Главные вкладки

    Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания
    статья по изобразительному искусству (изо) по теме

    Эта статья о моей работе в начальной школе в предметной области "Изобразительное искусство"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_-dorosh.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Скажи мне – и я забуду;

    Покажи мне – и я запомню;

    Дай сделать – и я пойму.

                            Китайская притча

    Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания.

    Учитель технологии и рисования Дорош Татьяна Станиславовна.

    Обучение – одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменениями в мире. Необходимо учить с «предвосхищением», направленному не в прошлое, а в будущее.

    Поиск новых форм и альтернативных решений в обучении являет собой непрерывный процесс. Основы формирования общеучебных умений и навыков, становления и развития ученика как личности, закладываются в начальной школе, поэтому именно в этом возрасте необходимо сосредоточение всех усилий на воспитании творческой активности учащихся, без которой невозможно гармоничное развитие личности в дальнейшем.

    Особую роль в этом воспитании занимают уроки изобразительного искусства в целом и в частности уроки, на которых дети занимаются декоративно-прикладными видами творчества.

    Это связано с рядом взаимодействующих между собой факторов, а именно:

    - воспитание патриотических чувств, приобщение к миру прекрасного происходит у ребенка через ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства и побуждает в учениках первые яркие представления о Родине;

    - декоративно-прикладное искусство обладает познавательной, нравственной и эстетической ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, способствует глубокому воздействию на мир ребенка;

    - навыки и умение в творческой деятельности, путем создания образов, связанных с историей и культурой нашей Родины, ученики могут получить только на уроках изобразительного искусства.

    Именно поэтому родная культура, в том числе и декоративно-прикладное искусство, должны стать началом, порождающим личность гражданина нашей страны.

    Я работаю в «Русской культурологической школе». Концепция нашей школы определяет развитие общеобразовательного учреждения, как школы русской духовной культуры. Современная русская школа в связи с усиливающимися процессами глобализации и регионализации должна решать двуединую задачу:

    - с одной стороны обеспечивать представителям русского, равно как и другим народам, проживающего в России, уровень обучения, отвечающий мировым образовательным стандартам;

    - с другой – всемерно сохранять национальную самобытность и способствовать приобщению подрастающего поколения к историко-культурному наследию своего народа.

    На своих уроках я уделяю большое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры.

    Ориентиром для определения конечной цели образовательной деятельности русской этнонациональной школы может стать модель гражданина России, включающая в себя следующие основные характеристики[1]:

    - формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных начал, воспитание веры, формирование стремления к добротворчеству, нравственных качеств, присущих русскому народу;

    - культурный кругозор и широту мышления, поскольку для того, чтобы принести реальную пользу для развития экономики социального обустройства, науки, культуры, образования и здравоохранения гражданин должен уметь мыслить глобальными категориями;

    - знание о России, об общности исторических судеб народов, проживающих на его территории; глубокие представления об историческом прошлом и современном состоянии страны, роли русского и других многочисленных народов в государственном, экономическом, национальном и общекультурном строительстве Российской Федерации.

    Через уроки декоративно-прикладного творчества обучающиеся учатся понимать значение своих древних корней, связь времен в народном искусстве, место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества в разные времена, приобретают практические навыки (роспись, лепка и т.д.).

    Помимо уроков дети посещают выставки, участвуют в конкурсах рисунков, выставках «Природа и фантазия», демонстрируют свои поделки, используют возможности художественного пространства Кронштадта и Санкт-Петербурга.

    Современная педагогическая деятельность предъявляет новые требования к воспитанию детей - воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребности и интересы ребенка, стремиться понять его внутренний мир. Ребятам интересно работать в этих направлениях, а я в свою очередь, очень внимательно отношусь к планированию по темам народного творчества и придаю ему большое значение.

    Для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству я провела тщательную подготовительную работу:

    - изучила материалы, касающиеся истории различных народных промыслов;

    - методы и приемы, используемые при росписи;

    - изготовила практический материал;

    Для успешного проведения уроков по декоративно-прикладному искусству поставила перед собой основные цели и задачи:

    - формирование духовных качеств и эстетического вкуса у детей;

    - вовлечение ребят в художественно-творческий процесс;

    - пробуждение фантазии детей для создания собственных необычных композиций росписи;

    - развитие мелкой моторики рук детей;

    - обогащение словарного запаса.

    Основными направлениями в работе являются:

    - знакомство с работой кистью;

    - ознакомление с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента различных видов росписи;

    - знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;

    - знакомство с символикой русского декоративного искусства и ее значением;

    - создание детьми декоративных изделий;

    -лепка;

    -изучение русского народного костюма;

    - изучение вышивки.

    Для реализации этих задач, я провожу беседы, создаю свои презентации, использую возможности современных интернет-ресурсов.

    Всю свою работу я строю так, чтобы развитие ребенка было гармоничным.

    На занятиях решаю обучающие, познавательные и творческие задачи, и направляю свои усилия на:

    - понимание и осознание прекрасного;

    - пробуждение потребности созидать и творить;

    - пробуждение потребности дружить;

    - отказ от провождения свободного времени за компьютерными играми.

    Обучению строю от простого к сложному и более интересному, поэтому уже с первого класса начинаю обучать детей методам кистевой росписи. Затем применяю все полученные ими навыки в таких темах, как роспись дымковской игрушки на бумаге и на игрушке из пластилина, гжельская тема, а затем роспись выбранного трафарета посуды, жостовские узоры и роспись подноса из папье-маше, но больше всего детям нравятся уроки на которых мы постепенно подходим к росписи на дереве.

    Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина. Почерк ее обработки самый разный, например, резьба в Сергиевом посаде, Богородском (богородская резьба) и Хотькове, точение с раскраской в Семенове, Хохломе и Городце.

    Малыши-первоклассники, научившись рисовать простейшие хохломские узоры, с удовольствием расписывают фанерные трафареты. В третьем и четвертом классе мы шаг за шагом изучаем с ребятами Городецкую роспись и итогом становится роспись на доске  .

    Весь процесс обучения предметов декоративно-прикладного искусства сопровождаю образными словами, звучанием народной музыки, песен. Объясняю и показываю детям, что сложные узоры состоят из простейших знакомых частей – прямые и волнистые линии, точки, кружки, кольца. Конечно, на уроках школьники не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми промыслами. Да этого и не требуется. Задача учителя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, научить работать, радоваться успехам других, сопереживать.

    В итоге я направляю свою деятельность на осуществление своей педагогической мечты.

    Воспитывать в школьной среде:

    - ученика, слышащего человека, музыку, пение птиц, дождь, море…

    - ученика, видящего человека, животных, небо, звезды, цветы…

    - ученика, мыслящего об истине, человечестве, жизни, добре, красоте…

    - ученика, говорящего с человеком, обществом, зверьем, миром, собою…

    - ученика, благодарного человечеству за свое духовное развитие.

    Дорош Татьяна Станиславовна.

    ГОУСОШ №423,г. Кронштадт,

    Учитель технологии и рисования.

    Кронштадт, ул. Мануильского, д. 5, кв. 59.


    [1] Программа развития ГОУСОШ № 423 «Концепция развития школы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме "Интеграция предметов искусств в начальной школе" (на примере изобразительного искусства и музыки)

    На сегодняшний день проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна как для теории, так и для практики. Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин. кото...

    РЕФЕРАТ на тему: «Творческое начало – основополагающий фактор формирования личности ребёнка»

    Тема "Творчество и дети" таит в себе много загадок и вопросов. Всегда ли мы понимаем это?...

    Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

    В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

    Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

    Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

    Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

    Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....

    Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся

    Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся...


     

    Комментарии

    Хворова Галина Валентиновна

    Тема художественно-эстетического воспитания человека, развития в нем чувства прекрасного и возвышенного никогда не оставалась без внимания педагогов и исследователей. И научное, и художественное познание мира развивались в тесном взаимодействии. В разных обществах выдвигались идеи гармоничного развития личности, при этом существенное значение приобретал вопрос о средствах реализации поставленных задач, о методах работы. Татьяна Станиславовна очень умело работает над этой темой.Спасибо за Ваши разработки.С Вашего разрешения воспользуюсь конспектом урока.

    Для этого и делимся своим опытом,чтобы коллеги смогли воспользоваться.