презентация и конспект урока "Этапы происхождения человека" 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Шинкарь Лидия Ивановна

Вопрос о происхождении  Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. урок по данной теме должен быть построен так, чтобы не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым , главное чтобы оно было аргументированно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon etapy_evolyutsii_cheloveka_10_klass.zip2.96 МБ

Предварительный просмотр:

УМК:  под редакцией Пономарёвой И.Н.

Тема: Этапы происхождения человека.

Задачи: Создать условия для выявления происхождения человека, особенностей организма человека, связанных с прямохождением, для выявления движущих сил и этапов эволюции человека;   развивать понятия «антропогенез», определить место человека как вида в системе органического мира; развивать умения выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, развивать умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор школьников, осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: таблицы «Приматы», «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами», «Предшественники человека (австралопитековые)», «Ископаемые люди», модели палеонтологических находок «Происхождение человека», иллюстрации с изображением орудий труда, изготовленных на разных этапах антропогенеза, представителей рас, электронные учебники по УМК Пономарёва, Сонина, мультимедийный проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация (Приложение 1)

I. Контроль знаний:

1.Индивидуальная проверка д/з (слайд 1)

Iвариант

   Установите соответствие между движущими силами эволюции и результатами эволюции:

А - движущие силы эволюции.

Б -  результат эволюции.

 Признаки:

1.Приспособленность к среде обитания.

2.Наследственная изменчивость.

3.Борьба за существование.

4.Естественный отбор.

5.Многообразие видов.

6.Изоляция.

7.Повышение и усложнение организации.

IIвариант

 Установите соответствие между причинами и способами видообразования:

А – географическое (аллопатрическое)

Б – экологическое (симпатрическое)

 Причины:

1.Расширение ареала;

2.Стабильность ареала;

3.Разделение ареала различными преградами;

4.Многообразие изменчивости особей внутри ареала;

5.Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала.

2. Работа с терминами

Вид

Популяция

Микроэволюция

3. Определи способ видообразования (по иллюстрации). Почему так решили?(слайд 2)

4. Определи путь видообразования (по иллюстрации). Почему так решили? (слайд 3)

Вывод: В результате наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора появилось великое многообразие живых организмов  на земле.

II. Изучение нового материала

1.Введение  в тему урока (слайд 4)

-  Как прекрасна, Земля

    И на ней человек...                 С.Есенин

(рассуждение учителя  о земле, жизни на ней, венце творения)

- Как появился человек?

 2.Теории происхождения Человека разумного (слайд 5,6)

(заслушивание мнений учащихся)

- эволюционная

- божественная

- эволюция в воде

- пришельцы из космоса

3.Положение человека в системе животного мира.  (слайд 7)

4.Результаты биологической эволюции  

(просмотр фрагмента фильма «Эволюция человека» по электронному учебнику  по УМК Сонин с целью выявления анатомических изменений тела человека) (слайд 8,9)

  • S-образный позвоночник
  • Широко раскрытые кости таза, сросшиеся с крестцом
  • Грудная клетка расширина по бокам, но сужина в спинно-брющном направлении
  • Удлинение нижних и укорочение верхних конечностей
  • На стопе – свод, крупная пяточная кость
  • Кисть более подвижна, она орган исследования, труда
  • В черепе затылочное отверстие смещено к зади и низу
  • Исчезает надбровный валик
  • Мозговой отдел становится больше лицевого
  • Появляется подбородочный выступ
  • Увеличение больших полушарий головного мозга
  • Орган зрения – дневного типа, укорачивается но, становится подвижной верхняя губа
  • Изменились зубы, укорачивается аппендикс
  • Рождение одного детёныша, который долго растят и воспитывают.

5. Антропогенез  (самостоятельная работа с текстом учебника и информационными ресурсами, заполнение таблицы) (слайд 10)

        Краткая характеристика этапов антропогенеза

Этапы антропогенеза

Время жизни

Объём мозга

Особенности строения

Особенности образа жизни

австралопитек

Человек умелый

Человек прямоходячий

Неандерталец

Кроманьёнец

- В каком направлении шла эволюция человека?

(усложнения поведения, увеличение объёма мозга)

        III. Первичное закрепление изученного материала

  1. Решение биологических задач (слайд 11-14)

Задача №1

В системе органического мира человек стоит на его вершине. Объясните, почему человека относят к классу млекопитающих, отряду приматов. Почему человека не выделяют в особое царство?

Задача №2

Иногда у человека появляются атавизмы - признаки, свойственные его предкам. Используя знания по генетике, объясните причины появления у человека атавизмов. О чём они свидетельствуют?

Задача №3

Важнейшие отличительные особенности в строении человека связаны с его прямохождением. Под влиянием каких факторов возникло прямохождение? Какое это оказало влияние на дальнейшую эволюцию человека?

Задача №4

Почему человек сумел выжить в эпоху великого оледенения, а многие млекопитающие погибли?  Могли ли только движущие силы эволюции привести  к появлению человека разумного? Почему?

VI. Домашнее задание (слайд 15)

Учебник - 10: § 43 до слов важнейшим пониманием… стр.173

Индивидуальное  задание «Роль огня в антропогенезе»

V. Рефлексия (слайд 16)

Продолжи фразу:

Я уверен, что… .

Так как считаю,  что … .

IV.Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".

Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...

Презентация: "Опорные конспекты в таблицах" 8 класс

Вашему вниманию представлена презентация опорных конспектов в таблицах для 8 класса...

Презентация и конспект урока в 4 классе. "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."

Презентация и конспект. Урок музыки с использованием современных компьютерных технологий в 4 классе. "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..." (по программе Сергеева, Критская)...

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

презентация и конспект урока математики 5 класс (Виленкин) "Буквенная запись свойств сложения и вычитания"

архив содержит презентацию и подробный конспект урока . презентация построена с помощью триггеров и гиперссылок . В презентации присутствует физкультминутка....

Презентация "Натуральные волокна животного происхождения", 6 класс

Презентация к уроку ФГОС "гнатуральные волокна животного происхождения" для 6 класса....

презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"

Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....