Рабочая программа по биологии для 10 (очного) класса
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме

Выдренок Любовь Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_10_klass.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

Артемовского городского округа

Рабочая программа

по биологии

для 10 (очного) класса

Составитель: учитель биологии

                                                                                         МКОУ ВСОШ № 4

   Выдренок Любовь Васильевна

                                           (ф.и.о.)

Артемовский городской округ

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования  по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)

Программа  рассчитана на 34 часа в год  (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:  

практических работ – 5;

лабораторных работ - 3.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312); программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса  авторов  И.Б. Агафоновой, В.И. Совоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа. 2006.

Учебник:

Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 367, [1] с.: ил.

Промежуточная  аттестация  проводится  в  соответствии  с  Уставом  МКОУ ВСОШ № 4  в  форме:  зачёта,  опроса,  тестирования.  

Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование:

В соответствии  с приказом департамента образования и науки Приморского края «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Приморского края на 2009 - 2010 учебный год» от 01.09.2009 г. № 1050 – а для очной формы обучения на  изучение  предмета  отводится  1 час  в  неделю  (34 часа в год).  

     Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно - тематический план

по биологии  для 10 (очного) класса

Названия разделов и тем.

Количество часов

всего

теории

практики

Раздел I «Биология  как  наука.  Методы научного познания»

4

4

Раздел II  «Клетка»  

12

9

3

Тема 2.1  «Развитие знаний о клетке. Клеточная теория»

1

1

Тема  2.2   «Химический состав клетки.  Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека»

3

2

1 (л/р)

Тема 2.3 «Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки»

4

2

2 (п/р)

Тема 2.4 ««Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний»

1

1

Тема 2.5 «Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации» 

3

3

Раздел III  «Организм»  - 18 часов

18

13

5

Тема 3.1 «Организм – единое целое. Многообразие организмов» 

1

1

Тема 3.2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

17

12

2 (л/р)

3 (п/р)

Всего:

34

26

8

Учебно (календарно) - тематическое планирование по биологии  для 10 (очного) класса

Название  тем,  разделов

К-во час.

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

Раздел I «Биология  как  наука. Методы научного познания» - 4 часа

1

Объект изучения  биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая  организация и эволюция.

1

Уроки изучения нового материала

опрос

2

Основные уровни организации живой природы.  Биологическая система.

1

3

Современная естественная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирование естественной картины мира.

1

4

Метод познания живой природы.

1

Раздел II  «Клетка»  - 12 часов

Тема 2.1  «Развития знаний о клетки. Клеточная теория» - 1 час

5

Развития знаний о клетки (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т. Шванк). Клеточная теория и её роль в становлении современной естественнонаучной картины мира.

1

Урок изучения нового материала

опрос

Тема  2.2   «Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека » - 3 часа

6

Химический состав   клетки, вода и минеральные вещества в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы и липиды, и их роль  в жизнедеятельности клетки и организме человека.

1

Урок изучения нового материала

опрос

7

Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты и их роль  в жизнедеятельности клетки и организме человека.

1

Комбинированный урок

опрос

8

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение  клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

1

Лабораторная

работа

Тема 2.3 «Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки» - 4 часа

9

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

Урок изучения нового материала

опрос

10

Строение клетки митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Сходства и различия в строении прокариотических и аукаритических клеток.

1

Комбинированный урок

опрос

1

2

3

4

5

6

11

Практическая работа № 1: «Сравнение строения клеток растений и животных».

1

Практическая

работа

сам. работа

12

Практическая работа № 2: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

1

Тема 2.4 «Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний» -1 час

13

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Профилактика СПИДА.

1

Комбинированный урок

опрос

Тема 2.5 «Строение и функции хромосом. ДНК–носитель наследственной информации» -3 часа

14

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.

1

Комбинированные уроки

опрос

15

Ген. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

1

16

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

1

Раздел III  «Организм»  - 18 часов

Тема 3.1 «Организм – единое целое. Многообразие организмов» - 1 час

17

Обмен веществ  и превращения энергии в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий».

1

Урок изучения нового материала

опрос

Тема 3.2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - 17 часов

18

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов (митоз и мейоз).

1

Комбинированные  уроки

опрос

19

Нормы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Развитие половых клеток.

1

опрос

20

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

1

опрос

21

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

1

опрос

22

Лабораторная работа № 2: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

1

Лабораторная

работа

23

Наследственность и изменчивость – свойство организмов. История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

1

Урок изучения нового материала

опрос

1

2

3

4

5

6

24

 Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.  Дигибридное  скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

Урок изучения нового материала

опрос

25

Практическая работа № 3: «Составление

простейших схем скрещивания».

1

Практическая

работа

26

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Взаимодействие неаллельных генов, цитоплазматическая наследственность.

1

Комбинированные  уроки

опрос

27

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетическое определение пола. Изменчивость.  Виды изменчивости.

1

опрос

28

Влияние мутагенов на организм человека. Виды мутации, причины мутации. Наследование признаков у человека.

1

опрос

29

Практическая работа № 4: « Решение элементарных генетических задач».

1

Практическая

работа

30

Значение генетики для медицины и селекции. Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье (наследственные болезни человека, их причины и профилактика).

1

Урок изучения нового материала

опрос

31

Лабораторная работа № 3: «Выявление источников мутагенов  в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий, их влияния на организм».

1

Лабораторная

работа

32

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

1

Уроки  изучения нового материала

опрос

33

Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

1

опрос

34

Практическая работа № 5: «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

1

Практическая

работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения.

Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года), авторской программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...