Статья «Развитие личности на уроках физики через открытие новых возможностей «универсальной игрушки»
методическая разработка по физике (7 класс)

Прокопишина Елена Юрьевна

 

Современный ученик живет в мире электронной культуры.

Развитие информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка: компьютер стал «универсальной игрушкой» ребенка (телевизором, камерой, телефоном, книгой) и изменил его восприятие окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc802 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Развитие личности через открытие новых возможностей «универсальной игрушки»

Актуальность:

Современный ученик живет в мире электронной культуры.

Развитие информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка: компьютер стал «универсальной игрушкой» ребенка (телевизором, камерой, телефоном, книгой) и изменил его восприятие окружающего мира.

Чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить, современный учитель должен стать координатором информационного потока:

  • в обращении с устройствами ИКТ
  • в фиксации и обработке изображений и звуков
  • в поиске и организации хранения информации
  • в создании письменных сообщений
  • в создании графических объектов
  • в создании музыкальных и звуковых объектов
  • в восприятии, использовании и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов
  • в коммуникации и социальном взаимодействие.
  • в информационной безопасности.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может использование  современных информационных технологий.

Конечно,  эту  задачу решает такой предмет как ИКТ, но его изучение начинается лишь в 8 классе. А изучение физики - в 7. Чтобы повысить мотивацию к изучению не самого простого предмета,  развить творческие способности учащихся и помочь им в  профессиональном самоопределении, я решила использовать на уроках физики информационно-коммуникационные технологии через возможности «универсальной игрушки».

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Итак, цель моей деятельности - развитие личности  и профессиональное самоопределение учащихся через исследовательскую и творческую деятельность.

Задачи:

1. Выявить интересы учащихся в области цифровых технологий (интернет, компьютер, фото-видео-камера)

2. Познакомить с программами редактирования видео

3. Обучить правилам проведения эксперимента, комментирования физических явлений

4. Мотивировать учащихся на использование полученных навыков во внеурочной деятельности

5. Ориентировать на выбор профессии

6. Формировать информационную культуру учащихся.

7. Формировать навыки информационной безопасности.

Нередко под ИКТ педагоги понимают использование любых материалов с помощью компьютера и проектора. Но зачастую это сводится к пассивному просмотру учащимися видеоматериалов, при котором не развивается мышление, необходимое для установления причинно-следственных связей и понимания закономерностей физических процессов, что ведет к непониманию предмета и  снижению мотивации.

Под ИКТ я понимаю «Видеопроект». О том, что с моей точки зрения видеопроект, я расскажу чуть позже.

На разработку этой технологии меня натолкнули результаты анкетирования учащихся «Компьютер в жизни ученика»:

На вопрос, сколько времени вы проводите за компьютером, более 50% опрошенных ответили - «от 4 до  5 часов».

1. Сколько времени ты тратишь сидя за компьютером

  • До 1 часа
  • До 3х часов
  • От 4 до 5 часов

На вопрос:  на что ты тратишь время сидя за компьютером (игры, интернет, работа в обучающих программах) Ответы учащихся были следующие

Следующие вопросы анкеты показали, что учащимся не знакомы  программы редактирования видео и аудио, но они хотят с ними познакомиться.

Да - 9,6%,

Нет – 90,4%

4. С какими программами ты бы хотел познакомиться?

  • редактирования текста – 19,2%
  • редактирования открыток и др. печатного материала – 24%  
  • Редактирования и создания  видео и аудио – 83,2%

Для удовлетворения запросов учащихся я предлагаю им  курс «Моя первая презентация», где знакомлю их:

  •  с программой для создания презентации PowerPoint
  • с программой для оформления печатного материала Publisher
  • С программами  для редактирования и монтажа видео и аудио Windows Live и Pinnacle Studio и отработке навыков работы в данных программах.

Итак, что же такое видеопроект?

Это анимационные, документальные, игровые, комплексные (включающие фрагменты, снятые в разных жанрах) фильмы, которые являются результатом лабораторных, практических, исследовательских и  проектных работ.

Вы понимаете, что приступить к созданию видеопроекту сразу невозможно, поэтому мы с учащимися идет к нему поэтапно.

этапы работы:

  • Работа с готовыми видеороликами
  • Видеоэксперимент
  • Видеопроект

Итак, 1 этап.

Работа с готовыми видеороликами

Это может быть:

1.Просмотр видеоматериала

2. Составление учащимися вопросов по просмотренному материалу

3. Ответы учащихся на вопросы друг друга

2 этап

Видеоэксперимент

Расскажу, как я использую видеоэксперимент при изучении темы «Давление твёрдого тела».

  1. шаг. Сначала, учащимся демонстрируется готовый фильм, во время просмотра которого они узнают о правилах и особенностях выполнения эксперимента с целью дальнейшего применения полученных знаний при проведении самостоятельного опыта.

учитель

ученик

Демонстрирует фильм со звуком, в котором показана пластина с 4 гвоздями, помещенная в  прозрачную кювету с пшеном. 

Слышит комментарии диктора с правильным названием оборудования;

видит на экране порядок выполнения эксперимента.

  1. шаг. Затем демонстрирую учащимся ролик с подобным экспериментом, но без звука и предлагаю его озвучить.

Эта работа полезна и ученику, и учителю: ученик закрепляет материал, а учитель проверяет готовность учащихся к самостоятельному проведению эксперимента.

учитель

ученик

  •  Демонстрирует фильм:

пластина с 4 гвоздями, прозрачная кювета с пшеном (фильм без звука, со стоп-кадрами)

  • Задаёт вопросы, стимулирующие мышление учащихся, например: «Что по вашему мнению, произойдёт, если…»
  • Одобрительно оценивает учащихся.

  • Озвучивает видеодемонстрацию  и при этом правильно называет оборудование и догадываются о его назначении.
  • Прогнозирует дальнейший ход эксперимента. 

  1. шаг. Далее, учащиеся самостоятельно  проводят эксперимент, снимают и озвучивают его. Учитель задаёт вопрос по изучаемой теме, на который можно ответить только после проведенного эксперимента.

учитель

ученик

  • Предоставляет возможность детям выполнить второй опыт самостоятельно на рабочих местах.
  • Предлагает изменить условия, и проверить зависимость от других факторов.
  • Предоставляет возможность детям выполнить третий опыт самостоятельно на рабочих местах.
  • Работает самостоятельно, переносит второй опыт из 2х-мерного пространства в 3х-мерное.
  • Работа в группах с видеокамерами.
  • Запись зависимости давления от нагрузки, с комментарием  происходящего.

  1. шаг. И наконец, учащиеся находят факты из повседневной жизни, которые можно объяснить с точки зрения физических законов и явлений по данной теме,  так же снимают это на видео.

Эта работа носит практический характер, позволяет проверить все гипотезы, выдвинутые учащимися, наглядно продемонстрировать физические явления, развивает навыки работы с цифровыми технологиями.

учитель

ученик

Предоставляет возможность творчески мыслить как в познавательной, так и в эмоциональных сферах.

В отсутствии необходимого оборудования, предлагает решение проблемы, используя подручные средства (остро заточенный карандаш и лист бумаги)

Предлагаю вашему вниманию один из таких видеоэкспериментов. Данная работа не самая лучшая, но одна из самых коротких. (видео «Архимедова сила»)

3 этап

Видеопроект -

Видеопроект - это видеопродукт,  который является результатом лабораторной, практической, исследовательской, творческой и  проектной работы. Данные видеопродукты используются в разных сферах школьной жизни.

формы

Сфера применения

Игровой фильм

Учебный фильм

Документальный фильм

Интервью

Видеоролик

Видеооткрытка

видеовикторина

и т.д.

Уроки

Участие в конкурсах

Праздничные мероприятия

Участие в конференциях

Классные часы

Акции

Видеоспровождение культурно-массового мероприятия

Этапы создания видеопроекта, как вы видите, похожи на этапы проектной и исследовательской технологии.

Основное отличие видеопроекта от исследования и проекта – обязательное  создание видеопродукта, его демонстрация, презентация и, в случае необходимости, защита.

Этапы создания видеопроекта:

- обоснование проблемы и выбор темы;

-формулировка цели и задач;

- поиск информации по теме;

- написание сценария, его обсуждение, дополнение, корректировка (изменение);

- планирование процесса съемок;

- процесс съемки;

- монтаж готового фильма (ролика) из видеоклипов и его озвучивание;

- представление и демонстрация фильма (ролика) детям, родителям, учителям, гостям на открытых мероприятиях различного уровня.

Данная технология достаточно эффективна. Почему  я сделала такой вывод?  

По результатам ежегодного мониторинга, который проводится в начале и по окончании учебного года в течение 4х лет, мы можем увидеть, что уменьшается процент учащихся, использующих компьютер ради игр, и увеличивается процент учащихся, использующих его для работы в обучающих программах.

А также возрастает мотивация к изучению физики, что показывают результаты анкеты составленной на основе методических разработок А.К. Марковой и Л.С. Выготского.

 

  На начало года                                        На конец года                        

Не могу не сказать об учебных видеопроектах, которые помогли решить поставленные мои задачи.

Видеопроект позволяет учащимся активно интегрироваться не только в учебную деятельность, но и в социальную практику. 4ый год в школе проходит конференция «Мир профессий», для  которой учащиеся помимо выступления готовят фильмы о профессиях. (на сегодняшний день созданы следующие фильмы: о пожарном, о диспетчере в службе МЧС, о музыкальном работнике в детском саду и т.д.)

В воспитательной работе активно используются созданные учащимися фильмы по безопасности:

«Пешеходный переход»

«Безопасность на дороге. Велосипедист»

«Как вести себя при пожаре»

«Мир без опасности. Один дома»

Фильмы патриотического содержания, фильмы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и профилактику вредных привычек.

….

Через школьное телевидение транслируются видеопоздравления, интервью, видеоролики, фильмы в качестве сопровождения культурно-массовых мероприятий.

Одна из моих учениц, чьи видеоролики, репортажи демонстрировались на школьном телевидении, поступила на факультет журналистики  Сыктывкарского государственного университета  им. Питирима Сорокина и работает на студенческом телевидении.

Аня Зубарева

Конечно же, используя технологию «Видеопроектов», можно создавать видеопродукты для любых учебных предметов.

Мотивирует учащихся на создание видеопродуктов  еще и тот факт, что учащиеся видят результаты своего труда и могут их продемонстрировать  одноклассникам, учащимся школы, преподавателям, родителям, а так же получают возможность  участия в конкурсах различного уровня.

Конкурсы

Городские

Лауреаты муниципального конкурса исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь - 2014» 

2 место  муниципального конкурса исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь - 2013»

1 место в городском этапе республиканского конкурса «Мой любимый храм» в номинации  документальный фильм (2007 год)

1 место в городском творческом конкурсе презентаций «Учениками славится Ухта, учителя приносят славу ей» (2008 год)

1 место в городском конкурсе электронных презентаций  «Пожарный – профессия героическая» (2011 год)

Гран-при  в городском конкурсе электронных презентаций «Пожарной охране г. Ухты – 80 лет»

Республиканские

3 место в республиканском фестивале  социальной рекламы «Образовательное пространство» (2015 год)

1 место в региональной молодежной научно-практической конференции –конкурсе  «Интеграция»  (2011год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках русского языка в свете требований стандартов нового поколения.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования.По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым гру...

Развитие самостоятельности на уроках физики через икт

Современные подходы в образовании требуют не поднесения готовых знаний и последующее их заучивание учащимися, а обучение методам самостоятельной работы, что позволит ученикам самим пополнять свои знан...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

Статья "Развитие самостоятельности на уроках физики"

Статья "Развитие самостоятельности на уроках физики"...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

статья "Развитие мышления на уроках физики в средней школе"

Данная статья посвящена развитию мышления в прцессе обучения физики....