Рабочая программа по биологии в 5 классе
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Фараонова Валентина Николаевна

Программа составлена на основе Закона РФ  " Об образовании", Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования по биологии для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_rabochey_programme_kursa.doc107 КБ
Microsoft Office document icon tem._biologiya_5.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Иозефовская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Руководитель РМО
учителей _________

______________/___________/

Протокол №____ от «__»_________2013 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «Иозефовская ООШ»

_____________/Г.М. Петракова/

Приказ № _____
от «__»_________2013 г.

Рабочая программа

по биологии в 5 классе

Составил: Фараонова Валентина Николаевна,

Учитель 2 квалификационной категории

2013 - 2014 учебный год


Пояснительная записка к рабочей  программе курса « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» на основе УМК « Биология 5-9 кл » В.В.Пасечника

Рабочая программа составлена на основе      Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программой общего образования  по биологии для 5 класса « Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника, основной общеобразовательной программы  в 2013-2014 учебном году в  МБОУ «Иозефовская ООШ» Хиславичского района Смоленской области

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы.

В рабочей программе находят отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного         общего    образования    и требований       Федерального    государственного  стандарта,    изложенных в примерной программе по биологии и основной общеобразовательной   программой      МБОУ «Иозефовская ООШ»

Целью изучения биологии в 5 классе является осознание  единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости  на основе      достижений науки для формирования   осознанного отношения к  сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачами курса является:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре   биологической   науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов

- углубление знаний об условиях жизни    и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Содержание курса направлено     на формирование УУД, обеспечивающих развитие    познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности. В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования.

Согласно образовательной программе ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 час.

Содержание программы:

Введение (6ч.)

Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 ч)

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 ч.)

Раздел 3. Царство Растения (11 ч.)

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного      подхода. Резервное время используется на изучение   материала о сохранении здоровья и охране окружающей среды.

Курс биологии 5класса нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета  в основной школе.

Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний   в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Средствами реализации рабочей программы является УМК В.В. Пасечника, который представлен учебником Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5кл., рабочей тетрадью к учебнику В.В.Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по предмету, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать    как теоретические, так и практические требования.

Достижению результатов обучения   способствует применение  системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий ( личностно-ориентированное обучение, технология    развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии), способствующих формированию  УУД.  Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через использование  урочного тематического тестирования, выполнение индивидуальных творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных и практических работ, экскурсий, защиту проектов, написание сценариев игр и др., метапредметных результатов  через анкетирование и наблюдение.

В программу заложена проектная деятельность учащихся по следующим темам:

1.Зеленая аптека.

2.Вода- основа жизни растений.

3.Грибы - природные разрушители.

4.Здоровья дарят комнатные растения.

5.Микромир: кто они и как сними бороться.

6.Аптека на окне.

7.Минеральное питание в жизни растения.

8.Растения- индикаторы чистоты воздуха.

9.Здравствуй, милая картошка

10.Невидимые друзья и враги.

Проекты по числу участников могут быть индивидуальными и групповыми; межпредметными по содержанию; информационными, творческими и исследовательскими по ведущему виду деятельности. Цель проектной деятельности: развитие коммуникативных УУД, установление эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, работать по плану проекта, прислушиваться к мнению своих товарищей, добиваться желаемого результата.

УМК, используемый при работе по данной программе:

1.В.В.Пасечник . Биология. 5кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141, (3) с...

2.В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.- 60, (4) с.-

3. Электронное приложение  к учебнику   на www.drofa. ru

Дополнительная литература для учителя:

  1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.
  2. Т.С.Сухова . Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 160 с.: ил.
  3. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. –сост. С.Н.Лебедев.- М.: Глобус, 2008.-108 с.- ( Современная школа).
  4. Т.Л.Богданова . Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Высш.шк., 1991.- 350с.: ил.
  5. Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. – изд. 6, исправленное-М.: изд. «Высшая школа», 2003-491 с.
  6. Э.В.Семенов ,С.Г. Мамонтов,В.Л. Коган . Биология: Пособие для поступающих вузы / Под ред. С.Г. Мамонтова.- М.: Высш. шк., 1984.- 352с., ил.
  7. Ботаника. Систематика цветковых растений. Отделы растений. Рабочая тетрадь для7 класса. Авторы В. Рохлов, А. Никишов. НПО «Школа».- изд. « Открытый мир», 1997.

      авт.-сост. Е.А. Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.- 186 с

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
  2. Журнал «Биология для школьников».
  3. Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
  4. Красная книга РСФСР.
  5. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
  6. Н.М.Верзилин. По следам Робинзона: книга для учащихся средн. и ст. шк. возраста.- М.: Просвещение, 1994.-218 с.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2006 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчико
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  4. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru                           

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

          www.km.ru/educftion

http://festival.1september.ru.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении  биологии должна быть направлена на достижение  обучающимися  следующих личностных результатов:

 1) знание основных   принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

 2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

 • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

 • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

 • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

 • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

 риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

  осознание роли жизни (1-я линия развития);

 рассмотрение биологических процессов в развитии  (2-я линия развития);

 использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

 объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Использование здоровье сберегающих технологий

Согласно требованиям, предъявляемым к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:

1. Добиваться  рациональной плотности урока.

2.В  содержательную  часть урока  включаются  вопросы, способствующие формированию у обучающихся  понятия  «здоровый  образ жизни»  и потребностей в нем.

3.Количество видов учебной деятельности (работа с тестом, книгой, просмотр слайдов презентации, фронтальный опрос и т.д.)  в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется  через каждые  7-10 мин.

4.Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие  память, логическое  и критическое  мышление.

5. При выборе технологий учитывается  то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.  

7.Осуществлять  индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку .

8.На уроках   создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

9.Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются  в урок физкультминутки, (как правило,  на 20-ой и 35-ой минутах урока), длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

10. В течение всего урока  проводится  целенаправленная рефлексия.

В практике учебной деятельности используются  здоровьесберегающие технологии

  •  по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика» (рекомендована Министерством здравоохранения Саратовской области).
  • по профилактике нарушений опорно - двигательной системы. Цель данной технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.
  •  проведение динамических пауз,  ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут).
  • Использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровье сбережения.

  • Рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока

Содержание программы «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс (34 часов, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

№ урока

Тематический блок, тема урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся, формирование УУД

Тип урока, методические  приемы

Использование ИКТ

Дата проведения

сентябрь

1.

Введение.  Биология – наука о жизни

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Определять понятия «биология», «биосфера», «экология».

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. 

Урок ознакомления с новым материалом. Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Задания на классификацию. Выполнение заданий в рабочей тетради.

презентация











 2.

Методы исследования в биологии.

Определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение».

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).


Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок общеметодологической направленности.















 3.

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки живого.

Анализировать признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классифицировать). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных. Делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов.

Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия


4.

Среды обитания









Определять понятие «водная среда», «наземно-воздушная», почва как среда обитания, организм как среда обитания. Анализировать связи организма со средой обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами, наблюдение и описание различных объектов.

Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

октябрь


5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

презентации


6.

Обобщающий урок. Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Практическая работа «Фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природе».

Готовить отчет по экскурсии, вести дневник фенологических наблюдений.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок отработки умений и рефлексии.


Раздел 1. Клеточное строение организма (10 ч)


7.

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1 «Рассматривание растений с помощью лупы»

Определять понятия: клетка, лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать с лупой и микроскопом, изучать устройство микроскопа, отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов.

Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности.

Виртуальная лаборатория.

8.

Строение клетки

Методы изучения клетки. строение и химический состав клетки. процессы жизнедеятельности клетки(питание, дыхание, транспорт веществ, выделение).

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия


ноябрь


9.

Лабораторная работа №2 «приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Готовить микропрепараты, наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия


10.

Пластиды. Лабораторная работа №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов рябины, шиповника.

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клеток. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

11.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различать органические и неорганические вещества клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации


декабрь

12.

Жизнедеятельность клетки. Поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Отрабатывать умения готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

13.

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов, объяснять их результаты. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

14.

Деление клетки.

Контрольная работа №1

Размножение, его роль в преемственности организмов, расселении организмов. Бесполое и половое размножение. Рост и развитие организма.

Методы сравнения и наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

15.

Понятие «ткань».

Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Обобщение материала по разделу «Клеточное строение организмов».

Понятие «ткань». Классификация растительных тканей.

Работа с иллюстративны материалом, текстом, беседа, работа в парах. Лабораторная работа. Работа с таблицами и микропрепаратами. Урок общеметодологической направленности.

презентации

январь

 

Раздел 2 Царство Бактерии (2 ч)

 16.

Многообразие бактерий. Строение и обмен веществ в бактериальной клетке

Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Методы сравнения и наблюдения.

Урок ознакомления с новым материалом.

презентация

17..

Роль бактерий в природе. Бактерии в жизни человека.

Значение бактерий в биосфере и жизни человека.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Урок отработки умений и рефлексии.

презентация

 

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

 18.

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизнедеятельности человека.

Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами.

Методы сравнения и наблюдения, элементы проектной деятельности. Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа.

Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

 февраль

19.

Шляпочные грибы»

Съедобные и ядовитые грибы нашей местности (вариативная часть)

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа.

Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

20.

Плесневы грибы и дрожжи. Лабораторная

работа №6  «Рассматривание гифов плесневых грибов. Изучение внешнего строения дрожжей с помощью микроскопа»

Правила работы с микроскопом. Изучение особенностей строения клеток плесневых грибов и дрожжей.

Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности.

 21.

Грибы – паразиты.

Определить понятие «грибы-паразиты». Объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Тестирование. Урок общеметодологической направленности.

Электронные тесты.

22.

Обобщающий урок по разделу: «Царство Грибы»

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Тестирование. Урок развивающего контроля.

Электронные тесты.

март

Раздел 4 «Царство Растений»

23.

Ботаника наука о растениях.

Определять понятия: ботаника, высшие растения, низшие растения. Выделять существенные признаки автотрофных организмов. Объяснять роль автотрофов в природе и жизни человека. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах.

Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

24.

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №7 «Строение зеленых водорослей»

Различать на живых объектах и таблицах водоросли. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах.

Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК

25.

Роль  водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.








Объяснять роль водорослей в практической деятельности людей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).


Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа. Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

апрель

26.

Лишайники – симбиотические организмы. 

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).


Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах.  Работа с таблицами и микропрепаратами.

Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

27.

Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Лабораторные работы №8 «Строение мха»

№9 «Строение спороносящего хвоща»

№10 «Строение спороносящего папоротника»

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности споровых растений. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность. Лабораторные работы. Урок общеметодологической направленности.

презентации

28.

Голосеменные растения. Лабораторная  работа №11Изучение строения хвои и шишек  хвойных».

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности хвойных растений. Различать на живых объектах и таблицах голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративны материалом, текстом, беседа, работа в парах. Лабораторная работа. Работа с таблицами и микропрепаратами.


Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

29.

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения».

Знать особенности строения цветковых растений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа.

Лабораторная работа.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

май

30.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Контрольная работа №2

Определять понятия: палеонтология, палеоботаника, риниофиты. Характеризовать основные этапы развития растительного мира.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность.

Урок развивающего контроля.

презентации

31.

Обобщающий урок по разделу: «Царство Растений»

Сравнивать представителей разных групп растений. Делать выоды на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, в Интернете.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность.




Урок отработки умений и рефлексии.

презентации

32.

Охраняемые растения Саратовской области

Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Охраняемые растения Саратовской области.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность. Урок отработки умений и рефлексии.

презентации

33.

Проектная деятельность  осуществляется в рамках  времени, отведенного на учебные занятия .

Защита проектов

Проектная деятельность. Групповая работа.

Урок отработки умений и рефлексии.

презентации

34

Резервное время

Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....