Рабочая программа по биологии для 11 (очного) класса
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме

Выдренок Любовь Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ochnyy_biologiya_11_klass.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно (календарно) - тематическое планирование по биологии  для 11 (очного) класса

Название  тем,  разделов

К-во час.

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

Раздел 3 «Организм» - 20 часов

Тема 3.3 « Закономерности наследственности и изменчивости» - 16  часов

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

Урок изучения нового материала

опрос

2

Моногибридное скрещивание.

1

опрос

3

Практическая работа № 1: по теме: «Составление простейших схем скрещивания».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

практич. работа

4

Анализирующее скрещивание.

1

Комбинированные уроки

опрос

5

Дигибридное скрещивание.

1

опрос

6

Дигибридное скрещивание. Закон Менделя.

1

опрос

7

Практическая работа № 2 по теме: «Решение элементарных генетических задач».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

практич. работа

8

Хромосомная теория наследственности.

1

Комбинированные уроки

опрос

9

Сцеплённое наследование генов.

1

опрос

10

Современные представления о гене и геноме.

1

опрос

11

Генетика пола.

1

опрос

12

Решение задач.

1

Урок практикум.

сам. раб

13

Изменчивость, наследственная и ненаследственная.

1

Комбинированные уроки

опрос

14

Мутации. Типы мутаций. Комбинативная и мутационная изменчивость.

1

опрос

15

Генетика и здоровье человека.

1

опрос

16

Обобщение знаний по теме: «Закономерности наследственности и изменчивости».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

тест

Тема  3.4   «Основы селекции. Биотехнология» - 4 часа

17

Селекция: основные методы и достижения.

1

Комбинированные уроки

опрос

18

Закономерности теории. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

опрос

19

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1

опрос

20

Зачёт № 1 по теме: «Организм».

1

Урок контроля и оценки знаний

зачёт

Раздел 4 «Вид» - 29 часов

Тема  4.1   «История эволюционных идей» - 5 часов

1

2

3

4

5

6

21

Развитие биологии в додарвинский период. Работы К. Линнея.

1

Уроки изучения нового материала

опрос

22

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

1

опрос

23

Предпосылки развития теории Ч. Дарвина.

1

опрос

24

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

1

опрос

25

Естественный отбор и искусственный отбор, роль для человека.

1

опрос

Тема 4.2  «Современное эволюционное учение» - 16 часов

26

Вид. Критерии вида и структура.

1

Комбинированный урок

опрос

27

Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

лаборатор-ная работа

28

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

1

Комбинированные уроки

опрос

29

Факторы эволюции. Дрейф генов.

1

опрос

30

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

опрос

31

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

опрос

32

Обобщающее повторение.

1

Уроки обобщения и систематизации знаний

тест

33

Адаптации организмов к условиям обитания.

1

Комбинированный урок

опрос

34

Лабораторная работа № 2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

лаборатор-ная работа

35

Относительный характер приспособленности.

1

Комбинированный урок

опрос

36

Видообразование.

1

опрос

37

Сохранение многообразия видов.

1

опрос

38

Причины вымирания видов.

1

опрос

39

Доказательства эволюции органического мира.

1

опрос

40

Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

1

опрос

41

Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

1

опрос

Тема 4.3  «Происхождение жизни на Земле» - 3 часа

42

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

1

Урок изучения нового материала

опрос

43

Современные представления о возникновении жизни.

1

Комбинированные уроки

опрос

44

Развитие жизни на Земле.

1

опрос

Тема 4.4  «Происхождение человека» - 5 часов

45

Гипотезы происхождения человека.

1

Урок изучения нового материала

46

Положение человека в системе животного мира.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

1

2

3

4

5

6

47

Эволюция человека.

1

Уроки изучения нового материала

опрос

48

Эволюция человека.

1

опрос

49

Человеческие расы.

1

опрос

Раздел 5 «Экосистемы» - 19 часов

Тема 5.1  «Происхождение человека» - 3 часа

50

Организм и среда, экологические факторы.

1

Урок изучения нового материала

опрос

51

Абиотические факторы среды.

1

Комбинированные уроки

опрос

52

Биотические факторы среды.

1

опрос

Тема 5.2  «Структура экосистем» - 7 часов

53

Структура экосистем.

1

Комбинированные уроки

опрос

54

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

1

опрос

55

Практическая работа № 3 по теме: «Составление схем передачи веществ и энергии».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

практич. работа

56

Причины устойчивости и смены экосистем.

1

Комбинированные уроки

опрос

57

Влияние человека на экосистемы

1

опрос

58

Практическая работа № 4 по теме: «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

практич. работа

59

Зачет № 2 по теме: «Вид. Структура экосистем»

1

Урок контроля и оценки знаний

зачёт

Тема 5.3  «Биосфера -  глобальная экосистема» - 5 часов

60

Биосфера -  глобальная экосистема.

1

Комбинированные уроки

опрос

61

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1

опрос

62

Роль живых организмов в биосфере.

1

опрос

63

Круговорот веществ и элементов. Ноосфера.

1

опрос

64

Последствия для нашей планеты при нарушении круговорота веществ.

1

опрос

Тема 5.4  «Биосфера  и человек» - 4 часа

65

Биосфера  и человек.

1

Комбинированные уроки

опрос

66

Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

1

опрос

67

Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

1

Урок контроля и оценки знаний

опрос

68

Роль биологии в будущем.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

опрос

Учебно - тематический план

по биологии  для 11 (очного) класса

Названия разделов и тем.

Количество часов

всего

теории

практики

Раздел 3 «Организм»

20

15

5

Тема 3.3 « Закономерности наследственности и изменчивости»

16

12

2 (прак. раб)

1 (сам.раб)

1 (тест)

Тема  3.4   «Основы селекции. Биотехнология» 

4

3

1 (зачёт)

Раздел 4 «Вид» - 29 часов

29

27

2

Тема  4.1   «История эволюционных идей»

5

5

Тема 4.2  «Современное эволюционное учение»

16

14

2 (лаб.раб)

Тема 4.3  «Происхождение жизни на Земле»

3

3

Тема 4.4  «Происхождение человека»

5

5

Раздел 5 «Экосистемы»

19

16

3

Тема 5.1  «Происхождение человека»

3

3

Тема 5.2  «Структура экосистем»

7

4

2 (прак. раб)

1 (зачёт)

Тема 5.3  «Биосфера -  глобальная экосистема»

5

5

Тема 5.4  «Биосфера  и человек»

4

4

Всего:

68

58

10

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования  по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)

Программа  рассчитана на 68 часов в год  (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:  

зачётов  –  2;

практических работ - 4;

лабораторных работ – 2;

самостоятельных работ – 1.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Учебник:

Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 367, [1] с.: ил.

Промежуточная  аттестация  проводится  в  соответствии  с  Уставом  МКОУ ВСОШ № 4  в  форме:  зачёта,  опроса,  тестирования, самостоятельной работы.  

Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование:

В соответствии  с приказом департамента образования и науки Приморского края «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Приморского края на 2009 - 2010 учебный год» от 01.09.2009 г. № 1050 – а для очной формы обучения на  изучение  предмета  отводится  2 часа  в  неделю  (68 часов в год).  

     Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения.

Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года), авторской программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...