Рабочая программа по биологии для 8 (очного) класса
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Выдренок Любовь Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8ochnaya_biologiya.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно (календарно) - тематическое планирование

по биологии для 8 (очного) класса

Название тем, разделов

К-во час.

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

«Введение» - 1 час

1

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организации человека.  

1

Урок изучения нового материала

опрос

Раздел 1 «Происхождение человека»  -  1 час

2

Общий обзор организма человека в живой природе.                                                          

1

Урок изучения нового материала

опрос

Раздел 2 «Строение и функции организма» - 27 часов

Тема 2.1 « Общий обзор организма» - 2 часа

3

Уровни организации, структура тела, органы и системы органов.

1

Урок изучения нового материала

опрос

4

Лабораторная работа № 1 по теме: «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Лабораторная работа

Тема 2.2  «Клеточное строение организма. Ткани» - 1 час

5

Клетчатое строение организма. Строение и функции клетки.

1

Урок изучения нового материала

опрос

Тема 2.3 «Рефлекторная реакция органов и систем органов» - 1 час

6

Нервная регуляция.

1

Комбинированный урок

опрос

Тема 2.4  «Опорно - двигательная система» - 4 часа

7

Скелет. Строение, состав, соединение костей.

1

Урок изучения нового материала

опрос

8

Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение внешнего вида отдельных костей»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Лабораторная работа

9

Мышцы человека. Работа мышц. 

1

Комбинированный урок

опрос

10

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

опрос

Тема 2.5 «Внутренняя среда организма» - 1 час

11

Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Иммунитет.

1

Урок изучения нового материала

опрос

Тема 2.6  «Кровеносная и лимфатическая системы. Круги кровообращения» - 3 часа

12

Органы кровеносной и лимфатической системы. Строение и работа сердца.

1

Урок изучения нового материала

опрос

13

Лабораторная работа № 3 по теме: «Измерение кровеносного давления»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Лабораторная работа

14

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

1

Урок изучения нового материала

опрос

1

2

3

4

5

6

Тема 2.7 «Дыхательная система» - 2 часа

15

Органы дыхания. Строение лёгких. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражение органов дыхания.

1

Урок изучения нового материала

опрос

16

Зачет № 1 по теме: « Строение и функции организма»

1

Урок контроля и оценки знаний

Зачет № 1

Тема 2.8 «Пищеварительная  система» -  2 часа

17

Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.

1

Комбинированный урок

опрос

18

Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Профилактика заболе-ваний органов пищеварения.

1

опрос

Тема 2.9 «Обмен веществ и энергии» - 1 час

19

Обмен веществ и энергии -основное свойство живых существ. Обмен  белков, жиров, углеводов. Витамины. Практическая работа № 1 по теме: «Определение рационального питания»

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Тема 2.10 «Покровные органы. Теплорегуляция» - 1 час  

20

Строение и функции кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

1

Урок изучения нового материала

опрос

Тема 2.11 «Выделение» - 1 час

21

Строение и работа почек. Предупреждение заболевания почек.

1

Урок изучения нового материала

опрос

Тема 2.12 «Нервная система человека» - 4 часа

22

Значение и строение нервной системы. Спинной мозг. Отделы головного мозга, их значение.

1

Урок изучения нового материала

опрос

23

Лабораторная работа № 4 по теме: «Изучение строения головного мозга (по муляжам)»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

лаборатор-ная работа

24

Вегетативная нервная система, строение и функции.

1

Урок изучения нового материала

опрос

25

Зачет № 2 по теме: «Нервная система человека»

1

Урок контроля и оценки знаний

Зачет № 2

Тема 2.13 «Анализаторы» - 1 час

26

Значение органов чувств и анализатор. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Органы зрения и зрительный анализатор. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

Урок изучения нового материала

опрос

1

2

3

4

5

6

Тема 2.14 «ВНД. Поведение. Психика» - 2 часа

27

Рефлекторный характер, длительность нервной системы. Врождённые и приобретенные пороки поведения.

1

Комбинированные уроки

опрос

28

ВНД – высшая нервная деятельность. Биологические ритмы. Сон и его значения. Воля и эмоции, внимание.

1

опрос

Тема 2.15 «Эндокринная система» - 1 час

29

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны.

1

Урок изучения нового материала

опрос

Раздел 3 «Индивидуальное развитие организма» - 5 часов

30

Половая система человека.

1

Комбинированные уроки

опрос

31

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни,  передающиеся половым путём.

1

опрос

32

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

опрос

33

Строение и процесс жизнедеятельности организма человека.

1

опрос

34

Зачет № 3 по теме: «Индивидуальное развитие организма»

1

Урок контроля и оценки знаний

Зачет № 3

               


Учебно - тематический план

по биологии для 8 (очного) класса

Названия разделов

Количество часов

всего

теории

практики

Введение

1

1

Раздел 1 «Происхождение человека»

1

1

Раздел 2 «Строение и функции организма»

27

20

7

Тема 2.1 « Общий обзор организма»

2

1

1 (лаб.раб)

Тема 2.2  «Клеточное строение организма. Ткани»

1

1

Тема 2.3 «Рефлекторная реакция органов и систем органов»

1

1

Тема 2.4  «Опорно - двигательная система»

4

3

1 (лаб.раб)

Тема 2.5 «Внутренняя среда организма»

1

1

Тема 2.6  «Кровеносная и лимфатическая системы. Круги кровообращения»

3

2

1 (лаб.раб)

Тема 2.7 «Дыхательная система»

2

1

1 (зачёт)

Тема 2.8 «Пищеварительная  система»

2

2

Тема 2.9 «Обмен веществ и энергии»

1

1 (практ.раб)

Тема 2.10 «Покровные органы. Теплорегуляция»

1

1

Тема 2.11 «Выделение»

1

1

Тема 2.12 «Нервная система человека»

4

2

1 (лаб.раб)

1 (зачёт)

Тема 2.13 «Анализаторы»

1

1

Тема 2.14 «ВНД. Поведение. Психика»

2

2

Тема 2.15 «Эндокринная система»

1

1

Раздел 3 «Индивидуальное развитие организма»

5

4

1 (зачёт)

ВСЕГО:

34

26

8

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)

Программа  рассчитана на 34 часа в год  (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

зачётов – 3;

практических работ – 1;

лабораторных работ - 4.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Примерная программа основного общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312); программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006.

Учебник:

  • Колесов Д.В. Биология. Человек: учеб. для  8 кл. общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 6-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 332, [4] с.: ил.

Промежуточная  аттестация  проводится  в  соответствии  с  Уставом  МКОУ ВСОШ № 4  в  форме:  зачёта,  опроса,  тестирования.  

Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование:

В соответствии  с приказом департамента образования и науки Приморского края «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Приморского края на 2009 - 2010 учебный год» от 01.09.2009 г. № 1050 – а для очной формы обучения на  изучение  предмета  отводится  1 час  в  неделю  (34 часа в год).  

     

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•    освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

•    овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с      различными источниками информации;

•    воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и  здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•    иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растения ми, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения биологии ученик должен

    знать/понимать

•   признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов

    растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

•   сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

•   особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

    уметь

•   объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

    взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

•   изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы  органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

•   выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

•   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•   анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые  организмы и экосистемы;

•   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о  живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при  простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

•   рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•   выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

•   проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения.

Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года), авторской программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...