Элективные курсы
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Черакшева Ольга Петровна

 

Программа

Экология человека

«Культура здоровья и влияние окружающей среды на организм человека».

Курс по выбору для учащихся 9 классов, участвующих в предпрофильной подготовке (с ориентацией на естественнонаучный профиль)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективные курсы110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области

МБОУ ДОД «КИНГИСЕППСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД

"КЦВР"

______________Иванова Т.В.

Дата __________________

Программа рассмотрена на педагогическом совете «КЦВР»

Дата ________________

Программа

Экология человека

«Культура здоровья и влияние окружающей среды на организм человека».

Курс по выбору для учащихся 9 классов, участвующих в предпрофильной подготовке (с ориентацией на естественнонаучный профиль)


Автор программы, педагог д.о.

____________ Черакшева О.П.

Кингисепп

2012 г.

  1. Пояснительная записка

Последнее время люди все чаще задумываются о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.

В этом курсе рассматриваются вопросы влияния среды обитания на жизнь и здоровье человека, правила здорового образа жизни.

Аннотация для учащихся и родителей.

Из средств массовой информации мы знаем об экологических проблемах, стоящих перед человечеством. Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Так загрязнение среды обитания ведет к увеличению числа известных и появлению новых заболеваний. Автоматизация разных видов деятельности влечет за собой уменьшение двигательной активности человека, оказывающей отрицательное влияние на его организм. Новые способы обработки, хранения и приготовления продуктов питания не всегда благоприятно действуют на здоровье. Человек – это неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна! Нам нужно осознать это и поучиться исправлять свои ошибки.

Цель курса: изучение приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а так же влияние природных и антропогенных факторов на здоровье и различные стороны жизнедеятельности человека.

Задачи: 

  • Воспитание осознанного отношения к экологическим проблемам, как угроза состоянию здоровья человека.
  • Ознакомление с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья человека.
  • Расширение знаний о здоровом образе жизни.

Структура программы

Данный курс рассчитан на 34 часа и используется для расширения знаний по экологии и укреплению здоровья.

Формы организации

Это лекции, беседы, практические и лабораторные работы, подготовка докладов, семинаров.

Контроль за усвоением знаний будет проводиться в форме тестирования,  в анализе результатов практических и лабораторных работ, при проведении итоговой конференции по защите рефератов.

Ожидаемые результаты

Учащиеся углубляют знания и усваивают:

-показатели здоровья, человека, особенности жизнедеятельности здорового человека,

-факторы, влияющие на здоровье человека,

-механизмы адаптации человеческого организма к окружающей среде и к действию неблагоприятных факторов, механизмы и значение стресса в жизни человека,

 - составляющие здорового образа жизни, значение здорового образа жизни для сохранения здоровья человека.

  Учащиеся так же овладевают знаниями:

-объяснять значение и влияние различных факторов в формировании индивидуального здоровья человека,

-понимать значение образа жизни для сохранения здоровья человека и планировать свою жизнедеятельность на основе знаний о здоровом образе жизни.


Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

1.

Введение

2

1

1

Лекция л/р

тезисы

2.

Экология и человек

4

3

1

Лекция л/р

Конспект тезисы

3.

Окружающая среда и гигиена опорно-двигательной системы

2

1

1

л/р

Беседа

Схема «Скелет человека»

4.

Окружающая  среда и гигиена пищеварительной системы

5

2

3

П/р, Проектная деятельность (п/д), дискуссия, рассказ

Собственное решение научной проблемы

5.

Окружающая  среда и гигиена кровеносной и сердечно-сосудистой системы

5

2

3

Л/р, п/р, П/Д, рассказ с элементами беседы.

эксперимент

6.

Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами. Железы внутренней секреции

2

1

1

П./р., семинар

Обсуждение контрольных вопросов

7.

Воздействие окружающей среды на высшую нервную деятельность

6

3

3

лекция, беседа, л./р.

эксперимент

8.

Репродуктивное здоровье

4

4

-

Дискуссия, рассказ с элементами беседы.

Обсуждение контрольных вопросов

9.

Итоговая викторина «Здоровый образ жизни». Проведение реферативной конференции. Оформление выставки «Лучшие рефераты»

4

4

-

Конференция, викторина

Отчет формулирование выводов

ИТОГО:

34

21

13

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Экология человека

  1. Введение – 2 ч. 
  • Что изучает экология человека.
  • Здоровье и образ жизни.
  • Л/р. «Оценка состояния физического здоровья»
  1. Экология и человек – 4 ч. 
  • Человек и среда его обитания.
  • Космос и здоровье человека.
  • Биоэнергетическое поле человека.
  • Гипотезы открытия факты.
  • Биологические часы нашего организма. Биоритмы и причины их нарушений.
  • Л/р. «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей».
  1. Окружающая среда и гигиена опорно-двигательной системы – 2 ч. –
  • Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.
  • Воздействие двигательной активности на организм человека.
  • Л/р. «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой».
  1. Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека – 5 ч.
  • Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.
  • Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.
  • Рациональное питание и культура здоровья.
  • П/д «Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей)».
  • П/р. «Рассматривание под микроскопом гистологических препаратов строения вкусовых сосочков языка».
  1. Окружающая среда и гигиена кровеносной и сердечно-сосудистой системы. – 5 ч.
  • Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье.
  • Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
  • Л/р. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
  • П./р. «Определение кровяного давления у человека. Исследование пульса в спокойном состоянии и после десяти приседаний».
  1. Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами. Железы внутренней секреции
  • Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции, их реакция в обмене веществ.
  • Патология и профилактика обменных процессов в организме.
  • П./р. «Составление пищевого рациона для школьников, занимающихся спортом».

  1. ВНД – 6 ч.
  • Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.
  • Чувствительность к внешним воздействиям и тип в н.д.
  • Л./р. «Развитие утомления»
  • Л./р. «Определение некоторых свойств нервных процессов , лежащих в основе деления на типы ВНД».
  • Стресс, как негативный биосоциальный фактор.
  • Л./р. «Оценка температурного режима учебных помещений».

  1. Репродуктивное здоровье.
  • Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.
  • Проблемы взросления и культура здоровья.
  • Гендерные роли.

- Итоговые занятия – 4 ч.

  • Викторина «Здоровый образ жизни».
  • Проведение реферативной конференции. Оформление выставки «Лучшие рефераты»

ЛИТЕТАРУРА

  1. Анастасова Л.П. и др. «Человек и окружающая среда» Учебное пособие. М.: Просвещение, 1997
  2. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Агар, 1999
  3. Титов Е.В. «Олимпиада по экологии»: подготовка и проведение « М.: - Школьные технологии, 2004
  4. Програмно-методические материалы: экология 5-11 кл. /Составитель, В.Н. Кузнецов. – М.: Дрофа, 1998
  5. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: 1978
  6. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека» Учебное пособие. – М.: «Вентана-Граор», 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Проектная деятельность.

Цель: развивать навыки правильного питания.

Тема 1. Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей)

Ход работы

1. Самонаблюдения или наблюдения с ведением дневника, в который в течение недели записывается режим и рацион питания.

2. Анализ режима питания (регулярность, часы приема пищи, характер пищи, рациональность питания).

3. Анализ состава пищи и ее энергетической ценности.

4. Защита проекта: альбом «Мои рекомендации» или сообщения в классе.

Цель: сформировать отношение к здоровью как одной из главных ценностей.

Тема 2. Роль прививок в поддержании здоровья населения

Ход работы

1. Распределение обязанностей в группе учащихся.

2. Посещение медицинского кабинета для составления графика обязательных прививок (с указанием названий, сроков проведения, противопоказаний).

3. Работа с литературой по вопросу: «Вакцинация населения в нашей стране».

4. Беседа с учениками, учителями, родителями о значении прививок и их отношении к вакцинации.

5. Защита проекта: стенд для медицинского кабинета школы «Значение прививок» или диспут в классе «Прививки: «за» и  «против».

Лабораторная работа  № 1

Тема: Оценка состояния физического здоровья

Цель: научиться объективно оценивать состояние своего здоровья. Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы

1. Подсчитайте пульс (количество ударов в минуту) в состоянии покоя.

2. Выполните 20 приседаний за 30 с.

3. Подсчитайте пульс после физической нагрузки.

4. Проанализируйте изменение частоты сердцебиений и сравните их с данными таблицы.

Средние значения величины пульса до и после нагрузки

Характеристика

Спортсмены

Здоровые нетренированные люди

Лица с нарушениями сердечно-сосудистой системы

1

2

3

4

В состоянии покоя

58

72

80

1

2

3

4

В состоянии после

88

107

122

нагрузки




Прирост частоты

30

35

42

сердцебиений




5. Сделайте вывод об оценке своей физической подготовленности.

Лабораторная работа № 2

Тема: Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.

Цель: оценить уровень подготовленности к занятиям спортом. Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, скамья или ступенька высотой 40-45 см.

Ход работы

1. Обследуемый учащийся поднимается на ступеньку, а затем спускается с нее. Темп восхождений на ступеньку постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Высота ступеньки для девушек 40 см, для юношей — 45 см.

2. Каждый цикл состоит из четырех шагов: первый — левая нога встает на ступеньку, второй — правая нога поднимается на ступеньку, третий — левая нога спускается со ступеньки, четвертый — правая нога спускается со ступеньки.

3. Время восхождения — 4 мин. Если обследуемый из-за усталости начинает отставать от заданного темпа, то через 15-20 с тестирование прекращают и фиксируют фактическое время в секундах. Обследования прекращают и при появлении признаков чрезмерного утомления: бледности лица, спотыкании и т. п.

4. После завершения работы учащийся садится на стул и через 1 мин в течение

30 с подсчитывает пульс.

5. Вычисляют индекс теста (ИТ) по формуле

ИТ = Т*100

         F*5,5

где Т — время восхождения на ступеньку в секундах;

F пульс - за 30 с.

6 Физическая подготовленность оценивается по значениям полученного ИТ.

ИТ

Оценка

Менее 55

Слабая

55-64

Ниже среднего

65-79

Средняя

80-89

Хорошая

90 и более

Отличная

Лабораторная работа № 3

Тема: Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

Цель: воспитывать культуру здоровья.

Ход работы

1. Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если вы в течение года ни разу не болели, то можете оценить сопротивляемость своего организма инфекциям в 100 баллов.

2. При утвердительном ответе на следующие вопросы вычитайте из 100 баллов числа, указанные в правом столбике таблицы.

Вопросы

Вычесть из 100 баллов

1

2

  1. Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями?

1 раз

2-3 раза

4-5 раз

более 5 раз

  1. Долго ли продолжаются ОРЗ?
  2. Переходили ОРЗ в бронхит или пневмонию? Да.
  3. Бывает у вас аллергия? Да.


10

25

40

60

10

15

15

3. Подведите итоги, сложив полученные после вычитания цифры,

4. Сделайте вывод о причинах, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет.

Лабораторная работа № 4

Тема: Развитие утомления

Ход работы

1. В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы в тетрадь (в начале урока - из первой карточки, в конце - из второй).

2. Подсчитайте процент правильно решенных примеров. (Количество правильно решенных примеров умножить на 10.)

3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления.

Задания

Карточка 1

1. [(13 • 12 + 444) : 15] • 20 =

2. [(300:15-20)-113]: 7=

3. [(16 -12 +208): 16] -7=

4. [(350-80): 3-8]+200=

5. [(260 + 440) : 70 + 290] • 3 =

6. (3-37+589): 10+80=

7. [(342 + 308 + 70) : 90] • 120 =

8. [(11 • 11 + 122) : 3] • 5 =

9. [(146 + 354 + 310) : 270] • 108 --

10. [(658 + 342 - 280) : 80] • 105 =

Карточка 2

1. [(11-14+54) ; 16]-20=

2. [(400: 16-20)-140] -.5=

3. [(14-12+192): 18]-5=

4. [(370-90): 4-7]+200=

5. [(240 + 360) : 12 + 340] • 2 =

6. [(2-49+502) : 10]+180=

7. [(308+362+130) : 160]-120=

8. [(12-12+156) : 3] • 7 =

9. [(154 + 356 + 300) : 90] • 104 =

10. [(642 + 456 - 290) : 90] • 106 =

Лабораторная работа № 5

Тема: Оценка температурного режима учебных помещений

Цель: учиться оценивать воздействие условий окружающей среды. Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха.

Ход работы

1. Измерить среднюю температуру в классе. (Норма в холодных климатических районах 20-23 С, в умеренных —18-23 °С.)

2. Измерить температуру у пола и потолка, у стены с окнами и у противоположной. (Разница не должна превышать 2 °С.)

3. Измерить температуру пола. (Нижняя допустимая температура пола — 17-18 °С. Оптимальная температура пола: деревянного - 24-25 °С, бетонного -27 °С, мраморного — 29 °С.)

4. Сделать вывод о том, является ли температура в помещении оптимальным фактором, влияющим на работоспособность.

Лабораторная работа № 6

Тема: Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности

Цель: изучить отдельные свойства нервных процессов.

Метод: теппинг-тест.

Ход работы

1. Альбомный лист (формат А4: 21х29 см) делят на 6 равных прямоугольников.

2. Перед началом работы ручка или карандаш устанавливается перед первым прямоугольником.

3. По команде испытуемые выставляют максимальное число точек в каждом прямоугольнике так, чтобы они не накладывались друг на друга. Общее время эксперимента — 30 с, по 5 с на каждый сектор.

4. После выполнения работы подсчитывают число точек в каждом прямоугольнике и строят график. По оси ОУ откладывают количество точек, а по оси ОХ — последовательно номер прямоугольников по порядку выполнения задания.

5. Для того чтобы не ошибиться в оценке результатов, лучше сделать работу несколько раз.

6. Подведение итогов.

А. По результатам теппинг-теста можно судить о подвижности нервных процессов при отсутствии дефекта кисти или лучезапястного сустава. Если число точек в прямоугольнике колеблется от 25 до 35 — у испытуемого средняя подвижность нервных процессов; ниже 25 — низкая подвижность, выше 35 — высокая. Б. Так как работа выполнялась в максимально быстром темпе, то возможно проявление утомления, что можно увидеть на графике. Так, «нисходящий» тип кривой работоспособности свидетельствуете слабости нервной системы, невысокой выносливости. «Промежуточный» и «вогнутый» типы характеризуют среднюю силу нервной системы. «Выпуклый» и «ровный» типы говорят о сильной нервной системе.

Лабораторная работа № 7

Тема: Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей Цель: изучить изменения в деятельности внутренних органов и систем в зависимости от времени суток.

Оборудование: медицинский термометр, часы с секундной стрелкой или секундомер.

Ход работы

1. В выходной день или во время каникул начиная со времени пробуждения и до отхода ко сну через каждые 1-2 ч в одном и том же положении тела (лучше сидя) определите у себя температуру тела и частоту пульса.

2. Результаты запишите в заранее подготовленный протокол.

Время, ч

9

11

13

15

17

19

21

Температура тела,








°С








Частота пульса,








уд./мин








3. После проведения исследования постройте графики (используя разные цвета) изменения этих показателей в течение дня. По горизонтальной оси отложите время, по одной вертикальной оси — частоту пульса, а по другой — температуру тела. В качестве примера используйте предложенный график (рис. 44).

4. Определите, в какое время дня регистрируются наиболее высокие и в какое — наиболее низкие величины частоты пульса и температуры тела. Совпадают ли суточные изменения этих показателей? Объясните полученные результаты.


Практическая работа

Тема: О чем может рассказать упаковка

Цель: научить учеников использовать информацию о продуктах питания.

Оборудование: упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных,

кондитерских изделий, консервов.

Ход работы

1. Определите срок годности продукта.

2. Определите его состав.

3. Уточните состав и энергетическую ценность компонентов.

4. Ответьте на вопросы: какие еще сведения содержатся на упаковках пищевых продуктов? Для чего они необходимы?

5. Составьте рекомендации по использованию информации о продуктах питания.

6. Предложите свой вариант представления необходимой информации о продукте на упаковке для домашних консервов или других пищевых продуктов.


Словарь терминов и понятий

 Абиотические факторы — совокупность условий неживой природы, влияющих на организм (солнечная и космическая радиация; распределение тепла и света, в зависимости от климатической зоны и высоты над уровнем моря; циркуляция воздушных масс и др).

Адаптация — приспособление живых организмов к условиям среды обитания.

Аллерген — вещество, вызывающее аллергию (растительная пыльца, пищевые продукты, лекарства и др.).

Аллергия — извращенная реакция организма на вещества (аллергены), которые у здорового человека не вызывают иммунного ответа.

Биологические ритмы — периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов (суточные, сезонные и т. п.).

Биотические факторы — влияние на организм других живых организмов.

Гиподинамия — пониженная двигательная активность. –

Загрязнение среды — привнесение в среду нехарактерных для нее физических, химических, биологических или информационных агентов.

Здоровый образ жизни — поведение, основанное на санитарно-гигиенических нормах и направленное на сохранение и укрепление здоровья.

Здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Иммунитет — способность организма защищаться от воздействия чужеродных тел и веществ.

Канцероген — вещество или физический агент, способные вызвать развитие злокачественных опухолей.

Конституция — особенности организма, выражающиеся в определенном типе телосложения.

Культура экологическая — совокупность знаний, умений и норм, руководствуясь которыми человек осознает себя частью природы, а его поведение основывается на чувстве ответственности перед собой, другими людьми и будущими поколениями за сохранение природы.

Метеочувствителъность — зависимость функций организма от погоды или ее компонентов (давление, напряженность магнитного поля и др.).

Наследственность — свойство организмов передавать при размножении своим потомкам информацию о признаках и особенностях своего развития.

Наркогенные вещества — вещества, вызывающие наркотический эффект.

Образ жизни — способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежат условия жизни, культура, привычки.

Психическое здоровье — состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.

Рациональное питание— питание с пользой для здоровья, при котором учитываются: калорийность пищи и энергетические траты организма, сбалансированность по составу, режим приема пищи.

Социальное здоровье—система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.

Стресс — общая реакция напряжения организма на воздействие сильных внешних или внутренних факторов. У человека чаще встречается нервно-психический или эмоциональный стресс. Причиной эмоционального стресса могут быть трудные жизненные ситуации, конфликты в семье, по месту учебы или работы, переутомление при отсутствии условий для отдыха, сильный шум и др.

Укрепление здоровья — мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья.

Условия среды — совокупность факторов, воздействующих на живые организмы.

Утомление — изменения в психическом и физическом состоянии человека, развивающиеся в результате работы.

 Физическое здоровье— состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.

Экология человека — наука, изучающая влияние природных и социальных факторов среды на человека и группы людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...