения, необходимые им, как будущим защитникам Отечества, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.  Выполняя воспитательную работу во внеурочное время, как продолжение воспитательного процесса школы, мы создаем тем самым условия для перевода знаний, убеждений в привычные нормы поведения.    

           Воспитательная работа зависит от того, насколько каждый подросток вовлечен в тот или иной вид деятельности. Участие каждого ребенка в массовых мероприятиях - важное условие эффективного воспитания. Воспитательная работа во внеурочное время в определенной мере компенсирует то, что не смог получить ученик в школе и в семье, поэтому нельзя отвергать неуспевающих, недисциплинированных, склонных к правонарушениям детей, на них необходимо обращать особое внимание, как можно больше привлекать к участию в коллективных делах школы и класса.  

В классном коллективе Центра образования № 167 оказываются учащиеся с различным социальным и учебным опытом и разницей в возрасте от двух и более лет. Приходят в школу со следующими социальными и личностными проблемами:

  • отсутствие мотивации к учёбе;
  • отсутствие положительного учебного опыта;
  • педагогическая запущенность;
  • проблемы общения;
  • повышенная тревожность;
  • неадекватная, чаще заниженная самооценка;
  • безынициативность;
  • негативное отношение к учителям и др.

Значительная часть учащихся  ЦО – это дети из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, дети из неблагополучных семей, для которых характерно такое явление, как сиротство.

В ЦО существует структурное подразделение «Детский дом», где воспитываются и обучаются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Для многих учащихся при поступлении школа не является сферой основных интересов, так как, имея проблемы с учёбой, они сомневаются в возможности самореализоваться в её стенах.

Таким образом, разнородность состава учащихся по роду имеющихся проблем, по возрасту, по социальному составу, по целям, которые ставятся на время обучения, а так же для большего количества учащихся короткие сроки их пребывания в школе, требуют от педагогического коллектива особых профессиональных и личностных качеств, специальной продуманной системы работы, скоординированной по всем направлениям деятельности образовательного учреждения.

Поэтому  именно внеклассные и внешкольные мероприятия являются  тем средством обучения и воспитания, которые наиболее благотворно, качественно и быстро влияют на развитие и обучение учащихся ЦО. В результате у ребят развивается мотивация к обучению, они приобретают коммуникативные навыки, учатся работать в коллективе. Кроме того, военно-спортивные мероприятия – это очень интересные и захватывающие игры и конкурсы, в ходе их учащиеся могут проявить свои личностные возможности, дети более свободно себя в них чувствуют и, поэтому, развитие личностных качеств идёт более успешно. Этому способствует сюжетная разработка большинства таких игр. Играющие как бы становятся действующими лицами изображаемых в игре событий, дальнейшее развитие которых и составляет содержание игры. И что особенно важно: победа в них отнюдь не дело случая или перевеса в физических силах, а результат более продуманного действия, смекалки, выносливости, воинского умения, разнообразных поведенческих навыков и т.д. Всё это делает военно-спортивные игры одним из важнейших средств воспитания детей и подростков в духе патриотизма, любви к своей Родине, готовности встать на её защиту и умении быстро и грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации. А так же выполняют еще одну из наиболее важных задач – профессиональное становление старшеклассников.

Учащиеся ЦО ежегодно принимают участие в мероприятиях военно-спортивной направленности, проводимых как в рамках учреждения, так и в рамках района, города.

Результатом работы в данном направлении можно считать достижения учащихся ЦО № 167:

  • Спартакиада молодежи Красносельского района допризывного возраста «Готов к защите Родины»:

- на этапе «Зимнее военно-спортивное многоборье» II место в районе в командном зачете;

- на этапе «Зимнее военно-спортивное многоборье» I-II место в районе в личном зачете по подтягиванию на перекладине;

  • Первенство школьников Красносельского района по стрельбе из пневматического оружия, посвященное «Дню Защитника Отечества» III место в командном зачете.
  • Учащиеся Центра образования принимали участие в районном IX военно-патриотическом Фестивале «Красносельские маневры» на этане «Бронетехника» I место в командном зачете.
  • Учащиеся Центра образования принимали участие в районной игре «Зарница»:

- на этапе «Строевой смотр» I место;

- на этапе «Сильные и ловкие» III место;

- на этапе «Медико-санитарная подготовка» II место;

- на этапе «Пожарная безопасность» III место.

  • Городской конкурс «Крылатая пехота» - Дипломанты II степени.
  •  Дипломанты III степени городского смотра-конкурса «На лучшую организацию работы по гражданскому и патриотическому воспитанию»  в номинации «Образовательное учреждение».
  • Поступление выпускников ЦО в военные училища, желание после школы служить в рядах Вооруженных Сил РФ и выбор профессии, связанной со службой в органах Внутренних дел или спецслужбах ФСБ и МЧС.

     Всё это доказывает необходимость данной работы и её положительный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания

Эта статья о моей работе в начальной школе в предметной области "Изобразительное искусство"...

РЕФЕРАТ на тему: «Творческое начало – основополагающий фактор формирования личности ребёнка»

Тема "Творчество и дети" таит в себе много загадок и вопросов. Всегда ли мы понимаем это?...

Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....

Доклад на тему "Социальное положение семьи, как основной фактор формирования личности ребенка"

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зав...

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....