статья "Создание творческой среды для развития личности на уроках физики"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

интегративный метод на уроках физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Создание творческой среды для развития личности на уроках физики.

Г.М.Фролова МКОУ «Масловская СОШ» Новоусманский район

  Физика позволяет познать процессы, лежащие в основе внутренних связей реального мира, обнаружить переходы количественных изменений в качественные, раскрыть причинную зависимость между явлениями, т.е. даёт возможность познания человеком природы. Физика делает интеллектуально развитым того, кто её изучает. Интеллектуальное развитие ученика, прежде всего, связано с развитием его мышления, а данный процесс считается важнейшей задачей обучения.

   Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного способа мышления. Физика – наука быстро развивающаяся, её достижения оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности. На уроках физики часто используется информация, изучаемая школьниками на уроках химии, биологии и географии.

Одним из верных способов объединить данные дисциплины является развивающее тестирование. Например, тест по теме «Тепловые явления» предназначен для учащихся 8 класса, изучающих данные предметы. Результат проявления тепловых процессов можно рассмотреть с позиции данных дисциплин. Ответов на вопросы 4, но они обозначены не цифрами, как обычно, а буквами. Нужно выбрать из 4-х вариантов правильный ответ (только один), выписать букву. Так ответить на все вопросы. В результате получится фраза (первая часть высказывания Леонардо да Винчи). Данный тест можно предлагать на уроке (итоговом) для групповой работы, на кружке или факультативе для закрепления знаний, на школьной олимпиаде и т.д. В качестве домашнего задания следует предложить найти вторую половину высказывания, а также уточнить правильность формулировки.

Вопросы

Ответы

1. Количеством теплоты называют ту часть внутренней энергии, которую…

 А) Тело получает от другого тела при теплопередаче

 М) Имеет тело

 О) Тело получает или теряет при теплопередаче

 Ь) получает тело при совершении над ним работы

2. Как надо понимать, что удельная теплоемкость цинка 400 Дж/(кг · ºС)?

Это значит, что для нагревания ... энергии.

 И) Цинка массой 400 кг на 1 ºС требуется 1 Дж

 Д) Цинка массой 1 кг на 400 ºС требуется 1 Дж

 П) Цинка массой 1 кг на 1 ºС требуется 400 Дж

 В) Цинка массой 1 кг на 400 ºС требуется 400 Дж

3.Как изменяется температура воздуха при подъёме на 1км?

Ы) Понижается на 6о С

У) Повышается на 6о С

Ф) Не изменяется

Л) Понижается на 1о С

4.Как нагреваются и охлаждаются суша и море?

П) Одинаково

Ж) Суша быстро нагревается и медленно остывает

Э) Вода медленно нагревается и быстро остывает

Т) Суша нагревается и остывает быстро, а вода медленно

5. Количество теплоты, израсходованное на. нагревание тела, зависит от ...

Б) Массы, объема и рода вещества

Х) Изменения его температуры, плотности и рода вещества

О) Рода вещества, его массы и изменения температуры

Ф) Массы тела, его плотности и изменения температуры

6.Какой вид осадков образуется в приземном слое атмосферы?

К) Дождь

Ч) Снег

Т) Иней

Ь) Морось

7.Какие облака состоят из кристаллов и не дают осадков?

Л) Кучевые

З) Слоистые

Е) Перистые

Ц) Кучево-слоистые

8. Что такое количество теплоты?

Ц) Это количество внутренней энергии, необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1ºС

М) Часть внутренней энергии, которую тело получает или теряет при теплопередаче

К) Количество внутренней энергии, которое необходимо для нагревания вещества на 1 ºС

Щ) Количество внутренней энергии, которое необходимо для охлаждения вещества на 1 ºС

9.Зимой приход циклонов на Восточно-Европейскую равнину обуславливает

Э) Похолодание и сухую погоду

Л) Похолодание и выпадение осадков

В) Потепление и выпадение осадков

Л) Потепление и сухую погоду

10.Какие из веществ обладают наименьшей теплопроводностью?

И) Твёрдые

Д) Жидкие

Ю) Газообразные

Э) Твёрдые и жидкие

11. Меньше всего тепла на Земле получает климатический пояс

Б) Умеренный

Ф) Тропический

Ш) Субэкваториальный

Н) Экваториальный

12.Какой фактор среды способен уменьшить действие крепкого мороза на организм?

Б) Сильный ветер

О) Безветренная погода

В) Высокая влажность воздуха

Ъ) Низкая влажность воздуха

13.Какой фактор способен усилить негативное влияние жары на организм?

Й) Высокая влажность воздуха

С) Безветренная погода

В) Сухая погода

Д) Сильный ветер

14.В чём особенность пойкилотермных организмов?

Х) Это холодолюбивые организмы

О) Температура их тела всегда постоянна при любых условиях окружающей среды

Ж) Это теплолюбивые организмы

Д) Температура их тела зависит от температуры окружающей среды

15.В чём особенность гомойотермных организмов?

К) Температура их тела всегда постоянна при любых условиях окружающей среды

Ф) Это теплолюбивые организмы

У) Это холодолюбивые организмы

О) Температура их тела всегда постоянна при любых условиях окружающей среды

16.Зажатую плоскогубцами медную проволоку сгибают и разгибают несколько раз. Изменится ли при этом внутренняя энергия и если да, то каким способом?

Ж) Да, теплопередачей

С) Да, совершением работы

П) Да, теплопередачей и совершением работы

Ч) Не изменится

17.Химическое явление – это…

Т) Горение свечи

З) Испарение бензина

Ш) Плавление льда

К) Замерзание воды

18.Признаки химической реакции

О) Выделение теплоты и света

Ж) Изменение окраски

Б) Выделение газа

М) Образование осадка

19.Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются

А) Атермическими

Б) Эндотермическими

В) Экзотермическими

Г) Термальные

20.Потушить разлитый горящий керосин можно

Г) Водой

Х) Сильной струёй воздуха

Е) Накрыв пламя плотной тканью

Й) Вызвать пожарников

21.Сколько килограммов дров нужно сжечь, чтобы получить такое же  количество энергии, как и при сжигании 2кг каменного угля?

Р) 6,8 кг

П) 8,4 кг

К) 5,4 кг

Я) 4,2 кг

22.Какое физическое явление лежит в основе работы спиртового термометра?

Н) Расширение жидкости при нагревании

К) Испарение жидкости при нагревании

М) Плавление твёрдого тела при нагревании

Э) Излучение при нагревании

23.Одинакова ли внутренняя энергия 1 кг воды и 1 кг пара, взятых при температуре 100о С?

А) Одинакова

И) Нет, у воды больше

О) Нет,  у пара больше

Е) Определить невозможно

24.В ведре с водой плавает кусок льда. Общая температура воды и льда 0о С. При этом…

Л) Лёд будет таять

Д) Вода будет замерзать

С) Никаких изменений не произойдёт

Т) Лёд частично будет таять, а вода частично замерзать

25.Как изменяется температура тела с момента начала плавления до её окончания?

У) Повышается

Ы) Понижается

Т) Не изменяется

Ю) У одних тел повышается, а у других понижается

26.В каком примере внутренняя энергия увеличивается путём совершения механической работы над телом?

И) Нагревание гвоздя при забивании его в доску

Е) Нагревание металлической ложки в горячей воде

А) Выбивание пробки из бутылки с газировкой

Э) Таяние льда

Ответы:

№ вопроса

буква

№ вопроса

буква

1

О

14

Д

2

П

15

О

3

Ы

16

С

4

Т

17

Т

5

О

18

О

6

Т

19

В

7

Е

20

Е

8

Ц

21

Р

9

Л

22

Н

10

Ю

23

О

11

Б

24

С

12

О

25

Т

13

Й

26

И

Полное высказывание Леонардо да Винчи: «Опыт – отец всякой достоверности. Мудрость – дочь опыта».

Литература:

  1. Габриэлян.О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриэляна «Химия 8 класс» / О.С.Габриэлян, П.Н.Берёзкин, А.А.Ушакова и др. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2007. – 158с.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс / Сост.И.Р.Григорян. – М.: ВАКО, 2010. – 112с.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 8 класс / Сост.Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2012. – 80с.
  4. Контрольно-измерительные материалы. География: 6класс / Сост.Е.А.Жижина. – М.: ВАКО, 2011. – 112с.
  5. Г.Л.Курочкина. Физика. Тесты. 8 класс. – М.: «Издат-Школа XXI век», - 80с.
  6. Марон А.Е. физика. 8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е.марон, Е.А.Марон. – М.: Дрофа, 2008. – 125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка"

Презентация кафедры художественно эстетического цикла....

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Создание обучающей среды как важнейший фактор развития УУД на уроках физики.

Пезентация создана к выступлению на межрайонной конференции. Раскрывает содержание данной тематики....

Создание творческой среды для развития одарённости

Статья посвящена описанию работы по созданию творческой среды для развития одарённости , а также описанию проекта "Одарённые дети". Обозначены основные цели и задачи, рекомендации для учителей по рабо...

Развивающее обучение, как основа творческого развития учащихся на уроках физики

Цепи и задачи:1. Изучить:    а. теорию развивающего обучения    б. виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении физики    в. опыт учителей, успешно решивших эт...

Статья «Развитие личности на уроках физики через открытие новых возможностей «универсальной игрушки»

Современный ученик живет в мире электронной культуры.Развитие информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка: компьютер стал «универсал...